Нагродская Евдокия Аполлоновна


НАГРО́ДСКАЯ Евдокия Аполлоновна (урожд. Головачева) [1866, СПб. - 19.5.1930, Париж] - поэт, прозаик, драматург.

Дочь гражданской жены Н. А. Некрасова А. Я. Панаевой, сторонницы женской эманси­пации, и секретаря ж. «Современник» А. Ф. Головачева (некот. вр. был секретарем ж-ла «Современник»). Получила хорошее обра­зование в петерб. школе Страннолюбских и в петерб. частном пансионе М. Спешневой - М. Д. Дурново. Пробо­вала свои силы на сцене, пыталась стать актрисой. В 1882 вышла за­муж за князя Бек-Мелик-Тангиева, прапорщи­ка Кавказской милиции (этой фамилией под­пис. все ранние произведения - «Е. Тангиева», использовала псевд. «Е. Т.», «Е. Т-а».). В янв. 1888, овдовев, с двумя детьми возвратилась в СПб., где поселилась с матерью. В это время состоялся ее лит. дебют - рассказ « Рождественский подарок », появивший­ся в святочном номере (Звезда. 1889. Янв.). Однако ради заработка Н. вынуждена была заняться поденным лит. трудом: в 1890-е из-под ее пера выходят детективы с ловко закру­ченной интригой, печ. с продолже­нием из номера в номер в газ. «Свет»: « Чер­ное дело » (1889. 21–30 июня), « Мертвая петля » (1889. 16 сент.–7 окт.), « Петер­бургские тайны » (1890. 14 июн.–10 июля) и «дамские» повести об одиночестве, непони­мании, иллюзорности счастья на стр. толстых ж-лах: « Потерянное счастье » (Живописное обозрение. 1892. № 16), « Ро­зы», «Под ивами » (Север. 1892. № 19, 32). Создавала миниатюрные поэмы в прозе, где поднимала тему человеч. одиночества. Свою тему в лит-ре Н. нашла лишь в ро­мане « Дочь дьявола » (Совр. мир: еженедельное прилож. 1894. № 1–10), где созда­ется образ загадочной и роковой женщины, оказывающейся в финале воплощенной доб­родетелью. Роман насыщен мистификациями и загадочными происшествиями (в традициях символизма кон. ХIХ - нач. ХХ вв.).

22 янв. 1896 Н. обвенчалась с В. А. Нагродским, служившим на Владикавказской железной дороге, а с 1911 проф., преподававшим в петерб. Ин-те путей сообщения, видным масоном.

После поч­ти 10-летнего молчания материальная обеспеченность позволила Н. взяться за программный для нее роман « Гнев Диониса » (СПб., 1910, выдержал 10 изд. с 1910 по 1916). Читателей привлекала раскованность автора, стремление к духовному (и как следствие - сексуальному) раскрепощению, острый сюжет. Критич. оценки «Гнева Диониса» были неоднозначны: с одной стороны, не поощрялась проповедь сексуального раскрепощения, но с другой - привлекало «тонкое, почти нерусское искусство рисунка» (В. Кранихфельд // Совр. мир. 1910. № 11). В образе художницы Тани в романе выведена сама Н. Образ Старка во многом вобрал черты поэта М. А. Кузмина, с кот. Н. была в дружеских отношениях. Роман принес писатель­нице широкую известность среди читающей публики. Концепции Ф. Ницше (человек-артист, аполлоническое и дионисийское начала), О. Вейнингера (проблема пола и характера) и Вяч. Иванова (русская трактовка дионисийства), травестированные в романе, появившемся как раз в год «кризи­са символизма», - яркое свидетельство того, что философская проблематика и стилистика русского модернизма стала достоянием эпи­гонов и полубульварной лит-ры.

К. Чуковский, обозревая «верхи» и «низы» «текущей словесности» за 1911, определил место Н. в лит. иерархии: «...по­клонники <...> г-жи Нагродской только пре­зрительно фыркнут, прочитав творения Реми­зова. И это не разница вкусов, это разница социальных положений» (Чуковский К. СС: В 6 т. Т. 6. М ., 1969).

Ницшеанские мотивы и тема однополой любви получили продолжение в романе « У бронзовой двери » (1913), в центре кот. - фигура молодого музыканта, дово­дящего своего интимного друга до самоубий­ства. Скандал, разгоревшийся по поводу за­прещения и конфискации тиража первого вып. в 1911, в кот. автор принимала самое актив. участие, явился одним из способов привлечь интерес публики (вышел в 1913 под назв. « У бронзовой двери » «в отрывках и со значительными купюрами»). В серии романов 1910-х Н. ищет новые модные темы и ракурсы: в романе « Борьба микробов » (1913 (соперничество искателей состояния богатой вдовы) это законы естеств. отбора, спроецированные на человеч. взаимо­отношения, визионерская практика в мистич. романе « Белая колоннада » (1914, переизд. в 1990-е) и спиритизм в « Злых духах » (1915). 1916 - « Житие Олимпиады-девы ». В сб. рассказов 1913, 1915, 1917 Н. продолжает заявленную в романе «Гнев Дио­ниса» женскую тему: поиски женских путей самопознания и самовыражения, внимание к «странным» женским жизненным сценариям.

В 1911 в СПб. вышли сб. « Стихи » и сб. рассказов « Аня. Чистая любовь. Он. За самоваром », продолж. тему поиска путей женского самопознания и самовыражения. Рассказы разных лет составили сб. « Сны. Сандрильона. Мальчик из цирка. Романтическое приключение. Невеста Анатоля. Клуб настоящих ».

Салон Н.- ее квартира на набе­режной Мойки, около Синего моста,- посещали М. Кузмин, Г. Адамович, Ю. Юркун, Г. В. Иванов, М. И. Семенов (издатель всех книг Н. в России). Кузмин посвятил Н. роман «Тихий страж» и неск. стих., Н. ему посвятила рассказ « Сны » («Весна». 1914. № 2). Салон Н. опи­сан в повести М. Кузмина «Плавающие - пу­тешествующие», в мемуарах «Петерб. зимы» Г. Иванова и в воспоминаниях Р. Ивнева. Н. являлась фактич. издателем ж-ла «Петерб. вечера», на страницах кот. появлялись и ее произведения.

Г. Иванов: «Наружностью и характером - русская барыня - помещица средней руки, болтушка и хохотушка, умеющая “простить и оборвать”, веселая и гостеприимная. Конечно, она была знаменитой писательницей, и у нее должны были быть “запросы”».

В окт. 1918 Н. эмигрировала во Фран­цию, где работала на ферме, занималась герметической философией. В Париже была хозяйкой популярных «сред». Член Союза русских писателей и журналистов. Жертвовала средства в пользу Тургеневской биб-ки. Активный член франц. масонской ложи, ее юридич. делегат. Председательствовала в ложе «Аврора» (1927–30).

Продолжала заниматься лит. трудом. Среди русских эмигрантов пользовались широкой популярностью романы Н. « Правда о семье моей жены», «Записки Романа Васильева » (ч. 1, 1922), « Тайна сонетов » (1927), « Река времен » (1924–26, создан сознательно в традиции Л. Н. Толстого), где нашла отражение тема масонства как духов­ного самосовершенствования. Произведения Н. печ. в Париже, Берлине и Риге.

Однако и в эмигрантский период Г. Стру­ве относит тв-во Н. к дамской, «более или менее бульварной» беллетристике, ука­зывая, что ее романы выходили г.о. в Риге; вероятно, на них «был тайный спрос и в Советском Союзе». В Париже Н. и ее муж - члены масон­ских лож (см.: Берберова Н. Люди и ложи. Н-Й., 1986), Н. занимается написанием труда по герметической философии.

Умерла в Париже от рака печени. Посмертно была изд. драма « La dame et le Diable ».

Возвращению имени Н. в русскую лит-ру во многом способствовал амер. исследователь М. Дэлтон, выпустивший кн. «Studies in Russian Literature» (Colombus, Ohio, 1986).

В 1914 на квартире Н. в СПб., располагавшейся по адресу: ул. Морская (Большая Морская ул.), д. 46, - жил М. Кузмин.

Соч .: Правда о семье моей жены. Берлин, 1922; Записки Романа Васильевича. Париж, 1922; Река времен: трилогия. Берлин, 1924–26; Тайна сонетов. Париж, 1927; Гнев Диониса / послесл. М. Михайловой. М., 1994; Гнев Диониса / вст. ст. С. Савицкого. СПб., 1994.

Лит .: Некролог // Возрождение. 1930. 21 мая; Владиславлев И. В. Русские писатели XIX–XX ст. Опыт библиогр. пособия по новейшей русской лит-ре. 3-е изд. М., 1918; Рогожин Н. П. Литературно-художественные альманахи и сборники: 1912–17 гг. М., 1958; КЛЭ / гл. ред. А. А. Сурков. М.: Сов. энц., 1966; Dalfon М. A Russsian bestseller in the early twentieth centure: E. A. Nagrodskaya // Studies in Russian Literature. In Honor of Vsevolod Setchkarev. Columbus, 1986; Грачева А. Русское ницшеанство и жен­ский роман нач. XX в. // Slavica Tamperensia II. Tampere, 1994; Казак В. Лексикон русской лит-ры XX в. [пер. с нем.]. М.: РИК «Культура», 1996; Струве Г. Русская литература в изгнании. Изд. 3-е. Париж-М.: YMKA-Press, 1996; Чуковский К. Дневники. 1930–69. М., 1994; Струве Г. Русская лит-ра в изгнании. М., 1996; Казак В. Лексикон русской лит-ры ХХ в. М., 1996; Русские писатели. 1800–1917. Т. 1–5. М., 1989–1999; Сто одна поэтесса Серебряного века: Антология / сост. М. Л. Гаспаров, О. Б. Кушлина , Т. Л. Никольская . СПб.: Деан, 2000; Русская лит-ра ХХ в.: Прозаики, поэты, драматурги: Биобиблиогр. словарь / под общ. ред. Н. Н. Скатова; М., 2005. Российское зарубежье во Франции. 1919–2000: Биогр. словарь: В 3 т. М., 2008–2010.

О. Кузнецова

  • Нагродская Евдокия Аполлоновна