Перепёлка Виктор Иванович


ПЕРЕПЁЛКА Виктор Иванович [2.1.1939, Всеволожск Лен. обл. ― 6.5.1988, Л-д] - прозаик.

Из семьи рабочих. Отец воевал на фронте, до 1944 П. с матерью жил в Л-де, после снятия блокады был вывезен в деревню на Псковщину. В 1946 приехал в Таллинн, где работал отец, в 1948 семья переехала в Усть-Нарву. Окончил судомеханическое отд. Лен. строительного техникума (1953–57), работал пом. судового механика на Иртыше. Служил в армии на Урале. После окончания юридического фак-та ЛГУ (1966) работал следователем в милиции.

Перв. публ. - цикл лирич. миниатюр в 1964 в Мезенской районной газ. «Север» Архангельской обл., затем публ. в ж. «Нева», «Звезда», «Аврора», «Наш современник», альм. «Молодой Л-д». Член ЛИТО при ж. «Звезда» в 1960-е. Перв. жена - писатель А. Драбкина. Автор двух кн. рассказов « Ласточки над городом » (1973) и « Осенний свет » (1981). По повести « Сухой корень » поставлен игровой фильм «К сыну» (Новосибирская телестудия, 1970).

П. признавался: «Чтобы более полно изображать жизнь в своих произведениях, освоил множество профессий. <…> Главная тема моих произведений - человек, природа, труд» (ЦГАЛИ. Ф 371. Оп. 3. Ед. хр. 391. Л. 12). П. исследовал чувства, мысли и поведение сельского жителя, переселившегося в город. Герои его рассказов своими корнями крепко связаны с деревней; о человеч. судьбах он пишет взволнованно и убежденно, повседневная людская жизнь изображена внимательно и серьёзно. Рассказ « Последний день в своем доме » (1969) - о прощании деревенской жительницы Настасьи со своей избой - сродни произведениям В. Распутина «Посл. срок» и «Прощании с Матерой».

П. ― художник, тонко воспринимавший жизнь. Помимо литературного, он обладал талантом скульптора, рисовал. По единодушному мнению, он показывал «прекрасное через красоту русских пейзажей нашей Родины» (В. Соболев), умел мастерски передать подробности деревенского быта, зримые в своей вещности, запахах, красках.

Принят в СП в 1979. В рекомендациях отмечалось: «Мне как поэту особенно близки редкостная внутренняя поэтичность позы В. Перепелки, ее музыкальность и пластичность. В. Перепелка влюблен в меткое и емкое слово, умеет слушать его у народа и заставлять сверкать всеми гранями. …Основная направленность его таланта - выявление глубинной внутренней красоты человеческих характеров и родной природы» (А. Метс); «Он пишет на редкость тонко, лирично, выверяя свое слово и замысел со словом и мыслью народной, отсюда его глубокий реализм, обаянье жизненной правды» (В. Лебедев); «Мне по душе язык Виктора Перепелки, его герои и тонкость наблюдений и передачи человеческой психологии, природы» (А. Леонов) (ЦГАЛИ. Ф. 371. Оп. 3. Ед. хр. 391. Л. 20–22). Представление о стиле П. дает фрагмент вступления к кн. «Осенний свет»: «Вода в реке стала чище и холодней, дремотный покой навевает течение. Спокойным светом и тишиной объяты бескрайние лесные пространства. Теперь ни один из праздно проведенных дней не кажется пустым ― глаза замечают то, что вызывает добрые чувства...».

Настроение элегич. грусти, ощущение утраты чего-то важного, сознание себя как гостя в некогда родном доме проступают в назв. рассказов и повестей П.: « В гостях», «Посл. день в своем доме», «Проездом», «Свой путь», «В дороге ». «Многие герои Перепелки мучительно ищут нравств. опыт, пытаются обрести себя, найти свое место в жизни, преодолеть бездуховность своего существования» (Е. Холшевникова). Выход - в работе на земле, в родной деревне. «В лесу мне всегда кажется, что жить надо простыми вещами и чувствовать от жизни удовольствие... Сейчас сумасшедший бег времени... И только здесь я кое-как успеваю осмыслить прошедшее, подвести итог. <…> Природа - мать всякой жизни», - размышляет герой рассказа « Лес ». Жизнь в городе не привлекает Федора (« Ласточки над городом »), он тоскует по своему селу, увидев через окно городского дома ласточек. В конце концов он возвращается навсегда туда, где родился и вырос. Однако персонаж рассказа « В гостях » при встрече с родным краем утрачивает романтические, детские представления о сельской жизни и делает выбор: «Как бы ни любил я этот дом, я буду всегда в нем только гостем».

Критики часто видели лишь социальную, внешнюю для П., сторону его рассказов. В. Соболев укорял автора за то, что он «слишком много внимания уделяет описаниям старого уклада деревенской жизни… любуется тем, как косят траву косой, а рожь - жнут серпами. Поэтизируется примитивный труд, тяжелый, изнурительный, доставшийся нам в наследство с дореволюционной поры». Критик сетует, что «работа трактористов, комбайнеров не заняли главного места в этой книге» и П. не разобрался «в коренных изменениях современной деревни». Е. Холшевникова замечала, что «решение героев остаться в родной деревне навсегда, именно здесь обрести и настоящее дело, и душевный покой, и истинные дружеские и сердечные связи естественно и закономерно, по мысли автора. И у нас оно не вызывало бы никаких сомнений, если бы не таило в себе некий почти подсознательный укор городу, не понимающему людей, обезличившему их… Его герои невольно отказывают городу в истинной красоте и смысле жизни». В действительности гл. тема П. - философская: поиски смысла жизни. Из рассказа в рассказ разные герои задаются вопросом: «В чем наше назначение на земле? Не в том же ведь, чтоб прославиться»; «…для чего живем? Ведь не просто же, чтоб плодиться!»; «А что же самое большое в моей жизни и вообще во всей жизни?» (« Свой путь »). «Своя деревня» видится как образ земли обетованной, символ надежды и покоя. «…Уголок земли разросся в памяти в огромную прекрасную страну, куда тянет вернуться всегда» («Осенний свет»). Мотив возвращения - к свету, радости, чистоте звучит как мечта о рае, и неслучайно он часто сопряжен с раздумьями о смерти и вечности.

П. - автор не только сюжетных рассказов, но и лирико-философских эссе (« В дороге », « Старинный календарь » и др.), отчасти продолжающих традиции М. Пришвина. В эссе « За лесами, за болотами » в памяти автора всплывают картины безмятежного детства, образы родителей и своего дома. Испытывая необъяснимую тоску, лирич. герой мучительно пытается понять: «Кто я? Зачем живу? <…> И взгляд мой с этого дня все время устремлялся в даль… Именно там, вдали скрыт от меня большой загадочный мир, куда я непременно должен уйти и совершить что-то необыкновенное» («Осенний свет»). Таково поэтич. мироощущение автора и его героев, кот. присущи органическое единство с природой, чистота и душевность. Книга «Осенний свет» завершается проникновенными исповедальными строками: «Стою, замерев, среди кочек, залитых чистой водой, в кот. холодно сверкает солнце. Облетевшие кустарники наполнены осенним светом, и кажется ― легкий дым окаймляет луга. “Плоды моих трудов...”. Нет ничего вечного! ― убеждает рассудок. Но… сердце постоянно велит: ищи вечное! И, следуя голосу сердца, я день за днем ищу в обыденных вещах это вечное. Я все еще на пути к своим плодам».

Член СП СССР. В 1988 П., до глубины души потрясенный драматич. событиями в писательских кругах Л-да, принял решение уйти из жизни.

Соч .: Ласточки над городом: Повести и рассказы. Л., 1973; Осенний свет: Рассказы. Л., 1981.

Лит.: Соболев В. Человек, природа, жизнь // Молодой Л-д. 1974. Л., 1974; Холшевникова Е. В поисках героя. О первых книгах молодых лен. литераторов // Лен. правда. 1974. 12 февр.; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982.

А. Любомудров

  • Перепёлка Виктор Иванович