Парнок София Яковлевна


ПАРНÓК София Яковлевна (наст. фам. Парнох; псевд. Андрей Полянин) [11.8(30.7).1885, Таганрог - 26.8.1932, Каринское Моск. обл., похоронена в М. на Немецком (Введенском) кладб. в Лефортово .] - поэт, переводчик, лит. критик.

Родилась в обрусевшей еврейской зажиточной семье. Отец - Яков Соломонович Парнох ( 1853 - 1913 ), провизор и владелец аптеки, член городской Думы г. Таганрога, почётный гражданин Таганрога . Мать - Александра Абрамовна Парнох, урождённая Идельсон ( 1853 - 1895 ), врач. П. - сестра изв. муз. деятеля, поэта , эссеиста, переводчика, музыканта, танцора, оного из зачинателей русского джаза Валентина Парнаха и поэтессы, переводчицы и детской писательницы Елизаветы Тараховской .

Ранняя смерть матери (она умерла вскоре после рождения близнецов, Валентина и Елизаветы ) и второй брак отца, женившегося на их гувернантке, сделали жизнь в таганрогском доме нестерпимой, а отношения с отцом отчуждёнными.

Получила первоначальное домашнее образование. Потом окончила таганрогскую Мариинскую гимназию с золотой медалью (1894–1903); в течение года училась в Женевкой консерватории. По возвращении в Россию занималась в Петерб. консерватории и на юридич. курсах Н. П. Раева, а также на Высших женских Бестужевских курсах.

Некот. время была замужем за литератором В. М. Волькенштейном (брак был заключён по иудейскому обряду); после распада неудачного брака обращала своё чувство только на женщин. В 1909 приняла православие .

В ранней молодости у П. возник роман с Н. П. Поляковой, кот. оказал влияние на личность П. и лесбийскую тематику ее лирики. Позже были и другие подобные связи (М. И. Цветаева, Л. В. Эрарская и др.). В 1914 познакомилась с Мариной Цветаевой . Их роман продолжался вплоть до 1916. Цветаева посвятила П. цикл стих. «Подруга» (« Под лаской плюшевого пледа… » и др.). В одном из писем П. признавалась, что «никогда, к сожалению, не была влюблена в мужчину» (см.: Федоровский В., Сен-Бри Г. Русские избранницы. М., 1999).

Печ. начала с 1906.

С 1913 сотрудничала в ж. «Сев. записки», публ. стихи, переводы с франц., критич. статьи и рец. Как критик выступала под псевд. Андрей Полянин. П.-критика высоко ценили современники; её статьи отличались ровным доброжелательным тоном и взвешенной оценкой достоинств и своеобразия конкретного поэта. Ей принадлежат сжатые и чёткие характеристики поэтики Мандельштама, Ахматовой, Ходасевича, Игоря Северянина и др. ведущих поэтов 1910-х. Несмотря на самостоятельность и критичность ее позиции, тон статей П. отличала корректность и доброжелательность. Признавая талант ряда акмеистов , П. тем не менее отвергала акмеизм как школу. П. принадлежит (нехарактерное для неё по тону, но показательное для её представлений об искусстве) одно из наиболее ярких выступлений против Валерия Брюсова , «играющего роль великого поэта» (1917).

Первый сб. - « Стихотворения » - вышел в Пг. в 1916 и получил в целом положительные отклики. Его лирич. героиня - натура независимая, одинокая, подверженная страстям, самая сильная из которых - творчество.

До революции публиковала стихи в ж. «Новая жизнь», «Заветы», «Образование», «Рус. мысль», «Вестник Европы» и др. Перевела и отредактировала (вместе с Гуревич) «Стихотворения в прозе» Ш. Бодлера. Некоторые из ее произведени той поры не сохранились.

В 1917 уехала в г. Судак ( Крым ), где прожила до начала двадцатых гг. Среди её друзей этого периода - Максимилиан Волошин , сёстры Аделаида и Евгения Герцык . В Судаке познакомилась с композитором А. Спендиаровым и, по его просьбе, начала работу над либретто оперы «Алмаст» (премьера оперы состоялась в моск. Большом театре 24 июня 1930 и прошла с триумфальным успехом). В числе друзей П. были композитор Гнесин, К. Липскеров, Л. Гуревич и др.

Вернувшись в М., занималась лит. и переводч. работой. Была одним из учредителей объединения « Лирический круг» и кооперативного изд-ва «Узел». Посещала «Цех поэтов», «Никитинские субботники». Тяжело пережила распад группы «Лирический круг».

В 1922 в М. вышел сб. антологич. стихов П. « Розы Пиерии ». Наиболее полно поэтич. мастерство П. раскрылось в сб. 1920-х: « Лоза » (М., 1923), « Музыка » (М., 1926), « Вполголоса » (М., 1928 - вышел на правах рукописи тир. 200 экз).

«Побыв полдня с ней, в стихии ее понимания, ее юмора, ее смеха, ее самоотдачи - от нее выходил как после симфонического концерта, потрясенный тем, что есть на свете - такое…». (А. Цветаева).

В стихах последних лет, при жизни не публ., появляются социал. мотивы - протест против насилия над личностью. В критич. статьях этого периода - ориентированность на высокие эстетич. и духовные ценности («А что если взяткой сегодняшнему дню откупаешься от вечности…!»). Именно она впервые назвала «большую четвёрку» постсимволистской поэзии - Пастернак, Цветаева, Ахматова, Мандельштам (1923, в статье « Б. Пастернак и др .»).

П. не примыкала ни к одной из ведущих лит. группировок. Критически относилась как к новейшим течениям в совр. ей лит-ре, так и к традиционной школе. Её поэзию отличает мастерское владение словом, широкая эрудиция, муз. слух. В её последние сборники проникают разговорные интонации, ощущение «повседневности» трагедии; многие стихотворения посвящены физику-теоретику Нине Веденеевой - «Седой музе».

В последние годы лишённая возможности печататься, как многие литераторы, зарабатывала переводами. Переводила П. Моран, Ж. Жироду, М. Пруст, А. Барбюс, О. Мирбо, Р. Роллан, Ж. Ренар и др.

Тяжело переносила быт и культурную атмосферу 1920–30-х. Умерла от разрыва сердца. На похоронах присутствовали Борис Пастернак и Густав Шпет . В некрологе В. Ходасевич написал: «Ею было издано много книг, неизвестных широкой публике - тем хуже для публики».

Возвращение П. в лит-ру состоялось благодаря Софье Поляковой , сохранившей поздние неопубл. произведения П. и издавшей в США все 261 стих. с подробным предислов. « Собрание стихотворений » П. вышло в Анн Арборе в изд. « Ардис» в 1979.

В 2002 в рамках проекта «АЗиЯ+» певицей, поэтом и композитором Еленой Фроловой выпущен CD «Ветер из Виоголосы», песни на стихи П.

Архив хранится в РНБ.

Соч.: Стихотворения. Пг.: Тип. Р. Голике и А. Вильборг, 1916; Розы Пиерии. М.-Пг.: Творчество, 1922; Лоза: Стихи 1922 г. / Обл. В. Фаворского. М.: Шиповник, 1923; Музыка. М.: Узел, 1926; «Вполголоса», стихи 1926–27. М.: Узел, 1928; Собрание стихотворений / Подгот. текстов, вст. ст. и комм. С. В. Поляковой. Ann Arbor: Ардис , 1979; Собр. соч. / Вст. статья, подготовка текста и прим. С. Поляковой. СПб.: Инапресс, 1998; Стихотворения // Строфы века. Антология русской поэзии / Под. ред. Е. Евтушенко . М.: Полифакт, 1999; Стихотворения // От символистов до обэриутов. Поэзия русского модернизма. Антология: В 2 кн. Кн 1. М.: Эллис Лак, 2001; Вполголоса: Стихотворения М.: ОГИ., 2010.

Лит. : ЛЭ; КЛЭ: В 9 т. М.: Сов. энциклопедия , 1962–78; Burgin D. L. Sophia Parnok. The Life and Work of Russia's Sappho. N.Y.: NY University Press, 1994; Бургин Д. Л . София Парнок. Жизнь и творчество русской Сафо . СПб.: ИНАПРЕСС, 1999; Ревенко Л. В. Парнок Софья Яковлевна // Энц. Таганрога. Ростов н/Д: Ростиздат, 2003; Романова Е. А. Опыт творч. биографии Софии Парнок. СПб.: Нестор-История, 2005; Нерлер П . [Вст. статья ] // Парнах В. Я. Пансион Мобер: Воспоминания. СПб.: Феникс-ATHENAEUM, 2005; Хангулян С. А. Серебряный век русской поэзии. Кн. 1. Модернизм: символизм, акмеизм. М.: Новая газета, 2009.

Е. Биберган

  • Парнок София Яковлевна