Ник А.


НИК А. (наст. Николай Ильич Аксельрод) [18.11.1945, Л-д ― 31.5.2011, Прага] - поэт, прозаик, драматург, график.

Отец - парт. и хоз. работник, мать - нач. отдела кадров з-да; второй сын в семье, старший - Владимир Ильич Аксельрод, филолог. Двоюродный брат А. - Б. Ванталов (Б. Констриктор). В детстве А. переболел полиомиелитом и остался хромым. После школы закончил фотоучилище, где учился вместе с Б. Кудряковым. Некот. время работая в фотоателье, посещает различные неформальные объединения художников, музыкантов, со мн. из кот. сводит знакомство (В. Овчинников, И. Захаров-Росс, А. Костюченко пишут его портреты). Вскоре оставляет службу фотографа и устраивается сторожем (официально контролером-приемщиком) автостоянок. К этому вр., кон. 1960-х, относится его сближение с литераторами Малой Садовой - г.о. с Вл. Эрлем, Дм. Макриновым, А. Мироновым, братьями Н. и С. Николаевыми, К. Кузьминским, кот. был инициатором этого сближения (кон. 1969 или нач. 1970); идет стремительный процесс самообразования, выбора и оттачивания стиля (сохранились записные книжки А., испещренные всевозможными цитатами, выписками, перемежающимися с собств. набросками). В 1972 опубл. три миниатюры в ж. «Аврора», где в то время публ. некот. представители неофиц. культуры. Переписка, а затем и личное знакомство с чешской студенткой Зденкой Бурешовой завершается в 1972 свадьбой, и в февр. 1973 А. навсегда покидает СССР (в 70-е и 80-е состоялись неск. визитов в Л-д); осн. средством связи отныне служат письма к друзьям. Среди вывезенных зарубеж были машинописная кн. «Лицо» (перв. книга А., сост. вместе с Эрлем) и её неизд. продолжение «Спина» , в кот. автор не только использует, но и абсурдирует метод изобразительности. В 1974 Вл. Эрль в своем изд-ве «Палата мер и весов» выпустил кн. А. «первая. книга. стихов» , кот., до сих пор не переизданная, полно представляет и подытоживает лен. период тв-ва поэта. Впоследствии Б. Констриктор и Вл. Эрль задумали изд. огромной кн. «Аураника» в 3 000 машинописных стр., но изд. осуществлено не было.

На жизнь в Чехословакии А., видимо, возлагал опр. надежды, связанные с тв-вом, но в полной мере им не суждено было сбыться, хотя существовали контакты с деятелями тамошнего самиздата. Освоение нового языка давало возможность знакомиться с книгами, недоступными в СССР, к тому же перед пражанином было открыто немало из наследия русской эмиграции Первой волны. А. активно посещал полуподпольные выставки, концерты, чтения. Несмотря на интенсивность работы (в 70-е - нач. 80-х создается обширный цикл из пяти прозаич. книг «Сон о Фелмори» , цикл «Сто писем к В. Э.» [« 100 писем к В. Э.» были нач. в Л-де, завершены в 1974 в Праге], разрозненные небольшие рассказы, многочисленные стих-я, в т.ч. экспериментальные, и даже попытки переводов), почти ничего из этого изд. при жизни автора не удалось. Но в СССР в ряде самиздатских ж. и сб. с 1975 стали появляться публ. А. (в т.ч. в «Часах», а позже в «Митином ж.»), с 1979 он становится пост. автором ж. «Транспонанс» (с № 3 по № 23, 1984), в 1983 и 1986 его тексты публ. в антол. новейшей русской поэзии «У Голубой лагуны» (т. 4А и 5B). А. публ. свои тексты на чешском яз. в совместном с Ю. Мюллером самиздатском изд. «MuNK» (с 1984). С наступлением «перестройки» почти перестает пис. по-русски, проходит неск. его персональных выставок. С кон. 1980-х печ. в альм. «Черновик» визуальные тексты.

Стихотв. и прозаич. тексты А. ориентированы на традицию лит-ры абсурда, а также подпитываются русскими влияниями, в частности фольклорными источниками, «корявой» поэзией, баснями XVIII в., графоманскими опусами. Среди бесспорных поэтич. удач А. моностихи, так или иначе пародирующие жанр афоризма (напр., «Апраксин двор! Апраксин двор!» , 1971, или «Петербург - это город, где ужин остыл» , 1974). Т. Гланц справедливо находит типичной для его произведений поэтику сардонич. смеха, сближающую внушительный корпус текстов с «черным юмором», макабрической выразительностью. Работая в основном с малыми формами - небольшое стих., короткий рассказ, миниатюрная драма, - или повторами и перекличками, или циклизацией А., создает почти эпич. размах (таковы прозаич. «Сто писем к В. Э.», «Сто листов к Дм. Б., или Смерть красивого татарина» ,«Письма-проекты к ***» [к этому стоит добавить <письма к брату> ,<письма к С. Нику> , что, одновременно, показывает страсть А. к эпистолярному жанру], « Пустые предметы », «Сон о Фелмори»). Так, в «Сне о Фелмори» создан беспрецедентный мир снов (А.. был сновидцем, что дает основание сравнивать его тв-тво с опр. гранью наследия А. Ремизова): отказ от рефлексии, с предпочтением той яви, создает свободное повествование как результат расширения сознания, но и выстраивает своеобразную иерархич. перспективу («Явь - антисон…» ). Наряду со снами, А. использует активно «чужое слово»: мн. его тексты состоят из цитат, иногда обширных, перемежающихся авторскими вставками. При этом мир ряда текстов А. ограничен относительно небольшим кругом персонажей, во мн. из кот. можно угадать представителей Малой Садовой, что делает их важным источником для историка «второй культуры» Л-да 1960–70-х. Этой «ограниченности» способствует и эпистолярная направленность мн. текстов, хотя в самих «письмах» иногда очень мало от традиционных писем. В произведениях А. возникает ситуация счета, кот. на глазах у читателя обессмысливается, выявляя абсурдность установления причинно-следственных связей, профанируя воображаемое, проектируемое; однако счет является и формообразующим, каталогизирующим, а нередко и уточняющим фактором.

С нач. 1990-х как стихи, так и проза А. появляются в российских изданиях, вплоть до периодических: «Невское время» (1992), Вл. Эрль. «Книга Хеленуктизм» (1993), «24 поэта и 2 комиссара» (1994), НЛО (1997. № 25; републ. в изд.: Ванталов Б. Записки неохотника. 2008), «Самиздат века» (1997), «Kreschatik» (2003. № 20), «Зинзивер» (2005. № 1), «Меценат и мир» (2007. № 33–36), «Антиподы: Второй австралийский фестиваль традиционной и экспериментальной лит-ры» (2008), «Русские стихи 1950–2000 гг.: Антология (первое приближение)» (2010).

Посл. годы А. тяжело болел (рак горла), скончался после инсульта. Похоронен на Ольшанском кладб., где лежат мн. русские эмигранты.

После смерти А. последовал ряд важных публ. его произведений: «Зинзивер» (2011. № 11); «Kreschatik» (2011. № 4); «Меценат и мир» (2012 № 49–52); «Собрание сочинений: Антология совр. поэзии СПб.» (2012); НЛО (2012. № 2/114 [блок Inmemoriam ]); «Футурум АРТ» (2012. № 4/33).

Мн. тексты А. находятся в архивах Вл. Эрля, Б. Ванталова-Констриктора; большинство были отданы автором в биб-ку самиздата и лит-ры эмиграции Libri Prohibiti (Прага). Ведется работа над обработкой и изд. собр. его произведений.

Соч.: Будильник времени. СПб., 2008; Раскол слов / Репродукц. автора; предисл. Б. Констриктора, послесл. П. Казарновского и М. Евзлина. Мадрид. 2012; [Стихи] // Трансфуристы. Избр. тексты / сост. П. Казарновский; послесл. Б. Констриктор. М.: Гилея, 2016; Сон о Фелмори. Пустые предметы. Валерий Брюсов (рассказ) / вст. статья, подгот. текста, комм. П. Казарновского (при участии Б. Констриктора). СПб.: Юолукка. 2017.

Лит.: Самиздат Л-да. 1950-е ― 80-е: Лит. энц. М., 2003; Гланц Т. Некролог // НЛО. 2012. № 114; Констриктор Б. Ц. К. (А. Ник. Канва жизни) // Там же; Никонова-Таршис Анна-Ры. Аксельроды без аксельбантов // Там же; Мюллер Ю. От самиздата к postizdat'у // Там же; Казарновский П. «А еще лучше думать о наступающем прошлом…» (подступы к тв-ву А. Ника) // Там же; Безносов Д. У клопа была клопиха (Аляповатые, но ядовитые слова) // НГ. Ex Libris. 2012. 12 июл.; Казарновский П. «Опыт нащупывания реальности»: о прозаич. произведениях Вл. Эрля, А. Ника, Б. Ванталова/Б. Констриктора // Вторая культура: Сб. по мат-лам Женевской конф. СПб., 2013; Казарновский П. О поэтических практиках А. Ника // Toronto Slavic Quaterly № 61 (по мат-лам науч. конф. «Русская неподцензурная литература XX века: индивидуальные практики, сообщества, интуиции»: 30.3. - 1.4.2017, Москва. Организатор - «Высшая Школа Экономики»); Казарновский П. О техниках изобразительного у А. Ника // Трансфуризм. Ры Никонова, Сергей Сигей, Б. Констриктор, Борис Кудряков, А. Ник. Каталог к выставке в Музее нонконформистского искусства (Арт-центр «Пушкинская-10» (23.12.2017 - 21.01.2018). СПб., 2017; Казарновский П. К при-о-своению немоты (словный портрет А. Ника на фоне «Транспонанса») // Сборник по материалам конференции о художественных достижениях авторов журнала «Транспонанс» (в печ.).

П. Казарновский

  • Ник А.