Николаев Сергей Анатольевич


НИКОЛА́ЕВ Сергей Анатольевич [26.12.1957, Л-д] - поэт, прозаик.

Отец - столяр-краснодеревщик, закончил Лесотехнич. академию. Мать ― инженер. Н. учился в Ин-те холодильной промышленности. Закончил Топографический техникум по специальности «Инженерная геодезия». Заочно закончил ЛГУ по специальности «Русский яз. и лит-ра», защитил диплом на тему « Некоторые аспекты полемики акмеистов с символистами в 1910-х годах » (рук. Б. Аверин). Работал топографом в Тресте геодезич. работ и инженерных изысканий, машинистом насосных станций на Парголовском машиностроительном з-де, слесарем-ремонтником в Военно-мед. музее, преподавателем русского яз. и лит-ры в Речном училище и Энергетическом техникуме, экскурсоводом в ГРМ, учителем французского яз. в средних школах, оператором газовой котельной на фабрике «Сев. мануфактура», методистом и преподавателем русского яз. в Консерватории, преподавателем общеобразовательного отд. в Муз. училище им. Н. Римского-Корсакова, ст. преподавателем кафедры русского яз. в ЛЭТИ, ст. преподавателем кафедры русского яз. и связи с общественностью в Гидрометеорологическом ун-те.

К лит-ре интерес у Н. пробудился еще в школе. Во 2-м классе он был ред. стенгазеты «Веселый Еж». Всегда отличался разнообразием увлечений. Занимался в кружке фортепиано в Клубе Табачной фабрики им. М. Урицкого, занимался шахматами, волейболом, легкой атлетикой, спорт. гимнастикой, фехтованием, прыжками в воду, самбо.

Стихи начал пис. в 1977. С этого же времени в теч. неск. лет в ЛИТО при газ. «Невская заря» (г. Всеволожск) под рук. Н. Солохина. В «Невской заре» появилась и перв. публ. стихов Н.

В 1994 выходит перв. кн. стихов Н. « Мутанты», в 1996 вторая - « Зомби Сената и Синода». Н. много печ. в газ. «Смена», «Невская заря», «Русь» и др., в ж. и сб. «Нева», «Молодой Л-д», «Ладога», «Васильевский о-в», «Молодой Петербург», «Рог Борея», «Русский мир», «Медвежьи песни», «День русской поэзии» и др. Его работа не остается незамеченной. Н. объявляет себя создателем «Акмеобериусимсюрметизма» - синтеза акмеизма, ОБЕРИУ, символизма, сюрреализма и метареализма. Критики отмечают в его тв-ве «анархо-фантастические ноты» и «фантасмагоричность» (Р. Миронов), «гротеск, злой шарж, натуралистически выписанные галлюцинации» (Г. Муриков). Н. - принципиальный и крайний авангардист в совр. петерб. поэзии. А. Ахматов называет его «волшебником Изумрудного Города»: «На сегодняшний день Сергей Николаев - лучший и самый интересный из всех известных мне поэтов авангардного направления. Его пещеры находятся на стадии постоянного углубления и расширения. Красота тропов, сталактитами свисающих со сводов его стихов, поистине завораживает. А сам поэт - король этого подземного царства…» (Питерbook Плюс. 1999. № 6, июн.). К сказочным образам обращается для характеристики тв-ва Н. поэт А. Иванен: «Сергей Николаев в своем творчестве отражает хаос и многомерность совр. жизни, когда сатана и дьявол пытаются войти в храм господний… Поэт находится на ковре любви, летящем неизвестно куда…» (В кн.: Николаев С. Вольный крест . СПб., 1999). «Редко у какого поэта собирается столько героев на площади небольшого стихотворения. Каждое поэтическое произведение Николаева - это маленькая театральная постановка: иногда - веселая клоунада, иногда - лирическая драма, иногда - сатирический гротеск…» (Краснов Б. Всеволожские вести. 1997. 21 окт.). Стихи Н. рациональны и, бесспорно, всегда обусловлены творч. программой автора, его общей культурой, его петерб. обликом. «Особый, петербургский склад ума и души - или, как теперь принято говорить, менталитет - это одновременно и стержень, ось, вокруг которой вращается вселенная русской культуры. Так или иначе, он находит выражение в творчестве всех подлинно “петербургских” поэтов, но бывает, что автор сознательно ориентирует себя на духовный образ великого “города-призрака”. Таков Сергей Николаев. Его поэзия фантасмагорична не только из-за особенностей авторского дарования, но и, так сказать, принципиально. В силу ясной и обдуманной творческой установки…» (Муриков Г. Лит. Петербург. 1998. № 5).

По поводу кн. Н. « Царь в голове» Е. Кульбуш писала: «Основная суть поэзии автора - сочетание несочетаемого: “ Саркофаг ” - наиболее зримое определение покоя, неподвижности и “Карусель ” - предмет, определяющий легкомысленность и движение. Именно это сцепление разнозаряженных образов и создает тот энергетический разряд, который столь сильно воздействует на читателя… Истинных же высот поэзия Сергея Николаева достигает в тех случаях, когда противопоставления переходят во внутренний план и обращаются к внутреннему опыту поколения современников автора… Прекрасная Дама Классическая Поэзия осеняет своей улыбкой короля эпатажа и профоппозиционера… Именно в русском характере, в русской ментальности находит автор благодатную почву для своих поэтических исканий… Та самая русская противоречивость, нигилизм, творческое устремление ввысь и самоотречение на новом уровне осмысливается в поэзии С. Николаева… Итак, кто же он, где же он, есть ли он, этот самый “Царь в голове” поэзии Сергея Николаева? Ответ - и есть и нет. Царь в голове поэта - сам поэт!.. Поэт, не страшась заглянуть за грань разума и абсурда, гармонии и хаоса, просит у царя в голове семь воль и получает от самого себя же во много раз больше возможностей и шансов творить, пробовать, создавать новую поэзию, новую эстетику, новый образный мир…» (В кн.: Весь Сергей Николаев . СПб., 2005).

Поиск содержания, поиск формы, стремление во что бы то ни стало быть непохожим - свойственно Н. Движение - его пост. качество. Но в этом есть и «за» и «против». «За» потому, что всегда что-то новое, «против» потому, что движение к этому новому идет от неудовлетворенности тем, что есть. Причем эта неудовлетворенность вполне обоснованна. И она присуща, конечно, не только самому поэту, но и его читателю, критику. И словно бы именно эта неудовлетворенность подталкивает Н. к поиску все новых форм диалога с миром: появляются « Хоккототемы » (1999), «Хоккототемы -II. Западные славяне» (2005), «Хоккомедальоны -II. Восточныеславяне» (2005). Наконец, Н. переходит к сверхкоротким рассказам, объединенным в кн. « Фасеты » (2005). «Рассказы-фасеты Сергея Николаева цепляются друг за друга словно маленькие крылатые вагончики и грохочут по рельсам фантазии» (Г. Толмачева). «Вникая в короткие рассказы Сергея Николаева, невольно ловишь себя на том, что они, несмотря на широкий разброс во времени и пространстве, все вместе обретают некое “мистическое” единство… Сквозь “фасеточный” мир нельзя не усмотреть поразительную смелость художника, создающего широкую картину жизни - нечто целое, составленное из осколков. Удивляет в ней все: и странные, но цельные характеры, нарисованные размашисто и пестро, и невероятные сцепления невообразимых обстоятельств реальной жизни, превращающих ее в нечто виртуальное, мнимое… Вместе с тем, после прочтения фасет возникает ощущение, что ты побывал в особом мире, где все совершается в “единстве” всеобщей катастрофы. Именно это ощущение и заставляет посмотреть на рассказы Сергея Николаева как на нечто целое и значительное…» (Там же).

В 2005 Н. выпускает полное собрание своих сочинений на компакт-диске, включая туда написанные по случаю и специально для этого издания отзывы о своем тв-ве. Это итоговое изд. охватывает четверть века творч. работы Н. Но в целом тв-во поэта остается пока не вписанным в общую картину петербургской поэзии посл. четверти ХХ в. Эту работу предстоит еще проделать критике.

Соч.: Мутанты. СПб., 1994; Зомби Сената и Синода. СПб., 1996; Вольный Крест: Стих., эссе. СПб., 1999; Хоккототемы: Графика, трехстишия. СПб., 1999; Царь в голове: Стих., эссе. СПб., 2000; Хоккототемы - П. Западные славяне: Графика, трехстишия. СПб., 2005; Хоккомедальоны. Южные славяне: Графика, трехстишия. СПб., 2005; Хоккомедальоны - П. Вост. славяне: Графика, трехстишия. СПб., 2005; Искусство плыть на встречный ветер. СПб., 2005; Фасеты: Сверхкороткие рассказы. СПб., 2005; Эссе. СПб., 2005; Весь Сергей Николаев: Поэзия, проза, графика. СПб., 2005 (компьютерная версия) ; «Поэзию любят красивые люди…» / Сост. А. Раков. СПб., 2013.

Лит.: Краснов Б. Поэтич. театр Сергея Николаева // Всеволожские вести. 1997. 21 окт.; Муриков Г. Петерб. прорыв // Лит. Петербург. 1998. № 5; Греков Т. А книга с картинками упала на лапу Азора…// Неделя в Петербурге. 1999. № 10. 15 нояб.; Греков Т. День начинается бумажный… // Смена. 2000. 16 июн.; Солохин Н. Поэтич. ускорение // Всеволожские вести. 1999. № 50, 14 июл.; Кириллов Д. Очки золотых фантазии // Рог Борея. 2001. № 10.

В. Кречетов

  • Николаев Сергей Анатольевич