Николаев Геннадий Философович
НИКОЛА́ЕВ Геннадий Философович [11.6.1932, Сталинск, ныне Новокузнецк Кемеровской обл.] ― прозаик, публицист.
Родители ― служащие, работники РК ВЛКСМ. По окончании Томского политехнич. ин-та (физико-технич. фак-т, 1956) в теч. 10 лет работал в атомной промышленности, участвовал в проектировании ряда крупных объектов (Ин-та ядерной физики, Альфа-павильона, Ин-та неорганической химии сибирского отд. АН СССР, защитного оборудования), в ликвидации аварий. «Неоднократно попадал в зоны повышенной радиации и “газовок”, бывал в критических ситуациях, спасали товарищи по работе» (автобиографич. справка).
Перв. публ. - повесть «Плеть о двух концах» в иркутском альм. «Ангара» (1968. № 5), эта же повесть под тем же назв. стала перв. книгой Н. (Иркутск, 1970).
В 1970–73 - ред. альм. «Сибирь» (б. «Ангара»). С 1971 член СП СССР - по реком. В. Тендрякова, Д. Сергеева, В. Распутина, К. Седых.
С 1973 - в Л-де. После окончания двухгодичных Высших лит. курсов при Лит. ин-те в М. работал в ж. «Звезда» - ст. ред. отдела прозы, зам. гл. ред. В 1988–92 - гл. редактор (первый в СССР случай избрания на эту должность открытым голосованием на собрании писателей). Как писатель и специалист-физик был участником ряда международных конгрессов: Первого (1990) и Второго (1993) антиядерных в Алма-Ате, «Сталинизм сегодня» (1990) в Зальцбурге (Австрия), Первого Сахаровского (1991) в М. С 1999 живет в Дортмунде (ФРГ), оставаясь гражданином РФ и печатаясь по преимуществу в России. На русском яз. издано 15 кн. Проза Н. переводилась на немецкий, французский, венгерский, болгарский, монгольский яз.
«Мастерской, глубокой, честной прозой» назвал перв. повесть Н. «Плеть о двух концах» (публ. под назв. «Лешка» ) В. Тендряков. «Эта книга правдива до мучительности, до слез, до дрожи», - писал о ней же писатель и правозащитник А. Зиновьев в предисл. к французскому (в швейцарской Лозанне) изд., кот. сам и организовал. Ныне, спустя десятилетия, повесть Н. воспринимается в контексте лит. явления, известного как «молодежная проза шестидесятых». Конфликт чистого юноши, комсомольского «идеалиста», воспитанного на высоких и красивых словах, с «грубой прозой» жизни, где встречаются, оказывается, и ложь, и цинизм, и наплевательское отношение к делу, был достаточно типичен для тех лет. В др. своем варианте этот конфликт присутствует в повести Н. «Квартира» (1980), героям кот. - молодым строителям, Сергею и Надюхе, счастливой семейной паре, ломает жизнь срочная необходимость собрать деньги на кооперативную квартиру.
Новый, значительный этап в тв-ве Н. наступил, когда он смог вплотную обратиться к собств. опыту инженера-физика, к миру, кот. он хорошо знал: «закрытых» науч. учреждений и предприятий, городов, кот. нет на карте. Ранее к этому материалу Н. прикасался в повести «Большой Дрозд» (Иркутск, 1973), имевшей трудную издательскую судьбу. Многократные переделки, «вычерки, изъятия глав и целых пластов, произведенные цензурой, омрачили радость выхода книги, а главное - снизили ее социальное значение», - свидетельствует автор. В новых ист. условиях оказалось возможным сказать больше и откровеннее. Сами заглавия говорят за себя: «Город без названия» (роман; Л., 1984), «Заброшенный полигон» (повесть; Л., 1988), «Зона для гениев» (роман, повесть, очерки; СПб., 1999). Писатель мастерски, со знанием дела воспроизводит специфическую атмосферу жизни героев, людей по определению незаурядных, талантливых, мыслящих. С одн. стороны - относительное материальное благополучие, работа, опьяняющая, как наркотик, причастностью к самым глубоким и страшным тайнам природы и общества. С другой - пост. надзор, явный и тайный, нравственные сомнения, стрессы, страх. В какой-то момент герой «Зоны для гениев» принимается тайком строить у себя на даче подземное убежище для себя и своей семьи на случай возможной катастрофы. Выход из тупика писатель видит в объединении усилий честных и ответственных людей в разных странах: «Наверняка там, “у них” тоже найдутся люди, все понимающие и стремящиеся к тому же. Найти их, объединиться, помогать друг другу…».
В произведениях Н, напис. уже в новом веке, строго реалистич. письмо начинает переплетаться с элементами фантастики. Таков роман «Вещие сны тихогопсиха» , номинант премии «Русский Букер» (2002, отд. изд. ― СПб., 2004)., герой кот. - русский физик Бродягин, ныне пациент немецкой психиатрич. клиники. Врач (тоже эмигрант из России) обещает ему с помощью особого прибора стереть из памяти наиболее мучительные страницы. Однако в решающий момент Бродягин отказывается от «зачистки»: пережитое стало частью его личности, без этого груза он перестанет быть собой, свой крест необходимо нести до конца. В кн. «Мой многоликий атом» (СПб., 2009), наряду с повестью «Хранилище» и романом «Город без названия», вошли страницы воспоминаний под общ. назв. «Через всю жизнь» .
Острота, динамичность, сюжетная занимательность прозы Г. неоднократно привлекали внимание кинематографистов, работников ТВ и радио: «Плеть о двух концах» (телеспектакль; Иркутск, 1973), «Город без названия», «Квартира» (радиопьесы; Л., 1986 и 1988), «Поездка к сыну» - по рассказу « По важному делу » и « Краники » - по одноименному рассказу (короткометражные фильмы; Мосфильм, 1986) «Забота» - по рассказу « Надежда и опора » (телефильм; ЛенТВ, 1986), « Трещина», «Ночные каналы», «Стон Амёбы » (радиокомпозиции по одноименным произведениям; СПб., 1996) и др.
В разные годы Н. публ. очерки и статьи мемуарного и публиц. характера: о А. Вампилове, В. Тендрякове, сибирском энергетике Л. Небрате (в кн. «Зона для гениев»), ученом и писателе В. Френкеле (СПб., 2002) и др.
Член Русского ПЕН-клуба. Член редколл. ж. «Звезда».
Соч.: Три опоры: Рассказы и повесть. М., 1974; Лесная подстанция: Повесть и рассказы. М., 1978; Квартира: Рассказы, повесть. Л., 1980; Забота: Повести. Иркутск, 1983; По важному делу: Рассказы и повесть. М., 1984; Город без названия: Роман. Л., 1984; День милосердия: Рассказы и повести. Л., 1986; Три опоры. Лешка. Квартира. Л., 1987; Заброшенный полигон: Повести. Л., 1988; Зона для гениев: Роман, повесть, очерки. СПб., 1999; Absolve Te: Роман // День и ночь. 2004. № 11–12; Вещие сны тихого психа: Роман, повести. СПб., 2004; Стон Амёбы: Роман. СПб., 2005; Мой многоликий атом. СПб., 2009. Пыль: Повесть // Звезда. 2010. № 12; Зерна оптимизма на полях пессимизма: Ст. // Звезда. 2011. № 8.
Лит .: Тендряков В. После дебюта // Комсомольская правда. 1976. 27 окт.; Анджапаридзе Г. Большая жизнь и «малый» жанр // ЛГ. 1977. 21 дек.; Буханцов Н. Дела квартирные // ЛГ. 1979. 31 янв.; Житинский А. Беречь живую душу // Нева. 1981. № 6; Киреев Р. Возможны варианты // ЛГ. 1982. 3 февр.; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Распутин В. Исповедимы пути твои… // Сибирь. 1984. № 1; Андреев Ю. Характер и конфликты // Правда. 1984. 4 апр.; Кавторин В. Испытание временем // Лит. обозрение. 1985. № 1; Leetz Antje. «Wir haben nicht unsere Ideale verraten. Wir sind nur kluger geworden!» // Buch Club 65, 1986; Урбан А. Проза Геннадия Николаева // Николаев Г. Три опоры. Лешка. Квартира. Л., 1987; Коробков Л. Не слова ради…; Новикова О., Новиков Вл. Единого слова ради (дискуссия о романе «Город без названия») // ЛГ. 2004. 15 авг.; Фоняков И. Кому что снится // Питерbook. 2004. № 9.
И. Фоняков