Петкевич Тамара Владимировна


ПЕТКÉВИЧ Тамара Владимировна (Владиславовна) [1.4.1920, Невель - 19.10.2017, СПб.] - актриса, театровед, прозаик.

Родилась в семье Владислава Иосифовича П., члена РКП(б) с 1918. В нояб. 1937 арестован по статье 58-6-9-11, в янв. 1938 расстрелян. П. стала «дочерью врага народа».

В 1938 окончила школу-десятилетку, поступила в 1-й Ин-т иностранных яз. на англ. отд., устроилась работать в артель художником-надомницей по росписи тканей, т.к. мать из-за болезни работать не могла, а в семье было ещё две маленьких дочери.

В 1940 вышла замуж. Уехала вслед за мужем в ссылку в г. Фрунзе, где поступила учиться в Мед. ин-т, но в янв. 1943 одновременно с мужем была арестована и по ст. 58-10 (ч. 2) осуждена на 7 лет лишения свободы, три года лишения в гражданских правах и конфискацией имущества. Отбывала срок в лагерях Киргизии, затем в Коми АССР, в СЖДЛ (Северо-железнодорожном лагере). В лагерях работала на земляных работах, на лесоповале, затем в лазарете медсестрой. Позже, по наряду, была зачислена актрисой в труппу лагерного театра. После освобождения 30.1.1950 из-за административной статьи «39», вписанной в паспорт, была лишена возможности возвращения в Л-д. Играла в филиале Сыктывкарского театра, в театрах Шадринска, Чебоксар, Кишинева. Член Союза театр. деятелей (ВТО) с 1953.

В 1957 реабилитирована, как и её отец. В 1959 вернулась в Л-д. В 1962 поступила учиться в ЛГИТМиК (заочно) на театроведч. фак-т. Закончила в 1967, защитив диплом об издателе театр. ж. нач. ХХ в. «Театр и искусство» и театр. критике А. Кугеле. На работу П. приняли лишь в Лен. дом худож. самодеятельности (ЛХДС) зав. репертуарным отделом, была собкором ж. «Театр». Перед уходом на пенсию перешла на работу в ДК им. С. Шелгунова Всероссийского об-ва слепых в кач-ве худож. руководителя.

В 1973 завершила работу над кн. « Жизнь - сапожок непарный », воспоминания о гулаговской молодости, кот. в 1993 при помощи друзей удалось напеч. К тому вр. вышло уже много произведений гулаговской прозы и казалось, что П. опоздала. Но кн. получила резонанс во всем мире, ее перевели на нем., англ. и польский яз. Это не просто воспоминания, но на их основе рассказывается о человеч. душе, о том, сколько она может выдержать и как выстоять, об отчаянии и надеждах, о прекрасных, добрых, всепонимающих людях, кот. на этом пути автор встретила немало, и о нелюдях, кот. оказалось много больше. И потому - полная раскрытость: сначала всю себя наизнанку, чтобы разобраться в себе тогдашней и понять себя сегодняшнюю, потом - всё, что думалось о мире и о людях в нем.

П. обладает редчайшим для литератора даром: наделена памятью чувств и находит слова, чтобы суметь их передать их. В лит-ре такое встречается не часто. Поначалу героиня П. - девушка, кот. «строила свою жизнь из лунных вечеров, ароматов, грез, из литературных ситуаций и образов». И даже после ареста отца: «я чувствовала, что принадлежу этой жизни, пронзительно люблю ее, что все меня касается… Я верила во все счастливое и особое». Между тем сама в то время была уже «под колпаком». В 23 года - арест, бесконечные допросы, тюрьма, приговор, этап, лагеря. Говорить о беспределе Беловодского и прочих лагерей ни у кого нет сил. Какие душевные потраты пришлось перенести автору, чтобы все это вспомнить, снова пережить, выплеснуть на бумагу. Сколько раз она была на грани самоубийства от безнадежности или на грани физической смерти, но всякий раз находился кто-то, кто помогал спасти душу. И вот внутри нее - другая жизнь. «Когда же, если не сейчас? У меня будет ребенок! Наперекор всему. Будет дитя, кот. я отдам сердце, не станет выматывающей тоски и черного омута одиночества. Я хочу иметь ребенка! Один из пережитых в Межоге вечеров, однако, едва все не переиначил. Я стояла у барачного окна, обращенного к детским яслям. Предвещая ураганный ветер, небо было химически-малинового цвета. Ясельные окна кроваво отсвечивали. Агрессивная, почти что лающая окраска отжимала реальное лицо кошмара и уродства лагерной данности. Это было адское видение, когда жизнь предстает как гримаса и арена, на кот. всему живому назначено мучение. Чудовищным виделся сам факт того, что маленькие дети, кот. посмели произвести на свет, живут за проволокой. О чем я помышляю? Безумие! Это преступно». Какое видение себя и окружающего, какая память. «Со всем сущим у человека устанавливается собственные отношения, - пишет П. - Даже с солнцем, с утром и с деревьями. Самыми неразрывными и неумолимыми мои отношения были с Болью. Она таилась во всем, что только у меня было. Боль, как стихия. Безжалостная. Режущая. И такая внятно-одушевленная. Она вымахивала в рост, умножалась в весе, вминала в почву, затаптывала своей массой так, что я головы поднять не могла, сдавалась, и она выжирала мои надежды и силы. Отваливалась, только набив ненасытную утробу. И лишь тогда, еще не вполне доверяя тому, что она отступила, я переводила дыхание». И самая сильная - боль матери об отнятом сыне. «Били подъем. Поднимались больные. Ели кашу, звякая алюминиевыми ложками по мискам. Начинались хлопоты по корпусу. Я кипятила шприцы. Делала вливания, уколы, ставила банки. Монотонность межогского существования отупляла. Меня изгрызла тоска по сыну… Теснит в груди, что делать, чтобы совсем окаменеть? Как самозаморозиться?.. В эти самые минуты сын мог бы быть со мной! Не могу больше! Не могу!.. Вещи не имеют тени. Мне страшно! Это и есть ад!».

«Жизнь - сапожок непарный» не просто «воспоминания», как сказано в подзаголовке: «что было, что помню», автором ведется отбор только тех эпизодов того «что было», в кот. наиболее ярко выявляются перипетии душевного познания мира и себя. Т.е. в этих «воспоминаниях» налицо все признаки классич. русской прозы. Тема допросов и следствия легла в основу спектакля «По ту сторону смысла» (ЛГИТМиК, 2000, инсцеир. и реж. А. Кладько).

В 1996 принята в СП СПб. В 2004 кн. «Жизнь - сапожок непарный» неск. тиражами переизд. моск. изд-во «Вагриус». В 2008 в петерб. изд-ве «Балтийские сезоны» вышла втор. часть воспоминаний под назв. - « На фоне звезд и страха ». О том, как власти уже в совсем др. время не допускали ее осуществиться ни в одн. обл., кроме самодеятельности. Смысл жизни составили ее кн., писать кот. никто запретить ей не мог. «На фоне звезд…» обладает теми же кач-вами, что и перв. кн. Вот рассветное утро июльского дня 1952 - перв. день свободы: «Когда, продержав меня всю ночь в зарешеченной конуре местного отделения МГБ поселка Микунь, гремя ключами, открыли дверь и сказали: “Выходи!”, ни одно из чувств во мне не отозвалось на “милость” ведомства. Было около пяти часов утра. Какими-то гулливеровскими виделись грубоватые песчинки дороги, по кот. я механически шагала к дому. Не поэзией, а металлическим чистоганом вонзался в слух птичий гомон… Но вдруг, как при тектоническом проломе всей толщи вымороженной жизни, подключив все ранее усмиренные бунты, меня стал бешено мотать тайфун. Смещая пласты сознания и подсознания, то ли во мне, то ли извне что-то орало: “Хватит! Если не хочешь погибели, немедля срывайся с места! Куда попало беги отсюда! Без оглядки! Ну-у-у!!!” И меня уже действительно куда-то несло безумие протеста…».

Во втор. кн. речь идёт о трудном возвращении автора в послелагерную жизнь. Выйдя на свободу, героиня оказалась без дома, без семьи, без специальности. «Жизнь не принимала меня!» - таков лейтмотив мн. глав. Продолжение создавалось в те годы, когда многое менялось и в жизни автора, и в жизни страны. Затрудненно менялось и представление читателей о прошлом. Трудно сказать, как бы сложилась такая судьба, если бы не случилось осознания героиней всех этих обстоятельств, если бы не друзья, обретённые ею по ту сторону колючей проволоки и преумноженные - по эту. Талант драматич. актрисы и красота (кот. на протяжении всей жизни и помогала, и мешала) позволили ей занять заметное место на сценах вышеуказанных театров, она сыграла ведущие роли в спектаклях «Дядя Ваня» Чехова, «Дети солнца» Горького, «Невольницы» и «Женитьба Белугина» Островского, «Обрыв» Гончарова, «Безымянная звезда» и др. Вернувшись в родной город, героиня обретает друзей, среди кот. Б. Вахтин, детская писательница Н. Гернет, филологи А. Тамарченко, Б. Костелянец и мн. др., не без помощи кот. продолжались мучительные поиски себя.

Документальность повествования не оспаривает лит. достоинств кн., а трагизм рассказа не умаляет жизнеутверждающей тональности. «За последние годы самая сильная книга - “Жизнь - сапожок непарный” Тамары Петкевич. Это роман о собственной жизни. Тамара была в лагерях и, несмотря на все страдания, сохранила достоинство и человеколюбие. Это очень светлая книга, причем написанная просто, умно и блестяще. По-моему, она достойна любой премии» (Ф. Искандер). В 2010 благодаря неиссякаемому интересу к кн. И. и в связи с ее 90-летием вышел двухтомник « Жизнь - сапожок непарный », объединивший обе части воспоминаний. В послесл. к этому изд. говорится, что это «уникальное явление, еще не отрефлектированное историками современной литературы. Но осмысленное - в первом приближении - читателями-современниками, чьи письма о книге уже могут составить отдельный том» (О. Тиховская).

В 2001 о П. сняты докум. фильмы «Жизнь - сапожок непарный» (реж. М. Разбежкина) и «Один человек» (авт. Б. Аверин) из цикла «Петерб. интеллигенты» (ТК «Культура»). «От ее книг и просто человеческого облика веет таким теплом, такой радостью и таким счастьем, что вдруг убеждается, что она, действительно, очень счастливый человек. Потому что у нее есть талант сочувствия, потому что она очень остро чувствует, что такое искусство, поэзия, театр, но главное - потому что петербургский интеллигент несет в себе чувство светлой благодарности Богу, жизни, миру и людям... Жизнь и книги Тамары Владиславовны приводят к выводу, что внутренний свет, кот. несет в себе человек, странным образом освещает того единственного нужного человека, кот. в самый трагический момент судьбы обязательно появляется. Таким единственным необходимым человеком в трагические моменты жизни была и сама Петкевич для очень многих людей, встретивших ее. Здесь и кроется тайна интеллигентности и интеллигенции» (Б. Аверин).

Награждена кавалерским крестом Ордена заслуг перед Республикой Польшей (1998). Лауреат лит. премий Гоголя (2009), «Крутая лестница» (2009), «Петрополь» (2010), премии правительства СПб. в обл. лит-ры, искусства и архитектуры (2010).

Соч. : «Перстами, легкими, как сон…» // Лит. Грузия. 1985. №12; Всего одна судьба // Доднесь тяготеет. Вып. 1. Записки вашей современницы. / Сост. С. Виленский. М., 1989; Театр архипелага ГУЛАГ // Антракт. 1990. № 10; Жизнь - сапожок непарный / Вст. ст. Б. Егорова. СПб., 1993 (М., 2004); Нечаянная профессия // Театр ГУЛАГа. М., 1995; «О своем я уже не заплачу…» / Беседа с Т. Золотницкой // Невское время. 1996. 15 июн.; «И почему это дано моей жизни?» / Беседа с А. Яковлевой // Петерб. театр. ж. 1998. № 16; Верность себе // Жизнь - сапожок непарный. М., 2001; Die Liebe gab mir Hoffnung. Berlin, 2001 (2003); На фоне звезд и страха. СПб., 2008; Жизнь - сапожок непарный: В 2 кн. / Послесл. О. Тиховской. СПб., 2010; Jak butik bez pary. Lublin, 2009; Memoir of Gulag actress. By Northen Illinois University, 2010.

Лит .: Алексеева Е. Из театра ГУЛАГа // Веч. Л-д. 1990. 3 апр.; Дмитревская М. Долги наши // Театр. 1991. №10; Фролова Е. Это - было // Веч. Петербург. 1992. 20 февр.; Биневич Евг. «Со всем сущим у человека устанавливаются собственные отношения» // Час пик. 1993. 25 авг.; Крымова Н. Воспоминания Т. Петкевич // Моск. наблюдатель. 1994. № 1–2; Степанова А. Откровенность красоты // Экран и сцена. 1994. 15–22 дек.; Маркова Е. Все наоборот… // Веч. Петербург. 1995. 31 март.; Скорочкина О. Мщение жизни // Невское время. 1997. 26 апр.; Померанц Г. Как сбывалась душа // Культура. 1998. 9–15 апр.; Дмитревская М. До озноба // Общая газ. 2000. 2–8 нояб.; Бек Т. Приспособлен ли мир для жизни? // Ex Libris НГ. 2004. 16 сент.; Гордин Я. После лагеря // Театр. 2008. № 31; Фолкинштейн М. Исповедь счастливого человека // Культура. 2008. 14–20 авг.; Габриадзе Р. На старых весах // ПТЖ. 2008. № 3; Ларина Ю. Пережившая жизнь // Огонек. 2008. № 49; Алексеева Е. Задумчивая муза Тамары Петкевич // СПб. ведомости. 2010. 29 март.; Коростелева Т. Парный сапожок Тамары Петкевич // Pro-сцениум. 2010. № 3; Солженицына Н. Люди должны получать эталонные тексты // ЛГ. 2011. 30 нояб.

Е. Алексеева, Евг. Биневич

  • Петкевич Тамара Владимировна