Панченко Александр Михайлович
ПÁНЧЕНКО Александр Михайлович [25.2.1937, Л-д ― 28.5.2002, СПб.; похоронен на Никольском кладб. Александро-Невской лавры] ― историк русской лит-ры и культуры.
Родился в семье литературоведов, работавших в ПД, и уже с детства (включая годы эвакуации в Казани) был знаком как с атмосферой, так и с лучшими традициями петерб. филологии.
В 1953 поступил на филол. фак-т ЛГУ, слушал лекции очень разных, но равно выдающихся ученых: В. Я. Проппа, И. П. Еремина, П. Н. Беркова, Б. В. Томашевского. В 1954 Д. С. Лихачев, возглавивший тогда Сектор древнерусской лит-ры в ПД, предложил П. заняться медиевистикой, с этого вр. определилась профессиональная судьба будущего ученого. В 1957 был направлен на учёбу в Карлов ун-т в Праге . Окончил оба заведения в 1958 ― Карлов ун-т по специальности богемистика и славистика, филол. фак-т ЛГУ по каф. русской лит-ры и по каф. славянской филологии.
В 1956–73 активно участвовал в собирании древнерусских рукописей, более 10 раз принимал участие в археографич. экспедициях ИРЛИ (преимущественно на русский Север). Печ. с 1957.
В 1958–61 учился в аспирантуре ИРЛИ (ПД) АН СССР под науч. рук. И. П. Еремина. Тема канд. дис. П. определилась с учетом его славистич. подготовки - « Чешско-русские лит. связи ХVII в .». С июня 1962 ― науч. сотрудник Сектора древнерусской лит-ры ПД. В 1964 в ИРЛИ защитил канд. дис.
По мат-лам дис. в 1969 опубл. кн. « Чешско-русские лит. связи ХVII в .». Особенность ее заключ. в том, что для решения академич. проблем П. обращался к ХVII в. - столетию кризисному, переломному в истории русской лит-ры, во многом определившему дальнейшее развитие русской истории и культуры. С тех пор русская лит-ра ХVII в. стала в центре науч. интересов П. и прежде всего в его докт. дис. « Русская силлабическая поэзия ХVII в .», защищ. в 1972. Монография « Русская стихотворная культура ХVII в .» (Л., 1973), кот. предшествовало издание поэтич. произведений ХVII в. («Русская силлабическая поэзия ХVII–ХVIII вв.» (Л., 1970. БП), стала заметным событием в отеч. науке благодаря не только академич. основательности подхода и новизне привлеченного мат-ла, но и из-за несомненного методологич. новаторства П. В тот период в отеч. литературоведении шла длительная дискуссия о славянском, в т.ч. русском барокко, и кн. П. явилась весомым вкладом в решение этой проблемы. При этом П. не прикладывал западноевропейские мерки к стихотв. и эстетической мысли русских поэтов, а с успехом пытался отыскать для определения первого русского лит. направления «другую мысль, другую формулу» (А. С. Пушкин). Разработанная в дальнейшем П. концепция русского лит. развития в ХVII в. была им изложена в соответствующих главах академической «Истории русской лит-ры» (Л., 1980. Т. 1) и получила известность в изданном под ред. акад. Д. С. Лихачева вузовском учебнике «История русской лит-ры Х–ХVII вв.» (М., 1980).
С 1976 - науч. консультант Древлехранилища им. В. И. Малышева в ИРЛИ. С 1978 ― зав. Группой по изучению русской лит-ры XVIII в.; с 1988 ― зав. Отделом новой русской лит-ры. С 1991 ― академик РАН.
Одним из важнейших исследований П. в 1970-е стала публикация работ о древнерусском юродстве, кот. составили часть изданной П. вместе с Лихачевым кн. « Смеховой мир Древней Руси » (Л., 1976; см. также: Лихачев Д., Панченко А., Понырко Н. Смех в Древней Руси. Л., 1984). Автор подчеркивал, что исследует не историю, а феноменологию юродства, поэтому примененный им метод явился синтезом как методов изучения поэтики древнерусской лит-ры (здесь следует назвать изв. кн. Лихачева «Поэтика древнерусской лит-ры»), так и методов изучения нетрадиц. форм и жанров. Эти два направления в изучении древнерусской лит-ры П. органично воспринял и продуктивно применил к изучению ин-та юродства, создав одну из наиболее ярких отеч. культурологич. работ.
Дело не только в том, что П. снял патину обывательских представлений о юродивых. Его задача носила позитивный характер: разглядеть за устоявшимися и якобы понятными представлениями суть явления, а затем и сущность культурного движения в русской истории. Отсюда внимание П. к таким, казалось бы, частным разысканиям, как «косность» в понимании человека Древней Руси, «тишайший» в титулатуре Романовых («тишайшим», кстати, именовали и сына царя Алексея Михайловича, Петра I) или разыскание по поводу фразеологизма «потемкинские деревни» («Потемкинские деревни как культурный миф», 1983). Вскрывая первоначальный смысл этих слов и словосочетаний, П. показывал, что их позднейшее историч. либеральное истолкование затемняло действительный смысл как самих понятий и фразеологизмов, так и историч. явления, к кот. они относились. С этой точки зрения одинаково важны как попытки уяснения сути такого специфич. явления, как скоморошество («Роль скоморохов в культуре Древней Руси», 1983), так и истолкование бытового поведения уже Нового времени («Вот те, Васька, и редька! (К истории профессиональных языков)», 1990).
Итогом разысканий П. начала 1980-х стала кн. « Русская культура в канун петровских реформ » (Л., 1984; 6-е изд. - 2005), его важнейшая работа о русском ХVII в. Хотя хронологически «бунташным веком» мат-л книги не ограничивался, именно это время, а также начало следующего столетия находились в центре внимания автора. «Узлом русской культуры» назвал эпоху Петра I Л. Н. Толстой, и П. убедительно показывал, что узел этот завязывался раньше и что корни тех противоречий в русской жизни, с кот. столкнулся царь-реформатор, уходят глубоко в ХVII в. Анализируя многообразный и внешне несхожий мат-л (история и вечность в системе культурных ценностей, древнерусская концепция веселья и смеха, состязательный характер культуры, писатель и книга и т.д.), П. не просто применял новые методы анализа (особенно продуктивной представляется разработка нац. ист. топики, а также методика реконструкции явлений, от кот. почти ничего не сохранилось), но выделял новые культурные константы (напр., новаторство протопопа Аввакума). Ученый убедительно показывал, что у России ХVII в. было неск. культурных ориентиров при наличии своих собств. традиций, и это был действительно узел разных культурных традиций, а победа одной из них при Петре I вовсе не означала, что другие, напр., старообрядческая, были нежизнеспособны. По мысли автора, эти культуры равны, хотя и не одинаковы (тезис о равноправии культур П. отстаивал во мн. работах). В совместном сосуществовании разных культурных пластов заключалась, по П., специфика русской культуры ХVII в. Тем самым автор разрушал историографич. европоцентристкий миф об однородности русского культурного процесса в допетровскую эпоху, миф, принятый как славянофильской, так и либеральной историч. мыслью, но получавший у них противоположные оценки.
Изучение судеб русской культуры в «переходную эпоху» (ХVII - нач. ХVIII в.) с неизбежностью привело П. в кон. 1980-х ― нач. 90-х к созданию цикла историософских работ. Поворот времени придал этим работам науч. актуальность (изменилось и само содержание понятия «науч. актуальность»). Размышления ученого об истоках и путях России приобретали в кон. 1980-х более общий смысл и значение. Одним из первых обобщений на эту тему стала написанная П. вместе с Л. Н. Гумилевым кн. в жанре диалогов « Чтобы свеча не погасла » (Л., 1990).
В 1990-е написал цикл историософских работ о развитии русской культуры. Название циклу работ этого вр. могла бы дать одна из статей П.: « О специфике славянской цивилизации » (Знамя. 1992. № 9). Речь в ней идет прежде всего о русской цивилизации, кот. П. рассматривал от начала до нынешнего состояния, включая принятие христианства на Руси и петерб. период русской истории, вплоть до русской революции ХХ в.: « Несколько страниц из истории русской души » (1991), « Русский поэт, или Мирская святость как религиозно-культурная проблема » (1991), « О специфике славянской цивилизации » (1992), « Лесковский Левша как национальная проблема » (1993) и др. В эти же годы П. часто выступал в периодич. печати с публиц. статьями.
Наряду с вышеназванными трудами П. принадлежат многочисленные работы о русской лит-ре XVIII–XIX вв. (А. Кантемире, М. Ломоносове, А. Пушкине, Л. Толстом, Н. Лескове и др.). П. рассматривал мировоззрение Пушкина в контексте дебатов нач. XIX в. о переводе Библии на совр. русский язык (« Ранний Пушкин и русское Православие» ), анализировал характерный для русской культуры феномен восприятия писателей как «мирских святых» (« Русский поэт, или Мирская святость как религиозно-культурная проблема »).
С сер. 1970-х преподавал историю русской лит-ры в Ин-те культуры (1977–84), затем в ЛГПИ (с 1984). С 1984 ― проф.
Читал лекции по русской лит-ре в ун-тах Болгарии, Венгрии, Франции.
Принимал участие в работе Съездов славистов: VII (Варшава, 1973) и IX (Киев, 1983); VIII Съезда Междунар. ассоциации сравнительного литературоведения (Будапешт, 1976), а также на междунар. конференциях в России и за рубежом (Болгария, Польша, Венгрия, США).
Почетный доктор ун-тов в Шумене (Болгария), Велико Тырново (Болгария), Сегеди (Венгрия).
В посл. годы, благодаря телевидению, его аудитория неизмеримо выросла. Оригинальность мысли и независимость суждений, горячая заинтересованность автора понять «рок событий» отеч. истории снискали этим передачам заслуженный успех. Создал неск. десятков научно-лит. фильмов и передач на ТВ (в т.ч. циклы «Русские цари» и «Женское правление в России», посвящ. ИРЛИ фильм «Имя Пушкинского Дома…» и др.). Цикл просветительских телепередач П. о смысле и характере русской истории удостоен Гос. премии (1995). То обстоятельство, что истолкователем русской истории и культуры стал специалист по древнерусской лит-ре, не представляется случайным: благодаря своим профессионал. знаниям П. смог взглянуть на новую и новейшую историю под новым углом зрения, и ближайшая история открылась неизвестными ее гранями.
Принимал участие в колл. трудах ИРЛИ: «История русской поэзии» (Т.
Подготовил кн. «Русская силлабическая поэзия XVII‑XVIII вв.» (Л., 1970; БП), «Польская поэзия XVII в.» (Л., 1977), «Памятники лит-ры Древней Руси. XVII в. Кн. 3» (М., 1994; совм. с С. Николаевым).
Автор более 300 работ по истории древнерусской лит-ры и культуры XI–XVII вв. Труды П. переведены на англ., нем., итал., польск., болг., венг., чешск., япон. яз.
Член редколл. ж. « Русская лит-ра » (с 1979), «Вестник РАН» (с 1998). Член редколл. сер. «Биб-ка поэта». Член СП СССР (с 1980).
Предс. Комиссии РАН по истории филологич. наук, Научного совета РАН по русской культуре. Член Учен. совета ИРЛИ, чл. спец. Учен. советов ИРЛИ, СПбГУ, РГПУ. Под рук. П. защищено более 30 канд. дис.
С 1991 в теч. ряда лет был предс. СПб. городской топонимической комиссии.
В 1998 награждён междунар. премией св. братьев Кирилла и Мефодия .
В 2012 на здании филологич. фак-та СПбГУ была открыта мемориальная доска, посвящ. П.
Сын П. - Александр Александрович П., сотрудник ПД, докт. филол. наук, проф.
Соч.: Чешско-русские лит. связи XVII в. Л., 1969; Русская стихотв. культура XVII в. Л., 1973; «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976 (совм. с Д. Лихачевым; пер. на чешск. яз. - 1984; на нем. яз. - 1991); Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984; Смех в Древней Руси. Л., 1984 (совм. с Д. Лихачевым, Н. Понырко; пер. на япон. яз. - 1989); Чтобы свеча не погасла: Диалог. Л., 1990 (совм. с Л. Гумилевым); Русская история и культура: Работы разных лет. СПб., 1999; О русской истории и культуре. СПб., 2000; Я эмигрировал в Древнюю Русь. Россия: История и культура. СПб., 2005.
Лит .: КЛЭ. М., 1978. Т. 9; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Преславска книжовна школа. Т. 2: Изследвания в чест на акад. Александър Панченко. Шумен, 1997; Арьев А. Если вспомнить забытое старое (Об А. М. Панченко) // Звезда. 2002. № 9; Николаев С. А. М. Панченко (1937–2002) // Русская лит-ра. 2002. № 3; Ромодановская Е. Памяти А. М. Панченко // Гуманитарные науки в Сибири. 2002. № 4; Пушкинский Дом: Мат-лы к истории. 1905–2005. СПб., 2005; Александр Михайлович Панченко, 1937–2002 / Сост. и автор вст. ст. С. Николаев. М., 2007; А. М. Панченко и русская культура: Иссл. и мат-лы. СПб., 2008; Николаев С. Выдающийся исследователь и просветитель: К 75-летию со дня рождения акад. А. М. Панченко // Вестник РАН. 2012. Т. 82. № 2; Лихачев Д.С. Из неопубликованного выступления на заседании, посвященном 60-летию А.М.Панченко (Пушкинский Дом, февраль 1997 года) // ТОДРЛ. СПб., 2017. Т. 65. С. 31-34.
С. Николаев