Пантин Виктор Олегович


ПА́НТИН Виктор Олегович [ 6.12.1966, Л-д] ― литературовед, публицист, священник.

Коренной петербуржец. Двоюродный прадед, капитан второго ранга В. А. Племянников – ст. офицер эскадренного броненосца «Император Александр Третий», погиб в морском бою в 1905. Прадед Н. И. Пантин – действит. статский советник, единственный мирянин, избранный от Финляндской епархии делегатом Поместного Собора РПЦ 1917–18 гг.

В 1984 поступил на филологич. фак-т ЛГУ, окончил отд. «Русский язык как иностранный» в 1991, поступил в очную аспирантуру ИРЛИ, где в 1994 защитил канд. дис. « Легенды и „апокрифы” в худож. системе Н. Лескова ». В 1994–96 – науч. сотрудник Гончаровской группы ИРЛИ, участвовал в подгот. ПСС и писем И. Гончарова. Опубликовал статьи « Биографические “апокрифы” Лескова » (Русская лит-ра. 1992. № 3); « Кадетский цикл Н. С. Лескова » (Российский литературоведч. ж. 1994. № 3); « Морфология одной новеллы Лескова (“Белый орел”) » (Русская лит-ра. 1994. № 3). Автор предисл. и прим. в кн. «Неизданный Лесков: Кн. 2» (М., 2000).

В 1991–96 по совместительству преподавал в ряде вузов историю русской лит-ры и французский яз. Автор ряда статей и публикаций, выступлений в эфире по истории новой русской лит-ры, по проблемам совр. пастырской практики.

Приняв крещение в 1990, П. трудился псаломщиком в храме, затем стал духовным сыном почитаемого протоиерея Василия Ермакова. В 1996 уволился из ИРЛИ; одну из причин объяснил так: «Стал невыносим этот дух элитарности, умение сидеть на нескольких стульях и свысока наблюдать за теми, кто что-то действительно исповедует, действительно верит». В процессе изучения русской классики П. как православного исследователя разочаровала «судьба далеко не худшей части русской интеллигенции, кот. не нашла в себе мужества довериться Христу» (Вера-Эском. 2013. Февр. № 677).

В 1996 рукоположен в диакона, служил в храме преп. Серафима Саровского. Одновременно обучался в СПб. Духовной семинарии (окончил в 1999), преподавал курс истории РПЦ на епархиальных Богословско-педагогич. курсах. На рубеже 2000-х вел кинолекторий «Русская Православная Церковь, ее праздники и святые» в кинотеатре «Свет». С отличием закончил СПб. духовную академию; там же в 2006 присуждена ученая степень канд. богословия за дис. « Церковная оценка отеч. светской лит-ры ХIХ в. в трудах и высказываниях святых подвижников Русской Православной Церкви ».

В 1999–2003 служил священником в разных храмах СПб. С 2001 ― доц. кафедры по связям с общественностью Ухтинского гос. технического ун-та, в кот. неск. раз в году преподает ряд гуманитарных дисциплин и курс религиоведения. В 2003–10 ― настоятель двух храмов в Архангельской епархии: церкви Рождества Иоанна Предтечи г. Каргополя и церкви ап. Иоанна Богослова в с. Ошевенское Каргопольского р-на. Прилагал заботы о восстановлении из руин древнейшей обители ― Свято-Успенского Александро-Ошевенского монастыря. С 2011 ― настоятель прихода пос. Удима Котласского р-на Архангельской обл., с 2013 также настоятель храма святителя Василия Великого д. Куимиха. Ведет миссионерскую работу в воен. частях, устраивает летние трудовые лагеря для подростков, посещает специнтернаты. Имеет церковные награды: набедренник; камилавка; наперсный крест.

П. внес вклад в методологию филологич. анализа религиозных тем. В д-де «Православная критика русской классики» (1997) он напомнил, что науч. деятельность ученого-христианина «не может протекать вне церкви и без благодати Божией»: «символ веры у нас в сердце, а не на кончике пера». П. показал отличие позитивистской академич. науки и православной критики: «последняя судит о художественном произведении с точки зрения христианского идеала, а об авторе - с точки зрения того, насколько он умеет гармонизировать фрагменты тварного мира».

Фундаментальный характер имеет объемное иссл. П. « Светская лит-ра с позиции духовной критики (совр. проблемы) » (1999). Опираясь на суждения св. отцов о тв-ве, П. прослеживает тенденцию духовной критики XIX в. к абсолютизации нравств. стороны христианского учения. В «нравственном богословии» Ф. Бухарева, митр. Антония (Храповицкого) и др. П. усматривает романтич. оптимизм и потерю интереса к та́инственной жизни Церкви. Внецерковный религиозный морализм в своем развитии приводит его адептов к ложной идее «богодуховенности» всякого лит. труда и представлению о русской классике как «богословии в образах». П. замечает, что для многих нынешних исследователей «совершенно определенные общехристианские или церковно-православные понятия зачастую превращаются просто в метафоры, образы речи. В трудах подобного рода сегодня категорически необходима терминологическая определенность и твердость внутреннего исповедания веры».

Выступает как публицист. В слове « Церковь и интеллигенция на рубеже столетий » (2000) П. говорит о разрыве Церкви и лучших умов нашей эпохи, о пагубности дилетантизма в решении обществ.-церковных вопросов и призывает обоюдно преодолеть этот раскол: «Для распространения истины Христовой и слова Божия русский интеллигент: учитель, врач, ученый, литератор, политический деятель ― может сделать больше, чем человек простого физического труда».

Автор обширных предисл. к публикациям трудов архиеп. Серафима (Соболева) «Об истинном монархическом миросозерцании» (СПб., 2002) и «Самодержавие и спасение России» (М., 2008), где уделяет внимание актуал. проблеме взаимоотношений Церкви и государства.

В 2012 выступил с заявлением в поддержку предложения министра культуры РФ В. Мединского о скорейшем выносе тела Ленина из мавзолея (« Ленина с его мавзолеем - долой с Красной площади » ― портал «Русская линия», 23 авг. 2012). Свою позицию П. выражает «как священник, гражданин и деятель науки и культуры». Вождя П. рассматривает как сатанинского разрушителя, полного ненависти к Богу и Церкви, величайшего врага России. Считая коммунизм учением религиозным («Это религия предательства Родины, семьи и веры. Это религия лжи и клеветы на ближнего. Это религия вседозволенности и одновременно рабского страха»), П. призывает ликвидировать мавзолей и мумию вождя, являющихся «мощным оплотом инфернальных сил зла».

Выступает на страницах газ. «Вера-Эском», отвечает на различные вопросы редакции: «Какой смысл вы вкладываете в понятие “вера”», «Можно ли доверять людям?», «Что такое духовничество?» и др. (2006. № 524, 528; 2011. № 648). Автор воспоминаний о сотруднице СПДАиС А. Решетниковой (Добрая наставница // Вода живая. 2009. № 11), о прот. Василии Ермакове и его матушке Л. Ермаковой (Вера-Эском. 2011. № 648; 2013. № 677).

Соч. : Светская лит-ра с позиции духовной критики (совр. проблемы) // Христианство и русская лит-ра. Вып. 3. СПб., 1999; Церковь и интеллигенция на рубеже столетий // СПб. епархиальные ведомости. Вып. 21–22. СПб., 2000; Православная критика русской классики: Тезисы докл. // Христианство и русская лит-ра. Вып. 5. СПб., 2006; Открытое письмо: О выносе тела Ленина из мавзолея // Вера-Эском. 2012. № 669. Окт.;

Лит. : Выпускники СПб. ун-та – клирики СПб. епархии // СПб. епархиальные ведомости. СПб., 2000. Вып. 21–22; Доцент в рясе // Вера-Эском. 2001. № 395. Сент.; Мелехова Г. Священник в совр. северорусском приходе / Д-д на конф. «Феномен творч. личности в культуре» // www.lekshmozero.narod.ru/today/clergy.html; Григорян В . Место тишины. Петербург... Каргополье... Удима... Через глубинку ведут пути отца Виктора Пантина // Вера-Эском. 2013. № 677. Февр. ( www.rusvera.mrezha.ru ).

А. Любомудров

  • Пантин Виктор Олегович