Петровский Дмитрий Евгеньевич
ПЕТРО́ВСКИЙ Дмитрий Евгеньевич [28.4.1983, Л-д] ― прозаик.
Родился в семье филологов в неск. поколениях. Однако с детства не хотел иметь ничего общего с лит-рой, мечтал о технич. специальности, но дом был полон книг и разговоров о лит-ре, и это не могло не повлиять на выбор дальнейшей судьбы П.
Закончил гуманитарную гимназию № 209. Не желая всерьез отдать себя лит-ре, между тем писать начал еще в школьные годы (13–14 лет): принимал участие в гимназических творч. вечерах, его рассказы публ. в изд. лит. клуба «Дерзание», тогда же параллельно увлекался экспериментами со звуком, пытался соч. музыку в «индустриальном» стиле.
После школы поступил на филологич. фак-т СПбГУ и два года (2000–02) учился на отд. немецкой филологии. Во вр. учебы бывал в Берлине. В 2002 поступил в Берлине в ун-т им. Гумбольдта на фак-т теории музыки, годом позже перевелся в School of Audio Engeneering (спец. «аудиоинженер»). Одновременно служил рабочим сцены, секретарем, агентом call-центра, на стройке.
В 2002 устроился в газ. «Русский Берлин», писал о светских и полит. мероприятиях германской столицы, через годом стал штатным колумнистом, еще через год назначен программным директором радио «Русский Берлин». Параллельно занимался киносъемками, записывал звук для сериалов ТК ZDF, разрабатывал звуковую концепцию канала TIMM, писал саундтреки к кинофильмам, выступал в роли продюсера радиошоу «Голос нашего города» (Stimme unserer Stadt). Занимался музыкой, писал песни (для певицы Кристины Шели ― « Dissapear Here »: долгое время музыка была в ротации различных РС, в т.ч. российских ― русская версия трека « Нью-Йорк―Берлин », «народное название» ― « Кокаин »). Путешествовал, побывал в десятке стран Европы, в Азии и Марокко.
П. никогда не осознавал себя всерьез частью обширной русскоязычной диаспоры Берлина, его колонки в эмигрантских газ. были популярны отчасти за счет того, что он не был похож на др., не церемонился с читателями, иногда открыто издевался над ними. Статья, где П. призывал отказывать русским переселенцам в выдаче соц. пособий, вызвала бурю негодующих откликов. В 2009 из-за разногласий с рук. вынужден был покинуть РС.
Оказавшись в Германии, о писательстве П. не помышлял. Однако можно считать, что замысел перв. кн. П. ― « Роман с автоматом » ― зародился именно тогда. Первый месяц после приезда П. «снимал койку в студенческом общежитии», кот. находилось над помещением, где вечерами проходила дискотека для русских переселенцев. «Каждый вечер, когда снизу начинали включать популярную тогда песню группы “Руки вверх” “Забирай меня скорей...”, у меня было только одно желание ― раздобыть автомат, а лучше тяжелый пулемет, и спуститься вниз, и дать по всем собравшимся очередь <…>. Я чувствовал себя обманутым ― уехать в другую страну, чтобы там встретить тех же людей, что и в родном Веселом Поселке…». Др. толчком к писанию романа было посещение выставки совр. искусства в Гамбурге, где П. увидел серию фотографий половых актов, заснятых на инфракрасную камеру. По впечатлению писателя, люди выглядели на них, как лужи разноцветной ртути, тепловые зоны, самые горячие места ― ярко-красные, самые холодные ― синие. Тогда и родилась идея слепого героя будущего романа, ориентирующегося в пространстве с помощью тепловых ощущений. Сюда же прибавились и др. яркие и неоднозначные впечатления от жизни в Германии. Т.о. книга начала создаваться как бы сама собой ― в виде отрывков, записей в блокнот. Дописана в 2007 «на спор» ― тогда автор пообещал, что напишет роман за месяц «с нуля» (на самом деле он доделал уже почти выстроившуюся вещь). Можно добавить, что сильное влияние на П. оказали и книги русских, западноевропейских и американских авторов: «Глазами клоуна» Г. Белля (первая кн., прочитанная П. на немецком), «Жестяной барабан» Г. Грасса, «Faserland» К. Крахта, «Ниже нуля» и «Информаторы» Брета Истона Эллиса, «Призраки» Ч. Паланика, «Поколение Х» Д. Коупленда, «Первая любовь, последнее помазание» Иэна Макьюэна, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Защита Лужина» В. Набокова.
Текст романа пролежал в столе П. еще два года, пока в кон. 2008 он решился послать текст С. Минаеву, писателю и издателю. Летом 2009 кн. была опубл. (год изд. на тираже ― 2010) под назв. «Роман с автоматом» (первоначальное назв. « Unsichtbar » было снято С. Минаевым). П. отразил (и даже предсказал) в романе мн. проблемы совр. европейского об-ва. Он описывает город и дает срез об-ва с позиции молодого человека, открывающего этот мир и его законы; при этом шокирующая новизна повествовательной позиции состоит в том, что герой слеп. То, что должно быть зримым, представлено в необычном для лит-ры ракурсе: люди и вещи для героя ― это средоточие холода или тепла, опр. запаха, положительной или отрицательной энергии. В романе присутствует и соц. план, предпринимается попытка анализа совр. европейского об-ва, где действует принцип «понуждения к толерантности» и где есть темы, на кот. нельзя говорить вслух. П. исследует и психологию неосознаваемых агрессивных желаний совр. человека.
«Роман с автоматом» был номинирован на премию «Нац. бестселлер» и «Большая книга». Вяч. Курицын посвятил ему большой мат-л в ж. «Однако». Роман переведен на английский яз., ведутся переговоры о его изд. в Германии и др. странах Европы.
Втор. кн. П. ― « International » (2011). Из предисл. автора: «Главы этой книги можно читать по порядку ― от первой к последней. Можно наоборот ― от последней к первой. Можно наугад, как когда ты слушаешь свой iPod в режиме Shuffle ― история все равно сложится. А можно не читать вообще. Закрой ― тебе совершенно не нужен весь этот п…ц, от кот. в итоге погибнет Европа». Каждая глава кн. ― компактная история, кот. может быть и частью целого текста, и самостоятельной единицей. Действие романа разворачивается в Германии, России, Белоруссии, Швейцарии, Австралии, Израиле и США.
П. по-прежнему живет в Берлине, хотя, как сам утверждает, хотел бы жить у моря. Свободно говорит на четырех яз., в свободное вр. переводит голландскую поэзию для детей.
Short-list премии Андрея Белого за роман «Дорогая, я дома» (2018).
Соч.: Роман с автоматом. М., 2010; International. М., 2011; Дорогая. Я дом. СПб.: Лимбус-Пресс, 2018.
Лит. : Курицын В. Забитые в горизонт // Однако. М., 2009. № 13.; < http:// www. natsbest.ru/ orekhov10_petrovsky.htm >; < http:// community. livejournal.com/ chto_chitat/6777589.html >;