Невзглядова Елена Всеволодовна
НЕВЗГЛЯ́ДОВА Елена Всеволодовна (псевд. Ушакова) [2.6.1939, Л-д] ― филолог, эссеист, поэт.
Родилась в семье служащих. Отец, Н. Всеволод Гордеевич ― физик, мать ― Н. Ольга Константиновна, литератор, преподавала английский.
В 1962 окончила албанское отд. филол. фак-та ЛГУ. По окончании ун-та работала в школе, в БАН СССР, на телевидении. В 1967 закончила аспирантуру ЛГУ. С дек. 1969 ― мл. науч. сотр. Сектора поэтики и стилистики ИРЛИ (Пушкинский Дом), с 1972 - Сектора фольклора.
Обл. науч. интересов: поэтика, теория стихотв. речи. Участвовала в колл. трудах ИРЛИ: «Поэтика и стилистика русской лит-ры» (Л., 1971); «Русский фольклор». Т. 14 (Л., 1974). Защитила канд. дис. по теме: « Мелодика русского лирического стиха » (1974).
В 1976 поступила в ред. ж-ла «Аврора», где в отделе прозы проработала ред. 16 лет. «Работа в редакции, хотя и была мне интересной, не оставляла времени для научных занятий. Только уйдя из редакции в 1992 году, я вернулась к интересующим меня проблемам теории стиха. Чем отличается стихотворная речь от прозаической, с точки зрения языка? Многие читают стихи, как прозу, извлекая из текста логическое содержание и довольствуясь чисто ритмической прелестью стихотворной речи. При этом теряется тот собственно стиховой смысл , кот. и составляет цель усилий поэта. Он связан с интонацией. Своей главной работой я считаю интонационную теорию стиха» (« Автобиография »). По Н., стиховая интонация, образуемая конститутивной паузой в конце каждого стиха (строки), является единственным и достаточным признаком, отличающим стихотв. речь от прозаической. Стиховую паузу не знает прозаич. речь – эта пауза не синтаксическая, не эмотивная и не пауза хезитации, известные прозе, она асемантическая, по Н. ― «музыкальная». Точно так же и стиховая интонация имеет свою специфику, кот. Н. определяет, как интонацию неадресованности . Метр, по Н., ― категория абстрактная, интонация связана с семантикой.
Н. полагает, что лингвистич. механизм стихотв. речи определяется ее членением. Создаваемое паузой унифицированное звучание стихотв. речи уравнивает разноуровневые элементы текста и тем самым делает их (без всякого ранжира) пригодными для выражения смысла. Служебные слова, фонетика и грамматика становятся равноправными выразителями содержания. Длина строки, становясь длительностью звучания, а чередование ударений ― интенсивностью, ― как в устной речи, передают эмоции. Стих, т.о., получает возможность фиксировать на письме интонацию. Оттенки смысла, кот. в живом общении выражаются звуком голоса, непосредственно (а не описательно, как в прозе) возникают в письменном тексте. Ускользающая материя устной речи поймана стиховой конструкцией и остановлена. В этом, как считает Н., и состоит, с лингвистич. точки зр., специфика стихотв. речи.
Ст. Н. по теории стихотв. речи, были опубл. в ж. «Известия АН», «Русская лит-ра», «Russian Literature», «НЛО» и др., и составили кн. « Звук и смысл » (СПб., 1998), кот. в том же году получила петерб. лит. премию «Сев. Пальмира», и кн. « О стихе » (СПб.: Изд-во ж. «Звезда», 2005).
Н. печ. как критик и эссеист в ж. «Вопросы лит-ры», «Новый мир», «Знамя», «Звезда» и др. Несмотря на то что книги Н. изд. в ненаучных изд-вах, статьи, их составляющие, опубл. в науч. журналах и сб. и являют собой часть совр. науч. лингвистич. знания. Стиховедч. работам Н. был посвящен раздел в отд. критики ж. «НЛО» (2006. № 5).
Эссеистика Н. отмечена премией ж. «Звезда»: эссе о Г. Адамовиче, « Заметки читателя », статья о Л. Толстом и др. В жанре «заметок» Н. следует традиции «записных книжек» Г. Адамовича и «Записей» Л. Гинзбург.
С 1989 печ. стихи под псевд. Елена Ушакова. Стихотв. тв-во У. принадлежит петерб. поэтич. школе, в частности, школе А. Кушнера. Стихи опубл. в ж. «Синтаксис», «Знамя», «Новый мир», «Арион», «Звезда», «Нева» и др. В 1991 вышла кн. стихов Н. « Ночное солнце », в 2000 ― « Метель », в 2005 ― « В потаенном регистре» , в 2012 ― « Лиственная тень». Стихи переводились на французский, голландский, итальянский яз.
Член СП СПб. (с 1991).
Муж ― поэт Александр Кушнер.
Соч.: Ночное солнце. СПб., 1991; Звук и смысл. СПб., 1998; Метель. СПб., 2000; О стихе. СПб., 2005; В потаенном регистре. СПб., 2005; Лиственная тень. СПб., 2012; Блаженное наследство. СПб., 2013; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Ю. Арьева. СПб.: Вита Нова, 2016.