Панова Вера Федоровна


ПАНО́ВА Вера Федоровна [20(7).3.1905, Ростов-на-Дону - 3.3.1973, Л-д; по­хоронена на Комаровском кладб.] - прозаик.

Отец П. - помощник бухгалтера в одном из ростовских банков, происходил из бога­той, но разорившейся купеческой семьи. Мать - учитель музыки. Детство и юность будущей писательницы, оставшейся без отца и почти без средств к существова­нию, прошли в нужде. Вместе с тем о Ростове, своем родном городе, она сохранила нежные воспоминания, отразившиеся в ее произве­дениях. В то же время ростовский обыватель привил ей отвращение к мещанству, торгаше­ству, нечистому быту, меркантильным отно­шениям между людьми. Неудивительно, что разоблачение мещанства прошло через все ее тв-во, в т.ч. в «Спутниках», «Кружилихе», «Сентиментальном романе», «Временах года» и др. Поступив в гимна­зию, П. не смогла ее окончить из-за нужды, угнетавшей семью, и должна была искать са­мостоятельных заработков. Сначала это бы­ли репетиторские уроки, а затем работа в ред. ростовской газ. «Трудовой Дон».

Журналистика на долгие годы становится осн. занятием П. Занимаясь журналис­тикой, она познакомилась в редакциях газ. с Н. Погодиным, Вл. Ставским, Ю. Юзовским, А. Фадеевым. В Ростов приезжали В. Мая­ковский, А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Луна­чарский. С сер. 1920-х П. регулярно печ. в газ. «Трудовой Дон», «Молодежь Дона», «Сов. Юг» и др. Под псевд. В. Старосельская (по фамилии перв. мужа Арсения Старосельского), а затем - Вера Вельтман, напоминавшем о полузабытом писателе XIX в., П. опубл. много корр., очерков, ста­тей, фельетонов. Фельетоны оказа­лись наиболее удач­ными (« Три исходящие», «Непризнан­ный гений», «Ветеринария по-черни­говски», «Верховный жрец», «Фиговый листок», «Столичный литератор »). Эти публ. принесли ей первую, хотя и мест­ную известность. Но не прошли бесследно для более позднего тв-ва, оставив след в виде тонкой иронии, юмора, кот. свойственны мн. ее знаменитым впоследствии произведениям.

Зимой 1934–35 произошел трагич. перелом - был арестован по ложному обви­нению ее втор. муж Борис Бахтин (в связи с убийством С. Кирова арестован по обвинению в принадлежности к «ленинградской оппозиции»), и П., боясь преследований, перебралась с двумя сыновьями на Ук­раину в с. Шишаки Полтавской обл. Там она напис. оказавшуюся не вполне удачной трагедию в стихах о борьбе испанских рес­публиканцев с франкистами.

Интерес к драматургии оказался сильным и творчески проявлялся на протяжении всей ее писательской деятельности. Когда в 1933 П. приехала в Л-д, она всерьез заня­лась проблемами театра. В довоен. пье­сах « Илья Косогор » (1939), « В старойМоскве » (1940) П. обратилась к предрев. Годам - к изображению мещанско-обывательского быта, оказавшегося жи­вучим и в последующую эпоху. Пьеса «В ста­рой Москве» была поставлена в М. Завадским, а в Л-де ее репетиро­вали перед войной в Театре им. А. С. Пушкина (реж. Л. Вивьен).

Великую Отеч. войну П. встре­тила в г. Пушкине (под Л-дом) и до при­хода немцев эвакуироваться не успела. С ре­бенком (двое детей оставались в Шишаках на Украине) П. с тяжкими бедствиями добра­лась до украинского села. Впечатления от этого драматич. пути впоследствии отразились в ее пьесе « Метелица » (1942, под назв. « Военнопленные », 2-я ред. - 1957) и в посл. автобиогр. повести «О моей жизни, книгах и читателях». В селе, на оккупированной территории, П. познала на собств. опы­те глубину народных бедствий.

В кон. 1943 ей удалось пере­браться в Пермь. Этот обст-во сыграло в ее жиз­ни большую роль, т.к. именно там, в редакции газ., она получила задание по­ехать корр. в «образцовом» са­нитарном поезде, чтобы написать брошюру об опыте работы его персонала. Еще до отъезда в прифронтовую полосу П. напис. небольшую повесть « Семья Пирожковых » (1944) - в новой редакции назв. « Евдокия » (1957; по ней был снят одноименный фильм). П. склонна была считать эту повесть сво­им подлинным лит. дебютом, т.к., по ее словам, именно «Евдокию» она впервые пис. свободно и в наст. своей манере. Тогда же в Перми начала пис. большой роман о заводской жизни, о рабочем посел­ке Мотовилиха. Через неск. лет ро­ман стал изв. читателям под назв. «Кружилиха». В разгар работы она и отправилась по заданию ред. на сани­тарном поезде № 312. Среди врачей, мед­сестер, раненых она провела около 2 меся­цев. За это время поезд совершил 4 рейса, во время кот. и начала со­здаваться повесть « Спутники» (1946) - луч­шее произведение П., принадлежащее к классике лит-ры сов. периода. Принята в СП.

С повести «Спутники» началась подлин­ная, большая известность писательницы. П. сумела создать небольшую, но выразитель­ную галерею характеров. Каждому из осн. героев посвящ. отд. главки: «Данилов», «Лена», «Доктор Белов», «Юлия Дмитриевна». По своему построению «Спут­ники» представляют собою как бы цепь за­конченных портретных новелл, кот. неза­метно для читателя, вместе с изменяющимся фокусом авторского повествования, создают целостный, достаточно масштабный худож. организм. Судьбы героев драматичны и даны в перспективе их жизнен­ного развития: живя в настоящем, они рас­крывают свою душу, обращаясь к воспомина­ниям о прошлом, а их мечты о будущем ― по-своему ― дают проек­цию дальнейшего возможного пути в послевоен. жизни. Кн. подкупает тонким выразительностью портретных деталей, абсолютной психологич. прав­дивостью и напряженным внутр. автор­ским лиризмом, впервые с такой силой про­явившимся в манере П. В повести нет центр. героя, но есть гл. мо­тив, кот. соединяет в единое целое все характеры, разрозненные внешне судь­бы. Этот гл. мотив можно назвать ощу­щением, переживанием и передачей в худож. слове самого потока времени. Не случайно 3 части «Спутников» озаглавлены «Ночь», «Ут­ро», «День», что в конкретном худож. вопло­щении имеет обобщенный, символич. характер. Заключительная часть «Спутников» - «День» - знаменует собою своего рода итог и предчувствие фи­нала, т.е. конца войны, наступление ново­го времени в жизни государства - его после­воен. дня.

Роман « Кружилиха » (1947), напис. раньше «Спутников», вызвал большой инте­рес как своего рода разновидность широко распространенного в сов. лит-ре «про­изводственного» романа. Гл. конфликт «Кружилихи», развертывающийся между ди­ректором з-да Листопадом и профсоюз­ным лидером Уздечкиным, лежит в отличие от большинства «производственных» рома­нов почти исключительно в нравств. сфере. Именно эта сторона произведения вызывала в тогдашней критике, на многочис­ленных обсуждениях наибольшие сомнения и противоречивость в оценках. Но П. была в «Кружилихе» верна себе: ее всегда интере­совали и волновали нравств. проблемы. Все «производственное» (так же как в «Спут­никах» «военное») зависело от нравственно­сти людей, от следования этич. нормам, от богатства или обедненности человеч. личности.

От изображения заводской жизни П. пе­решла (что было неожиданностью не только для читателей, но и для критики) к изображе­нию совр. деревни. Она и сама, будучи сугу­бо городским человеком, поначалу сомнева­лась в успехе начатого ею дела. Чтобы ближе познакомиться с сельской жизнью послевоен. села, она поехала в один из животно­водческих совхозов. И все же в основе ее впечатлений, ее знаний о людях деревни ле­жали переживания, связанные с тем украин­ским с. Шишаки, где она жила временами до войны и где перенесла тяготы оккупации.

В « Ясном береге » (1949) впервые у П. проникновенно показана русская природа и передана сама атмосфера деревенской действительности. В том животноводческом совхозе, где П. провела некот. время для сбора мат-ла, она встретилась с челове­ком, послужившим ей когда-то прототипом для Данилова из «Спутников». Эта встреча повлекла за собою воспоминания о войне, а также необходимость так или иначе вклю­чить воен. память, ее незарубцевавшиеся раны в свое повествование. Общая тональность повести, овеянная ощущением не­давней победы и надеждами на будущее, бы­ла оптимистичной и светлой. Конфликты, уже вырисовывавшиеся в то время в сельской жиз­ни, почти не задели внимания писательницы, да и общ. требования к лит-ре («теория бесконфликтности») не располагали к жест­кому анализу соц. явлений. Лит-ра вплотную займется этими проблемами в недалеком будущем. Но характерно, что критика, в целом положительно оценившая повесть («Ясный берег», как и «Спутники» и «Кружилиха», получил Сталинскую пре­мию), все же упрекала автора в сглаженнос­ти жизненных противоречий, в «голубизне» и некот. сентиментальности повествова­ния.

В «Ясном береге» в одн. из главок по­явился 5-летний мальчик Сережа - ему и предстояло стать гл. героем повести, появившейся через неск. лет, - « Сере­жа » (1955). К. Чуковский назв. эту кн. «классическим» произведением в лит-ре о детях. Вполне возможно, что образ ребен­ка был толчком к разработке темы поколений в романе « Времена года » (1953). В отличие от «Ясного берега» в нем подняты острые проблемы обществ. морали и затронуты соц. противоречия, уже начавшие волновать мн. писателей. Анализируя тот тип молодежи, кот. представлен в образе Геннадия Куприянова, П. в сущности вперв. обратила обществ. внимание на истоки равнодушия и скептицизма, свойственные ча­сти юношества. Она увидела здесь совер­шенно реальную опасность. Критика не сра­зу по достоинству оценила эти попытки вторг­нуться в сложнейшие проблемы обществ. морали. Писательницу упрека­ли, анализируя роман, за пристрастие к «вечным» проблемам и к «вневременной человечности», в абстрактном гуманизме. Это было несправедливо и шло враз­рез с самим романом, нацеленным на позна­ние современности (о чем П. говорила в инт., ст. и заметках).

После романа «Времена года» (романа о молодежи) П. обратилась к изображению старш. поколения. « Сентиментальный ро­ман » (1958) образует вместе с «Временами года» как бы своеобразную, впрочем не предусматривавшуюся автором, дилогию на тему «отцы и дети». Это автобиогр повествование, где П. пишет о юности, о Ростове, о молодежных спорах своего вре­мени. Естественно, что роман, названный са­мим автором сентиментальным, проникнут чувством сильнейшего лирич. пережи­вания. Возвращение в юность дало возмож­ность лирич. манере писательницы пол­ностью реализовать себя. Роман плотно на­сыщен реалиями 1920-х. Автор не обходит тогдашних противоречий, но все же юность, с ее чистотой и бескорыстностью, с ее обществ. темпераментом, является гл. героем произведения. «Сентиментальный ро­ман» критика по праву ставила в один ряд с широко развивавшейся в те годы в сов. лит-ре «лирической прозой» («Дневные звезды» О. Берггольц и др.).

В посл. годы жизни в своем исследо­вательском пафосе «истоков» П. пошла еще дальше - в глубь истории. Она пишет ист. рассказы о Древней Руси (княгиня Ольга), о периоде Смуты, об Иване Грозном. Все эти вещи были собраны в кн. « Лики на заре » (1966). По ее словам, она исполь­зовала в своих ист. картинах и пор­третах «технику мозаики». Из отд. фрагментов прошлого складывалась в целом выразительная панорама давних времен. Произведения полны аллюзий и аналогов. П. подталкивала читателей к размышлениям сопоставительного характера. Гл. и остро актуальной темой ее «мозаик» была проблема власти и народа, тирании и мо­ральной ответственности перед государством и нацией.

Посл. произведением П. ста­ла кн. « Мое и только мое:О моей жизни, книгах и читате­лях » (1973–75; полностью опубл. в 1989).

Старший сын П. от второго брака - писатель, переводчик, синолог Борис Вахтин ( 1930 – 81 ). Младший сын от второго брака - учёный-генетик, акад. Юрий Вахтин (р. 1932 ). Совм. с последним П. работала над худож. биографией пророка Мухаммеда « Жизнь Мухаммеда » (1970; опубл. в 1990).

Третий муж П. - писатель Давид Дар ( 1910 – 80 ).

П. ― лауреат Сталинских премий ( 1947 , 1948 , 1950 ).

Адрес в Л-де: с 1948 по 1970 ― Марсово поле, д. 7 (на доме установлена мемориальная доска).

Соч .: Избр. соч.: В 2 т. Л., 1956; Киноповести. Л., 1966; Лики на заре: Ист. повести. Л., 1966; Поговорим о странностях люб­ви: Пьесы. Л., 1968; СС: В 5 т. Л., 1969–70; Заметки литератора. Л., 1972; Ска­зание об Ольге. Кто умирает. Л., 1978; Изб. произв.: В 2 т. Л., 1980; СС: В 5 т. М., 1987–89; Жизнь Мухаммеда. М., 1990.

Лит.: Фрадкина С. В мире героев Веры Пановой. Пермь, 1961; Плоткин Л. Тв-во Веры Пановой. Л., 1962; Богуславская З. Вера Панова. М., 1963; Нинов А. Вера Панова: Жизнь. Тв-во. Современники. Л., 1980; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Юрьева С. Вера Панова. Страницы жизни. К биографии писательницы. Н.-Й., 1993; Воспоми­нания о Вере Пановой: Сб. ст. М., 1998; Золотоносов М. Н. Гадюшник: Лен. писательская организация: Избр. стенограммы с комментариями. М.: НЛО, 2013.

А. Павловский

  • Панова Вера Федоровна