Петкевич Инга Григорьевна


ПЕТКЕ́ВИЧ Инга Григорьевна [9.12.1935, Л-д - 17.8.2012, СПб.] - прозаик, сценарист.

Отец - политрук, погиб на фронте, мать - политработник. Пережила перв. блокадную зиму в Л-де, была эвакуирована. Училась в Лен. ин-те киноинженеров. Начав писать прозу, посещала ЛИТО Горного ин-та, где познакомилась с поэтами А. Городницким, Г. Горбовским, А. Кушнером и будущим мужем - А. Битовым. Не закончив ин-т, поступила на работу в технич. изд-во, выполняла обязанности чертежницы и копировальщицы.

Перв. публ. - рассказ « Мы с Костиком » опубл. в альм. «Молодой Л-д» (1962). Для П. и А. Битова в эти годы мир детства, с его непосредственностью и открытостью, первыми столкновениями с миром взрослых, был общей темой. Они стали яркими представители нового поколения литераторов, входивших в лит-ру в нач. 1960-х, отличавшихся от предыдущих собств. представлением о смысле жизни и ее ценностях. К нему принадлежали те юноши и девушки, кот. отстаивали право на свое тело и вкусы, когда их прорабатывали на собраниях и исключали из вузов за длинные волосы или короткую юбку. Они выбирали мир чувств и новых личных отношений, не подчиненных социал. табу.

Рассказ П. « Эники-беники » (1963) про «девочку с козой» стал знаковым произведением молодежной лит-ры. Любка, героиня рассказа, спустя десять лет, отправляется на поиски автора стихов, увлекших ее как грёзы юности в дали новой жизни. (Эпиграфом к рассказу могли бы стать строчки из стих. Б. Пастернака «Любка»: «Каждый случай, / который в прошлом может быть спасен / и в будущем из рук судьбы получен».) Каждый из встреченных Любкою мужчин пытается овладеть ее сердцем - агроном, управдом, гипнотизер, китобои, фотограф и, наконец, автор тех самых стихов. Но все они замкнуты в скорлупе своих соц. ремесел и ролей, все они не в состоянии сделать жизнь героини сказкой. Любка равнодушно уступает им, но только тело. Читатель вслед за Любкой соглашается, ни один из встреченных мужчин недостоин любви - расщепление влечений мужчин и женщин друг к другу на любовь и секс стал в то время темой для произведений мн. прозаиков и поэтов. В Африку героиню П. увозит спортсмен-нигериец, «прыгун в высоту». В рассказе автор без снисхождения представляет тупость казенной идеологии и безликость сов. об-ва. «Эники-беники» не могли быть напеч. в то время и вошли в число произведений неподцензурной лит-ры.

Талантливые книги для детей и о детях Р. Грачева, А. Битова, В. Голявкина, О. Григорьева и П. в т.ч. создали новую детскую лит-ры той поры.

С перерывом в пять-десять лет изд. сб. рассказов П. - « Большие песочные часы » (Л.: ЛО «Сов. писатель», 1975) и « Мы с Костиком: Рассказы » (М.: Детская лит-ра, 1975). Посл. из этих книг - о семье, в кот. установились не совсем обычные, но теплые отношения между ребенком и родителями. Костик - так зовут отца и мужа шестилетний сын и жена. Костик музыкант, человек рассеянный и увлеченный. Из-за его некой оторванности от повседневности будничной жизни Костик и его сын попадают во мн. забавные положения и неожиданные ситуации. Рассказы П. о доброте, людях, о семье.

В 1985 у П. появились « Лесные качели: Повести » (Л.: Лениздат, 1985), в сб. П. « Кукушкины дети: Рассказы » (Л.: ЛО «Детская лит-ра», 1991) вошли рассказы « Никифор », « Некоторые другие », « Люди и звери », « Загадочные соседи », « Враги », « Заветная тропинка », « Необязательная дружба », « Чужая собака », « Пришелец », « Избранник ». Они напис. от лица героя-рассказчика мальчика-четвероклассника и повествуют о людях, не теряющих надежду сохранить чистоту чувств и внутр. целостность в условиях деморализован­ной сов. действительности. П. касается серьезной проблемы одиночества ребенка в начале его контакта с окружающим миром. Этот сб. П. считает лучшим из написанных ею.

Вместе с Битовым П. в эти годы часто бывает М., знакомится с поэтом Г. Сапгиром, И. Холиным. Учится на Высших сценарных курсах. По ее сценариям поставлены два худож. фильма «Четверка по пению» и «Лесные качели».

Самым популярным произведением П. стал роман « Плач по красной суке », над кот. автор работала в 1972–82. В. Топоров о романе писал: «…выйди он лет десять назад, был бы обречен на грандиозный читательский успех…». Но и увидев свет в 1997-м (изд-во «Азбука»), роман завоевал читательскую аудиторию - вскоре вышли еще два его изд. (2000 и 2005).

П. осознавала, что написанное будет вызовом общепринятым лит. нормам: «…Пусть же слово моё начисто лишится таланта, пусть я обездарю вконец - лишь бы поверили, лишь бы очнулись от полувекового забытья <… > мычать буду, выть - лишь бы поверили, что все это не художественный вымысел, не плод моей больной фантазии, все это сотая доля той фантастической правды, от кот. мы погибаем». «Мы» - это современники автора, прототипы соц. типажей романа и сам автор. Время романа - «эпоха Великих юбилеев. Круглые даты шли косяком. Митинги, парады, демонстрации, салюты, банкеты и застолья не прекращались никогда». Итог: «…Юбилейная лихорадка окончательно расшатала и без того зыбкий организм нашей общественной жизни. Застолья, пьяные оргии и сабантуи вошли в плоть и кровь трудовых будней как <…> противостолбнячная сыворотка, без кот. уже невозможно шевелиться на своем рабочем месте».

Главы романа «Плач по красной суке» - это новеллы, посвящ. его персонажам: «Клавка-танк - потомственная революционерка», «Непорочное зачатие», «Чудь белоглазая», «Щучка Аллочка»; всего их тринадцать, это женские судьбы, открывшиеся при ежедневном общении и в перипетиях колл. жизни. Запутанность и разнонаправленность интересов, характеров, причуд администраторов - и то, что превращало их всех в унифицированное существо - в «советского человека» - П. удалось живописать с редкой верностью и яркостью.

Большевистская люмпенизация всего населения: мещанство без интеллигенции и аристократии, ненависть к хозяевам жизни без сопротивления их власти, секс без любви, труд без призвания, инфантильная старость и не признанная юность, одиночество и крикливые пиршества... В этом насильно коллективизированном об-ве легче замерзнуть на пороге жилища, чем позвонить и стать должником своему соседу.

Роман разделен на две части - так повествовательница разделила свою судьбу, чтобы взглянув на себя со стороны, умереть в одном воплощении и родиться в др.: «Не для того я мучилась на этой земле, чтобы покинуть ее так небрежно и бессмысленно». Гл. героиня Ирма была во время войны вывезена Германию, «где старая немка преподает ей <…> азы честного отношения к труду, к жизни, к себе самой. Вернувшись в разоренный войной и послевоенными репрессиями Ленинград, Ирма попадает в загробный мир <…> Белая ворона, какой она стала в Германии, с удвоенной остротой переживает все <…> этапы “свободного падения”: быт послевоенной коммуналки, пьянство, растление, вербовку осведомительницей в органы, сожительство (вплоть до его пьяной гибели) с “куратором”, стремительный рывок на поверхность - в мир литературной богемы с легко узнаваемыми прототипами» (Топоров В. Инга Петкевич // Русский ж. 1998. 27 янв.). С беспощадностью деталей и оценок, читателю представлена лит. жизнь Л-да, с Союзом писателей, к 1970-м ставшим типичной бюрократич. организацией, управляемой звонками из Смольного и Большого дома, с «молодыми писателями», ставшими взрослыми, уже написавшими свои гл. произведения. Но именно их духовная и профес. зрелость калечила их судьбы и лишала перспектив. Их вещи годами лежали в ж. и изд-вах. Их жизнь, по мысли автора, потеряла серьезность, ибо их поучали успешные бездари, кот. невозможно было уважать. Но лишь немногие решались протестовать.

Пережить все заново, чтобы освободиться ― если в этом был смысл романа, то он П. был достигнут. Роман был отмечен премией «Сев. Пальмира».

В посл. годы П. преимущественно писала рассказы, среди кот. « Последний поцелуй » (Звезда. 2008. № 8).

Соч.: Большие песочные часы. Л., 1975; Мы с Костиком: Рассказы. М., 1975 (Л., 1975); Лесные качели: Повести. Л., 1985; Кукушкины дети: Рассказы. Л., 1991; Плач по красной суке: Роман. СПб., 1997 (2000, 2005).

Лит.: Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Топоров В. Инга Петкевич // Русский ж. 1998. 27 янв.

Б. Иванов

  • Петкевич Инга Григорьевна