Петряков Александр Михайлович


ПЕТРЯКО́В Александр Михайлович [5.9.1944, Кемеровская обл.] - прозаик, драматург, художник.

Родился в Сибири после эвакуации семьи из блокадного Л-да. Посл., седьмой, ребенок в многодетной семье. Отец - русский, из крестьян; мать - русская, домохозяйка. С 1945 живет и работает в Колпине под СПб. В сов. время работал страховым агентом. Сочинительством и рисованием занимался с детства. В 1982 вступил в «Клуб–81». В 1980-е печ. рассказы в ж. «Часы». В «Обводном канале» опубл. роман «София». Член СП СПб. и Международной федерации русских писателей. Как художник участник мн. выставок совр. искусства в России и за рубежом. В 1990 организовал творч. объединение художников «Талант» и рук. им до декабря 2009.

В доперестроечное время в оциц. печ. не публ. Перв. публ. состоялась в самиздате, в ж. «Обводный канал» (1982. № 3) напеч. под псевд. Ониплок (палиндром от Колпино) рассказ «Высокие показатели». Ред. «Обводного канала» критик К. Бутырин, говоря о «жанровой многогранности» тв-ва П., определял его как «мастера создавать иррациональную художественно-действенную атмосферу». Реальность в его рассказах сопряжена с вымыслом т.о., что герои пост. находятся в пограничной ситуации, и происходящее воспринимается как гротеск. В предисл. к сб. «Петербургская проза (лен. период). 1970-е» М. Берг пишет: «…механизм присвоения власти советского церемониала использует Александр Петряков в рассказе “Перед балом” , апеллирующий к Достоевскому (рассказ “Бобок”), и к традиции европейской антиутопии».

Роман «София», созданный в 1970-е, повествует о жизни интеллигенции Л-да, наполненной духовным поиском в застойные шестидесятые годы. Он был отвергнут тогдашними «толстыми» лит. журналами, причем рецензии были очень разными: от резко негативных до хвалебных. Критик А. Пикач в обширной внутр. рец. для ж. «Нева» писал: «Роман этот замечательно питерский и замечательно поколенческий - во всей живой топонимике, которая обязательно присутствует… тем не менее, это как раз не бытописательская проза». Автор попытался прорвать «омертвевшую кору» обыденного сознания миллионов сов. сограждан через своих героев, единиц, для кот. «amor intellektualis» становится инструментом духовного освоения мира. «Замысел поистине грандиозный и своевременный», пишет далее Пикач, отмечая «несомненную изощренность ума, фантазии и стиля автора при несомненной склонности к лирико-философской медитации».

Для театра «Рок-опера» П. напис. либретто оперы « Анафема» на муз. В. Калле, поставл. в 1992. Автор пьес «Я люблю вас, люди» (1975), «Лондон - Брюссель» (1977) и оперного либретто «Анна и Александр» (2001).

В 2001 вышел роман о времени императора Нерона «Римляне». Главной в этой кн. является тема художника и власти. Она интересна автору в перв. очередь тем, что гл. герой повествования император Нерон является как бы в двух ипостасях: главы государства, носителя высшей власти, и поэта, певца, танцора и декламатора, представителя творч. интеллигенции того времени. Поэт на троне - страшная беда для государства. Большая часть бюджета страны тратилась на поэтич. состязания, гастроли, изощренные гастрономич. излишества на пирах, оргии и прочие гедонистич. развлечения. Не говоря о чудовищном терроре против христиан и полит. противников.

На тему истории древнего Рима П. создана вышедшая в 2005 кн. «Гай Юлий Цезарь. Гений или злодей?» (переизд. 6 раз). Автор рассматривает полководца и гос. деятеля древности не хрестоматийно. Цезарь предстает в образе разрушителя традиционной для Рима республиканской демократии и создателя авторитарной власти.

В 2004 вышла худож. биография «Сальвадор Дали: Частная жизнь и тв-во». В ней дается не только описание жизни великого испанского живописца, но и анализ его осн. произведений. Автор раскрывает тайны сюрреализма и дает свою оценку творч. наследию создателей и деятелей этого и др. теч. нач. ХХ в. В 2008 вып. кн. «Сальвадор Дали. Божественный и многоликий» .

В 2007 вых. кн. - «Михаил Шемякин. Зазеркалье Мастера » (2-е изд. – 2009). Это перв. на русском яз. кн. о Михаиле Шемякине, снабж. фотографиями и репродукциями работ художника. Здесь П., повествуя о сложных поворотах жизни своего героя, делает многосторонний и беспристрастный анализ мн. его произведений. Прослеживается эволюция творч. поиска и вкусовых пристрастий мастера, основанных на его собств. теории метафизич. синтетизма. Одним из достоинств кн. критики назв. легкость изложения П. Второе издание книги вышло в 2009, третье, доп. и испр. - в 2015.

В 2008 появляется роман П. - «Судьба и любовь Александра Колчака». Адмирал Колчак предстает не только как один из лидеров Белого Дела, но и как исследователь Арктики, талантливый морской военачальник во время Первой мировой войны. Образ гл. героя (с его неординарной психологией, незаурядным интеллектом, оригинальной философией жизни, человеч. слабостями и достоинствами) станов. осн. удачей автора. Стержневая сюжетная линия строится на почти мистич. взаимоотношениях Колчака с реальным ист. персонажем англичанином Стевени, предстающим в таинственных ипостасях темной силы, ткущей нить судьбы гл. героя. Этому же служит повествование о жизни Колчака в экзотической Японии, где он бывал неоднократно (в перв. раз как военнопленный после русско-японской войны 1904-го). В кн. опис. жизнь Колчака с ее взлетами и падениями. Особое место занимает любовь гл. героя к Анне Васильевне Тимиревой, дочери изв. музыканта Василия Ильича Сафонова. Их проникнутые высоким чувством отношения разработаны автором не только в плоскости человеч. привязанности, но и в связи с философией жизни адмирала. Особо следует отметить образный лит. стиль произведения, с помощью кот. П. вплетает в худож. ткань романа важные ист. события, дает яркие характеристики таким персонажам, как Керенский, Милюков, Плеханов и др. В 2009 роман переизд. под назв. «Преданный адмирал» .

В 2011 вышла кн. «Великие Цезари», в 2012 - «Власть без предела. Калигула и Нерон». В этих произведениях П. вновь обращается к теме древнего Рима и роли личности в истории.

В 2014 вышла из печати кн. «Царские трапезы и забавы», в кот. повествуется о застольях, быте, развлечениях и амурных похождениях русских царей и цариц, начиная с периода правления Ивана Грозного. В приложении даны некот. рецепты приготовления блюд царской кухни.

В 1990–2000-е публ. рассказы, статьи, очерки в различных альм., сб-ках, ж-лах и газ., дает инт. на радио и ТВ.

Творч. почерк П. индивидуален и легко узнается во всех его произведениях.

Соч.: Римляне: роман о времени императора Нерона. СПб., 2001; Сальвадор Дали: Частная жизнь и тв-во. СПб., 2004; Перед балом: рассказ // Коллекция: Петерб. проза (лен. период). 1970-е. СПб., 2003; Гай Юлий Цезарь. Гений или злодей? М., 2005; Михаил Шемякин: Зазеркалье Мастера. М., 2007; Сальвадор Дали: Божественный и многоликий. СПб., 2008; Судьба и любовь Александра Колчака: роман. М., 2008; Преданный адмирал. М., 2009; Великие Цезари. М., 2011; Власть без предела. Калигула и Нерон. М., 2012; Царские трапезы и забавы. М., 2014.

Лит.: Желтов В. Шемякину тесно в «Зазеркалье» // Невское время. 2007. 12 июл.; Садчиков-мл. М. Михаил Шемякин: «От Лужкова мне ничего не нужно» // Смена. 2007. 12 июл.; Лоцман. Скучный тип Колчак // Владивосток. 2008. 21 нояб.

К. Александров

  • Петряков Александр Михайлович