Никитин Николай Николаевич


НИКИ́ТИН Николай Николаевич [8.8(27.7).1895, СПб. - 26.3.1963, Л-д] - прозаик, драматург, очеркист.

Родился в СПб. в семье служащего. Окончил реальное училище. Обучался на юридич. и филологич. фак-тах Пг. ун-та. С 1918 по 1922 служил в Красной Армии. Начал службу добровольцем, выполнял обязанности культработника, лектора в воинских частях, затем был переведен в политуправление Петроградского укрепрайона.

Впервые выступил в печ. с рассказом « Барышня из киоска » в 1916. Публ. в периодич. изд. «Правда», «Красная газ.», «Красная нива», «Петроградская правда» и др. Ранние рассказы Н. преимущественно посвящ. описанию различных эпизодов Гражданской войны.

С 1920 был участником творч. студии при Доме искусств в Пг. В 1921 вошел в состав лит. группы «Серапионовы братья», участником кот. оставался не более двух лет. По мнению исследователей, это были наиболее успешные годы в тв-ве Н. Произведения этого периода отмечены актив. поисками новых худож. форм: автор не ставит целью создания четкого фабульного ряда, уделяя особое внимание передаче психологич. переживаний героев, а также языковой игре, придающей особую музыкальность его худож. речи. Примером такой манеры выступает перв. повесть Н. « Рвотный фронт », вышедшая в 1922. Н. обращается к жизни совр. ему провинциального городка времен рев. преобразований. Сюжет повести лишен четкой композиции, повествование прерывается пост. лирич. отступлениями, вставными эпизодами ирреального характера, а также фрагментами из радиосообщений и газ. статей. С точки зрения психологич. составляющей образов, поведенческие интенции персонажей как сугубо личностные, так и политико-соц. зачастую получают сексуально-физиологич. мотивировку, что определяет подчеркнутый натурализм изображения. «Рвотный фронт» снискал довольно критич. отзывы, на фоне кот. особо ценным для автора стала положительная оценка его произведения, данная литератором А. Воронским: «Большой дар у Никитина, и многое ему дано» (Красная новь. 1922. № 3).

Н. ищет себя в разных жанрах. В качестве пародии на семейный и авантюрный роман создается « Подарок Фатьмы ». Эксперименты худож. манеры проявляются в рассказе « Дези », где прибегая к приему «остранения», автор «смотрит» на мир глазами животного.

По окончанию Гражданской войны активно пишет об обустройстве мирной жизни в стране. Быту сов. провинции посвящ. « Обоянские повести »; жизнь рабочей молодежи описана в романе « Преступление Кирика Руденко » (1927). Подобная тематика отличает сб. рассказов Н. « Американское счастье » (1922), « Камни » (1923), « Ночной пожар » (1924), « Екатеринбургские рассказы » (1927). Обращается к жанру очерка. Результатом становятся сб. « С карандашом в руке » (1926), « Лирическая земля » (1927) и др. В 1923 Н. свершает в кач-ве работника сов. торгового представительства путешествие по Зап. Европе, впечатления от кот. составили основу сб. « Сейчас на Западе. Берлин - Рур - Лондон » (1924).

Н. пробует себя в драматургич. тв-ве. В 1924 выходит пьеса « Корона и плащ », ставшая переработкой романа Г. Бергстеда «Праздник святого Йоргена». Позднее в 1931 пьеса поставлена под назв. «Святой» в БДТ им. М. Горького в Л-де. В 1927 в соавт. с А. Пиотровским, переработав трагедию Шекспира «Генрих IV», Н. создает пьесу «Сэр Джон Фальстаф», поставленную в лен. БДТ. Театр. судьбу тв-ва Н. продолжили пьеса о социалистич. строительстве « Линия огня » (1931); «комедия в событиях» «Конкурс хитрецов» (1933); пьеса об установлении сов. власти в Азербайджане « Баку » (др. назв. « Апшеронская ночь »), поставленная в 1937 в театрах Л-да и М.; пьеса о событиях Октябрьской революции « Фирсовы » (1957).

В послерев. годы Н. много путешествует, посещает объекты социалистич. строек в республиках СССР. В 1930-е начинает работу над романом об Узбекистане «Это началось в Коканде», опубл. в 1939 под назв. « Это было в Коканде ».

В годы Великой Отеч. войны Н. работает пост. корр. Совинформбюро, газ. «Комсомольская правда», «Гудок» и др. Пишет пропагандистские брошюры « Кто такой немецкий оккупант », « Как король Саксонский из-под Варшавыудирал », « Как мы воевали с немцами », « Миф о непобедимой Германии » и др. Продолжает писать для сцены, выходит его театрализ. рассказ « Как Чапаев дрался с немцами ».

В 1950 Н. возвращается к теме Гражданской войны, пишет свой гл. роман « Северная Аврора », в кот. описывает события северного противостояния. Роман вызвал широкий обществ. резонанс. За него в 1951 Н. был удостоен Сталинской премии 2-й степ. Позднее по мотивам романа Н. создает пьесу « Северные зори », неоднократно поставленную во мн. театрах страны. Текст романа стал основой для создания оперы «Заря над Двиной» на муз. композитора Ю. Мейтуса, по сценарию Вс. Рождественского, поставленной в 1955 в Киеве.

В целом по худож. видению зрелые произведения Н. существенно отличаются от его раннего тв-ва. Если перв. рассказы и повести автора тяготели к орнаментальности, сказовой манере, отличались пространными лирич. отступлениями, то последующие произведения являют собой пример типичного соцреалистического повествования, основанного на архивно-докум. изысканиях писателя.

В теч. своей творч. деятельности Н. актив. участвовал в лит. и обществ. жизни страны. Печ. статьи по вопросам лит-ры и искусства. Изд. свои воспоминания о М. Горьком, С. Есенине, А. Толстом и др. Неск. лет работал в редколл. ж. «Звезда», неоднократно избирался членом правления Лен. писательской организации, являлся депутатом Ленсовета, членом Лен. комитета защиты мира.

Архив хранится в ЦГАЛИ СПб. Ф. 163. 252 ед. хр. 1900–74 гг. и включает рукописи: романы «Шпион (Тетрадь Маклецова)», «Третья аллея», «Северная Аврора»; повести «Поговорим о звездах», «С. М. Киров» и др.; рассказы «Дэзи», «Камни», «Мокей», «Барка» и др.; пьесы «Конкурс хитрецов», «Баку», «Встреча», «Счастливчик» и др.; заявки на киносценарии; статьи, доклады, тексты выступлений по радио. Заметки о литературе (1922–51). Дневниковые записи «Кисловодская тетрадь» (1941–61). Переписка. Анкетный лист (1952). И др.

Соч.: Камни. Пг., 1922; Американское счастье. Пг., 1922; Рвотный форт. М.-Л., 1922; Бунт. М.-Пг., 1923; Сейчас на Западе, Берлин - Рур - Лондон. Л.-М., 1924; Вещи о войне. Л., 1924; Полет. Л., 1925; С карандашом в руке. М.-Л., 1926; Лирическая земля. Л., 1927; Могила Панбурлея. Харьков, 1927; Обоянские повести. Харьков, 1928; Преступление Кирика Руденко. Л., 1931; Собачий ящик. Л., 1928; Шпион. - Линия огня. - Наивный Вениамин. Л., 1932; Баку. Л.-М., 1937; Избранное: В 2 т. М., 1959; Поговорим о звездах: Повести. Л., 1966; Это было в Коканде. Ташкент, 1982; Сев. Аврора. М., 1986; Воспоминания // Жизнь Есенина. М., 1988.

Лит.: Плоткин Л. Николай Никитин // Никитин Н. Поговорим о звездах. Л., 1959; Русские сов. писатели. Прозаики: Биобибл. указ. Л., 1964. Т. 3; Тихонов Н. Писатель и эпоха. М., 1974; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Фрезинский Б. Судьба «серапионов»: К 75-летию Братства // Нева. 1996. № 11; Серапионовы братья: Манифесты, декларации, статьи, избр. проза, воспоминания. М., 1998; Русская лит-ра XX века: Прозаики, поэт, драматурги: Библиографич. словарь: В 3 т. / Под ред. Н. Н. Скатова. М., 2005.

Е. Шлейникова

  • Никитин Николай Николаевич