Нордман-Северова Наталия Борисовна
НО́РДМАН-СЕ́ВЕРОВА Наталия Борисовна (псевд. Северова, наст. фамилия Нордман) [1863, Гельсингфорс, Финляндия ― июн. 1914, Орселино близ Локарно, Швейцария]― прозаик, драматург, публицист.
Родилась в семье русского адмирала шведского происхождения и русской дворянки. Своим финляндским происхождением Н.-С. всегда гордилась и любила называть себя «свободной финляндкой». Получила хорошее домашнее образование, владела тремя иностранными яз., занималась музыкой, лепкой, рисованием, фотографией. Была крещена по лютеранскому обряду, но ее крестным отцом стал сам Александр II. Рассказ о детстве Н.-С. передан ею в кратком автобиогр. очерке « Maman » (1909), одном из лучших детских рассказов в русской лит-ре, кот. живо передает то воздействие, кот. может оказать на детскую душу лишение ребёнка материнской любви, обусловленное соц. обст-вами. Этот текст представляется ключом к той радикальности соц. протеста и отказа от мн. норм поведения, кот. определили ее жизненный путь.
В поисках независимости и полезной обществ. деятельности Н.-С. в 1884 отправляется на год в США, где работает на ферме. После возвращения из Америки Н.-С. играла на любительской сцене в М. В то время она жила у своей близкой подруги княгини М. К. Тенишевой «в атмосфере живописи и музыки», увлекалась «балетными танцами, Италией, фотографией, драматическим искусством, психофизиологией и политической экономией». В моск. театре «Парадиз» знакомитсяс молодым купцом Алексеевым - именно тогда он берет себе псевд. Станиславский и в 1898 становится основателем Моск. худож. театра. Реж. А. Федотов сулил Н.-С. «большую будущность комич. актрисы», о чем можно судить по ее кн. «Интимные страницы».
В доме М. К. Тенишевой познакомилась с И. Е. Репиным. После того, как союз Е. Званцевой и И. Репина окончательно расстроился, Н.-С. вступила с художником в гражданский брак. В 1900 они вместе посетили Всемирную выставку в Париже, потом отправились в путешествие по Италии. Репин напис. неск. портретов Н.-С., среди них портрет на берегу Целльского озера «Н. Б. Нордман в тирольской шапочке» - самый любимый художником портрет жены. В 1905 они вновь путешествовали в Италию; по дороге, в Кракове, Репин пишет очередной портрет Н.-С.; их следующая поездка в Италию, на этот раз на международную выставку в Турине, а затем в Рим, состоялась в 1911. В теч. тех пятнадцати лет, когда Репин был близким свидетелем ее деятельности, он не переставал удивляться ее «жизненному пиру», ее оптимизму, богатству идей и мужеству. «Пенаты», их дом в Куоккале, почти десять лет исполнял миссию народного ун-та, предназначенного для самой разнообразной публики: здесь читались лекции на всевозможные темы: «Нет, ее не забудешь; чем дальше, тем больше люди будут знакомиться с ее незабвенными литературными трудами» (И. Репин).
По инициативе Н.-С. в Пенатах рождалась теория сыроедения, теория о питании травами, здесь раздался клич о раскрепощении прислуги, пропагандировалась взаимопомощь и словом, и делом ― для улучшения форм совр. жизни. Напр., 30 июля 1912 Н.-С. прочла лекцию на тему: « О волшебном сундуке и о том, что надо знать небогатым, толстым и богатым ». Об этой лекции И. Ясинский в ст. «Новый огонь» (Биржевые ведомости. 1912. 1 авг.) писал: «В маленьком театре “Прометей”, что в Куоккале, построенном в саду и украшенном бумажными флажками, фонариками цветами, собралось много народа. <…> С большим искусством читала г. Северова свою лекцию и развернула богатый запас начитанности в обширной вегетарианской литературе и еще больше опытности. Сено (знаю по опыту), само по себе употребляемое, как чай, представляет хороший здоровый напиток; но, - по словам лекторши, - сено обладает еще свойством возвращать людям молодость. И, в самом деле, глядя на пылающие румянцем щеки г-жи Северовой и на ее стройную фигуру, не верится, что этой молодой женщине пятьдесят лет. Между прочим, она советовала почаще прибегать к холодной и сырой пище ― моркови, репе, свекле и пр., пользуясь для измельчения этих овощей особой мельничкой ― миндальной дробилкой. <…> Многие думают, что вегетарианство ― дорогая затея. Но г-жа Северова высчитала, что достаточно шести копеек на человека осенью, когда продукты дешевы, и не дороже десяти копеек в остальное время. Не надо только переедать, чем страдают все потребители убоины – и оттого так они малокровны, толсты или хилы, бледны, с мешками под глазами, с плохим пищеварением, с бессонницей, с холодными ногами и прочими болестями». По инициативе Н.-С. в Пенатах устраивались лекции и др. пропагандистов, публицистов, ученых, а после них ― вегетарианский буфет. Н.-С. активно сотр. в журн. «Вегетарианское обозрение».
Литература для Н.-С. стала еще одной «трибуной». Как прозаик Н.-С. дебютировала в 1900-м в ж. «Нива»: здесь опубл. её повесть « Беглянка ». Кн. автобиографична. Героиня повести также бежит в Америку, как когда-то, в 22 года, сбежала от родителей в Америку сама Н.-С. Критики недвусмысленно заявили об «умеренности литературного таланта госпожи Северовой». Пожалуй, только Репин не согласился с критиками, он пишет 9 акварелей для её рассказа «Беглянка». В 1901 в СПб. вышло в свет отд. изд. этого рассказа под назв. «Эта», а для третьего изд. (1912) Н.-С. придумала еще одно заглав. - «К идеалам».
В 1904 в СПб., когда Н.-С. напис. кн. « Крест материнства: Тайный дневник » (рец. «Рус. мысль». 1904. № 10.), Репин сделал к роману илл. И впоследствии Репин иллюстрировал некот. из лит. текстов жены. В частности, его работой стало оформление обложки кн. Н.-С. «Интимные страницы» (1910). В посл. кн. особенно ярко прорисованы и личность самой Н.-С., и центр. значение вегетарианства в её жизненной программе. Сб. «Интимные страницы» представляет собой своеобразную смесь разных жанров ― очерков и рассказов. Наряду с изв. рассказом « Мaman », в него вошли живые описания в письмах двух посещений Л. Толстого - первого, более длительного, с 21 по 29 сент. 1907 (шесть писем к друзьям), и второго, более короткого, состоявшегося в дек. 1908 - «Письма из Ясной Поляны», а также мемуарно-публицистич. очерки «Письма к друзьям» и комедия нравов « Деточки ». Эти очерки включают в себя множество наблюдений внимательной к мелочам Н.-С., здесь же переданы мн. разговоры Н.-С. с жителями Ясной Поляны.
С 1906 обратилась к драматургии и до 1912 написала десять пьес, в осн. комедий. Позднее пьесы ставились в приобретенном для этого Репиным на ст. Оллила дачном театре, получившем назв. «Прометей».
Книги Н.-С., кот. знакомили читателя с предлагаемыми ею жизненными реформами, выходили скромным тиражом (« Райские Заветы» - по тому времени скромным тираж. в 1000 экз.) и сегодня представляют собой раритетные изд. Лишь « Поваренная книга для голодающих» (1911) вышла тираж. в 10 000 экз. и за два года была полностью распродана.
В очерке « Наши фрейлины », опубл. весной 1912, Н.-С. выступила в защиту «фрейлин» - находившихся на службе у русских дворян гувернанток, нередко гораздо более образованных, чем их работодатели. Она опис. картины эксплуатирования их способностей и талантов и требовала для них сокращения рабочего дня до 8 часов. Она настаивала на обязанности хозяев называть фрейлин-гувернанток по имени и отчеству. В кн. о русских советах и руководствах к поведению со времен Екатерины II К. Келли пишет о Н.-С: «И все же ее краткое, но энергичное существование дало ей возможность познакомиться с самыми популярными идеологиями и дебатами того времени, от феминизма до защиты животных, от “проблемы прислуги” до стремления к гигиене и самосовершенствованию».
В 1914 тяжело больная Н.-С. уехала в Швейцарию, не желая обременять близких, даже Репина, и отказавшись от всех своих имущественных прав. Завещание Н.-С. было опубл. в «Вегетарианском вестнике». Принадлежавшая ей вилла «Пенаты» в Куоккале была завещана в пожизненное владение Репину, а после его смерти предназначалась для устройства «домика И. Е. Репина». Огромная коллекция Н.-С. ― неск. сотен картин самых изв. русских и зарубежных живописцев и скульпторов представляли огромную ценность ― были завещаны будущему музею Репина в М.
Умерла Н.-С. в одиночестве в больнице для бедных, в Орселино, близ Локарно, от туберкулеза. Много позже ― 26 мая 1989 ― на местном кладб. была установлена мемориальная плита с надписью: «Писательница и спутница жизни великого русского художника Ильи Репина». Последний посвятил ей патетич. некролог, опубл. в «Вегетарианском вестнике».
Портрет Н.-С. кисти Репина маслом (1911) находится в ГРМ.
Соч.: Интимные страницы. СПб., 1910; Поваренная книга для голодающих. СПб., 1911; К идеалам. СПб., 1912; Наши фрейлины. СПб., 1912; Крест материнства. Тайный дневник. СПб., 1914.
Лит .: Ясинский И. Новый огонь // Биржевые ведомости. 1912. 1 авг.; Некролог // Вегетарианские ведомости. 1914. Июн.