Панова Вера Федоровна
ПАНО́ВА Вера Федоровна [20(7).3.1905, Ростов-на-Дону - 3.3.1973, Л-д; похоронена на Комаровском кладб.] - прозаик.
Отец П. - помощник бухгалтера в одном из ростовских банков, происходил из богатой, но разорившейся купеческой семьи. Мать - учитель музыки. Детство и юность будущей писательницы, оставшейся без отца и почти без средств к существованию, прошли в нужде. Вместе с тем о Ростове, своем родном городе, она сохранила нежные воспоминания, отразившиеся в ее произведениях. В то же время ростовский обыватель привил ей отвращение к мещанству, торгашеству, нечистому быту, меркантильным отношениям между людьми. Неудивительно, что разоблачение мещанства прошло через все ее тв-во, в т.ч. в «Спутниках», «Кружилихе», «Сентиментальном романе», «Временах года» и др. Поступив в гимназию, П. не смогла ее окончить из-за нужды, угнетавшей семью, и должна была искать самостоятельных заработков. Сначала это были репетиторские уроки, а затем работа в ред. ростовской газ. «Трудовой Дон».
Журналистика на долгие годы становится осн. занятием П. Занимаясь журналистикой, она познакомилась в редакциях газ. с Н. Погодиным, Вл. Ставским, Ю. Юзовским, А. Фадеевым. В Ростов приезжали В. Маяковский, А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Луначарский. С сер. 1920-х П. регулярно печ. в газ. «Трудовой Дон», «Молодежь Дона», «Сов. Юг» и др. Под псевд. В. Старосельская (по фамилии перв. мужа Арсения Старосельского), а затем - Вера Вельтман, напоминавшем о полузабытом писателе XIX в., П. опубл. много корр., очерков, статей, фельетонов. Фельетоны оказались наиболее удачными (« Три исходящие», «Непризнанный гений», «Ветеринария по-черниговски», «Верховный жрец», «Фиговый листок», «Столичный литератор »). Эти публ. принесли ей первую, хотя и местную известность. Но не прошли бесследно для более позднего тв-ва, оставив след в виде тонкой иронии, юмора, кот. свойственны мн. ее знаменитым впоследствии произведениям.
Зимой 1934–35 произошел трагич. перелом - был арестован по ложному обвинению ее втор. муж Борис Бахтин (в связи с убийством С. Кирова арестован по обвинению в принадлежности к «ленинградской оппозиции»), и П., боясь преследований, перебралась с двумя сыновьями на Украину в с. Шишаки Полтавской обл. Там она напис. оказавшуюся не вполне удачной трагедию в стихах о борьбе испанских республиканцев с франкистами.
Интерес к драматургии оказался сильным и творчески проявлялся на протяжении всей ее писательской деятельности. Когда в 1933 П. приехала в Л-д, она всерьез занялась проблемами театра. В довоен. пьесах « Илья Косогор » (1939), « В старойМоскве » (1940) П. обратилась к предрев. Годам - к изображению мещанско-обывательского быта, оказавшегося живучим и в последующую эпоху. Пьеса «В старой Москве» была поставлена в М. Завадским, а в Л-де ее репетировали перед войной в Театре им. А. С. Пушкина (реж. Л. Вивьен).
Великую Отеч. войну П. встретила в г. Пушкине (под Л-дом) и до прихода немцев эвакуироваться не успела. С ребенком (двое детей оставались в Шишаках на Украине) П. с тяжкими бедствиями добралась до украинского села. Впечатления от этого драматич. пути впоследствии отразились в ее пьесе « Метелица » (1942, под назв. « Военнопленные », 2-я ред. - 1957) и в посл. автобиогр. повести «О моей жизни, книгах и читателях». В селе, на оккупированной территории, П. познала на собств. опыте глубину народных бедствий.
В кон. 1943 ей удалось перебраться в Пермь. Этот обст-во сыграло в ее жизни большую роль, т.к. именно там, в редакции газ., она получила задание поехать корр. в «образцовом» санитарном поезде, чтобы написать брошюру об опыте работы его персонала. Еще до отъезда в прифронтовую полосу П. напис. небольшую повесть « Семья Пирожковых » (1944) - в новой редакции назв. « Евдокия » (1957; по ней был снят одноименный фильм). П. склонна была считать эту повесть своим подлинным лит. дебютом, т.к., по ее словам, именно «Евдокию» она впервые пис. свободно и в наст. своей манере. Тогда же в Перми начала пис. большой роман о заводской жизни, о рабочем поселке Мотовилиха. Через неск. лет роман стал изв. читателям под назв. «Кружилиха». В разгар работы она и отправилась по заданию ред. на санитарном поезде № 312. Среди врачей, медсестер, раненых она провела около 2 месяцев. За это время поезд совершил 4 рейса, во время кот. и начала создаваться повесть « Спутники» (1946) - лучшее произведение П., принадлежащее к классике лит-ры сов. периода. Принята в СП.
С повести «Спутники» началась подлинная, большая известность писательницы. П. сумела создать небольшую, но выразительную галерею характеров. Каждому из осн. героев посвящ. отд. главки: «Данилов», «Лена», «Доктор Белов», «Юлия Дмитриевна». По своему построению «Спутники» представляют собою как бы цепь законченных портретных новелл, кот. незаметно для читателя, вместе с изменяющимся фокусом авторского повествования, создают целостный, достаточно масштабный худож. организм. Судьбы героев драматичны и даны в перспективе их жизненного развития: живя в настоящем, они раскрывают свою душу, обращаясь к воспоминаниям о прошлом, а их мечты о будущем ― по-своему ― дают проекцию дальнейшего возможного пути в послевоен. жизни. Кн. подкупает тонким выразительностью портретных деталей, абсолютной психологич. правдивостью и напряженным внутр. авторским лиризмом, впервые с такой силой проявившимся в манере П. В повести нет центр. героя, но есть гл. мотив, кот. соединяет в единое целое все характеры, разрозненные внешне судьбы. Этот гл. мотив можно назвать ощущением, переживанием и передачей в худож. слове самого потока времени. Не случайно 3 части «Спутников» озаглавлены «Ночь», «Утро», «День», что в конкретном худож. воплощении имеет обобщенный, символич. характер. Заключительная часть «Спутников» - «День» - знаменует собою своего рода итог и предчувствие финала, т.е. конца войны, наступление нового времени в жизни государства - его послевоен. дня.
Роман « Кружилиха » (1947), напис. раньше «Спутников», вызвал большой интерес как своего рода разновидность широко распространенного в сов. лит-ре «производственного» романа. Гл. конфликт «Кружилихи», развертывающийся между директором з-да Листопадом и профсоюзным лидером Уздечкиным, лежит в отличие от большинства «производственных» романов почти исключительно в нравств. сфере. Именно эта сторона произведения вызывала в тогдашней критике, на многочисленных обсуждениях наибольшие сомнения и противоречивость в оценках. Но П. была в «Кружилихе» верна себе: ее всегда интересовали и волновали нравств. проблемы. Все «производственное» (так же как в «Спутниках» «военное») зависело от нравственности людей, от следования этич. нормам, от богатства или обедненности человеч. личности.
От изображения заводской жизни П. перешла (что было неожиданностью не только для читателей, но и для критики) к изображению совр. деревни. Она и сама, будучи сугубо городским человеком, поначалу сомневалась в успехе начатого ею дела. Чтобы ближе познакомиться с сельской жизнью послевоен. села, она поехала в один из животноводческих совхозов. И все же в основе ее впечатлений, ее знаний о людях деревни лежали переживания, связанные с тем украинским с. Шишаки, где она жила временами до войны и где перенесла тяготы оккупации.
В « Ясном береге » (1949) впервые у П. проникновенно показана русская природа и передана сама атмосфера деревенской действительности. В том животноводческом совхозе, где П. провела некот. время для сбора мат-ла, она встретилась с человеком, послужившим ей когда-то прототипом для Данилова из «Спутников». Эта встреча повлекла за собою воспоминания о войне, а также необходимость так или иначе включить воен. память, ее незарубцевавшиеся раны в свое повествование. Общая тональность повести, овеянная ощущением недавней победы и надеждами на будущее, была оптимистичной и светлой. Конфликты, уже вырисовывавшиеся в то время в сельской жизни, почти не задели внимания писательницы, да и общ. требования к лит-ре («теория бесконфликтности») не располагали к жесткому анализу соц. явлений. Лит-ра вплотную займется этими проблемами в недалеком будущем. Но характерно, что критика, в целом положительно оценившая повесть («Ясный берег», как и «Спутники» и «Кружилиха», получил Сталинскую премию), все же упрекала автора в сглаженности жизненных противоречий, в «голубизне» и некот. сентиментальности повествования.
В «Ясном береге» в одн. из главок появился 5-летний мальчик Сережа - ему и предстояло стать гл. героем повести, появившейся через неск. лет, - « Сережа » (1955). К. Чуковский назв. эту кн. «классическим» произведением в лит-ре о детях. Вполне возможно, что образ ребенка был толчком к разработке темы поколений в романе « Времена года » (1953). В отличие от «Ясного берега» в нем подняты острые проблемы обществ. морали и затронуты соц. противоречия, уже начавшие волновать мн. писателей. Анализируя тот тип молодежи, кот. представлен в образе Геннадия Куприянова, П. в сущности вперв. обратила обществ. внимание на истоки равнодушия и скептицизма, свойственные части юношества. Она увидела здесь совершенно реальную опасность. Критика не сразу по достоинству оценила эти попытки вторгнуться в сложнейшие проблемы обществ. морали. Писательницу упрекали, анализируя роман, за пристрастие к «вечным» проблемам и к «вневременной человечности», в абстрактном гуманизме. Это было несправедливо и шло вразрез с самим романом, нацеленным на познание современности (о чем П. говорила в инт., ст. и заметках).
После романа «Времена года» (романа о молодежи) П. обратилась к изображению старш. поколения. « Сентиментальный роман » (1958) образует вместе с «Временами года» как бы своеобразную, впрочем не предусматривавшуюся автором, дилогию на тему «отцы и дети». Это автобиогр повествование, где П. пишет о юности, о Ростове, о молодежных спорах своего времени. Естественно, что роман, названный самим автором сентиментальным, проникнут чувством сильнейшего лирич. переживания. Возвращение в юность дало возможность лирич. манере писательницы полностью реализовать себя. Роман плотно насыщен реалиями 1920-х. Автор не обходит тогдашних противоречий, но все же юность, с ее чистотой и бескорыстностью, с ее обществ. темпераментом, является гл. героем произведения. «Сентиментальный роман» критика по праву ставила в один ряд с широко развивавшейся в те годы в сов. лит-ре «лирической прозой» («Дневные звезды» О. Берггольц и др.).
В посл. годы жизни в своем исследовательском пафосе «истоков» П. пошла еще дальше - в глубь истории. Она пишет ист. рассказы о Древней Руси (княгиня Ольга), о периоде Смуты, об Иване Грозном. Все эти вещи были собраны в кн. « Лики на заре » (1966). По ее словам, она использовала в своих ист. картинах и портретах «технику мозаики». Из отд. фрагментов прошлого складывалась в целом выразительная панорама давних времен. Произведения полны аллюзий и аналогов. П. подталкивала читателей к размышлениям сопоставительного характера. Гл. и остро актуальной темой ее «мозаик» была проблема власти и народа, тирании и моральной ответственности перед государством и нацией.
Посл. произведением П. стала кн. « Мое и только мое:О моей жизни, книгах и читателях » (1973–75; полностью опубл. в 1989).
Старший сын П. от второго брака - писатель, переводчик, синолог Борис Вахтин ( 1930 – 81 ). Младший сын от второго брака - учёный-генетик, акад. Юрий Вахтин (р. 1932 ). Совм. с последним П. работала над худож. биографией пророка Мухаммеда « Жизнь Мухаммеда » (1970; опубл. в 1990).
Третий муж П. - писатель Давид Дар ( 1910 – 80 ).
П. ― лауреат Сталинских премий ( 1947 , 1948 , 1950 ).
Адрес в Л-де: с 1948 по 1970 ― Марсово поле, д. 7 (на доме установлена мемориальная доска).
Соч .: Избр. соч.: В 2 т. Л., 1956; Киноповести. Л., 1966; Лики на заре: Ист. повести. Л., 1966; Поговорим о странностях любви: Пьесы. Л., 1968; СС: В 5 т. Л., 1969–70; Заметки литератора. Л., 1972; Сказание об Ольге. Кто умирает. Л., 1978; Изб. произв.: В 2 т. Л., 1980; СС: В 5 т. М., 1987–89; Жизнь Мухаммеда. М., 1990.
Лит.: Фрадкина С. В мире героев Веры Пановой. Пермь, 1961; Плоткин Л. Тв-во Веры Пановой. Л., 1962; Богуславская З. Вера Панова. М., 1963; Нинов А. Вера Панова: Жизнь. Тв-во. Современники. Л., 1980; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Юрьева С. Вера Панова. Страницы жизни. К биографии писательницы. Н.-Й., 1993; Воспоминания о Вере Пановой: Сб. ст. М., 1998; Золотоносов М. Н. Гадюшник: Лен. писательская организация: Избр. стенограммы с комментариями. М.: НЛО, 2013.
А. Павловский