Пикуль Валентин Саввич
ПИ́КУЛЬ Валентин Саввич [13.7.1928, Л-д - 16.7.1990, Рига] - прозаик.
Отец П., по словам писателя, «начал жизнь матросом на балтийских эсминцах, а закончил ее комиссаром морской пехоты в руинах Сталинграда». До войны П. окончил 5 классов школы, был эвакуирован из Л-да в Архангельск. Окончил школу юнг на Соловках, в 15 лет стал рулевым на эскадренном миноносце. Ни аттестата зрелости, ни дипломов у П. не было. После войны П. вернулся в Л-д. С 1963 жил в Риге.
Перв. роман П. « Океанский патруль » (1954) напис. о войне, в нем нередки обращения к прошлому. Уже тогда писатель ощутил сопряженность событий 1940-х с важными этапами становления русской нации и государства. Позднее в романе « Слово и дело » (1974) П. не раз заметит, что история умеет помнить, но история умеет и забывать. Задача романиста, по П., состоит в том, чтобы заставлять историю вспоминать. Перв. ист. роман П. - « Баязет » (1961), повествующий об обороне Баязетской крепости в годы русско-турецкой войны 1877–78. П. - противник приукрашивания истории. Прошлое, по мнению писателя, должно получить бескомпромиссную оценку, важно отделить подлинную правду от различных напластований. П. свойственно контрастное изображение действительности, ему чужда недоговоренность. «Баязет» - роман о патриотизме и мужестве солдат и офицеров Баязетского гарнизона. «Более трех недель, почти целый месяц, день за днем, час за часом - под пулями и саблями, в поту и крови, умирая от жажды в араратском пекле, держались только на одном: выстоять... И выстояли».
Роман « На задворках великой империи » (ч. 1 - «Плевелы», 1964; ч. 2 - «Белая ворона», 1966) продолжает тему кризиса самодержавия, намеченную в «Баязете». В центре внимания оказались события, связанные с революцией 1905–07. Границы повествования значительно расширены. Возникает панорама эпохи, в кот. обрисованы Европа, СПб., Уренская губ., расположенная на границе Европы и Азии. Ист. события как бы выхвачены кинокамерой, даны в освещении, при кот. особенно видны их уродливые стороны. Уренская история во многом подается через призму «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина. Персонажи романа сравниваются с героями великого сатирика: «В самом деле, стоит ли обращать внимание на человека, выскочившего в двадцатом веке из щедринской рамы „глуповского междоусобия”».
Пристальный интерес П. вызывает русский XVIII в. Не только хронологич. последовательность событий сближает роман «Слово и дело» о России 1730-х с романами « Пером и шпагой » (1972), где худож. исследованы 1740-е и 1750-е, и « Фаворитом » (1984), книгой о времени Екатерины II и Потемкина. Эти романы скрепляет единая идея и общий герой - Россия. Роман « Битва железных канцлеров » (1977), по словам П., является логическим продолжением романа «Пером и шпагой». Повествование раскрывает единоборство двух полит. систем в лице русского министра М. Горчакова и прусского канцлера Бисмарка. «Битва железных канцлеров», по определению П., - «политический роман. Без прикрас. Без замысла. Без лирики», роман о силе русской дипломатии. П. избрал форму романа-хроники. Перспективными П. считал традиции ист. романа Вяч. Шишкова «Емельян Пугачев». П. активно привлекал палитру худож. средств, характерных для различных романных разновидностей.
Герои романов П., как правило,- люди реально существовавшие. Их участие в ист. событиях зафиксировано в док-тах, закреплено в народной памяти. Роман «Пером и шпагой», напр., напоминает движущуюся киноленту. Принцип драматургич. подачи мат-ла подчеркнут назв. глав («действие первое - подступы», «действие второе - приступы»). Небольшие, введения - «занавесы» - играют роль ремарок, в них даются расстановка фигур и необходимые сведения об ист. времени. Главы завершаются заключениями, создающими иллюзию развертывающейся инсценировки истории. Напряженная авторская мысль, цементирующая воедино мастерски нарисованные портреты, ист. эпизоды, драматич. сцены, пост. присутствие автора (заинтересованного в том, чтобы читатель ощутил тесные контакты между жизнью, кот. он живет, и жизнью прошлого) делают роман П. злободневным.
«Слово и дело» по времени, в нем описанному, близко к «Петру Первому» А. Толстого. Опираясь на традиции предшественника, П. создает оригинальное произведение. П. стоит перед трудной задачей худож. истолковать совсем иную для России пору - пору разрушения многого из того, что было достигнуто Петром. В центре повествования - образ «императрицы престрашного зраку» Анны Иоанновны и печально отразившиеся в народной памяти образы Бирона, Остермана, Левенвольде. Гл. линия романа связана с борьбой Арт. Волынского и его конфидентов за нац. честь и достоинство России. По мнению П., «Артемий Волынский давно принадлежит истории как патриот, как гражданин. Но образ этого человека сложен и противоречив». Герой раскрыт в романе как сложная, противоречивая, необузданная и яркая натура. С сарказмом и злой иронией изображены в романе Анна Иоанновна и ее окружение.
Назвав отд. части романа летописями, П. подчеркивал свою приверженность хронолог. и докум. принципу. Наиболее выразительные факты и детали ист. времени подаются писателем в укрупненном и заостренном плане. Авторский комм., вопросы к читателю усиливают эмоцион. пафос романа, придают произведению напряженность, обнажают страсть художника-публициста.
В «Фаворите», следуя принципам хроники, писатель восстанавливает пеструю картину развития России во втор. пол. XVIII в. В центре повествования два героя - Екатерина II и князь Потемкин. Рисуя далеко не однозначные характеры героев, П. преодолевает неск. одностороннюю трактовку императрицы, а главное - открывает сегодняшнему современнику образ Потемки на. П. важно передать колоритность, незаурядность, необузданность натуры героя, показать крупным планом те стороны его неутомимой деятельности, кот. шли на благо России. Сделано это ярко, броско, заинтересованно.
Под общим заглав. « Под шелест знамен » (1985) объединены 2 романа П. - « Париж на три часа » (1-я публ. - 1962; перераб. ред. - 1985) и « Каждому свое » (автор обозначил даты работы над романом: «1 января - 17 апреля
Ист. достоверность общей картины времени в романах П. отмечена профессиональными историками (Окунь С. Валентин Пикуль и его ист. романы // Пикуль В. Пером и шпагой. Л., 1972; Мавродин В. Ист. роман из эпохи дворцовых переворотов // Пикуль В. Слово и дело. Л., 1974. Кн. 1; Лимонов Ю. О романе В. Пикуля «Фаворит» // Пикуль В. Фаворит. Л., 1984). Творч. внимание П. приковано к событиям, кот. происходили в канун Октябрьской революции и сразу же после революции: романы « Из тупика », « Моонзунд » (1975), « Нечистая сила ». В романе «Моонзунд» П. предлагает свое прочтение образа Колчака, человека умного и смелого, одаренного военным талантом, знатока минного дела, ученого-гидрографа, изв. своими науч. открытиями.
В 1979 в ж. «Наш современник» (№ 4–7) опубл. роман П. « У последней черты ». Содержание своей работы П. определил как «рассказ о темных силах придворной камарильи и бюрократии, толпившейся возле престола: летопись той поры, которую зовут реакцией между двумя революциями, а также достоверная повесть о жизни и смерти „святого черта” Гришки Распутина». Редакция «Нашего современника» сократила роман и изменила заглавие. Авторское заглавие « Нечистая сила » было восстановлено в более поздних книжн. изд. Произведения П. неоднократно были предметом критич. полемики; наибольшую остроту она приобрела в отношении романа «Нечистая сила». Начало было положено статьей докт. ист. наук И. Пушкаревой «Когда утрачено чувство меры...» (Лит. Россия. 1979. 27 июл.).
В 1985 в одном из газ. инт. П. сказал, что «история - это инструмент острорежущий», и поэтому «хочет или не хочет исторический романист, но, садясь за рабочий стол, он уже силой обстоятельств невольно вовлечен в борьбу» (Сов. Россия. 1985. 9 июн.).
В романах П. далекое прошлое нередко соотносилось с событиями Великой Отеч. и Второй мировой войны: роман « РQ-17 » (1973) и др.
1980-е были временем актив. писательской деятельности П. Помимо вышедшего в 1984 « Фаворита », был напис. сентиментальный, по опр. автора, роман « Три возраста Окини-сан », романы « Крейсера » (авторская дата завершения работы: Рига, 1985), « Каторга » (окончание работы: Рига, 1986). В 2-недельный срок П. пишет бульварный роман « Ступай и греши ». П. сказал об этом романе: «Всю жизнь я писал военно-патриотические романы, но критики упрямо именовали меня „бульварным писателем”... Наконец я понял, что угодить нашим литературно-газетным зоилам можно лишь одним изуверским способом - написать воистину бульварный роман...». В архиве П. сохранились неоконченные произведения: романы « Псы господни », « Янычары », « Жирная, грязная и продажная ».
В 1988 П. начинает работу над романом о Сталинградской битве. Толчком послужили подробности гибели Саввы Михайловича Пикуля, полкового комиссара, отца писателя.
Роман « Барбаросса » (1-я публ.: Наш современник. 1991. № 2–8) - посл. произведение П. По замыслу писателя, «Барбаросса» - полит. роман, в кот. присутствует «большая стратегия и большая политика», «глобально-стратегический обзор событий» (« Делать карьеру непременно ...»: инт.).
П. удостоен высоких правительственных наград: награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени (1978, 1988), Орденом Отеч. войны II степ. П. присуждены Гос. премия РСФСР им. М. Горького, лит. премия Министерства обороны СССР, премия им. М. Шолохова (1993, посмертно). В 2002 сошел со стапеля корабль-тральщик «Валентин Пикуль».
Фонд П. учредил лит. премии писателям-маринистам и стипендию его имени для студентов моск. Лит. ин-та. Произведения писателя переизд. огромными тиражами.
В 1996 П. посмертно избрали действительным членом Петровской АН и искусств , в 1998 (к 70-летию со дня рождения) его имя было занесено в листы памяти Золотой Книги СПб. (за № 0004).
В 1996 на доме № 16 по 4-й Красноармейской ул. СПб., где П. жил с 1947 по 1961, открыта мемориальная доска.
Соч .: Соч.: в 13 т. / вст. ст. и сост. А. Пикуль; под общ. ред. Л. Кузнецова. М., 1992; Соч.: в 20 т. / сост., предисл. и комм. А. Пикуль. М., 1991; Избр. произв.: В 12 т. М., 1992; ПСС: в 30 т. / сост. и предисл. А. Пикуль; под ред. Ю. Бондарева. М., 1992–2002; Из рукописного наследия / подгот. рукописей к публ., сост. и вст. ст. А. Пикуль. М., 1993; Славное имя - Берегиня. М., 1990; Площадь павших борцов // Роман-газ. М. 1992. № 5–6; Барбаросса: Роман-размышление / сост. и комм. А. Пикуль. М., 2005.
Лит.: Мессер Р. Знакомые имена - новые встречи. Л., 1969; Петровский Ю. Не склонившие головы (В. Пикуль. Слово и дело: Роман-хроника времен Анны Иоанновны) // Звезда. 1975. № 5; Филатова А. К вопросу о многообразии ист. повествования [Романы-хроники В. Пикуля] // Фольклор и лит-ра Урала. Вып. 3. Пермь, 1976; Петровский Ю. Писатель и история (К 50-летию В. Пикуля) // Звезда. 1978. № 7; Герасимова Л. История в романе // Лит. обозрение. 1978. № 8; Гордин Я. Ист. роман или обработанный фольклор? // Там же; Буганов В. Два писателя об истории России второй пол. XVIII в. // Вопросы истории. 1985. № 4; Обсуждаем роман В. Пикуля «Фаворит» // Лит. обозрение. 1986. № 7; Коняев Н. История Вал. Пикуля // Лен. панорама. Л., 1988; Каменев С. Любовь к истории питая: Портрет писателя В. Пикуля. М., 1990; Гулыга А. Уроки классики и современность. М., 1990; Юдин В. Человек. История. Память. М., 1990; Гузанов В. Правда о жизни и смерти Вал. Пикуля. М., 1991; Пикуль А. Вал. Пикуль: Из первых уст. М., 1995; Волков М. Сжигающий над столом пламя: Воспоминания о Пикуле. М., 1995; Виноградов Ю. Сладкая каторга. Встречи с Валентином Пикулем. М., 1999; Рычкова О. Символ нашей победы // ЛГ. 2005. № 19. 6–12 мая; Веллер М. Перпендикуляр. М., 2008; Кулинченко В. «Гори-гори, моя звезда!» // Невский альм. 2018. № 3 (101).
А. Филатова