Пантелеев Анатолий Викторович


ПАНТЕЛÉЕВ Анатолий Викторович [2.6.1949, о-в Синсир Курильской гряды Сахалинской обл.] - фотодокументалист, филолог, журналист.

После окончания школы служил в армии на южной границе. После демобилизации вернулся в Л-д, где работал слесарем-электромонтажником на з-де «Сев. пресс», актером в театре «Эксперимент», солистом-вокалистом в Обл. филармонии, руководил комсомолом в Топографическом техникуме (освобожденный секретарь комитета ВЛКСМ), учился в воен. училище, в ЛГИТМИКе (курс И. О. Горбачева), в ЛИСИ (отд. архитектуры), в ЛГУ (фак-т журналистики).

С 1979 - асс. кинорежиссера, кинооператор, художник-мультипликатор кинофотолаборатории ЛГУ. В теч. мн. лет привносит творч. дух в работу фотодокументалиста, запечатлевая не только офиц. мероприятия университетской жизни, но яркие, живые моменты жизни духовной, формирует собств. архив кинофотодокументов, кот. уже сейчас исчисляется десятками тыс. единиц.

В 1990 окончил русское отд. филол. фак-та ЛГУ (науч. рук. проф. Л. Ф. Ершов), в теч. двух лет преподавал на кафедре истории русской сов. лит-ры.

Родители, школа, калейдоскоп жизненных впечатлений и образовательных программ сформировали из П. гражданина великой державы. Первым, но замечательным и грандиозным итогом подвижнического служения родине, представленным на суд широкой общественности, стало энциклопедическое по своей сути творение «Русский альбом» (2010). Эту кн. можно постигнуть во всей глубине, лишь оценив этапы предыдущих настойчивых поисков той жизненой сферы, восприятие и творч. отражение кот. адекватно таланту автора. Оказавшись в притягательном поле цельной личности проф. Л. Ершова, памяти кот. посвящен «Русский альбом», П. пристально всматривается в движение совр. жизни, лит-ры, исскуства. Он создает не просто портретную галерею «”бурлаков”» русской духовности» - писателей, композиторов, священников, ученых, художников и др. - но и отражает знаменательные события России за минувшие четверть века: конференции (В. Шукшин, Н. Рубцов и др.), открытие памятников (М. В. Ломоносову в Л-де, К. Батюшкову в Вологде, отцу Сергию в Радонеже и др.), отчеты о Днях славянской письменности и культуры. И многое др.

Композиция и структура «Русского альбома» подсказаны словами В. Иванова, кот. открывают «Введение»: «Как совершать? Как возводить великое творение не из покорного топору дерева, не из послушного силе камня, но живыми людьми из живых людей? Нет такой науки, чтобы узнать. Сам себя учи...». П. берет в советчики и включает в кн. высказывания титанов русской мысли - А. Пушкина, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, И. Ильина.

Осн. пространство альбома занимает мат-л, соответствующий хронике событий: сосредоточенный взгляд художника в видовом ряду и строгое, стилистически выверенное, с философским подтекстом его лит. обрамление характерно для большинства портретов-сюжетов. Кроме фотографий, сделанных самим П., он помещает в альбом мат-лы из семейных архивов, неизв. ранее автографы, отзывы знаменитых современников, содержательную оценку тв-ва того или иного героя, создавая поистине панорамное видение персонажа.

В. Курбатов: «Это не фотоальбом, где зрителю предлагается высокое эстетическое зрелище, требующее художественной культуры и изощренного вкуса. И это не “Летопись славных дел”, где необходимо патриотическое напряжение, чтобы вспомнить и пережить былое величие. Это ― Россия, человечество ее гениев, талантов, просто умных людей, кот. держали достоинство России в пору общего падения, именуемого временем “перестройки и реформ”, и держит сейчас <…>. Это драма истории с числом действующих лиц достаточно большим и в свой час много определившим в этой истории, чтобы назвать драму эпической…»

С. Ямщиков: «Анатолий Пантелеев подготовил монументальный макет грандиозного альбома, рассказывающего о русской культуре двух последних десятилетий широко и осмысленно. Не побоюсь сравнить пантелеевское детище по важности и значимости для понимания нашей эпохи с литературной глубиной “Тихого Дона”. Пока не написано такое полотно нашими литераторами, альбом Пантелеева будет единственным свидетельством славных дел русских писателей, художников, композиторов, кинорежиссеров, актеров и музыкантов…».

Уникальность труда П. в том, что «Русский альбом» обещает стать настольной кн. для словесника, культуролога, политика, пробуждающей чувство сопричастности с деяниями истинных радетелей за судьбу родины и русского народа.

Отмечен наградами ряда организаций - юбилейной медалью СП «200-летие со дня рождения А. С. Пушкина», за подготовку и изд. «Русского альбома» - медалью ПАНИ «За верность России» (2011), медалью «Имперская культура» им. Э. Володина (2011), медалью «Князя Александра Невского» (2013), в 2017 присуждена премия им. В.Н. Татищева.

Действительный член Петровской Академии наук и искусств.

В посл. годы обратился к худож. творчеству, преимущественно к жанрам очерка и рассказа. Среди них очерки « Санкт-Петербург - Иркутск - Курган: Сибирские впечатления » (Аврора. 2012. № 3), « Горышин » (Аврора. 2011. № 1), стих. « Ода университету » (Санкт-Петербургский университет. 2011. № 8), « Шукшинские чтения » (Бийский вестник. 2011. № 4), рассказы « Юбилейный чай: Веселая быль » (Родная Кубань. 2013. № 2), « Адмирал Колчак » (Сб. «Светлые души»: проза лауреатов и участников Всероссийского лит. конкурса им. В. М. Шукшина. Вологда, 2013. № 5).

Соч.: Русский альбом: Лит-ра, культура, общ. жизнь России кон. ХХ - нач. ХХI в. Иркутск, 2010; Адмирал Колчак // Светлые души: сб. Вологда, 2013. № 5; «Ветер в поле гулял…» [стихи] // Невский альм. 2019. № 3 (107); Легенда об Икаре (по мотивам греческой мифологии). СПб.: Аргус, 2022; Стихи, проза и другое… СПб.: Астерион, 2022. 

Лит.: Чепурных Н. «Русский альбом» А. Пантелеева // Лит. Смоленск. 2011. 4 февр.; Смирнов П. «Русский альбом» А. В. Пантелеева // СПб. ун-т. 2012. № 4; Агеева А. «Русский альбом» А. Пантелеева // Новый Петербург. 2012. № 5; ; Ступин С. Г. Анатолий Пантелеев — бескорыстный историк и летописец русской культуры // Пантелеев А. В. Стихи, проза и другое… СПб.: Астерион, 2022. С. 8–10.

Л. Сувиженко

  • Пантелеев Анатолий Викторович