Овсянников Вячеслав Александрович


ОВСЯ́ННИКОВ Вячеслав Александрович [2.2.1947, д. Тартак Ново-Мышинского р-на Барановической обл.] - поэт, прозаик.

Отец - офицер танковых войск, участник войны 1941–45. Мать - медсестра, блокадница. В 1948 семья переехала в Л-д. После окончания ср. школы поступил в Лен. высшее инженерное морское училище им. С. О. Макарова (1965–71). Работал на спасательных судах БМП судовым электромехаником. Уволясь с флота, работал инженером, архивистом, механиком. Затем в теч. 20 лет служил в органах МВД (1978–98).

Любовь к лит-ре проявилась рано. В 9 лет прочитал «Слово о полку Игореве». Влияние этого произведения со временем сказалось на тв-ве О., определив отношение к слову, выбор поэтики. В школе начал пис. стихи. Увлечение поэзией продолжалось в годы учебы в морском училище и затем в плаваниях. Перв. публ. - в газ. «Моряк Балтики» (1976). Затем публ. в газ. «Красный треугольник», «Смена», «Лен. милиция».

В 1977 посылает стихи П. Антокольскому и получает доброжелательный отзыв. «Что-то в Вашем творчестве, - точнее же в ваших исканиях и в попытках выразить себя в слове и в ритме, - заинтриговало и заинтересовало меня. Безусловно, Вы человек одаренный, талантливый. Ваша изощренность в слове, чувство языка и чувство необжитых участков русской речи заслуживает одобрения» (из письма П. Антокольского от 12.2.1977. Личный архив О.). Положительно отозвался на присланные стихи и поэмы А. Межиров: «…некоторые строки “Океана” и др. иногда очень хороши, - свидетельство поэтического дарования» (из письма А. Межирова от 14.8.1977. Там же).

В 1978 стал посещать ЛИТО под рук. В. Сосноры. Был старостой. В поэзии утвердился его стиль с ориентацией на традицию народного стиха. Соснора писал критику А. Македонову, кот. занимался поэзией «обэриутов»: «Вячеслав Александрович Овсянников - не обэриут. Но и судьба его и стихи - интереснейшее явление в современной русской городской поэзии, если хотите - народной по мышлению. Его стихи кажутся мне оригинальными и самостоятельными, хотя безусловно имеют в виду школу примитива». Оценил стихи и А. Кушнер и пытался помочь в публ. в ж. «Аврора»: «Ваши стихи говорят о том, что Вы человек способный и одаренный… Думаю, что Вам стоит писать стихи» (из письма А. Кушнера от 10.7.1979. Там же).

В кон. 1980-х решает попробовать себя в прозе, для кот. работа в милиции дает яркий и богатый мат-л. «На эту тему в советской литературе не было написано ничего настоящего, только дешевая беллетристика и детективщина. Никто не написал правду о милиции, изнутри, без прикрас, как она есть. Тема была запретной», - признавался О. В 1988 напис. повесть « Страдания сержанта Быкова », кот. при содействии Сосноры пытался напечатать в ж. «Нева», но повесть была отклонена как противоречащая узаконенной идеологии и эстетике.

В 1993 вышла кн. рассказов « Одна ночь ». Соснора так характеризует особенности прозы О.: «Автор - человек неординарный и не вписывается в литературную “милицейскую форму” в традиционном представлении. Он - не бытовой беллетрист, а скорее мифолог и писатель склада Андрея Белого. Милиция для него лишь среда, его герои живут более по литературным законам, нежели реальным. Милицейская тема для Вячеслава Овсянникова - не удобное зеркало для “отображения действительности”, а благоприятный материал для гротескного осмысления жизни. Хотя в интереснейших реальных деталях его прозы много правды, нельзя принимать весь этот страшный будничный быт за полностью достоверные копии. Это - сгустки абсурда, гротеска, метафор, которыми оперирует автор. Вячеслав Овсянников - новый голос в современной петербургской прозе. И этот голос своеобразен и чрезвычайно актуален». Действие рассказов О. происходит в СПб., на переломе двух эпох. Это особый Петербург, увиденный изнутри патрульного газика. Ночной, тревожный город. Возникает новый миф о Петербурге, о его апокалипсисе. Критикой была отмечена сила авторской образности: «Герою снится сон - его девушка, о которой он мечтает, которую любит, вдруг является перед ним как медведица с когтистыми лапами и оскаленной пастью. В этом сне как бы прорывается наша чудовищная жизнь, сегодняшняя, страшная, когда самое дорогое вдруг предстает в зверином обличье» (А. Скоков).

Кн. « Человекопад » (1995) продолжила тему «человека в погонах». В нее вошли и рассказы на морскую тематику. Повесть « Пистолет » своим трагич. накалом созвучна «Запискам сумасшедшего» Гоголя и «Красному цветку» Гаршина. Герой - человек с обостренной чувствительностью, «без кожи», с обнаженными нервами. Мучимый кошмарами, он одерживает над ними победу, выздоравливает и закапывает свой личный пистолет в землю, в глубокую яму, в могилу, как символ мирового зла, символ убийства. Произведением, обобщающим и завершающим тему милиции, стала повесть « Загинайло » (2006).

С 1998 у О. появляются новые темы. В кн. « Дни с Л .» (1998), « Рак на блюде » (2000), « Лопающиеся пузырьки » (2004) писатель обращается к жанрам лирич. и автобиогр. прозы. Повесть « Рак на блюде » из одноименной кн. - семейная хроника; об отце, матери, дедах, бабках, крестьянах, о Псковщине, о нравств. ценностях старших поколений, перенесших войны и блокаду. Повесть напис. с большой сердечностью к этим людям. «Дни с Л.», «Лопающиеся пузырьки» - проза импрессионистическая, глубоко интимная. Эти книги, по признанию автора, «о красоте мира, о радости видеть игру света и тени на стене дома и лопающиеся дождевые пузырьки в лужах на городском асфальте. О летучих мгновениях. Проза воздушная, вся сотканная из солнечных лучей и отблесков».

В 1999 принят в СП России. С 2007 является членом лит. об-ва «Северный Союз русских писателей». Пост. автор печ. органа этого об-ва - альм. «Русские страницы».

Произведения, напис. в 2007–10, свидетельствуют о новом периоде в тв-ве О. В рассказе « Севрюгины » (2007) стиль становится резко графическим, чему способствуют стремление высказаться как можно кратче, жестче, скупость и лаконичность изложения, даже аскетизм, использование предельно экспрессивных приемов. О. дает возможность читателю увидеть сокрытые смыслы за оболочкой слова: намеком, внушением, ассоциацией. Каждая фраза становится отдельной, самодостаточной картинкой. В худож. структуре такой прозы преобладают принципы разговорной речи, когда произносятся не все слова, но понимается всё, о чем не договорено и не упомянуто. Писательскую позицию и эстетич. принципы О. можно сравнить прозой Л. Добычина, в ней происходит замена традиционного в беллетристике фабульного построения сюжета монтажом. Худож. единицей текста становится не абзац, а фраза, микрокадр. В такой поэтике важна чистота звучания каждого атома образно-смысловой структуры, это первоэлементы искусства, его монады. Внимание обращается к микромиру, к ценности минуты, индивидуально-неповторимого. Радости и трагедии жизни, происходящие у кончиков пальцев, задевающие ресницы открытых на мир глаз равны космическим катаклизмам. Прозу О. отличает скрупулезная тщательность, филигранность отделки.

Лауреат премии ж. «Изящная словесность» (2007), премии Н. В. Гоголя в номинации «Нос» (2007). За кн. « Прогулки с Соснорой » (СПб.: ИТД «Скифия», 2013) удостоен лит. премии им. В. Голявкина (2014). Лауреат Всероссийской лит. премии им. А. К. Толстого в номинации худож. проза (2014). Почетная грамота за эссе «Лист брусничника» (Правительство Санкт-Петербурга, Общегородской литературный конкурс «Неизвестный Петербург–2020). Лауреат премии «Серебряный голубь России 2021» (VII международный литературный конкурс).

Соч. : Одна ночь. СПб., 1993; Человекопад. СПб., 1995; Дни с Л. СПб., 1998; Стокрылая стая. СПб., 1998; Рак на блюде. СПб., 2000; Лопающиеся пузырьки. СПб., 2004; Загинайло. СПб., 2006; СС: Одна ночь. СПб., 2008; СС: Человекопад. Нальчик, 2008; Книга о Викторе Сосноре // Сев. Аврора. СПб., 2010–13. № 13, 15, 16, 18; Прогулки с Соснорой. СПб.: Скифия, 2013; Книга Велеса: поэма // Тысяча лет от Владимира Святого в судьбах России, Украины, Белоруссии: сб. СПб.: Скифия, 2015; Тот день. СПб.: Скифия, 2015; В тени водолея // Новый русский ж-л. Секция критики и литературоведения СП России. 2016. № 1; 2017. № 2; В тени Водолея. СПб.: Написано пером, 2017; О книге Алексея Грякалова «Василий Розанов» // Невский альм. 2018. № 4 (102); Сампо. По мотивам Калевалы // Мир Калевалы. СПб.: Скифия, 2019; Сны Шумера // Окно. Журнал поэзии. 2019. Вып. 21; Рассказы и повести: в 2-х т. СПб.: Super, 2019; Сокол-корабль. Сказание о богатырях. СПб.: Скифия, 2021; Голова Орфея. СПб.: Super, 2022.

Лит. : Соснора В. Предисл. // Овсянников В. Одна ночь. СПб., 1993; Скоков А. Время искуса // СПб. ун-т. 1999. № 5; Батурина Т. Лоскутный покров. СПб., 2008; Акулов А. Скважины. СПб., 2008; Алексеев В., Чернышев В. Послесл. // Овсянников В. СС: Одна ночь. СПб., 2008; Попов В. Горящий рукав. М., 2008; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб.: Дума, 2011; Курбатов В., Соколов Р., Антипов Е. Сев. почта (отзывы) // Сев. Аврора. 2011. № 15; Бубнова Л. Возрождение личности // Молодой СПб.: альм. 2013; Медведев А. Стекла слов и камень в романе // Камертон. 2013. № 9; Муриков Г. Петербургский взгляд // Невский альм. 2013. № 6; Медведев А. Прогулки под луной // Сев. Аврора. 2014. № 20; Шайтанов И. Прогулки с Соснорой // Вопросы лит-ры. 2014. № 5; Диксон В. Благословение тишиной: карандашная заметка на чистом форзаце кн. Вяч. Овсянникова «Прогулки с Соснорой» // Взгляд из Сибири. 2014. 6 февр.; Сосновский Р. Вяч. Овсянников. Прогулки с Соснорой // Футурум-арт. 2014. № 2 (41); Корчагин К. Биография и мифология Виктора Сосноры // Новый мир. 2015. № 2; Дюмонд Г. «Прогулки с Соснорой» Вяч. Овсянникова // Невский альм. 2015. № 6; Биткинова В. Литераторы ХVIII в. в субъективной мифологизации Вик. Сосноры (по кн. В. Овсянникова «Прогулки с Соснорой») // Изв. Саратовского ун-та. 2015. Т. 15. Вып. 1; Андрюшкин А. Овсянников или Соснора? О соревновании ученика и учителя // День лит-ры. 2016. № 8 (238). 9 сент.; Медведев А. Штрихи и строки // Новый русский ж-л. Секция критики и литературоведения СП России. 2017. № 2; Медведев А. Человек на мосту // Новый русский ж-л. 2017. № 3; Меньшиков В. Блудни полиции // Новый русский ж-л. 2017. № 6–7; Дюмонд Г.А. Душу мою поразившие. СПб.: Астерион, 2019.

В. Можайский

  • Овсянников Вячеслав Александрович