Насущенко Владимир Егорович


НАСУ́ЩЕНКО Владимир Егорович [1.11.1930, Л-д - 1.8.2002, СПб.; по­хоронен на Комаровском кладб.] - прозаик.

Из рабочей семьи. Отец оставил семью, когда В. было полтора года. Подростком пережил начало блокады, в 1942 с матерью эвакуирован в Алтайский край. В 1945 вернулся в Л-д, где, окончив железнодорожное училище, работал пом. машиниста паровоза. В 1956 поступил в Лен. мореходную школу, по окончании кот. плавал на судах загранплавания матросом. Писать начал в 30-летнем возрасте, об этом Н. вспоминает так: «Однажды в дальнем плавании мне в руки попал божест­венный Хемингуэй, и я заразился литературой: Лев Толстой, Чехов, Бунин, Достоевский. Стал потихоньку писать...» (Автобиография . ОНЛ ИРЛИ). Профессиональ­ные навыки Н. приобретал в ЛИТО «Выборгская сторона» (рук. В. Ба­кинский и Вс. Азаров), участником кот. он был на протяжении 15 лет. В 1971 окончил Лит. ин-т им. М. Горького. С 1961 зарабатывал на жизнь, работая кочегаром в лен. котельных. Это давало ему некую свободу тв-ва: «темы были не проходные: нищета, страдание, жестокость нашего времени. <…> Я писал то, что видел, выкладывал свой горький опыт, писал правду, которая хуже всякой лжи. Слезы, грязь, пот, ублюдочную работу, бедный народ. Редакторы смотрели на меня, как на ненормального» (ЦГАЛИ СПб. Ф. 735. Оп. 1. Ед. хр. 87. Л. 11).

Тематика перв. рассказов Н.- нищета и страдания народа, жестокость мира. «Я пи­сал, что видел, - как жил мой бедный народ» (Автобиография). Тв-во находило до­рогу к читателю с трудом, редакторы воспри­нимали писателя как «диссидента». В рец. 1976 А. Бартэн отказывался рекомендовать рассказы Н. к печ. на основании того, что «автор рисует жизненную действительность самыми мрачными краскам… мир, окружающий человека, бессмысленен, равнодушен, жесток», а у героя нет «больших интересов, глубоких чувств, возвышающих идей». Критик советовал автору «отказаться от нигилистической тенденциозности, что ничего общего не имеет с большими и благородными задачами, стоящими перед советской литературой» (ЦГАЛИ СПб. Ф. 735. Оп. 1. Ед. хр. 92. Л. 3–4). В противовес этому мнению Е. Кутузов отмечал: «…проза В. Насущенко сохранила свою первозданность, осталась незамутненной идеологизмами, митинговой тарабарщиной, осталась чистой и милосердной» (Там же. Л. 9). Некот. произведения Н. (напр., рассказ « Чужая собака ») ждали публ. около 20 лет. Н. никогда не шел на компромисс, следуя принципу: «Пи­сать нужно голую правду, не достойно писа­телю поддаваться политической дрессиров­ке».

Перв. рассказ « Тяжелый маршрут » напеч. (под заглав. «Дорогу уже не бомбили», данным ред.) в альм. «Молодой Л-д» за 1968. Рассказ « Девушка с кош­кой », напеч. в ж. «Аврора» (1979. № 8) при содействии гл. ред. Г. Горышина (ставшего впоследствии близким другом Н.), вызвал неприятие анонимного обозревателя «ЛГ».

В 1970–80-е рассказы Н. публ. в альм. «Молодой Л-д», «Точка опоры» (1973), ж. «Ав­рора», «Нева», «Звезда», «Новый мир». Перв. кн. « Мартовский лед » вы­шла в 1980. В 1982 принят в СП СССР (позже СП России). Лауреат Всесоюзного конкурса СП СССР и «Недели» на лучший рассказ 1983. В об­щей сложности опубл. около 100 произв.

«Писатель, скупо и нежно поведавший миру о своей единственной родине…», ― так определяет суть тв-ва прозаика А. Скоков (Скоков А. «Ты у меня один…» О прозе Владимира Насущенко // Кн. лавка. 1995. Май). Герои большинства рассказов и повестей Н. - рыбаки, охотники, моряки, геологи, лю­ди профессий, требующих самоотдачи и му­жества. «Тяжелая ноша сделала их несклад­ными, грубоватыми от постоянного напряже­ния - но только возле таких людей можно спастись, согреться в холодной, неуютной жизни, которую Н. рисует бесстрашно, по­дробно и трагично» (В. Попов). Несмотря на внешнюю мрачность колорита, тепло и свет проистекают из любви автора к своим героям. Сострадание, способность Н. почувствовать чужую боль отмечено мн. критиками: «…талант Насущенко трогательный, в его прозе грубость жизни уживается с нежностью души» (ЦГАЛИ СПб. Ф. 735. Оп. 1. Ед. хр. 93. Л. 5).

Новеллистика Н. создавалась не без вли­яния произведений Э. Хемингуэя и Дж. Лондона с их темой мужества тихих и непри­метных людей. В центре рассказов Н. оказы­вается событие, требующее от персонажа по­ступка, который высвечивает его характер. Типична ситуация преодоления: лишь напря­жением всех сил герои добиваются цели, спа­сают чью-то жизнь, выживают сами. Нередко именно угроза возможной смерти заставляет их обратиться к реальностям жизни. Но если победа героя американской прозы обяза­тельно означает для него перемену судьбы, то «победы героев Н. никак не связаны с при­метами внешнего успеха - и победитель не столько „не получает ничего”, сколько ничего не просит», - полагает В. Топоров, отмечаю­щий и еще одну особенность: «Неразвитый строй мыслей и чувств большинства персона­жей Н. подчеркивает, по закону контраста, их здоровую нравственную основу, опреде­ляющую необходимый выбор куда точней, чем любая рефлексия».

Энергичный ритм, резкие линии рисунка, исключительность, напряженность ситуации присущи прозе Н. Типичная для рассказов Н. композиция - неторопливая, нарочито затя­нутая экспозиция и внезапный порыв поступков и страстей. Произведения Н. отличает ла­коничность изобразительных средств, ясность языка, который «пронзает нас деталями уди­вительно жизненными, точными, убедитель­ными» (В. Попов), филигранная от­делка текста. При всей внешней суровости в рассказах присутствует скрытая, но посто­янно ощущаемая сердечность. Особенность авторской манеры Н. в том, что «любое его слово тесно слито с героем, идет от его пси­хофизического состояния, его лексики и ду­шевного опыта» (В. Кавторин).

Предваряя публ. рассказа « Артемида », Горышин обращает внимание на поставленный в нем вопрос: «кто скажет нашим, еще несмышленым, внукам, что они ― русские? При всеобщем вывихе шеи в сторону запада… Кто их научит любить Россию?» (ЦГАЛИ СПб. Ф. 735. Оп. 1. Ед. хр. 93. Л. 5).

Описания природы - фон для психологич. проработки характеров. Так, напр., суровый, чистый пейзаж в рассказе « На холодной реке » высвечивает образ ге­роя - учителя, человека страдающего, но чи­стосердечного, несущего свой крест и отвер­гающего подачки жизни. «Почти в каждом рассказе действие стремится к некоей вспыш­ке, откровению, когда... герой, а вслед за ним и читатель, осознает нечто важное» (Т. Батури­на), при этом часто возникают сим­волы внезапного психолог. прозре­ния героев, как «красная лошадь» в финале одноименной повести. Рисует глухие заброшенные места, безлюдье, бездорожье, как в рассказе « Последняя Марфа », где звучит «щемящая боль горького счастья жить на этой земле» (Скоков А. «Ты у меня один…»).

В наследии Н. выделяются автобиогр. рассказы о детстве, напр., пронзительный рассказ о блокаде « Если я не приду ».

В посл. произведениях Н. ощутимы реалии совр. России: Н. пишет о тех, кто нуж­дается в защите: стариках, детях, простых людях. Автором движет стремление обрисо­вать живые и трогательные характеры совр. бедняков (« Старуха и мизантроп », « Невыкопанная полоска », « Фреза Господ­ня »), преодолеть человеч. черствость, показать, чем все-таки держится «жизнь че­ловека, щемяще-беззащитная, открытая мел­ким напастям и сокрушительным невзгодам» (А. Скоков). Гибельности прогресса для природы и для человеческой души посвящен рассказ « Ничто не летало в лесу »: кошка, прибитая мальчишками к забору, мертвые синицы в лесу после взрыва цеха, повесив­шийся от ужаса скотник - «события одного ря­да» (Т. Батурина).

Особый пласт в тв-ве Н. составляют рассказы о любви (« Петр и Лиза», «На хо­лодной реке ») - их отличает целомудренный взгляд автора, рисующего чистые, естествен­ные чувства.

Творч. кредо писателя стала убеж­денность: «нужно писать так, чтобы Господь прощал все грехи за правду» (Автобиогра­фия). Книги Н. останутся в русской лит-ре прежде всего благодаря их героям, «щедро­сти и силе их души, которая переплавляет пе­режитые ими беды в свет надежды, в добро и нежность, обращенные к другим» (В. Кавторин).

Архив: ЦГАЛИ СПб. Ф. 735.

Соч.: Мартовский лед. Л., 1980; С утра до вечера. Л., 1984; Белый свет. Л., 1988; Дом на канале. М., 1989; Красная лошадь. СПб., 1998.

Лит.: Горышин Г. Вес слова // Веч. Л-д. 1980. 4 сент.; Ланда Е. В гуще жизни // Нева. 1980. № 9; Коносов М. Перекличка // Звезда. 1981. № 1; Холшевникова Е. Судьбы люд­ские // Лен. правда. 1985. 18 янв.; Чалмаев В. Тихие дерзания малой прозы // Лит. Россия. 1985. 22 февр.; Кавторин В. Люди терпеливого подвига // Не­ва. 1985. № 8; Попов В. Состав земли не знает грязи... // Нева. 1989. № 6; Топо­ров В. Тихий вызов // Лит. обозрение. 1989. № 10; Батурина Т. Красная лошадь // Лит. Петер­бург. 1999. № 7; Скоков А. След в след. Размыш­ления о прозе В. Насущенко // Лит. Петербург. 2000. № 11; Батурина Т. Для медленного чтения // Батурина Т. Ратоборцы слова. СПб., 2008; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / Сост. А. И. Белинский. СПб.: Дума, 2011.

А. Любомудров

  • Насущенко Владимир Егорович