Олейников Николай Макарович


ОЛЕ́ЙНИКОВ Николай Макарович (псевд. Макар Свирепый, С. Кравцов и др.) [5.8(23.7).1898, ст. Каменская обл. Войска Донского (ныне Ростовская обл.) ― раcстр. 24.11.1937, Л-д] - поэт, прозаик.

«Он был сыном богатого казака, держав­шего в станице кабак, и ненавидел своего от­ца... Все его взгляды, вкусы, пристрастия вы­росли в нем из ненависти к окружавшему его в детстве быту, - свидетельствует Н. Чуков­ский.- Родня его сочувствовала белым, а он стал яростным большевиком, вступил сначала в комсомол, потом в партию. Одностанични­ки избили его за это шомполами на площа­ди, - однажды он снял рубаху и показал мне свою красную спину, покрытую жутким пере­плетением заживших рубцов» (Цит. по: Мы знали Евгения Шварца).

Окончив 4-классное Донецкое окружное училище и продолжив образование в Камен­ской учительской семинарии, О. стал красно­гвардейцем, дважды подвергся аресту белока­заками. Бежал. В нач. 1920 был включен в состав редколл. газ. «Красный казак». В 1921 поступил в пед. техникум Ростова, но вскоре переехал в г. Бахмут (ны­не Артемовск) и организовал там издание лит.-худож. ж. «Забой». На его страницах стали печ. Б. Горбатов, Евг. Шварц и др. ставшие изв. литераторы. В 1925 О. был направ­лен на работу в газ. «Лен. правда». Н. Чуковский рассказывал: «Он показал мне официальную справку, с которой приехал в Пг. Справка эта, выданная его родным сельсоветом, гласила: „Сим удостоверяется, что гр. Олейников Николай Макарович действи­тельно красивый”. Дана для поступления в Ака­демию художеств. Печать и подпись. Олейни­ков вытребовал эту справку в сельсовете, уве­рив председателя, что в Академию художеств принимают только красивых» (Там же).

Страсть к розыгрышам, мистификациям помогла найти О. должное место в лит-ре. Он стал сотрудничать в ж. «Новый Робинзон». Его редакция вскоре была преобразована в Дет­ский отдел Госиздата, где наряду с С. Я. Марша­ком О. занял одно из ведущих мест. В это вре­мя он проявил себя как писатель, создавший новый жанр - публицистика для детей, где в увлекательной форме молодым читателям раскрывался широкий круг науч. и обществ.-ист. проблем. На страницах ж. «Еж» и «Чиж» воображением О. был со­здан яркий образ путешественника и изобре­тателя Макара Свирепого, от лица кот. писатель стал рассказывать о географии, фи­зике, биологии (в детстве О. мечтал стать ес­тествоиспытателем, увлекался математикой), о важнейших событиях истории. На основе публикаций в созданных им ж. в 1920–30-х О. выпустил неск. десятков книг для де­тей: озорное повествование « Хитрые мас­теровые » (1929), головоломные « Живые загадки » (1928), иронич. портреты со­временников - « Блошиный учитель » (1930) « Учитель географии » (1932), до­верительные рассказы о Гражданской вой­не - « Боевые дни » (1927), « Танки и сан­ки » (1929) и мн. др. Совм. с Евг. Шварцем создал ряд киносценариев, по кот. были поставлены популярные тогда фильмы: « Разбудите Леночку » (1934), « Леночка и виноград » (1935), « На отдыхе » (1936), где играли Я. Жеймо, Б. Чирков, Н. Черкасов.

Если О.-прозаик стал изв. широкому читателю при жизни, то иная судьба сложи­лась у О.-поэта. Стихи он писал с детства, но напечатанными увидел лишь три стих.: « Хва­ла изобретателям », « Служение науке», «Муха » (30 дней. 1934. № 10). Одна из причин состояла в том, что стихи О. принципиально не предназначались для печ. Имевшие боль­шой успех в кругу друзей и сотрудников руко­водимых им ж., на перв. взгляд они произво­дили впечатление остроумных, но легковесных экспромтов «на случай» - на бытовые, даже альковные темы: « Шурочке (на приобре­тение новых туфель)», «Машинистке на приобретение пелеринки», «На день рождения Груни » и т.д. При более внима­тельном прочтении в таких стихах просматри­валась явная антимещанская тема: прибегая к речевым штампам обывателя, О., несомнен­но, обличал его внутр. пустоту и пош­лость (« Классификация жен», «Началь­нику отдела »). Отсюда каламбур Мар­шака: «Берегись Николая Олейникова, / Чей девиз никогда не жалей никого» (Чукоккала. М., 1979). И только в общем контек­сте стихового тв-ва О. раскрывается его подлинный смысл, в т.ч. и историко-литератур­ный. Еще в 1933 Л . Гинзбург занесла в свой дневник: «Олейников продолжает традицию, в силу кот. юмористы подвержены мрач­ности или меланхолии (Свифт, Гоголь, Салты­ков, Зощенко)». Что же касается поэтики, то в основе поэзии О. лежит пародия. Но не на конкретный адресат, а на т.н. «здравый смысл» во всех его проявлениях. Отсюда «маска пошляка, галантерейного че­ловека». «Признаки этой системы: умышлен­ный примитивизм, одноплановый синтаксис при многопланной семантике, гротескные не­совпадения между лексической и стилистиче­ской окраской слова и его логическим содер­жанием» (Л. Гинзбург). О. провозгла­сили продолжателем традиций Козьмы Прут­кова (он называл себя его внуком), И. Мятлева, поэтов «Искры» и «Сатирикона». Наибо­лее же близкий ему автор - капитан Лебядкин из романа Достоевского «Бесы», чьи стихи не­ожиданно обрели популярность в лит. среде 1920-х. «Ахматова говорит, - вспоминала Гинзбург, - что Олейников пишет, как капи­тан Лебядкин, который, впрочем, писал пре­восходные стихи». Неслучайно по мотивам его экспромта « Жил на свете таракан ...» О. напис. один из своих шедевров стих. « Таракан ». С образом Лебядкина ассоциируется и стих. « Перемена фамилии ». Возникает как бы двойная паро­дия. Бытовое послание « Генриху Левину по поводу влюбления его в Шурочку Любар­скую » завершается фрагментом « Блоха ма­дам Петрова », где зачин «Страшно жить на этом свете...» переводит шутливость в серьез­ный и даже философский план, поскольку сти­хи оказываются пародией на стих. Н. Забо­лоцкого «Меркнут знаки Зодиака», посвящ. трагедии разума.

В литературоведении О. пост. отно­сят к обэриутам: хотя в их объединение он не входил (мешала партийность), по духу тв-ва он был им близок. Несомненно его посто­янное участие в кружке «чинарей», где подни­мались серьезные философские проблемы. Понятно: О. изучал иностр. книги по высшей математике, готовил к печати свое исследова­ние по теории чисел (см. начало обращения к О. Д. Хармса в 1935: «Кондуктор чисел, дружбы злой насмешник...»). Это нашло ху­дож. воплощение в философской поэме « Пу­чина страстей » (1937), уже лишенной паро­дийной амбивалентности: «Как букварь читает школьник, / Так читаю я в лесу. / Вижу в листь­ях - треугольник, / Колесо ищу в глазу. / Ви­жу, вижу, как в идеи / Вещи все превраще­ны...» О. доводит здесь обэриутский принцип, где слово равно предмету, до ясной классиче­ской наглядности: «То не ягоды, не клюквы / Предо мною встали в ряд - / Это символы и буквы / В виде желудей висят. / На кустах сидят сомненья / В виде галок и ворон, / В де­ревах - столпотворенье / Чисел, символов, имен». И вывод делает такой: «Перед бабоч­кой пучина / Неразгаданных страстей... / Гео­метрия - причина / Прорастания стеблей». Не бытие определяет сознание, а наоборот.

После ареста 3 июля 1937 О., еретика в клане большевиков, ждало одно - расстрел.

Соч.: Стихотворения. Bremen, 1975; Иронич. стихи. Н.-Й., 1982; Перемена фамилии. М., 1988; Удивительный праздник. Рассказы / Сост. и подготовка текстов А. Олейников. Ростов-на-Дону. 1989; Пучина страстей: Стих. и поэмы. Л., 1991; Сти­хи // Ванна Архимеда: сб. Л., 1991; Стихи // Поэты группы «ОБЭРИУ». СПб., 1994 (БП. БС); Евг. Шварц и Н. М. Олейников. «Красная шапочка». Сценарий для мульт. фильма // Сеанс. СПб., 1997. № 14; «...Сборище друзей оставленных судьбою» // «Чинари» в текстах: В 2 т. М., 2000. Т. 2; Прочь воздержание. М., 2011; Число неизреченного / Под ред. О. А. Лекманов, М. И. Свердлов. М.: ОГИ, 2015.

Лит.: Бахтерев И., Разумовский А. О Николае Олей­никове // День поэзии. Л., 1964; Мы знали Евг. Шварца: Сб. Л.-М., 1966; Рахтанов И. «Еж» и «Чиж» // Рахтанов И. Рассказы по памяти. М., 1969; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Герасимо­ва А. ОБЭРИУ: Проблема смешного // Вопросы лит-ры. 1988. № 4; Гинзбург Л. Николай Олейников // Гинзбург Л. Человек за письменным столом. Л., 1989; Лунин Е. Дело Николая Олейникова // Ав­рора. 1991. № 7; Биневич Евг. О «Красной Шапочке» Евг. Шварца и Н. Олейникова // Сеанс. СПб., 1997. № 14; Биневич Евг. О Макаре Свирепом // Распятые. Вып. 3. СПб., 1998; Паперная Э. В редакции «Всероссийской кочегарки» // Житие сказочника. Евгений Шварц. М., 1991; То же // Воспоминания о Евгении Шварце. СПб., 2014.

Г. Филиппов

  • Олейников Николай Макарович