Олейников Николай Макарович
ОЛЕ́ЙНИКОВ Николай Макарович (псевд. Макар Свирепый, С. Кравцов и др.) [5.8(23.7).1898, ст. Каменская обл. Войска Донского (ныне Ростовская обл.) ― раcстр. 24.11.1937, Л-д] - поэт, прозаик.
«Он был сыном богатого казака, державшего в станице кабак, и ненавидел своего отца... Все его взгляды, вкусы, пристрастия выросли в нем из ненависти к окружавшему его в детстве быту, - свидетельствует Н. Чуковский.- Родня его сочувствовала белым, а он стал яростным большевиком, вступил сначала в комсомол, потом в партию. Одностаничники избили его за это шомполами на площади, - однажды он снял рубаху и показал мне свою красную спину, покрытую жутким переплетением заживших рубцов» (Цит. по: Мы знали Евгения Шварца).
Окончив 4-классное Донецкое окружное училище и продолжив образование в Каменской учительской семинарии, О. стал красногвардейцем, дважды подвергся аресту белоказаками. Бежал. В нач. 1920 был включен в состав редколл. газ. «Красный казак». В 1921 поступил в пед. техникум Ростова, но вскоре переехал в г. Бахмут (ныне Артемовск) и организовал там издание лит.-худож. ж. «Забой». На его страницах стали печ. Б. Горбатов, Евг. Шварц и др. ставшие изв. литераторы. В 1925 О. был направлен на работу в газ. «Лен. правда». Н. Чуковский рассказывал: «Он показал мне официальную справку, с которой приехал в Пг. Справка эта, выданная его родным сельсоветом, гласила: „Сим удостоверяется, что гр. Олейников Николай Макарович действительно красивый”. Дана для поступления в Академию художеств. Печать и подпись. Олейников вытребовал эту справку в сельсовете, уверив председателя, что в Академию художеств принимают только красивых» (Там же).
Страсть к розыгрышам, мистификациям помогла найти О. должное место в лит-ре. Он стал сотрудничать в ж. «Новый Робинзон». Его редакция вскоре была преобразована в Детский отдел Госиздата, где наряду с С. Я. Маршаком О. занял одно из ведущих мест. В это время он проявил себя как писатель, создавший новый жанр - публицистика для детей, где в увлекательной форме молодым читателям раскрывался широкий круг науч. и обществ.-ист. проблем. На страницах ж. «Еж» и «Чиж» воображением О. был создан яркий образ путешественника и изобретателя Макара Свирепого, от лица кот. писатель стал рассказывать о географии, физике, биологии (в детстве О. мечтал стать естествоиспытателем, увлекался математикой), о важнейших событиях истории. На основе публикаций в созданных им ж. в 1920–30-х О. выпустил неск. десятков книг для детей: озорное повествование « Хитрые мастеровые » (1929), головоломные « Живые загадки » (1928), иронич. портреты современников - « Блошиный учитель » (1930) « Учитель географии » (1932), доверительные рассказы о Гражданской войне - « Боевые дни » (1927), « Танки и санки » (1929) и мн. др. Совм. с Евг. Шварцем создал ряд киносценариев, по кот. были поставлены популярные тогда фильмы: « Разбудите Леночку » (1934), « Леночка и виноград » (1935), « На отдыхе » (1936), где играли Я. Жеймо, Б. Чирков, Н. Черкасов.
Если О.-прозаик стал изв. широкому читателю при жизни, то иная судьба сложилась у О.-поэта. Стихи он писал с детства, но напечатанными увидел лишь три стих.: « Хвала изобретателям », « Служение науке», «Муха » (30 дней. 1934. № 10). Одна из причин состояла в том, что стихи О. принципиально не предназначались для печ. Имевшие большой успех в кругу друзей и сотрудников руководимых им ж., на перв. взгляд они производили впечатление остроумных, но легковесных экспромтов «на случай» - на бытовые, даже альковные темы: « Шурочке (на приобретение новых туфель)», «Машинистке на приобретение пелеринки», «На день рождения Груни » и т.д. При более внимательном прочтении в таких стихах просматривалась явная антимещанская тема: прибегая к речевым штампам обывателя, О., несомненно, обличал его внутр. пустоту и пошлость (« Классификация жен», «Начальнику отдела »). Отсюда каламбур Маршака: «Берегись Николая Олейникова, / Чей девиз никогда не жалей никого» (Чукоккала. М., 1979). И только в общем контексте стихового тв-ва О. раскрывается его подлинный смысл, в т.ч. и историко-литературный. Еще в
В литературоведении О. пост. относят к обэриутам: хотя в их объединение он не входил (мешала партийность), по духу тв-ва он был им близок. Несомненно его постоянное участие в кружке «чинарей», где поднимались серьезные философские проблемы. Понятно: О. изучал иностр. книги по высшей математике, готовил к печати свое исследование по теории чисел (см. начало обращения к О. Д. Хармса в 1935: «Кондуктор чисел, дружбы злой насмешник...»). Это нашло худож. воплощение в философской поэме « Пучина страстей » (1937), уже лишенной пародийной амбивалентности: «Как букварь читает школьник, / Так читаю я в лесу. / Вижу в листьях - треугольник, / Колесо ищу в глазу. / Вижу, вижу, как в идеи / Вещи все превращены...» О. доводит здесь обэриутский принцип, где слово равно предмету, до ясной классической наглядности: «То не ягоды, не клюквы / Предо мною встали в ряд - / Это символы и буквы / В виде желудей висят. / На кустах сидят сомненья / В виде галок и ворон, / В деревах - столпотворенье / Чисел, символов, имен». И вывод делает такой: «Перед бабочкой пучина / Неразгаданных страстей... / Геометрия - причина / Прорастания стеблей». Не бытие определяет сознание, а наоборот.
После ареста 3 июля 1937 О., еретика в клане большевиков, ждало одно - расстрел.
Соч.: Стихотворения. Bremen, 1975; Иронич. стихи. Н.-Й., 1982; Перемена фамилии. М., 1988; Удивительный праздник. Рассказы / Сост. и подготовка текстов А. Олейников. Ростов-на-Дону. 1989; Пучина страстей: Стих. и поэмы. Л., 1991; Стихи // Ванна Архимеда: сб. Л., 1991; Стихи // Поэты группы «ОБЭРИУ». СПб., 1994 (БП. БС); Евг. Шварц и Н. М. Олейников. «Красная шапочка». Сценарий для мульт. фильма // Сеанс. СПб., 1997. № 14; «...Сборище друзей оставленных судьбою» // «Чинари» в текстах: В 2 т. М., 2000. Т. 2; Прочь воздержание. М., 2011; Число неизреченного / Под ред. О. А. Лекманов, М. И. Свердлов. М.: ОГИ, 2015.
Лит.: Бахтерев И., Разумовский А. О Николае Олейникове // День поэзии. Л., 1964; Мы знали Евг. Шварца: Сб. Л.-М., 1966; Рахтанов И. «Еж» и «Чиж» // Рахтанов И. Рассказы по памяти. М., 1969; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Герасимова А. ОБЭРИУ: Проблема смешного // Вопросы лит-ры. 1988. № 4; Гинзбург Л. Николай Олейников // Гинзбург Л. Человек за письменным столом. Л., 1989; Лунин Е. Дело Николая Олейникова // Аврора. 1991. № 7; Биневич Евг. О «Красной Шапочке» Евг. Шварца и Н. Олейникова // Сеанс. СПб., 1997. № 14; Биневич Евг. О Макаре Свирепом // Распятые. Вып. 3. СПб., 1998; Паперная Э. В редакции «Всероссийской кочегарки» // Житие сказочника. Евгений Шварц. М., 1991; То же // Воспоминания о Евгении Шварце. СПб., 2014.
Г. Филиппов