Пильский Петр Мосеевич


ПИ́ЛЬСКИЙ Петр Мосеевич (Моисеевич) [28(16).1.1879, Орел - 21.12.1941, Рига; похоронен на Покровском православном кладб., могила утеряна] - прозаик, лит. и театр. критик, публицист.

«Моя родина - г. Орел. Там офицер 144-го Каширского полка Мосей Николае­вич Пильский женился на дочери графа Девиера, Неониле Михайловне, и первенцем от этого брака родился я» (ИРЛИ. Архив С. А. Венгерова). П. окончил 4-й Моск. кадет­ский корпус, затем моск. Александровское воен. училище, откуда в 1894 выпущен офицером в 120-й Серпуховской полк, размещенный в Минске.

Печ. начал еще кадетом, перв. значительные публ. появились в «Минском листке» в 1895–97, где П. вел критический и публицистический отделы. Выйдя в отставку в 1897, П. приехал в столичный СПб., где сотрудничал в «Биржевых новостях» и мн. др. изд. В 1901 переехал в М., где сотрудничал в «Курьере», куда его пригласил ред. беллетристического отдела Л. Андреев. Но после года сотрудничества в «Курьере» снова вернулся в СПб., поселился у дяди, проф. математики Д. К. Бобылева.

В мае 1902 начал сотрудничать в «Мире божьем». Его ред. А. И. Богданович, познакомившись с ним, предложил ему сотрудничать в ж-ле. В 1902 в «Мире божьем» были опубл. первые рассказы П.: « Подруги », « У фабричной трубы », « Сумасшедший дом » и др. В нач. 1900-х П. получил широкую изв. как журналист и театр. критик, выступая «по вопросам революции и искусства». Активно печ. в десятках периодич. изданий («Ежемесячные сочинения», «Баку», «Неделя», «Мысль», «Свобода и жизнь», «Перевал», «Солнце России», «Весна», «Журнал для всех» и мн. др. - как центральных, так и периферийных). Вскоре после прихода в лит-ру П. показал себя острым, хорошо знающим русскую лит-ру критиком, с мнением кот. считались как начинающие, так и опытные литераторы.

В нач. 1902 или 1903 состоялось знакомство П. с А. И. Куприным; они проводили вместе много времени, навещали друг друга, сотрудничали в одних и тех же периодич. Изданиях. Не забывали друг о друге и позже - в эмиграции. По мнению Куприна, становлению П.-критика и фельетониста содействовал его «буйный и боевой» характер.

В апр.-мае 1905 П. дважды был арестован. Против П. как автора брошюры « Охранный шпионат » (1906) было «возбуждено судебное пресле­дование», в ней усмотрели «оскорбительную и резкую критику деятельности русской Государственной полиции» (РГИА). Тираж был изъят из типографии. Через 2 года его снова подвергли судебному преследованию за статью против смертной казни.

П. выпустил сб. « Рассказы » (1907; 2-е изд. 1910), куда вошли 12 рассказов, напис. в 1902–04 и ранее опубл. в периодике. А. Куприным отмечал: «Внутреннее настроение его рассказов производит... сильное впечатление» (РГАЛИ). Следом вышли 2 книги критич. статей: « Проблемы пола, половые авторы и половой герой » (1909) и « Критические статьи » (1910). Восторженную характеристику П.-журналисту дал Л. Гроссман: «Его стиль изумительно богат, блестящ, ослепителен... книга П. представляет собой горячую, субъективную, интимную импровизацию ума». К этому времени относятся упоминания о П. в мемуаристике: «Яркий богемист Петр Пильский был талантливый, своеобразный, экспансивный... критик-публицист» (Н Ходотов), «изящ­ный молодой человек... В пенсне. Гладко выбритый подбородок. Чистенький костюмчик. Модный галстук... Франт» (Старый журналист Д'Ор), «Известный критик и журналист... удивительно одаренный человек... щеголяющий изысканными парадоксами» (А. Дейч).

В 1910–13 П. ездил по югу России, публиковал статьи в киевских газ. и «Одесских новостях», вел лит. вечера, впервые представляя публике В. Катаева и Э. Багрицкого, открывал вечер футуристов. П. был автором статей и очерков о тв-ве А. Чехова, А. Куприна, И. Бунина, В. Брюсова, М. Арцыбашева, Л. Андреева и др. Его известность была почти легендарной.

В 1914 П. был призван в армию. Зимой 1915 под Праснышем вместе со своей частью попал в плен, но вскоре был освобожден. Командовал ротой, в 1916 - батальоном. Был тяжело ранен в правую руку, лежал в госпитале в Киеве. Через год смог вернуться в Пг. к лит. деятельности, работал в «Журнале журналов», «Солнце России», «Аргусе», «Русской воле», «Театре и искусстве» и др. После Февральской революции П. начал издавать собственный ж. «Эшафот» («орган памфлетов», выходящий «в дни именин глупости и бесчестия»), в кот. печ. А. Аверченко, А. Амфитеатров, А. Грин, Тэффи и др. После третьего номера ж. был закрыт из-за враждебных выпадов против большевиков.

Резкие отзывы П. о «марксистских» авторах (А. Луначарском, Л. Троцком и др.) появились еще в 1900-х (Кадриль слепых // Свободные мысли. 1908. № 50). С мая по июль 1917 П. и А. Куприн совм. редактировали ежедневную газ. «Свободная Россия», кот. «яростно нападала на большевиков, на «Правду», «Солдатскую правду». Призывала «беречь Керенского» и была закрыта летом того же 1917. В 1918 П. перешел в газ. «Петроградское эхо» (изд. и ред. И. М. Василевский), где после ряда острых фельетонов (« Реакция», «Жаль графа Мирбаха » и пр.) напеч. роковую для его судьбы статью « Смирительную рубаху! » (1918. № 64, май). Описывая события городской жизни, П. прибегает к резким критич. оценкам победивших масс: «Из всех публичных выступлений наибольший успех имели те, которые были лишены всякой логики. Побеждали на митингах неизменно какие-то истерики». Весной матросы «волею революционного народа» освободили сумасшедших из психиатрич. больницы Николая Чудотворца и др. Это дало П. повод для подробного изучения вопроса, кот., как оказалось, не был поддержан врачами-психиатрами. Собранные П. фактические мат-лы П. использовал в своей статье, в кот., по словам Куприна, «с научной серьезностью, опираясь на последние данные психиатрии, он классифицирует всех главных проповедников большевизма по видам их буйного сумасшествия и настаивает на заключении их в изолированные камеры сумасшедшего дома, с применением горячечной рубашки». После публ. статьи П. был арестован и отправлен в воен. тюрьму. Ему приписывалась «цель вызвать в массах недоверие к Советской власти и враждебное к ней отношение» (Архив ФСБ СПб. Постановление по делу Кекуатовых... и Пильского). Дело было передано в ревтрибунал; П. выпустили из тюрьмы с подпиской о невыезде. Однако он спешно отправился в Киев, затем в Херсон, оттуда через Румынию пробрался в Прибалтику. Обосновался в Риге. Историю своего бегства обрисовал в рассказе « Приговоренные (Горькие воспомина­ния) », опубл. в ревельской газ. «Посл. известия» 4 дек. 1922.

В эмиграции П. выступал на страницах мн. периодич. изд. («Сегодня», «Сегодня вечером», «Посл. известия», «Новое русское слово», «Для Вас», «Числа» и др.). В рижской газ. «Сегодня» появилось более 2000 его публ. В 1920-х он выпустил вместе с В. Гадалиным, возглавлявшим изд-во «Лит-ра» в Риге, ряд сочинений совр. авто­ров, живших как за рубежом (А. Куприн, Н. Брешко-Брешковский и др.), так и в Рос­сии (М. Зощенко, М. Булгаков и пр.), сопроводив их обширными вступ. ст. Установить полный состав лит. наследия П. практически невозможно, т.к. на сегодняшний день известно около 50 его псевд. (вместе с криптонимами). Недавно в материалах Гос. архива Эстонии обнаружены еще неск. ранее неизв. псевдонимов П. (Е. Сергеев, Питирим Мосеев, Наблюдатель, П. Татров и др.).

В 1927 под псевд. П. Хрущев (с предисл. А. Куприна) выпустил в Риге роман « Тайна и кровь » (др. назв. « На службе ЧК »). Роман тогда же был переведен на несколько яз., вышел во Франции и Англии. В нем П. нетрадиционно использовал форму детективного романа, действие изобилует резкими перипетиями, почти кинематогра­фичны смены планов. Сюжет - о борьбе антибольшевистских сил с всевластным ЧК-ГПУ, где герой пытался противодействовать злу, прикидываясь его служителем. В книгу « Роман с театром » (1928) вошли портреты знаменитых актеров, театр. критиков, эссеистские главы. Память об уходящем прошлом П. постарался запечатлеть и в кн. « Затуманившийся мир » (1929), составленной из статей о Ф. Сологубе, B. Розанове, С. Юшкевиче, И. Одоевцевой, А. Аверченко и др., а также о сов. писателях - И. Бабеле, М. Зощенко, В. Маяковском и др.

П. не принадлежал ни к какой лит. группировке, никогда не связывал своего имени с каким-то опр. ж. или еженедельником, предпочитая печ. в разных, зачастую противоположных по эстетич. взглядам изд. Но всегда поддерживал «дерзкое новаторство, искание» как таковое (Футурист ли я? // Одесские новости. 1914. 25 янв.). П. ставил задачу довести критику до «поэтической формулы». Художественность критики П. отметили И. Шмелев («Он, критикуя, порой творит» // Россия и славянство. 1931. 25 апр.), А. Амфитеатров (Определился... как литературный и театральный критик-эссеист ярко художественного значения // Сегодня. 1931. 19 апр.), М. Алданов, А. Куприн и др. П. часто причисляли к деятелям «фельетонной» критики начала века, но он скорее принадлежал к направлению «импрессионистической» критики, куда сам относил прежде всего писателей той эпохи (А. Белого, Вяч. Иванова, З. Гиппиус и др.).

В 1940 тяжело заболел. В мае пережил инсульт, оказался прикованным к постели. Болезнь спасла его от ареста после прихода в Ригу сов. войск. Его огромный лит. архив был конфискован, вывезен властями и, вероятно, погиб. После обысков болезнь ухудшилась - его разбил паралич. Пролежав год, П. скончался уже после прихода в Латвию немецких войск. Какие-то отрывки записей П. его вдова, артистка Е. С. Пильская (сценич. псед. Кузнецова), увезла в кон. 1940-х через Германию в Америку.

По мнению А. Амфитеатрова, П. был «выразительнейший представитель той европейской литературной культурности, которую они унесли с собою в изгнание с кладбища удушенной большевиками России. Той культурности, что ныне в бедах и нуждах чужбинного быта спасает русских эмигрантов от одичания и опошления».

Соч. : Рассказы. СПб., 1907 (1910); Критич. статьи. СПб., 1910; Подруги: Сб. рассказов. Пг., 1917; Охранка и провокация. Пг., 1917; Тайна и кровь: Роман. Рига, 1927 (1930); Роман с театром. Рига, 1928; Затуманившийся мир. Рига, 1929; О тех, кого я знал (В. В. Розанов, И. И. Ясинский, А. В. Амфитеатров, А. Блок и А. Белый, А. Аверченко, И. Бабель) // Время и мы. 1987. № 94; Аркадий Аверченко // Дальние берега: Портреты писателей эмиграции. Мемуары / Сост., автор предисл. и комм. В. Крейд. М., 1994.

Лит.: Амфитеатров А. Рыцарь худож. критики// Сегодня. 1931. 19 апр.; Куприн А. Петр Пильский (Тридцать лет лит. деятельности) // Там же; Шмелев И. П. М. Пильский (К 30-летию лит. деятельности) // Россия и славянство. Париж, 1931. 25 апр.; Саввич Н. Критик-художник (К 70-летию со дня рождения П. Пильского) // Грани. 1947. № 3; Слоним М. П. Пильский (К 15-летию со дня смерти) // Новое русское слово. 1956. 12 дек.; Пильская Е. С. Петр Пильский [воспоминания]/ / Новое русское слово. Нью-Йорк, 1971. 21 дек.; Абызов Ю. Петр Пильский: Опыт столичной и провинциальной биографии // Даугава. 1993. № 5; Шахмайкин А. Пиль­ский Петр Моисеевич // Писатели Русского зарубежья (1918–40): Справочник. Ч. 2. М ., 1994; Исмагулова Т. Журналист и власть (Петр Пильский) // Личность и власть в истории России XIX–XX вв. СПб., 1997.

Т. Исмагулова

  • Пильский Петр Мосеевич