Насущенко Владимир Егорович
НАСУ́ЩЕНКО Владимир Егорович [1.11.1930, Л-д - 1.8.2002, СПб.; похоронен на Комаровском кладб.] - прозаик.
Из рабочей семьи. Отец оставил семью, когда В. было полтора года. Подростком пережил начало блокады, в 1942 с матерью эвакуирован в Алтайский край. В 1945 вернулся в Л-д, где, окончив железнодорожное училище, работал пом. машиниста паровоза. В 1956 поступил в Лен. мореходную школу, по окончании кот. плавал на судах загранплавания матросом. Писать начал в 30-летнем возрасте, об этом Н. вспоминает так: «Однажды в дальнем плавании мне в руки попал божественный Хемингуэй, и я заразился литературой: Лев Толстой, Чехов, Бунин, Достоевский. Стал потихоньку писать...» (Автобиография . ОНЛ ИРЛИ). Профессиональные навыки Н. приобретал в ЛИТО «Выборгская сторона» (рук. В. Бакинский и Вс. Азаров), участником кот. он был на протяжении 15 лет. В 1971 окончил Лит. ин-т им. М. Горького. С 1961 зарабатывал на жизнь, работая кочегаром в лен. котельных. Это давало ему некую свободу тв-ва: «темы были не проходные: нищета, страдание, жестокость нашего времени. <…> Я писал то, что видел, выкладывал свой горький опыт, писал правду, которая хуже всякой лжи. Слезы, грязь, пот, ублюдочную работу, бедный народ. Редакторы смотрели на меня, как на ненормального» (ЦГАЛИ СПб. Ф. 735. Оп. 1. Ед. хр. 87. Л. 11).
Тематика перв. рассказов Н.- нищета и страдания народа, жестокость мира. «Я писал, что видел, - как жил мой бедный народ» (Автобиография). Тв-во находило дорогу к читателю с трудом, редакторы воспринимали писателя как «диссидента». В рец. 1976 А. Бартэн отказывался рекомендовать рассказы Н. к печ. на основании того, что «автор рисует жизненную действительность самыми мрачными краскам… мир, окружающий человека, бессмысленен, равнодушен, жесток», а у героя нет «больших интересов, глубоких чувств, возвышающих идей». Критик советовал автору «отказаться от нигилистической тенденциозности, что ничего общего не имеет с большими и благородными задачами, стоящими перед советской литературой» (ЦГАЛИ СПб. Ф. 735. Оп. 1. Ед. хр. 92. Л. 3–4). В противовес этому мнению Е. Кутузов отмечал: «…проза В. Насущенко сохранила свою первозданность, осталась незамутненной идеологизмами, митинговой тарабарщиной, осталась чистой и милосердной» (Там же. Л. 9). Некот. произведения Н. (напр., рассказ « Чужая собака ») ждали публ. около 20 лет. Н. никогда не шел на компромисс, следуя принципу: «Писать нужно голую правду, не достойно писателю поддаваться политической дрессировке».
Перв. рассказ « Тяжелый маршрут » напеч. (под заглав. «Дорогу уже не бомбили», данным ред.) в альм. «Молодой Л-д» за 1968. Рассказ « Девушка с кошкой », напеч. в ж. «Аврора» (1979. № 8) при содействии гл. ред. Г. Горышина (ставшего впоследствии близким другом Н.), вызвал неприятие анонимного обозревателя «ЛГ».
В 1970–80-е рассказы Н. публ. в альм. «Молодой Л-д», «Точка опоры» (1973), ж. «Аврора», «Нева», «Звезда», «Новый мир». Перв. кн. « Мартовский лед » вышла в 1980. В 1982 принят в СП СССР (позже СП России). Лауреат Всесоюзного конкурса СП СССР и «Недели» на лучший рассказ 1983. В общей сложности опубл. около 100 произв.
«Писатель, скупо и нежно поведавший миру о своей единственной родине…», ― так определяет суть тв-ва прозаика А. Скоков (Скоков А. «Ты у меня один…» О прозе Владимира Насущенко // Кн. лавка. 1995. Май). Герои большинства рассказов и повестей Н. - рыбаки, охотники, моряки, геологи, люди профессий, требующих самоотдачи и мужества. «Тяжелая ноша сделала их нескладными, грубоватыми от постоянного напряжения - но только возле таких людей можно спастись, согреться в холодной, неуютной жизни, которую Н. рисует бесстрашно, подробно и трагично» (В. Попов). Несмотря на внешнюю мрачность колорита, тепло и свет проистекают из любви автора к своим героям. Сострадание, способность Н. почувствовать чужую боль отмечено мн. критиками: «…талант Насущенко трогательный, в его прозе грубость жизни уживается с нежностью души» (ЦГАЛИ СПб. Ф. 735. Оп. 1. Ед. хр. 93. Л. 5).
Новеллистика Н. создавалась не без влияния произведений Э. Хемингуэя и Дж. Лондона с их темой мужества тихих и неприметных людей. В центре рассказов Н. оказывается событие, требующее от персонажа поступка, который высвечивает его характер. Типична ситуация преодоления: лишь напряжением всех сил герои добиваются цели, спасают чью-то жизнь, выживают сами. Нередко именно угроза возможной смерти заставляет их обратиться к реальностям жизни. Но если победа героя американской прозы обязательно означает для него перемену судьбы, то «победы героев Н. никак не связаны с приметами внешнего успеха - и победитель не столько „не получает ничего”, сколько ничего не просит», - полагает В. Топоров, отмечающий и еще одну особенность: «Неразвитый строй мыслей и чувств большинства персонажей Н. подчеркивает, по закону контраста, их здоровую нравственную основу, определяющую необходимый выбор куда точней, чем любая рефлексия».
Энергичный ритм, резкие линии рисунка, исключительность, напряженность ситуации присущи прозе Н. Типичная для рассказов Н. композиция - неторопливая, нарочито затянутая экспозиция и внезапный порыв поступков и страстей. Произведения Н. отличает лаконичность изобразительных средств, ясность языка, который «пронзает нас деталями удивительно жизненными, точными, убедительными» (В. Попов), филигранная отделка текста. При всей внешней суровости в рассказах присутствует скрытая, но постоянно ощущаемая сердечность. Особенность авторской манеры Н. в том, что «любое его слово тесно слито с героем, идет от его психофизического состояния, его лексики и душевного опыта» (В. Кавторин).
Предваряя публ. рассказа « Артемида », Горышин обращает внимание на поставленный в нем вопрос: «кто скажет нашим, еще несмышленым, внукам, что они ― русские? При всеобщем вывихе шеи в сторону запада… Кто их научит любить Россию?» (ЦГАЛИ СПб. Ф. 735. Оп. 1. Ед. хр. 93. Л. 5).
Описания природы - фон для психологич. проработки характеров. Так, напр., суровый, чистый пейзаж в рассказе « На холодной реке » высвечивает образ героя - учителя, человека страдающего, но чистосердечного, несущего свой крест и отвергающего подачки жизни. «Почти в каждом рассказе действие стремится к некоей вспышке, откровению, когда... герой, а вслед за ним и читатель, осознает нечто важное» (Т. Батурина), при этом часто возникают символы внезапного психолог. прозрения героев, как «красная лошадь» в финале одноименной повести. Рисует глухие заброшенные места, безлюдье, бездорожье, как в рассказе « Последняя Марфа », где звучит «щемящая боль горького счастья жить на этой земле» (Скоков А. «Ты у меня один…»).
В наследии Н. выделяются автобиогр. рассказы о детстве, напр., пронзительный рассказ о блокаде « Если я не приду ».
В посл. произведениях Н. ощутимы реалии совр. России: Н. пишет о тех, кто нуждается в защите: стариках, детях, простых людях. Автором движет стремление обрисовать живые и трогательные характеры совр. бедняков (« Старуха и мизантроп », « Невыкопанная полоска », « Фреза Господня »), преодолеть человеч. черствость, показать, чем все-таки держится «жизнь человека, щемяще-беззащитная, открытая мелким напастям и сокрушительным невзгодам» (А. Скоков). Гибельности прогресса для природы и для человеческой души посвящен рассказ « Ничто не летало в лесу »: кошка, прибитая мальчишками к забору, мертвые синицы в лесу после взрыва цеха, повесившийся от ужаса скотник - «события одного ряда» (Т. Батурина).
Особый пласт в тв-ве Н. составляют рассказы о любви (« Петр и Лиза», «На холодной реке ») - их отличает целомудренный взгляд автора, рисующего чистые, естественные чувства.
Творч. кредо писателя стала убежденность: «нужно писать так, чтобы Господь прощал все грехи за правду» (Автобиография). Книги Н. останутся в русской лит-ре прежде всего благодаря их героям, «щедрости и силе их души, которая переплавляет пережитые ими беды в свет надежды, в добро и нежность, обращенные к другим» (В. Кавторин).
Архив: ЦГАЛИ СПб. Ф. 735.
Соч.: Мартовский лед. Л., 1980; С утра до вечера. Л., 1984; Белый свет. Л., 1988; Дом на канале. М., 1989; Красная лошадь. СПб., 1998.
Лит.: Горышин Г. Вес слова // Веч. Л-д. 1980. 4 сент.; Ланда Е. В гуще жизни // Нева. 1980. № 9; Коносов М. Перекличка // Звезда. 1981. № 1; Холшевникова Е. Судьбы людские // Лен. правда. 1985. 18 янв.; Чалмаев В. Тихие дерзания малой прозы // Лит. Россия. 1985. 22 февр.; Кавторин В. Люди терпеливого подвига // Нева. 1985. № 8; Попов В. Состав земли не знает грязи... // Нева. 1989. № 6; Топоров В. Тихий вызов // Лит. обозрение. 1989. № 10; Батурина Т. Красная лошадь // Лит. Петербург. 1999. № 7; Скоков А. След в след. Размышления о прозе В. Насущенко // Лит. Петербург. 2000. № 11; Батурина Т. Для медленного чтения // Батурина Т. Ратоборцы слова. СПб., 2008; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / Сост. А. И. Белинский. СПб.: Дума, 2011.
А. Любомудров