Орешин Пётр Васильевич


ОРÉШИН Пётр Васильевич [28(16).7. 1887 , Аткарск Саратовской губ. - 15.3.1938, Коммунарка] - поэт , прозаик .

Отец, Василий Егорович, вывезенный из деревни на 13-м году жизни, был отдан в мануфактурную лавку. Всю жизнь проработал приказчиком. Мать, Агафья Петровна, шила на продажу ситцевые рубашки, сидела дни и ночи за швейной машинкой. Пётр в восьмилетнем возрасте был отдан в начальную школу, окончил её с «первой наградой» и в возрасте 12 лет попал в городскую 4-классную школу. Этой школы, за недостатком средств, не окончил и через три года вынужден был оставить ее, хотя и сдал экз. за третий класс. В 16 лет поступил в школу бухгалтерии, но почувствовал себя не на месте. Рисовал. Работал в конторе. Подолгу жил у деда-крестьянина в с. Галахово Саратовской губ. (сбегал от отца, не желая становиться подручным в лавке). Увлекался чтением русской классики.

Стихи начал пис. в ранней юности. Перв. стих. опубл. в «Саратовском листке» и в «Саратовском вестнике» (1911). Систематич. лит. деятельность молодого поэта началась в 1913, когда он переехал в СПб. и начал публ. в столичных ж. В поисках заработка устроился на службу в контору железной дороги. При поддержке Иванова-Разумника (кот. вел лит.-критич. отдел в ж. «Заветы» и охотно печ. новокрестьянских поэтов) неск. стих. О. появились на стр. столичной прессы - в ж. «Вестник Европы» и «Заветы». Искал пути в лит. мир. Вошел в круг писателей-неонародников. В дорев. стихах часто разрабатывал тему «голодного, болезного села», «безысходного горя» трудового крестьянства, выражая неприязнь к кулаку. Социальные идеалы О. направлены к «крестьянскому раю», сильно народное начало, тяготение к сказке, былинно-песенным стилизациям. «Загуляли над лесом снега, / Задымила деревня морозом, / И несет снеговая пурга, / Заметая следы за обозом. // Поседел вороной меринок, / Растрепалась кудрявая грива. / Снежный путь бесконечно далек, / А в душе и темно и тоскливо <…>» (« С обозом », 1914). В стихах О. этого периода ощутимо влияние, с одн. стороны, Некрасова, с др. - крестьянских поэтов-самоучек. Переживание тяжести крестьянского труда, надежда на лучшую долю, мотивы жизни-мачехи, красота родного крестьянского края - основополагающие черты его поэтич. мира. «В поле вихрится ветер-зимач, / за бураном - вечерние зори. / Санный скрип - недоплаканный плач, / дальний путь - безысходное горе…».

Весной 1916 призван в действующую армию: рядовым маршевой роты участвовал в боях на Западном фронте Первой мировой войны , за храбрость удостоен двух Георгиевских крест ов. Стихи, посвящ. войне (« Смертонос», «Проклятая война», «Отчего не рыдают камни?», «Завтра » и др.), направлены против «алой бойни». Антивоенную лирику этих лет характеризуют растерянность, чувство обреченности, пацифистский гуманизм. После Февральской революции был связан с эсерами. В 1917 познакомился с С. Есениным, позднее - с Н. Клюевым, С. Клычковым, А. Ширяевцем.

Октябрьскую революцию встретил восторженно. После Октября 1917 был одним из организаторов крестьянских писателей при моск. Пролеткульте, принимал участие в работе газ. «Голос трудового крестьянства». В 1918 изд. две кн. стих. На перв. из них - « Зарево » - откликнулся рец. С. Есенин (ж. «Наш путь». 1918. № 2). Ёмко и образно он определил круг тем поэзии О., сравнив «Зарево» с озером, «где отражаются и месяц, и церковь, и хаты». Втор. кн. - « Красная Русь ». Однако мир поэзии О. не был похож на поэтич. картины его собратьев по «крестьянской купнице» («новокрестьянских поэтов»): если у них почти неразличимы соц. мотивы, то О. с болью пишет о далеко не поэтич. сторонах жизни крестьянина. Он поэтизирует анархистское бунтарство (« Волчья жизнь», «Зверюга » и др.), идеализирует стихийную «могучую» силу «русского мужика». Ведущими образами и мотивами этих сб. становятся переживания обездоленного крестьянина, обреченного на нужду и унижения, живущего надеждами и ожиданиями нового будущего, «вселенского пожара».

В 1917–21 события Гражданской войны (« На пашне», «Трудовая » и отчасти поэма « Крестный путь ») получили отражение в поэзии О., переданные с позиций трудового обездоленного крестьянства.

С 1919 по 1922 живет в Саратове, где, по словам Есенина, «пишет плохие коммунистические стихи и со всеми ругается». В Саратове выходят кн. стихов « Дулейка » (1919), « Березка» (1920), «Набат», «Мы », « Голод » (1921), « Алый храм » (1922), « Радуга », « Ржаное солнце » (1923), в кот. он публично отрекается от мотивов старого крестьянского мира и отдается во власть новых веяний («Будет врать о любви и о Боге, / и о многом, о многом другом. / Не вернут нас ни кони, ни дроги / в старорусский родительский дом!»). Но это «окончательное» отречение на поверку оказалось лишь кажущимся. Поэт не мог подавить в себе пронзительной лирич. ноты, в кот. воплотилась печаль расставания с историч. Россией («Соломенная Русь, куда ты? / Какую песню затянуть? / Как журавли, курлычут хаты, / поднявшись в неизвестный путь… / И что ж? Крестом, как прежде было, / никто себя не осенил. / Сама земля себя забыла / Под песню журавлиных крыл…»). С. Куняев: «В одной и той же строке слышится и радость, и отчаяние, и гнев, и удивление». Возражая противникам крестьянской поэзии, О. писал: «Не верно, сельские баяны, / певцы крестьянской стороны, / как будто родине багряной / мы стали больше не нужны!».

С 1922 живет в М., избирается членом правления Всероссийского СП. В теч. 1920-х одна за другой выходят кн. его стихов и прозы, кн. очерков и рассказов. В 1923 О. вместе с Есениным, Клычковым и Ганиным подвергается преследованию по т.н. «делу четырех поэтов», обвиненных в «антисемитизме». На обвинение О. ответил стих. « Под клеветой ».

В 1923–28 разрабатывал лиро-эпич. жанр поэмы. Писал поэмы на ист. темы, проявил интерес к ист.-рев. событиям и их героям (« Окровавленный май», «Вера Засулич», «9-е января», «Чапаев», поэмы «Селькор Цыганок», «Деревенский учитель », « Милиционер Люкша», «Учитель Чиж», «Васька » и др.), изображал царский произвол, борьбу самодержавия с рев. движением, распутинщину, империалистич. войну и стремился создать образ нового героя рев. эпохи. Но постепенно восторженное принятие новых перемен в жизни в реалистически-честных стихах О. оборачивается тревогой и разочарованием. С. Куняев: «Новая струя, исполненная печали и недобрых предчувствий от происходящих в жизни страны перемен, вливается в творчество Орешина в связи с гибелью Есенина. Орешин создает цикл стихотворений, посвященных погибшему другу (“ Сергей Есенин”, “На карауле”, “Ответ”, “Соловей в отставке ”). Тогда же пишутся стихотворения “ Земля родная ” и “ Элегия ”, кот. Орешин как бы заново прощается с иллюзиями “прогресса” в переделке старой жизни, кот. были у него в нач. 20-х. Эти стихотворения были посвящены А. Веселому и И. Касаткину, кот. суждено будет погибнуть в кон. 30-х, практически одновременно с оставшимися поэтами “новокрестьянской плеяды”. В этих стихах жажда жизни органически сопряжена с печалью о кратковременности бытия, а любовь к родине окрашена в печальные тона: “Жизнь моя поблекнула в опале, / в жгучем ветре вечных голодух. / На крутом житейском перевале / Я устал и медленно потух. / Но до самой до последней пяди / и сейчас уверенно пойду, / новой жизни, новой песни ради, / на любую тяжкую беду…”».

В 1924 в М. издан сб. «Тв-во народов СССР», в кот. О. был не только сост., но и автором мн. переводов фольклорных произведений различных народов страны (переводил башкирский и тунгусский эпос, белорусских, еврейских и украинских поэтов).

Во втор. пол. 1920-х чаще обращается к прозе. Проза занимает в тв-ве О. значительно меньшее по сравнению с поэзией место (« Ничего не было », 1926; « Жизнь учит », 1928; « Злая жизнь », 1931). В автобиогр. прозе воссоздает образы детства и юности. «Злая жизнь» рисует эпизоды из жизни подростка – выходца из полупролетарской среды – в условиях капитализма. Хроника « Людишки » [1927] посвящ. борьбе трудового крестьянства с белогвардейщиной и строительству новой сов. деревни.

В 1923–28 выпустил СС: В 4 т., состоящего из кн. « Ржаное солнце » (1923), « Солнечная плаха » (1925), « Родник » (1927), « Откровенная лира » (1928). Осн. содержание СС - мотивы любви к родной земле, поэтизация природы, сельского быта.

В 1934 О. был задержан на улице милицией, услышавшей из уст поэта выражение: «Такую сволочь, как товарища Кагановича, вместе с вами терпеть не могу, как негодяев». В 1935 была составлена докладная записка в партком СП СССР после скандала в Доме писателя, где О. заявил: «Советская власть не дает жить порядочным людям. Сталин - сволочь, не может ценить порядочных работников». 28 окт. 1937 был арестован и 15 марта 1938 расстрелян по обвинению в террорист. деятельности вместе с др. крестьянским поэтом и другом Есенина Вас. Наседкиным. Место захоронения: Коммунарка. Реабилитирован посмертно.

В 1917–18 жил в Пг. на 7 Рождественской ул., д. 40.

Соч.: Стихотворения и поэмы. М., 1958; Повести и рассказы. М., 1960.

Лит .: Петросов К. Соломенная плаха поэта (О «крестьянской купнице» и судьбе Петра Орешина) // Филологич. науки. 1992. № 4; Казак В. Лексикон русской лит-ры XX в. М., 1996. Российский гуманитарный словарь. М.-СПб., 2002.

  • Орешин Пётр Васильевич