Петров-Водкин Кузьма Сергеевич


ПЕТРО́В-ВО́ДКИН Кузьма (Косма, Козьма) Сергеевич [5.11(24.10).1878, г. Хвалынск Саратовской губ. - 15.2.1939, Л-д; похоронен на Литераторских мостках Волкова кладб.] - художник, драматург, прозаик, теоретик искусства.

Отец - сапожник, мать - прислуга. Учился в городском училище Хвалынска, после окончания работал в судоремонтных мастерских. Еще в городском училище начал пис. стихи. Перв. выявленное опубл. произведение - рассказ « Золотой день » (Театральная Россия. Театральная газ. 1905. № 2–3; подпись Кузьма Бронин) - это ме­лодраматич., сентиментальное произве­дение из мещанской жизни. Все юношеские годы продолжал пис. стихи. Одно из поэтич. произведений - поэму, напис. под влиянием толстовства, дал на суд М. Горькому, кот. отнесся к поэме отри­цательно. Параллельно, с 19 лет, писал про­зу. У П.-В. было два едва ли не равновеликих дарования - лит. и художественное. Правда, впоследствии его стали воспринимать исклю­чительно как художника.

Чувствуя в себе талант художника, П.-В. начал серьезно учиться - сначала в классах живописи и рисования худ. Ф. Бурова в Самаре (1895–97), затем в Училище техни­ческого рисования А. Штиглица в СПб. (1895–97). В 1905 он окончил Моск. училище живописи, ваяния и зодче­ства, где учился у Н. Касаткина и В. Се­рова. Углубленное и широкое знание теоре­тич. и практич. основ искусства да­ло ему возможность впоследствии выступать с интересными теоретич. работами, а природный талант живописца и графика сказался и в его лит. тв-ве. Дело не в том, что он замечательно илл. свои кн. (« Хлыновск», «Пространство Эвклида », детские произведения), но и в особом ракурсе и самой освещенности сло­ва, его близости к графике и краске.

После того как один из его рассказов был по совету реж. П. Гайдебурова инсцени­рован и поставлен на сцене Передвижного драм. театра в СПб., П.-В. много сил отдает драматургии. Он ищет но­вые формы, насыщает свои пьесы модными тогда философскими идеями. Большое влия­ние на него оказал Метерлинк. Пьесы « Зве­нящий остров», «В саду ночью», «Узко­лобые», «В маленьком городке » напис. в символистской манере. То же можно сказать о фантазиях в символистком духе « Башня Вавилона», «Вегед, король су­масшедших», «Айша и Хаман», «Сны жемчужины » и др. Пьесу «Сны жемчужи­ны» сам П.-В. назвал в повести «Хлыновск» «галиматьей». Они интересны для исследова­телей тв-ва П.-В. как некая весьма свое­образная лаборатория худож.-эстетич. и философской мысли, как проекция декадентско-символистской эпохи на его тв-во. Эти лабораторные искания не прошли бесследно ни для художника, ни для прозаика П.-В. Неверно было бы думать, что они имели лишь отрицат. значение. В нова­торском по своему духу и резко своеобраз­ном тв-ве П.-В. они сыграли и положи­тельную роль. Он был, прежде всего в живо­писи, «левым» художником, не принимавшим традиций передвижничества, что, в частности, выразилось в почти грубой оценке его тв-ва И. Репиным. В прозе, особенно зре­лой, в «Хлыновске», «Пространстве Эвклида», « Самаркандии » он почти в равной ме­ре и художник нового времени, и мастер ре­алистич. письма.

П.-В. много путешествовал - был в Германии (1901), в Италии, Греции, Турции (1905). В 1906–08 жил в Париже, где позна­комился с Метерлинком и Н. Гумилевым. По­сле Парижа, подобно Гумилеву, путешест­вовал по Африке (Алжир, Тунис), побывал в Испании. Его картины получают признание и выставляются на выставках в Париже. В кон. 1909 в ж. «Аполлон» состоялась перв. персональная выставка П.-В. в России. В 1910 напеч. его путевой очерк « Поездка в Африку ». Путевые очерки П.-В. в от­личие от африканских произведений Гу­милева отличаются переусложненностью стиля, но вместе с тем обнаруживают острую наблюдательность и слуховую чуткость к зву­чанию экзотич. пейзажа, что в наиболь­шей степени, наряду с яркими красками, род­нит его со стихами и в особенности с «афри­канской» прозой Гумилева.

С 1910 П.-В. член худож. объединения «Мир искусства». Общение с писателями и художниками Серебряного века, безуслов­но, дало ему много и как литератору. Он до­статочно тесно был связан с А. Блоком, B. Брюсовым, Л. Андреевым, Евг. Замятиным, C. Мстиславским, М. Пришвиным, Ф. Соло­губом, Вяч. Шишковым, А. Толстым. Общ. интерес в этой среде вызвал его д-д « На­ука видеть », где он обосновывал свою тео­рию и практику «сферического пространст­ва». В этой теории были предугаданы, а час­тично и сформулированы положения т.н. рус­ского космизма, с большой силой и целеуст­ремленностью реализовавшиеся в поэзии. Этой теорией интересовались Блок и А. Белый. П.-В. в тв-ве и миросозер­цании Белого находил много родственно­го себе - взвихренность его образности, ког­да предметы теряют земной вес и отдаются «сферическому пространству», перспективе земного шара, его округлости и вращательности,- это было свойственно и Белому, и П.-В. едва ли не в равной степени.

Будучи по преимуществу и по роду осн. занятий художником, П.-В. на протяже­нии жизни никогда не оставлял лит-ры. В 1915 он попробовал свои силы как автор детских книг, что вполне соответствовало его внутр. мировидению и худож. почерку. Его книги для детей, в особенности « Аойя. Приключения Андрюши и Кати в воз­духе, под землей и на земле » имели опр. успех, а для автора стали удачным лабораторным опытом, т.к. за­коны «сферической перспективы», пропу­щенные через детское сознание, получили в его глазах дополнительное оправдание. Бу­дучи одним из 12 членов-учредителей Вольфилы, он обосновывал свои суждения перед слушателями в целом ряде д-дов. На некот. слушателей его идеи о сферичности и о планетарном существовании и «свече­нии» предметов окружающего, в т.ч. и быто­вого мира, оказали изв. воздействие. Это относится прежде всего к О. Форш.

В февр. 1919 был подвергнут крат­ковременному аресту вместе с Блоком, Евг. Замятиным, Р. Ивановым-Разумником, А. Ремизовым - по сфальсифицированному обвинению о заговоре левых эсеров. В 1923 выпустил созданную еще ранее кн. «Самаркандия. Из путевых набросков 1921 г.». В ней он в полной мере реализовал свойственное ему, как и Гумилеву, стрем­ление передать мир во всей яркости и насы­щенности красок. Ср. Азия как бы вер­нула его к опытам «африканской» прозы, за­одно подтвердив в его представлении и спра­ведливость открытой им «сферической пер­спективы».

С авг. 1924 по июль 1925 жил в Па­риже. Общение с западными художниками и писателями дополнительно обогатило его познания в теоретич. основах искусства. Возможно, его выступления о сферичности земли и космичности бытия, его планетарности содействовали тому, что он был избран членом Французского астрономического об-ва. Посл. годы жизни П.-В. были ом­рачены тяжелой болезнью, но это несчастье способствовало его творч. уединению и более тесному, «домашнему» общению с писателями и людьми искусства.

Он жил в здании пушкинского Лицея, по соседству оказались Вяч. Шишков, А. Тол­стой, О. Форш, К. Федин, И. Соколов-Микитов, М. Пришвин. Он откликнулся на их сове­ты писать автобиогр. прозу. Так была начата трилогия. 1-я часть - «Хлыновск» - появилась в 1930, 2-я - «Прост­ранство Эвклида. Моя повесть» - в 1932, от 3-й части сохранились фрагменты, в кот. идет речь о «Мире искусства», о худож. жизни СПб. в 1908–10. Обе вышед­шие кн. получили признание со стороны авторитетных литераторов. В частности, очень высоко оценил автобиогр. прозу П.-В. Ю. Тынянов. Вразрез с высокими оценками шло резко отриц. отноше­ние к его прозе М. Горького, кот., по-ви­димому, раздражала фрагментарность фило­софич. рассуждений о планетарности, космизме и сферичности, прерывавшая тра­диционную повествовательность. Вместе с тем автобиогр. проза П.-В.- это реалистическая лит-ра, близкая и самому Горькому, если иметь в виду его автобиогр. трилогию - «Детство», «В людях», «Мои университеты». Их сопос­тавление, кот. пока никто не сделал, да­ло бы немало родственных точек схождения. Интересно отметить, что П.-В. иллюстрировал рассказы Горького. Родственна автобио­гр. прозе П.-В. проза И. Шмелева, особенно его «Лето Господне», но перв. главы этого произведения появились в париж­ской печ. в 1927, когда П.-В. уже вернулся на родину. Сцены мещанско-купеческого бы­та, увиденные у Шмелева глазами ребен­ка, удивительно родственны по тональности, по краскам, по лиризму описаниям детства и отрочества в «Хлыновске» П.-В. Как писа­тель реалистич. школы П.-В. продолжил классич. традиции, пронизав их собств. исканиями и окрасив сугубо индиви­дуальным видением мира.

Соч.: Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркан­да. Л., 1970; Письма. Статьи. Выступления. Док-ты. М., 1991; Наука видеть // Сов. искусствознание. Вып. 27. М., 1991.

Лит.: Костин В. Петров-Водкин. М., 1966; Мочалов Л. Неповторимость таланта. 1966; Адаскина Н. Пет­ров-Водкин. М., 1970; Русаков Ю. Петров-Водкин. Л., 1975; Селизарова Е. Петров-Водкин в Петербурге - Петрограде - Ленинграде. СПб., 1993; Иванов С. Неизвестный соцреализм. Лен. школа. СПб., 2007; Петрова-Водкина Е. К. Прикосновение к душе // Звезда. 2007. № 9; Петрова-Водкина М. Ф. Мой великий русский муж… Саратов: СГХМ им. А. Н. Радищева, 2008.

А. Павловский

  • Петров-Водкин Кузьма Сергеевич