Пикуль Валентин Саввич


ПИ́КУЛЬ Валентин Саввич [13.7.1928, Л-д - 16.7.1990, Рига] - прозаик.

Отец П., по словам писателя, «начал жизнь матросом на балтийских эсминцах, а закончил ее комиссаром морской пехоты в руинах Сталинграда». До войны П. окончил 5 классов школы, был эвакуирован из Л-да в Архангельск. Окончил школу юнг на Соловках, в 15 лет стал рулевым на эскад­ренном миноносце. Ни аттестата зрелости, ни дипломов у П. не было. После войны П. вернулся в Л-д. С 1963 жил в Риге.

Перв. роман П. « Океанский пат­руль » (1954) напис. о войне, в нем неред­ки обращения к прошлому. Уже тогда писа­тель ощутил сопряженность событий 1940-х с важными этапами становления русской на­ции и государства. Позднее в романе « Сло­во и дело » (1974) П. не раз заметит, что история умеет помнить, но история умеет и забывать. Задача романиста, по П., состоит в том, что­бы заставлять историю вспоминать. Перв. ист. роман П. - « Баязет » (1961), повествующий об обороне Баязетской кре­пости в годы русско-турецкой войны 1877–78. П. - противник приукрашивания истории. Прошлое, по мнению писателя, должно полу­чить бескомпромиссную оценку, важно отде­лить подлинную правду от различных напла­стований. П. свойственно контрастное изоб­ражение действительности, ему чужда недо­говоренность. «Баязет» - роман о патрио­тизме и мужестве солдат и офицеров Баязетского гарнизона. «Более трех недель, почти целый месяц, день за днем, час за часом - под пулями и саблями, в поту и крови, умирая от жажды в араратском пекле, держались только на одном: выстоять... И выстояли».

Роман « На задворках великой им­перии » (ч. 1 - «Плевелы», 1964; ч. 2 - «Белая ворона», 1966) продолжает тему кризиса самодержавия, намеченную в «Баязете». В центре внимания оказались события, связанные с революцией 1905–07. Границы повествования значительно расширены. Воз­никает панорама эпохи, в кот. обрисова­ны Европа, СПб., Уренская губ., распо­ложенная на границе Европы и Азии. Ист. события как бы выхвачены кинокаме­рой, даны в освещении, при кот. особен­но видны их уродливые стороны. Уренская история во многом подается через призму «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина. Персонажи романа сравниваются с героями великого сатирика: «В самом деле, стоит ли обращать внимание на человека, вы­скочившего в двадцатом веке из щедринской рамы „глуповского междоусобия”».

Пристальный интерес П. вызывает русский XVIII в. Не только хронологич. последо­вательность событий сближает роман «Слово и дело» о России 1730-х с романами « Пером и шпагой » (1972), где худож. исследованы 1740-е и 1750-е, и « Фа­воритом » (1984), книгой о времени Екате­рины II и Потемкина. Эти романы скрепляет единая идея и общий герой - Россия. Роман « Битва железных канцлеров » (1977), по словам П., является логическим продолже­нием романа «Пером и шпагой». Повествова­ние раскрывает единоборство двух полит. систем в лице русского министра М. Гор­чакова и прусского канцлера Бисмарка. «Бит­ва железных канцлеров», по определению П., - «политический роман. Без прикрас. Без замысла. Без лирики», роман о силе рус­ской дипломатии. П. избрал форму романа-хроники. Перспективными П. считал традиции ист. романа Вяч. Шишкова «Емельян Пугачев». П. активно привлекал палитру худож. средств, характерных для различных романных разновидностей.

Герои романов П., как правило,- люди реально существовавшие. Их участие в ист. событиях зафиксировано в док-тах, закреплено в народной памяти. Ро­ман «Пером и шпагой», напр., напомина­ет движущуюся киноленту. Принцип драма­тургич. подачи мат-ла подчеркнут назв. глав («действие первое - подсту­пы», «действие второе - приступы»). Неболь­шие, введения - «занавесы» - играют роль ремарок, в них даются расстановка фигур и необходимые сведения об ист. времени. Главы завершаются заключениями, создающими иллюзию развертывающейся инсценировки истории. Напряженная автор­ская мысль, цементирующая воедино мастер­ски нарисованные портреты, ист. эпизоды, драматич. сцены, пост. присутствие автора (заинтересованного в том, чтобы читатель ощутил тесные контакты между жизнью, кот. он живет, и жизнью прошлого) делают роман П. злободневным.

«Слово и дело» по времени, в нем опи­санному, близко к «Петру Первому» А. Толстого. Опираясь на традиции пред­шественника, П. создает оригинальное про­изведение. П. стоит перед трудной задачей худож. истолковать совсем иную для России пору - пору разрушения многого из того, что было достигнуто Петром. В центре повествования - образ «императрицы пре­страшного зраку» Анны Иоанновны и печально отразившиеся в народной памяти образы Бирона, Остермана, Левенвольде. Гл. ли­ния романа связана с борьбой Арт. Во­лынского и его конфидентов за нац. честь и достоинство России. По мнению П., «Артемий Волынский давно принадлежит истории как патриот, как гражданин. Но образ этого человека сложен и противоречив». Герой раскрыт в романе как сложная, проти­воречивая, необузданная и яркая натура. С сарказмом и злой иронией изображены в романе Анна Иоанновна и ее окружение.

Назвав отд. части романа летописями, П. подчеркивал свою приверженность хронолог. и докум. принципу. Наиболее выразительные факты и детали ист. времени подаются писателем в укрупненном и заостренном плане. Авторский комм., вопросы к читателю уси­ливают эмоцион. пафос романа, при­дают произведению напряженность, обнажа­ют страсть художника-публициста.

В «Фаворите», следуя принципам хрони­ки, писатель восстанавливает пеструю карти­ну развития России во втор. пол. XVIII в. В центре повествования два героя - Екатерина II и князь Потемкин. Рисуя далеко не однозначные характеры героев, П. пре­одолевает неск. одностороннюю трак­товку императрицы, а главное - открывает сегодняшнему современнику образ Потемки на. П. важно передать колоритность, незаурядность, необузданность натуры героя, показать крупным планом те сто­роны его неутомимой деятельности, кот. шли на благо России. Сделано это ярко, бро­ско, заинтересованно.

Под общим заглав. « Под шелест знамен » (1985) объединены 2 романа П. - « Париж на три часа » (1-я публ. - 1962; перераб. ред. - 1985) и « Каждому свое » (автор обозначил даты работы над романом: «1 января - 17 апреля 1983 г . Рига»). П. предложил в этих произведениях ориг. прочтение образа Наполеона, создал героич. портрет республиканца генерала Моро.

Ист. достоверность общей кар­тины времени в романах П. отмечена про­фессиональными историками (Окунь С. Ва­лентин Пикуль и его ист. романы // Пикуль В. Пером и шпагой. Л., 1972; Мавродин В. Ист. роман из эпохи дворцо­вых переворотов // Пикуль В. Слово и дело. Л., 1974. Кн. 1; Лимонов Ю. О романе В. Пи­куля «Фаворит» // Пикуль В. Фаворит. Л., 1984). Творч. внимание П. приковано к событиям, кот. происходили в канун Октябрьской революции и сразу же после революции: романы « Из тупика », « Моонзунд » (1975), « Нечистая сила ». В романе «Моонзунд» П. предлагает свое прочтение образа Колчака, человека умного и смелого, одаренного военным талантом, знатока минного дела, ученого-гидрографа, изв. своими науч. открытиями.

В 1979 в ж. «Наш современник» (№ 4–7) опубл. роман П. « У послед­ней черты ». Содержание своей работы П. определил как «рассказ о темных силах при­дворной камарильи и бюрократии, толпив­шейся возле престола: летопись той поры, ко­торую зовут реакцией между двумя револю­циями, а также достоверная повесть о жизни и смерти „святого черта” Гришки Распутина». Редакция «Нашего современника» сократила роман и изменила заглавие. Авторское за­главие « Нечистая сила » было восстановлено в более поздних книжн. изд. Произ­ведения П. неоднократно были предметом критич. полемики; наибольшую остроту она приобрела в отношении романа «Нечис­тая сила». Начало было положено статьей докт. ист. наук И. Пушкаревой «Когда утрачено чувство меры...» (Лит. Рос­сия. 1979. 27 июл.).

В 1985 в одном из газ. инт. П. сказал, что «история - это инструмент остро­режущий», и поэтому «хочет или не хочет ис­торический романист, но, садясь за рабочий стол, он уже силой обстоятельств невольно вовлечен в борьбу» (Сов. Россия. 1985. 9 июн.).

В романах П. далекое прошлое нередко соотносилось с событиями Великой Отеч. и Второй мировой войны: роман « РQ-17 » (1973) и др.

1980-е были временем актив. писа­тельской деятельности П. Помимо вышедшего в 1984 « Фаворита », был напис. сентимен­тальный, по опр. автора, роман « Три возраста Окини-сан », романы « Крейсера » (авторская дата завершения работы: Рига, 1985), « Каторга » (окончание работы: Рига, 1986). В 2-недельный срок П. пишет бульварный роман « Ступай и гре­ши ». П. сказал об этом романе: «Всю жизнь я писал военно-патриотические романы, но критики упрямо именовали меня „буль­варным писателем”... Наконец я понял, что угодить нашим литературно-газетным зои­лам можно лишь одним изуверским спосо­бом - написать воистину бульварный ро­ман...». В архиве П. сохранились неоконченные произведения: романы « Псы господни », « Янычары », « Жирная, гряз­ная и продажная ».

В 1988 П. начинает работу над романом о Сталинградской битве. Толчком послужили подробности гибели Саввы Михайловича Пикуля, полкового комиссара, отца писателя.

Роман « Барбаросса » (1-я публ.: Наш со­временник. 1991. № 2–8) - посл. про­изведение П. По замыслу писателя, «Барба­росса» - полит. роман, в кот. присутствует «большая стратегия и большая политика», «глобально-стратегический об­зор событий» (« Делать карьеру непременно ...»: инт.).

П. удостоен высоких правительственных наград: награжден двумя орденами Трудово­го Красного Знамени (1978, 1988), Орде­ном Отеч. войны II степ. П. при­суждены Гос. премия РСФСР им. М. Горь­кого, лит. премия Министерства обороны СССР, премия им. М. Шолохова (1993, по­смертно). В 2002 сошел со стапеля корабль-тральщик «Валентин Пикуль».

Фонд П. учредил лит. премии писателям-маринистам и стипендию его имени для сту­дентов моск. Лит. ин-та. Произведения писателя переизд. огромными тиражами.

В 1996 П. посмертно избрали действительным членом Петровской АН и искусств , в 1998 (к 70-летию со дня рождения) его имя было занесено в листы памяти Золотой Книги СПб. (за № 0004).

В 1996 на доме № 16 по 4-й Красноармейской ул. СПб., где П. жил с 1947 по 1961, открыта мемориальная доска.

Соч .: Соч.: в 13 т. / вст. ст. и сост. А. Пикуль; под общ. ред. Л. Кузнецова. М., 1992; Соч.: в 20 т. / сост., предисл. и комм. А. Пикуль. М., 1991; Избр. произв.: В 12 т. М., 1992; ПСС: в 30 т. / сост. и предисл. А. Пикуль; под ред. Ю. Бондарева. М., 1992–2002; Из рукописного наследия / подгот. рукописей к публ., сост. и вст. ст. А. Пикуль. М., 1993; Славное имя - Берегиня. М., 1990; Площадь пав­ших борцов // Роман-газ. М. 1992. № 5–6; Барбарос­са: Роман-размышление / сост. и комм. А. Пикуль. М., 2005.

Лит.: Мессер Р. Знакомые имена - новые встречи. Л., 1969; Петровский Ю. Не склонившие головы (В. Пикуль. Слово и дело: Роман-хроника времен Анны Иоанновны) // Звезда. 1975. № 5; Филатова А. К вопросу о многообразии ист. повествования [Романы-хроники В. Пику­ля] // Фольклор и лит-ра Урала. Вып. 3. Пермь, 1976; Петровский Ю. Писатель и история (К 50-летию В. Пикуля) // Звезда. 1978. № 7; Гера­симова Л. История в романе // Лит. обозрение. 1978. № 8; Гордин Я. Ист. роман или обработанный фольклор? // Там же; Буганов В. Два писателя об ис­тории России второй пол. XVIII в. // Вопросы исто­рии. 1985. № 4; Обсуждаем роман В. Пикуля «Фаво­рит» // Лит. обозрение. 1986. № 7; Коняев Н. История Вал. Пикуля // Лен. панорама. Л., 1988; Каменев С. Любовь к истории питая: Портрет писателя В. Пикуля. М., 1990; Гулыга А. Уроки класси­ки и современность. М., 1990; Юдин В. Человек. История. Память. М., 1990; Гузанов В. Правда о жизни и смерти Вал. Пикуля. М., 1991; Пикуль А. Вал. Пикуль: Из первых уст. М., 1995; Волков М. Сжигающий над столом пламя: Вос­поминания о Пикуле. М., 1995; Вино­градов Ю. Сладкая каторга. Встречи с Валентином Пикулем. М., 1999; Рычкова О. Символ нашей победы // ЛГ. 2005. № 19. 6–12 мая; Веллер М. Перпендикуляр. М., 2008; Кулинченко В. «Гори-гори, моя звезда!» // Невский альм. 2018. № 3 (101).

А. Филатова

  • Пикуль Валентин Саввич