Охапкин Олег Александрович


ОХА́ПКИН Олег Александрович [12.10.1944, Л-д - 30.9.2008, СПб.] - поэт.

Отец- из крестьян Тверской губернии, офицер пожарной охраны, мать - ткачиха. Окончил 7-летнюю школу и ремесленное училище по специальности маляра-альфрейщика (1961). Учился в муз. училища им. Мусоргского по классу вокала (1963–66). Работать пошёл с 14 лет. Работал на новостройках Л-да, в геологической партии в Заполярье, библиотекарем ГПБ, осветителем и статистом в Малом оперном театре, певцом в хоре Ленинградского радио и телевидения под управлением Г. Сандлера, зарабатывал на жизнь и др. случайными профессиями, в частности, был оператором газовой котельной. Упорно занимался самообразованием.

Воспитывался в церковной среде. В юности пел в хоре Александро-Невской лавры. Стихи начал пис. с детства. В 1960 году был в литобъединении «Голос юности», сначала у Д.Я. Дара, впоследствии у А. Емельянова. С 1969 года занимался в литобъединении поэтов при Доме писателей у Г.С. Семёнова. В 1967 году познакомился с И.А. Бродским и его кругом поэтов.

Первая публикация - в самиздатовском журнале «Вече» (М). Сотрудничал с ж-лами «Обводный канал», «Часы», «37». Перв. значительные публ.за рубежом: альм. «Аполлонъ–77» и «Каталог Шемякина». После публикации в альм. «Аполлон-77» стихи О. начинают печ. в эмигрантских ж-лах «Грани», «Время и мы», «Эхо», «Вестник РХД», в антологии К. Кузьминского «У Голубой лагуны». В 1970-е был литературным редактором религиозно-философского ж. «Община». 16 апр. 1976 организовал у себя дома первый в СССР Гумилевские чтения.

В официальной печати - около десятка стих. в ж. «Нева», «Аврора», «Звезда» (1970-е) и подборка в альм. «Круг» (1985). В период перестройки стихи О. стали активно печатать «толстые» спб. ж-лы. 1993 принят в члены СП СПб.

О влияниях: «Олег переболел Пастернаком, переболел Заболоцким (не ранним, периода „Столбцов”, а Заболоцким тридцатых годов), переболел Бродским, он повел две линии - державинскую и батюшковскую <...> и вышел туда, где ему стало легче дышать стихом. Туда, где только стихом и можно дышать» (В. Топоров). Помимо «громогласного строя державинской оды», «смягченного последующим сладкогласием элегий Батюшкова», отмечается также «древнейшая и мощная традиция православной храмовой службы. Церковные гимны, акафисты, псалмы - все это впитывалось юным поэтом вместе со сладким молоком его лирической кормилицы, с молоком русской классической поэзии» (А. Арьев). В итоге: «Стихи самиздатского <…> поэта Олега О. один из самых строгих неоклассицистических путей, каким идут некоторые из новых поэтов. На фоне разрушения стиха, распада музыки О. в первых своих опытах пытался вернуть русский стих к „доклассическому периоду”: когда в моду лез самозванец-верлибр, О. хотел возродить силлабику!» (В. Бетаки).

Особенная новизна и свежесть стихов О. заключается «в том, что чем строже внешний их вид, тем более неожиданны образы: „Но есть надежда, что поэт / Распашет плоть свою, как почву, / И передаст её, как почту, / Творцу, оставив свой скелет / Некошеной траве во славу, / Дождям и ветру на забаву, / Так и не вымолвив секрет” <...> Само сочетание слов „Творец” и „почта” - их несовместимость - огниво и кремень!» (В. Бетаки). По наблюдению исследователя, принцип контрастности играет в поэзии О. значительную роль. Это контраст между крайней количественной ограниченностью рифм («сверхскованная рама») и энергией метафор, под напором которой эта «рама», можно сказать, «взрывается», контраст между высоким стилем и жаргонной лексикой, контраст между образами Эллады и «болота». Поэт контрастной мысли, совсем неклассической метафоры при классической музыке, Охапкин эту свою двойственность выразил в стихотворении „Сфинкс”. Сфинкс - символ неразрешимой борьбы между двумя началами в каждом человеке <...> Контрастность во всем - вот облик этого поэта, сказавшего о себе так: „ Азиец, славянин, отчасти финн, варяг... /, Олег от имянин и от богатства - наг, / Так от природы гол, как все вокруг, увы, / По матушке сокол, по отчеству - с Невы”» (Там же).

В 1995 получил Державинскую премию «За многолетнее служение высокой традиции Российской Оды». В 2014 в доме-усадьбе Г. Р. Державина состоялись первые (юбилейные, к 70-летию) Охапкинские чтения. Несомненный успех чтений показал актуальность поэзии О. в контексте совр. лит-ры.

В русской поэзии О. в значительной мере продолжил линию поэзии Державина и Тютчева, обогатив ее живым языком XX в. В поэтич. пространстве 1960-х складывалось множество различных направлений. О. стоял особняком. Он стал лидером группы, в кот. обнаружил себя интерес к архаич. поэтич. формам поэзии XVIII в., к силлабике - своеобразный авангардизм через архаизм.

Вдова поэта Татьяна Ковалькова подг. проект трехтомного изд. стихов: Любовная лирика, Философская лирика, Гражданская лирика. Поэтич. трехтомник - попытка раскрыть путь последовательного восхождения «от силы в силу» О. как поэта и мыслителя.

В предисл. к «Философской лирике» Т. Горичева писала: «Олег Охапкин - особая фигура в петербургской, метафизически серьезной поэтической традиции... одна глубоко православная черта характеризует его стихи: в нем нет дуализма между духом и плотью, между сверхъестественным и природным, между поэзией и прозой...» О. - сложный автор (при видимой простоте, даже прозрачности большого корпуса текстов), он самый серьезный религиозный поэт в совр. лит-ре (барочные черты его поэтики отталкивают специалистов-богословов), ибо спиритуальная (по определению В. Кривулина) петербургская поэзия, к кот. принято относить тв-во О., не имеет системы координат христианского богословия. Спиритуальная поэзия, будучи в философском основании экзистенциальной (тв-во Е. Шварц, А. Миронова, В. Кривулина), игнорирует богословскую образованность О., и в результате самые большие его достижения остаются не понятыми.

Языкую парадигму своей поэзии О. менял четыре раза, за жизнь 10 поэтических книг. Книги «первого тома» : Ночное дыхание» (1966–68),«Возвращение мест» (1969), «Душа города» (1968-69),«Моление о Чаше» (1970),«Времена года» (1970–71),«Посох» (1971–72),«Высокая цель» (1973–75). Второй том (1976-80). Третий том(1981–89). Четверный том: «Лампада»(1991–92) и отдельные циклы(1990-2008). В авторском варианте напечатаны только две из десяти книг.

Соч.: Стихи / предисл. В. Кривулина. Л.-Париж, 1989; Пылающая купина / предисл. А. Кучерявкина Л., 1990; Возвращение Одиссея / предисл. А. Арьева. СПб., 1994; Моление о Чаше / предисл. А. Арьева. СПб., 2004; Лампада / предисл Т. Ковальковой. СПб., 2010; Любовная лирика / предисл. Т. Буковской. СПб., 2013; Философская лирика / предисловие Т. Горичевой, послесл. А. Щипкова. СПб., 2014; Охапкинские чтения. Альманах № 1. СПб., 2015; Охапкинские чтения. Альманах № 2. СПб., 2018; В среде пустот / предисл. Т. Ковальковой. СПб., 2018.

Лит.: Пореш В. О стихах Олега Охапкина // Община. 1978. № 2; Дар Д. Ленинград. Судьба. Поэт // Грани. 1978. № 110; Мартынов И. [Рецензия на книгу «Возвращение Одиссея»] // Новый журнал. 1996. № 201; Кривулин В. Скромное обаяние поэзии // Олимп.1996. № 9; Орлицкий Ю. Особенности стиховой культуры Олега Охапкина // Печать и слово Санкт-Петербурга. СПб., 2013; Ковалькова Т. Единое на потребу. О реализме поэтических буден Олега Охапкина // http://www.religare.ru/2_82607.html; Стратановский С. Поэтический мир Олега Охапкина // Звезда. 2010. № 8; Сизова Ж. Мотивы сопротивления в поэзии Олега Охапкина // Звезда. 2016. № 7; Сокурова О. За флейтой Крысолова… // Охапкинские чтения. 2015. № 1; Лён С. Олег Охапкин в Москве // Охапкинские чтения. 2015. № 1; Щипков А. Поэзия Олега Охапкина и археоавангард // Футурум АРТ. 2016. № 1 (44); Сизова Ж. Мотивы сопротивления обыденному сознанию на примере поэзии О. Охапкина, А. Миронова, Л. Аронзона и В. Кривулина // Охапкинские чтения. 2018. № 2; Потапов И. Вестничество в поэзии Олега Охапкина // Охапкинские чтения. 2018. № 2.

Т. Ковалькова

  • Охапкин Олег Александрович