Пиотровский Адриан Иванович
ПИОТРÓВСКИЙ Адриан Иванович [20(8).11.1898, Дрезден - 21.11.1937] - филолог, драматург, переводчик, лит. и театр. критик, киновед.
Сын В. Петуховой рожден вне брака от ее учителя по Бестужевским женским курсам, изв. филолога Ф. Ф. Зелинского. «От срама» мать П. уехала рожать за границу. Поэтому «Вильно», как место рождения П., кот. указывают все справочные изд., неверен. На воспитание забрала сына сестра матери Е. Пиотровская и ее муж И. Пиотровский, от кот. он получил фамилию и отчество. О тайне своего рождения П. узнал еще в отрочестве.
Учился в немецкой гимназии Петришуле (1908–16), затем закончил филол. фак-т Пг. ун-та (1916–23). Еще будучи студентом, начал переводить древних авторов. Отец, вероятно, следил за жизнью сына и имел на него большое влияние. Уже в 1920 переводы П. «Частушек жнецов», Феогнида, «Осы» и «Всадники» Аристофана Ф. Зелинский поместил во втор. части своей кн. «Древнегреческая лит-ра эпохи независимости». А переводы «Элегий» Феогнида П. вышли отд. изд. (Пг., 1922), как «Всадники» и «Лисистрата» Аристофана (Пг., 1923). Ст. П. « Античный театр. Театр Древней Греции и Рима » помещ. в сб. «Очерки по истории европейского театра» (Пг., 1923).
Еще не закончив ун-т, с 1918 П. ― науч. сотрудник Академии истории материальной культуры; с 1920 по 1923 ― зав. отд. худож. агитации и пропаганды Ленполитпросвета; с 1923-го ― зам. зав. театрального упр. в Пг.; с 1924 ― член худ. совета неск. театров: БДТ (1924–27), ТРАМа (1925–29) и Малого оперного театра (1933–36).
И одновременно - в 1919 - с С. Радловым П. пишет пьесу « Саламинский бой », кот. тот ставит в своей «Студии». Для цирка П. пишет представление « Меч мира » (1920). Для Центр. агитстудии Губполитпросвета - пьесы-обозрения « 3–5 июля » (1922), « 9 января » и « Коммунистический манифест » (1923) и др. В 1924 назначен рук. худож. отдела Губполитпросвета, руководил худож. самодеятельностью Л-да. С 1924-го директор Гос. ин-та истории искусств ( ГИИИ ), где вел курс по истории античного театра и социологии искусства.
Наибольший успех в театре выпал на долю пьесы П. « Падение Елены Лей », поставл. в театре Новой драмы (1933, заглавную роль в спектакле исполняла Г. Холодова, тогдашняя жена Евг. Шварца). Для Центр. агитстудии П. перевел пьесу Э. Толлера «Человек-масса», для С. Радлова - его же «Эугена Несчастного» (1923) и «Лисистрату» Аристофана (1924), кот. были поставл. в Театре академ. драмы. Его перу принадлежат пьесы « Гибель пяти », « Правь, Британия! », « Смерть командарма » (1926), музыку к кот. писал Д. Шостакович. П. написаны статьи « Театр народной комедии » (1920), « Петербургские празднества » (1922), « Театр Пролеткульта » (1923), « За советский театр! », « Молодая драматургия » (1925), « О новых пьесах » (1925) и др.
Новым увлечением П. со временем стало кино, «главное из искусств». «Он был одарен счастливым даром, - писал Г. Козинцев, - способностью радоваться по-настоящему. Все происходящее в революционном искусстве было для П. своим родным, вот он и шалел от счастья при каждой удаче. …Предметом его страстной любви неминуемо должно было стать самое демократическое искусство. В конце двадцатых годов он начал работать на “Ленфильме”, потом студия стала местом его работы. Может быть, вернее сказать – жизни?..». По сценарию П. Козинцев и Л. Трауберг сним. « Чертово колесо » (1926), а по сценарию, написанному в соавт. с Н. Эрдманом, - « Турбину № 3 » (« Победители ночи »). «Советская кинематография на подъеме», - утверждал П. в 1927.
С 1928 ― худ. рук. киностудии «Ленфильм». Продолжал рецензировать спектакли лен. театров, пис. теоретич. и ист. ст. о драматургии, театре и кино. Как худрук киностудии выступал на худсовете, обсуждал сценарии, мат-лы картин, приемку новых фильмов. Часть этих работ собрана в сб., выпущ. к 70-летию П., « Театр. Кино. Жизнь ».
Засл. деятель искусства РСФСР с 1935.
При всем многообразии творч. дарования П. его гл. лит. трудом остаются переводы античных авторов - пьесы Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана и Менандра, поэзия В. Катулла, кот. при издании непременно сопровождались его ст. «Я не археолог, античность интересует меня только потому, что дает возможность понять современность. Если бы это было не так, я бы не интересовался античностью», - приводит слова П. М. Блейман и добавляет: главное в нем «было в удивительной цельности его натуры, слитности всего, что он делал. Личное отношение к истории и культуре и личная потребность творить новую культуру были содержанием характера Адриана Ивановича, жизненной его миссией, страстью».
Кипучая жизнь П. была прервана, когда он был арестован по обвинению в шпионаже и диверсии и вскоре расстрелян. В 1957 реабилитирован.
В теч. мн. лет переводы П. перепеч. без указания имени автора. Только в 1962 ж. «Искусство кино» опубл. «коллективную повесть об Адриане Пиотровском» под назв. «Что может редактор». В 1969 вышел сб. статей П. и воспоминаний о нем.
Соч .: Из Аристофана // Древнегреческая лит-ра независимости. Пг., 1920; Меч мира. Праздничное зрелище. Пг., 1921; Кальдерон в театре Народной комедии. Жизнь искусства. 1921. 29 нояб.; Театральное учение Радлова // Там же. 1922. 11 июл.; Феогнист из Мегары. Элегии / Пер. и вст. ст. Пг., 1922; Падение Елены Лей. Пг., 1923; Аристофан. Ахарняне / Пер. и вступ. очерк. Пг., 1923; Аристофан. Лисистрата / Пер. и вступ. ст. Пг., 1923; Толлер Э.Человек-масса / Пер. и предисл. Пг., 1923; Толлер Э. Эуген Несчастный / Пер. и предисл. Пг., 1923; Смерть командарма. Л., 1925; За советский театр! Л., 1925; Советская оперетта // Кр. газ. Веч. вып. 1925. 25 мая; Дуня-тонкопряха (в соавт. с Д. Толмачевым) Л.-М., 1926; Смерть командарма. Л., 1926; Система Мейерхольда // Рабочий и театр. 1927. № 35; Аристофан. Театр / Пер., введение и комм. М.-Л.,1927; Кинофикация искусства. Л., 1929; Катулл. Книга лирики / Пер., вст. ст. и прим. Л., 1929; Советская драматургия // Жизнь искусства. 1929. № 2; Кинофикация искусства. Л., 1929; Худож. течения в сов. кино. М.-Л., 1930; Аристофан. Книга комедий / Пер., и вст. ст. М.-Л., 1930; Наука о театре. Античный театр. Театр эпохи феодализма (в соавт. с А. Гвоздевым) // Гвоздев А. А., Пиотровский Адр. История европейского театра. М.-Л., 1931; Максим Горький в драматургии // Рабочий и театр. 1932. № 27; Пг. театры и празднества в эпоху военного коммунизма (в соавт. с А.Гвоздевым) // История советского театра. Т.
Лит.: Что может редактор: Коллективная повесть об Адриане Пиотровском // Искусство кино. 1962. № 12; Янковский М. Сов. театр оперетты: Очерк истории. Л.-М., 1962; Дэль Д. Вспоминая тридцатые // Искусство кино. 1963. № 8; Любашевский Л. - Д. Дэль. Рассказы о театре и кино. Л.-М., 1964; Памяти А. И. Пиотровского // Сов. кино. 1964. 28 март.; Блейман М. Начало искусства // Из истории «Ленфильма»: Ст., воспоминания, док-ты. 1920-е гг. Вып.
Евг. Биневич