Орлов Борис Александрович


ОРЛО́В Борис Александрович [7.3.1955, д. Живетьево Брейтовского р-на Ярославской обл.] - поэт.

Родился в крестьянской семье. Дед – участник Первой мировой войны. О. помнил бабушку – монахиню, воспитывавшую его в раннем детстве. Отец - участник Великой Отеч. войны, служил в разведке, дошел до Берлина командиром штурмовой роты. Работал бригадиром строительной и рыболовецкой артелей. Мать - зоотехник. Рано овдовев, осталась с двумя малолетними детьми. По признанию поэта, он «рос драчливым, / Колючим, как сорняк среди гвоздик» (« Я рос и конопатым и драчливым... »). По окончании Прозоровской ср. школы не получил золотой медали из-за оценки по поведению в аттестате зрелости.

Стихи начал пис. рано, подражая классикам. «Мои любимые поэты - Лермонтов, Тютчев, Блок, Есенин, Артюр Рембо... Есть в них что-то космически бесприютное и бездомное» (Аврора. 1996. № 7). С 15-летнего возраста «поэзия начала занимать в жизни важное место, правда, свою судьбу с ней связывать не собирался, но жить без стихов уже не мог». Первое стих. « Майский вечер » опубл. в брейтовской районной газ. «Заря коммунизма» в мае 1972.

О. манило море, романтика подводников. В 1977 окончил Лен. высшее военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского. Служил на Сев. флоте на атомной подводной лодке (1977–83). Работал в газ. «На страже Заполярья» (1983–86), «Сов. моряк» (1986–90). Был нач. отдела Центр. военно-морского музея (1990–93). Гл. ред. «Морской газ.» (1993–2004). Рук. ЛИТО «Путь на моря» им. Вс. Азарова. Капитан 1-го ранга.

В курсантские годы О. не порывал с поэзией, посещал ЛИТО «Путь на моря», кот. рук. Вс. Азаров. Начиная с 1977 стихи О. публ. в ж. «Сов. воин», «Звезда», «Нева», «Юность», «Огонек», «Молодая гвардия», альм. «Океанские горизонты». В 1979 принимал участие в работе VII Всесоюзного совещания молодых писателей и запомнился тогда афористичным стих., кот. позднее открыл свой перв. сб. « Гранитный Север », выпущенный Воен. изд-вом в 1983 (серия «Старт»): «Черная подлодка. / Черная вода. / Черная пилотка. / Красная звезда». В кн. вошли стихи о службе на подводной лодке, родном экипаже, экзотич. природе Кольского п-ва, романтике походов по Мировому океану, родной Ярославщине. Мотив верности земле и морю станет определяющим в поэзии О.

Перв. сб. поэта был доброжелательно встречен критикой. А. Воронцов обращал внимание на «свежесть образов, лаконизм, глубину и отчетливость мысли», стремление автора «подняться до высот философского обобщения своих жизненных впечатлений» (Сов. моряк. 1983. 29 мая). В. Мельник отмечал «стремление добраться до истоков патриотизма, стремление увидеть в типичной ситуации глубоко залегающее человеч. начало. Автор „Гранитного Севера” пытается выразить чувства, социальный опыт целого поколения» (Боевая вахта. 1983. 18 сент.). Этот опыт преломился в стих. « 1955 год »: «Я родился, когда еще пепел войны не остыл. / Дети в роще играли немецкой простреленной каской. / В пол, как в колокол, бил скорбно старый костыль. / Инвалид шел в худой гимнастерке солдатской». Войне посвящ. стих. « Доты», «Высота», «Солдат » и др. Ст. Золотцев назвал О. «одним из наиболее одаренных дебютантов» десятилетия (Знамя. 1984. № 5).

В 1985 заочно окончил Лит. ин-т им. М. Горького. В том же году в Мурманском книж. изд-ве вышла втор. кн. стихов поэта « Листва ». Смысл назв. сб. выразили строки: «Опять швартуется весна / К прибрежным валунам, / Морзянкой жаркою она / В сердца стучится к нам. / Неделя ходу - / И рассвет, / И сопок синева, / И письма выпорхнут на свет, / Как первая листва» (« В отсеках ветры не свистят... »). Азаров, говоря о новаторстве О., отмечал, что его стихам присущ «глубокий поэтический подтекст. Орлов плодотворно развивает традиции своих предшественников - поэтов-маринистов (А. Лебедев, Н. Флеров, Д. Ковалев, А. Ойслендер)» (Звезда. 1986. № 2). Большинство стих., вошедших в «Листву», посвящ. морю, флотским будням (« Полярная ночь», «В конце похода», «Заполярье», «Обелиск »). «Эти стихи суровы, - писал И. Озимов, - сдержанны, немногословны и в то же время значительны по мысли и содержанию. В них точно найдены детали, кот. открываются взгляду очевидца и потому особенно достоверны и дороги» (Сов. моряк. 1985. 9 июл.). Вторым сб. О. подтвердил свою приверженность жанру лирич. миниатюры.

Если в стихах о море пульсировала воен. жизнь североморского подплава, то в цикле «деревенских стих.» (« Хлебозоры», «Деревня», «Поля » и др.), посвящ. Ярославщине, русской природе, угадывается намерение автора «объединить в поэтическом творчестве воедино то, что живет в душе военного моряка <...> море и землю, боевой корабль и отчий дом, флотскую службу и любовь. Чувство пространства и времени, чувство вечной истории и быстротечности, необратимости человеческой жизни, чувство ответственности воина-патриота не только за то, как он исполняет служебный долг, но и за все, что происходит на земле» (Тыцких В. Флот и вся жизнь // Боевая вахта. 1985. 23 мая).

В 1986 в изд-ве «Современник» вышел третий сб. О. « Море и поле », куда вошли более 100 стих. Кн. углубляла читательское представление об особом видении жизни автором - человеком долга, волею призвания находящегося в экстремальных условиях существования на атомной субмарине. Именно это видение мира из морской пучины наложило неповторимый отпечаток на весь строй мыслей и чувств поэта-моряка. «Отличительной чертой его творчества, - писал В. Панюшкин, - является немногословие, стремление к афористичности <...> военной краткости» (На страже Заполярья. 1987. 21 март.). «В обители стальной / Нет ни лесов, ни рек. / И тишина порой / Становится безликой. / Но пахнет по ночам / Реакторный отсек / И рощею грибной, / И спелой земляникой» (« В конце похода »).

Создававшийся в перестроечную пору сб. « Прозрение » (1993) обозначил, как заметил А. Коршунов, «крутой поворот и в тематике, и в изобразительных средствах <...> Б. Орлов начал свое восхождение к поэтической публицистике» (Знамя труда. Брянск, 1996. 1 мая): «Мы со времен царя Гороха / От правды прячемся в кусты. / Когда ломается эпоха, / Трещат и судьбы и хребты» (« Во времена Голгоф »). В 1995 О. написал свой гражданский манифест - стих. « Я - офицер, нарушивший присягу ...»: «Я - офицер, нарушивший присягу... / Назад ни шагу и вперед ни шагу / Не сделал. Разворована страна. / А за развал на мне лежит вина. / Я - офицер, нарушивший присягу... / Безропотно служу чужому флагу, / Тому, который раньше презирал. / Чужому флагу служит генерал / И рядовой. / На всех лежит вина».

Закономерным было появление сб. верлибров « Путь на Голгофу » (1995). О. искал свои пути в овладении сложным жанром лирич. миниатюры: «Оттепели боятся / Не только снеговики. / Но и бронзовые бюсты. / Они плавятся...».

Важным рубежом в тв-ве О. явился сб. « Диалог с Творцом » (1996). Критика оценивала его как наиболее зрелую кн. поэта. Как заметил О. Шестинский, О. «запечатлел в ней трагедию России» (Новое кронштадтское время. 2001. № 15). «Главное достоинство книги, - отмечал А. Коршунов, - ее емкий, афористичный язык. И самую большую нагрузку, и смысловую, и поэтическую несет избранный им жанр лирической миниатюры, где нет ничего лишнего, и любая деталь, любая осмысленная строка работает на замысел автора» (Знамя труда. Брянск, 1996. 1 мая). А. Белый писал, что «Диалог с Творцом» - это кн. о России, «поэтическое эссе, в кот. сделана удачная попытка осмыслить и выразить в своеобразной форме те противоречия и антагонизмы, неустанные поиски духа и невосполнимые утраты, хронические горести и слабые утешения, кот. полнится через край неприглядная теперешняя жизнь» (На страже Родины. 1997. 15 апр.). Лирич. герой О., живущий горестями и радостями современников, кому присущ гос. инстинкт, клеймит тех, кто унизил народ: «Хитры современные гунны, / Духовных трагедий творцы. / Сперва ворвались на трибуны, / Потом заползли во дворцы». Он выносит нелицеприятный приговор эпохе: «Добродетели низложены, / Кто подлей, тот и умней. / Коммерсанты в куртках кожаных - / Комиссары наших дней».

В 1996 в петерб. изд-ве «Редактор» вышел сб. стихов О. « Избр. лирика. 1971–95 ». В ней поэт подводил итоги, осмысляя пройденный путь. Говоря об эволюции поэта, И. Сергеева отмечала в послесл. к кн: «Сын своего времени, Борис Орлов не может позволить себе быть в стороне от ужасов нашего века. Лирика становится горше, стих жестче, скупее».

В стихах посл. лет О. не отходит от поэтич. публицистики (циклы, посвящ. Кавказской войне, трагедии Мологско-Шекснинского бассейна.) Он все больше задумывается над вопросами о значении веры для русского человека, своем предназначении, осмысляя путь в свете вечных, христианских ценностей. Лирика О. обретает новые кач-ва. Это подтвердили сб. « Тень тернового венца », « Надо мною лишь вечер и Бог », « Звездный свет » и др. Лирич. герой О. напрямую общается с Богом, прося у Него «силы и Веры». Для него вера - символ свободы: «С ладони птичку покормил - / И в храм вошел, согрет, / Иконы - окна в Божий мир, / Из них струится свет. / Когда в душе темным-темно, / Когда она болит - / Для исцеления дано / Свечение молитв». Лирич. герой О. зовет к покаянию, зовет молиться в храм во имя спасения России: «Неужели Россия исчезнет? / Мать-Россию толкают на смерть... / Перетерпим разор и болезни, / Но сиротства не перетерпеть». Критика заговорила об О. как о православном поэте, мыслящем в русле христианского миропонимания. «Орлов сжато и порой афористически рассуждает о жизни, смерти, Боге, любви и России (прошлой, настоящей, будущей). Преимущественно горечь и отсутствие иллюзий, время от времени смягченные оптимизмом и религиозной верой, звучат, когда О. обрушивается на нынешних политических лидеров, сетует о развале громадной страны и обращается, в надежде и ностальгии, к простому деревенскому счастью, красоте природы, утешению православной молитвой и русскими иконами, церковными звонами и крестами на куполах» (Гордон М. [Рец.] // Славянское и восточноевропейское обозр. 2004. Июль. Т. 83. № 3). Поэзия О. говорит о «причастности истинному, то есть Божиему бытию, – полагает критик. – Стихи поэта <…> вопиют о невозможности существования без совести, без чести, без любви к Родине. <…> Лирический герой О. этой любовью только и жив и потому свободен» (Ефимовская В. На краю света).

С 2006 ― предс. СПбО СП России, гл. ред. газ. «Лит. Петербург». Акад. Петровской АН и искусств (ПАНИ). Лауреат лит. премий «Золотой кортик» (1994), им. К. Симонова (1998), им. В. Пикуля (1999), Большой лит. премии России (2011), Православной лит. премии им. св. блгв. кн. Александра Невского (2012), Международной премии им. С. Михалкова (2012), Всероссийской лит. премии им. А. Прокофьева «Ладога» (2014).

Соч.: Гранитный Север. М., 1983; Листва. Мурманск, 1985; Море и поле. М., 1986; Дыхание. М., 1990; Звезда над рубкой. М., 1991; Прозрение. СПб., 1993; Путь на Голгофу. СПб., 1995; Диалог с Творцом. СПб., 1996; Избр. лирика. СПб., 1996; Надо мною лишь вечер и Бог. СПб., 2000; Тень тернового венца. СПб., 2000; Я простился с собой, чтобы встретить себя: Юношеские стихи 1970–77. СПб., 2002; И с верой жить... СПб., 2005; Новые стихи. М., 2007; Осколки: Верлибры. СПб., 2007; Россия куполами колосится... СПб., 2009; Небесное царство. СПб.; 2011; Лучшая погода - непогода. М., 2011; Звездный свет. СПб., 2012; Стихи // Созвездия катренов Петербурга / гл. ред. и сост. Н. Н. Бутенко. Т. 3. СПб., 2013; Стихи // Поэзия делает землю красивой / сост. А. Г. Раков. СПб., 2014; Холодная война – глубины океана… Стихи. СПб., 2015; Стихи // Свет Победы: Сб. СПб., 2015; Стихи // Рог Борея. Вып. LIХ (59) / отв. ред. О. В. Юрков. СПб., 2017. Страница на сайте Росписатель https://rospisatel.ru/orlov-stihi.htm . Страница на сайте Flot https://flot.com/welfare/lito/orlov/

Лит.: Кондрияненко В. В походах рожденные строки // Красн. звезда. 1983. 26 июн.; Черкасский Я. Лирика и долг // Полярн. правда. 1983. 22 июл.; Матвеев В. Над головой - Полярная звезда... // Сов. воин. 1983. № 23; Золотцев Ст. Ради жизни на земле // Знамя. 1984. № 5; Флеров Н. Молодость флота // Мол. гвардия. 1984. № 5; Рожкова Е. Земля - дом поэта // Комсомолец Заполярья. 1987. 21 мая; Белый А. Кислорода много не бывает // На страже Родины. 1997. 15 апр.; Маслов В. Путь на Голгофу // Мурманский вестн. 1997. 21 мая; Сергеева И. На асфальте стихи не растут // Русская провинц. 1998. № 3; Юрков О. Я смутный век прожил // Невский. 2000. № 3; Шасная Л. У всего есть душа и лицо... // Рабочий край. Иваново, 2000. 4 нояб.; Пинчук А. Государство нуждается в каждом из нас // Красн. звезда. 2001. 3 март.; Коносов М. Преодоление мглы // Лит. Петербург. 2001. № 7; Шестинский О. Трагедия и свобода // Лит. Петербург. 2001. № 10; Ефимовская В. Помощница молитвы // Всерусскiй соборъ. 2003. № 1; Трибуна мастера: Инт. // Тв-во юных. 2006. № 10 (27), нояб.; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб.: Дума, 2011; Ефимовская В. На краю света. Размышления о поэзии Бориса Орлова // Ефимовскя В. Резонанс жизни. СПб, 2015; Ефимовская В. «Жизни нет вне предметов и лиц». О кн. стихов Бориса Орлова «Звездный свет» // Там же; Станкевич В. Прозревшее сердце мое... // https://rospisatel.ru/orlov-60.htm ; Бесперстых А. П. Словарь эпитетов Бориса Орлова. СПб., 2017; Советная Н. «Я лунный свет люблю в ладони…» // Бесперстых А. П. Словарь эпитетов Бориса Орлова. СПб., 2017; Зарубин М. «Жизнь не всегда права…» Встречи с поэтом Борисом Орловым // Зарубин М. Герои моего времени: рассказы о выдающихся современниках. СПб., 2018.

В. Запевалов, А. Любомудров

  • Орлов Борис Александрович