Павлов Николай Георгиевич


ПА́ВЛОВ Николай Георгиевич [4.2.1956, Л-д] - литератор, международный журналист.

Член Союза журналистов СССР (РФ) с 1983, член Международной Федерации туристских журналистов и писателей (FIJET) с 2002.

Среднее образование получил в 1973 в единственной в то время в Л-де школе № 27 с филологич. уклоном, где регулярно выступали с лекциями профессора историч. и филологич. фак-тов ЛГУ. В старших классах школы дважды был признан победителем городских олимпиад по лит-ре и биологии.

По окончании школы около года работал слесарем в ин-те «Роспищепромавтоматика», затем был призван на действительную воинскую службу. Срочную службу проходил в 1974–76 в г. Анадырь на Чукотке. После армии, на льготных условиях для демобилизованных, поступил на дневное отд. русского яз. и лит-ры филологич. фак-та ЛГУ. Зимой 1979 отчислен из ун-та за академич. неуспеваемость, затем еще дважды восстанавливался и отчислялся по разным причинам и закончил курс только в 1986, защитив дипломную работу по теме « Философское осмысление природы в русской сов. прозе » с оценкой «отлично с отличием». Науч. рук., наставником и ст. товарищем П. в период обучения в ун-те являлся Г. В. Филиппов, в тот период рук. ЛИТО филфака ЛГУ.

В 1980–86, отчислявшийся из ЛГУ, но стремившийся остаться в том или ином кач-ве в сфере языка и лит-ры, прошел все осн. ступени журналистской работы. В 1980–83 работал корр. многотиражной газ. «Красное Знамя» одноименного трикотажного объединения, в 1983–85 ― мл. редактором ред. худож. лит-ры изд-ва ОК КПСС «Лениздат», в 1985–88 ― корр. многотиражной газ. «Красная нить» одноименного прядильно-ниточного комбината. По договору работал в газ. «Лен. рабочий» и на Лен. радио. В эти же годы благодаря помощи Г. Филиппова начал публ. в центр. ж. СП СССР «Звезда», где в отделе лит. критики работали тогда изв. редакторы и литераторы Н. Губко, А. Урбан, А. Пикач и А. Калентьева. Неск. раз участвовал в региональных и всесоюзных конф. молодых литераторов по секции лит. критики в Л-де, Пицунде, Малеевке и др.

Перв. опубликованной в центр. печ. работой П. стала рец. на сб. ранней прозы и публицистики А. Вампилова в ж. «Звезда» (1980. № 3). В дальнейшем, до 1989, в этом периодич. изд., а также в ж. «Лит. обозрение», «Север», «Звезда Востока», «Русский яз. в молдавской школе», «Сов. лит-ра (на иностранных яз.)» опубл. свыше ста рец. и ст. П., в т.ч. под псевд. А. Захаров, посвящ. общим тенденциям многонациональной сов. лит-ры и тв-ву В. Хлебникова, В. Луговского, Кс. Некрасовой, Г. Горбовского, И. Штемлера, В. Личутина, А. Сагияна, А. Проханова, Е. Скульской, В. Санги и др.

К этому же вр. относится сотрудничество с ЛО изд-ва «Детская лит-ра», где П опубл. в ежегодниках «О детской лит-ре» неск. монографич. очерков о тв-ве лен. писателей (Б. Сергуненков, Ю. Томин и др.), составил ряд антологий русской классич. поэзии кон. XVIII ― нач. XX вв. о природе и напис. предисл. к сб. «Русская природа в поэзии» и «Стихи Апухтина».

Новый период лит. работы П. начался в 1989, когда группа уволенных из «Лениздата» сотрудников ред. худож. лит-ры воспользовалась новыми, «перестроечными» веяниями в гос. книгоиздательской политике и учредила один из перв. в СССР лит.-изд. кооператив «Редактор». По установленным тогда нормам, издательские кооперативы получили право (на перв. этапе ― в сотрудничестве с гос. изд-вами и под контролем ГОРЛИТа) выпускать худож. и обществ.-политич. лит-ру за счет средств авторов. Здесь П. в 1989–91 обрел опыт работы с профессиональными и начинающими писателями, приносившими в ред. разные по худож. уровню произведения (преимущественно мемуары). П. удалось наладить процесс издания новых переводов произведений англоязычных авторов (г.о. детективов Р. Чандлера, Э. Квина, М. Спилейна и др.), кот. пользовались беспрецедентным спросом у читателей и принесли ЛИО «Редактор» осн. доходы, позволявшие публ. и др., менее популярные, но интересные кн.

Одновременно с работой в ЛИО «Редактор» П. по поручению Митрополита Лен. и Новгородск. Алексия (будущего Патриарха всея Руси) вместе с И. Трофимкиным возобновляет в 1990 под назв. «Вестник Лен. Духовной академии» выпуск ж. «Христианское Чтение», закрытого в 1918.

К этому же периоду относятся и перв. сб. собственно худож. произведений П., опубл. небольшими тиражами. Это сб. стихов « Бессребреники », « Маргинальные цветы на 1999 год », посвящ. 200-летию со дня рождения А. Пушкина, « Песни ранних христиан », « История государства Российского от Гостомысла до наших дней » и прозы ― « Рассказы о Пушкине » и « Достопамятные случаи, до Петра Великого касаемые ». В 2002–05 петерб. график Дм. Саенко создал по текстам этих сб. серию малотиражных авторских книг с гравюрами ― т.н. hand made book, кот. были приобретены на специализир. Книж. выставках в Германии и Великобритании коллекционерами, а один экз. куплен лондонским Музеем Виктории и Альберта в его собрание.

Лит. работа П. полностью находится в русле совр. постмодернистских тенденций, отсылая читателя не столько к реальному миру природы, сколько к различным эстетич. явлениям. Вместе с тем он стремится продолжать традиции русской классич. лит-ры, прежде всего представителей двух ее временных полюсов: от классицизма Ломоносова и Державина до игровой поэтики Заболоцкого и Олейникова (в прозе ― Зощенко), сочетая в своем стиле лексич. и синтаксич. архаизмы с «наивно-детской» повествовательной интонацией. Кроме того П. продолжает в поэзии традицию А. К. Толстого, кот. создал в пародийно-иронич. ключе неск. продолжений изв. стихотворений А. Пушкина. В сб. «Маргинальные цветы…» П. включился в это «поэтическое соревнование» во времени, дописав не только строки Пушкина, но и продолжения А. К. Толстого, а сб. «История России…» стал развитием знаменитого сатирич. стих. последнего. По поводу этой кн. вице-президент Международной Славянской Академии В. Смирнов писал: «Сатирическое стихотворение А. К. Толстого было создано в 1868 году и сразу же разошлось по стране в тысячах списков, вызвав нарекания как “западников”, так и “славянофилов”. Одни были недовольны ироническим отношением автора к Петру Великому и его последователям, другие ― недостаточно уважительным, на их взгляд, изображением Руси допетровской. Напечатана же “История...” была впервые в журнале “Русская старина” только пятнадцать лет спустя. По тем же, цензурным соображениям автор не смог продолжить повествование до событий, очевидцем которых он был, и остановился накануне восстания декабристов. // С его соавтором в некотором смысле произошла та же история. Первоначально планируя довести рассказ по крайней мере до 1960-х годов, он вдруг с удивлением обнаружил, что вся советская эпоха чисто технически не укладывается в стихотворный размер, избранный А. К. Толстым для описания более удаленных событий, и серьезно считает это доказательством чужеродности всей послереволюционной эпохи для нашей истории. // Тот, кто заинтересовался стихотворением А. К. Толстого, может обратиться к литературоведческим трудам. Что же касается текстов Н. Павлова, то надо отметить, что ему удалось практически адекватно овладеть толстовской стилистикой. Основные поэтические приемы, способы развертывания темы и даже интонации “Истории...” освоены и, подчеркнем, развиты столь органично, что, пожалуй, только выделение курсивом позволяет различить конгениальные строфы. При этом представляется особенно интересным, что автор не только доводит сюжетные линии предшественника до логического финала, но и в ряде случаев легко и непринужденно встраивает новый текст в уже созданные, но недостаточно, на его взгляд, развернутые А. К. Толстым эпизоды. // Что же касается пафоса “Истории государства Российского”, то он в отличие от стихотворного текста не претерпел никаких изменений и прекрасно выражен словами летописца, могущими быть эпиграфом не только к этому стихотворению, но и, увы, но всей нашей жизни: “вся земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет”».

После закрытия ЛИО «Редактор» П. работал зав. отделом в ред. нескольких изд-в и ж., среди кот. можно выделить ж. «Казаки России» (1997–99) и «Адмиралтейство» (1999–2000), но в осн. занимался лит. трудом «в стол» и коллекционированием бабочек, создав за неск. лет одну из самых значительных коллекций чешуекрылых Плюсского р-на Псковской обл. Коллекцию видов бабочек, кот. упоминаются в произведениях В. Набокова «Дар» и «Память, говори!» П. передал в 2004 Дому-музею В. Набокова в Рождествено, где она находится по сей день.

В 2001 П. учреждает собств. ж. «Великое Посольство/Great Embassy», посвящ. международным отношениям СПб. и СЗФО в сферах дипломатии, инвестиций, науки, культуры и спорта, кот. издает по наст. время. Не смотря на то что «Великое Посольство/Great Embassy» ― глянцевый ж., немало страниц кот. посвящ. светской жизни и рекламе лучших отелей и бутиков, именно здесь П. опубл. в 2001–10 целую серию нехарактерных для совр. журналистики обширных очерков (иногда с продолжением), посвящ. ист. личностям, чьи имена пропагандирует сегодня Центр Нац. Славы России (А. Штиглиц, Ф. Головин, Ф. Апраксин, Н. Муравьев-Амурский), знаменитым путешественникам и исследователям (И. Крузенштерн, О. Коцебу, Г. Лангсдорф, А. Уоллес, У. Ротшильд, С. Алфераки), а также свои путевые заметки по Германии, Скандинавии, Кипру, Турции, Южной Корее, Индии, Доминикане и Малайзии. В 2011 в ж. «Великое Посольство/Great Embassy» из номера в номер публ. монография П. « Жизнь и смерть августейшего охотника », посвящ. Великому князю Николаю Михайловичу ― почетному Председателю русских Энтомологического и Исторического об-в накануне революции.

К 300-летию СПб. по заказу берлинского изд-ва «JENA 1800» П. напис. в соавт. с С. Смеловой (перевод на нем. яз.) кн. « LiterarischesSt.Petersburg », содержающую пятьдесят биографико-краеведч. очерков о русских писателях от Ломоносова до Хармса, проживавших на берегах Невы.

Соч.: Бессребреники: Стихи. СПб., 1998; Рассказы о Пушкине. СПб., 1999; Маргинальные цветы на 1999 год. СПб., 1999; Песни ранних христиан. СПб., 2000; История государства Российского от Гостомысла до наших дней. СПб., 2000; Застольные песни русского народа. СПб., 2001; Достопамятные случаи, до Петра Великого касаемые. СПб., 2002; Literarisches St. Petersburg . Berlin, 2003.

К. Газуль

  • Павлов Николай Георгиевич