Платонова Александра Федоровна


ПЛАТО́НОВА Александра Федоровна (в монашестве Анастасия; пседв. А. П.; Ал. П.) [16(28).4.1884, СПб. - 19.11.1941, Л-д] - поэт, прозаик, издатель.

Родилась в дворянской семье живописца Ф. К. Платонова, принимавшего участие в росписях храмов Иоанновского монастыря на Карповке. Была духовной дочерью св. Иоанна Кронштадтского (позже выпустила « Пастырь-молитвенник: Очерк жизни о. Иоанна Кронштадтского »; 1912). Окончив Имп. пед. ин-т, в 1912–18 преподавала историю в женском училище принцессы Терезии Ольденбургской и Петровской женской гимназии. Начала публ. стихи и рассказы еще будучи гимназисткой. Вскоре получила известность как автор книг о подвижниках-христианах, о гос. деятелях Св. Руси.

Произведения раннего периода вошли в перв. сб. стих. и рассказов « На высотах Духа » (СПб., 1912). Их герои - учителя, студенты, гимназисты - молодые люди, искренно верующие или ищущие веры, стремящиеся жить по совести. П. печ. в ж. «Голос Церкви», «Русский паломник» (1911), «Воскресный Благовест» (1913), в 1912–17 - пост. автор ж. «Кронштадтский пастырь».

П. - учредитель и ред. детского православного ж. «Незабудка», кот. выходил с янв. 1914. В предисл. к перв. номеру П. объясняла назв.: «Существует предание, что ангелы, пролетая над землей, роняют на нее голубые цветы, чтобы люди не забывали о небе. Оттого эти цветы и называют незабудками». Предназначался ж. детям в 12 лет в надежде, что они, взрослея, все свои силы, все способности души употребят на служение Богу и людям, будут жить в мире и любви. Ближайшей помощницей П. в журн. деле была писательница Н. И. Манасеина (1869–1930), изв. своими повестями из жизни русских деятелей XVIII в. Редакция «Незабудки» собрала вокруг изд. лучшие лит. силы, способные развивать в детях добрые чувства и светлые помыслы. Ж. откликался на все события в жизни страны. В годы Первой ировой войны дети читали рассказы о героизме русских солдат, о проявленном милосердии к страждущим и раненым. В выпусках ж. были и занимательные игры, и заметки самих маленьких читателей.

В 1913 изд. два сб. рассказов о жизни перв. христиан « На рассвете » и « Светлые дали », где повествовала о гонениях на верующих, о тех, кто уповает на бессмертную жизнь в Боге. Тогда же изд-во И. Тузова выпустило в свет книгу ее ст. на религиозно-нравств. темы «Под сенью веры » (СПб., 1913). В 1914 выходят в свет сб. П. « Великие дни», «Дивен Бог во святых Своих», «К радости свершенной», «Не в силе Бог, а в правде. Очерки и рассказы из последней Всемирной войны ». Расширяя тематику своих кн., П. рисует героич. будни соотечественников, борющихся с врагом на полях сражений (« За други своя », 1915). Вместе с тем она много пишет на евангельские сюжеты (кн. « Святой апостол Павел », 1915 и др.), на темы, почерпнутые из мировой (« Любовь до конца. Историческая повесть из жизни первых христиан », 1915) и отеч. истории: « Святой равноапостольный князь Владимир »; повесть из времен ордынского ига « Под грозой » (1915). В последней показано, как в годы тяжелых испытаний князь Михаил Тверской и княгиня Анна Кашинская самоотверженно служили Церкви и Отечеству. Особенно ценной оказалась ее кн. « Апостол Японии » (1914) - одна из лучших биографий архиепископа Николая, прославленного русского миссионера. Перед самой революцией вышла в свет посл. книжка П. « Над Днепровскими курганами » (1916), увлекательно описывающая жизнь Киевской Руси в канун ее крещения.

Среди др. брошюр П.: « Жертва разлада: Причина самоубийств по В. С. Соловьеву и Тютчеву » (1908); « Церковные обряды и их значение для православного христианина » (1913); « Св. великомученик и архидиакон Стефан » (1914); « Пред иконою «Скоропослушницы» [Стихотворение] » (1914); « Св. мученица царица Александра » (1914); « Св. равноапостольная Мария Магдалина » (1914); « Св. равноапостольная Нина, правительница Грузии » (1914); очерки и статьи « Под небесной защитой (Из событий великой войны)» (1915);); « Св. великомученица Варвара » (1915); « Св. великомученица Татиана » (1915); « Св. Иоанн воин » (1915); « Св. великомученик и целитель Пантелеймон » (1915); « Св. апостол Петр » (1915); « Последние язычники: Повесть из времен Юлиана Отступника » (1917).

В сб. «Ианта» (СПб., 1911) опубл. повесть П. « Азелла: (Повесть из первых веков христианства) »; в сб. «Ирида» (СПб., 1911) - повесть « На заре христианства ».

Была почитательницей и преемницей духовной писательницы игумений Таисии (1842–1915), кот. посвятила ст. « Старица Божия » («Кронштадтский пастырь», 1916).

Книги П. напис. трепетным, даровитым пером. Ист. прозу П. отличают интонации русской сказки, былины. Ясность мысли, стройность и увлекательность сюжета, отсутствие длинных периодов, образность в изображении ист. экзотики делают их легко доступными для детского восприятия. «Будить и укреплять в детях благородные стремления духа и любовь ко всему родному» («На высотах духа») - в этом видела П. цель своего тв-ва.

После революции душеполезные произведения П. попали в разряд «вредных». В пору гонений на церковь П. принимает монашеский постриг с именем Анастасия (его совершил в 1921 св. новомученик митрополит Петроградский Вениамин) и поступает в Иоанновский монастырь. В нач. 1920-х монахиня Анастасия вместе с академиком Б. Тураевым и проф. С. Зориным входила в совет Андреевского братства, занимаясь изучением творений св. отцов. После разгона в 1923 Иоанновского монастыря П. создала и возглавила общину сестер, существовавшую при храме Алексия человека Божия на Петроградской стороне.

Несмотря на пост. преследования общины, П. в трудную пору не порывала с лит. деятельностью: ею напис. рассказы « О Кресте », « О Голгофе », « Одиннадцать воскресных Евангелий », стих. « За Церковь » с ободрительным призывом не бояться смерти и страданий. Читались и распространялись эти произведения тайно.

22 дек. 1933 П. была арестована. Предлогом для репрессий по отношению к большой группе верующих петербуржцев, членов братств послужило обвинение в связях с зарубежным митрополитом Евлогием и неподчинение офиц. сергианству. 25 февр. 1934 П. особой «тройкой» ОГПУ была приговорена к 5 годам лагерей, срок отбывала в Томской колонии. После освобождения (в июне 1938) жила в Малой Вишере, в 1941 переехала к брату о. Симеону Платонову в Вышний Волочек, где 17 окт. 1941 вместе с ним была арестована и приговорена к 10 годам лагерей по обвинению в «проведении религиозных обрядов и антисоветской деятельности». В посл. слове П. сказала: «Я остаюсь при своих убеждениях, моя жизнь - это вера в Бога» (см.: М. Шкаровский). Скончалась монахиня Анастасия в тюрьме. Реабилитирована в 1992.

Спустя десятилетия забвения очерки, рассказы, стихи П. вновь вернулись к читателю.

Соч.: На высотах духа: Рассказы. М., 1998; Под грозой: Повесть из времен татарщины. М., 2000; Над Днепровскими курганами. М., 2000; Под сенью веры: Рассказы, статьи, стих. «”С нами Бог!” Вы слышите ли, братья...» // СПб. епархиальные ведомости. 2000. Вып. 21–22; «Слово» Златоуста: Пасхальный рассказ // Купель. 2001. № 2 (15); Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина. [Б.м.]: Белорусская Православная церковь, 2014.

Лит.: Краснов-Левитин А. Лихие годы. 1925–41: Воспоминания. Париж, 1977; Монахиня Анастасия (Платонова): Постриженница Иоанновского монастыря. Жизнеописание. Статьи. СПб., 2003; Библиография // Там же; Шкаровский М. На высотах духа: Жизнеописание монахини Анастасии // Там же; Стрижев А. Детская православная писательница А. Ф. Платонова // Стрижев А. СС: в 5 т. М., 2007. Т. 3.

А. Любомудров, А. Стрижёв

  • Платонова Александра Федоровна