Подольский Наль Лазаревич


Подо́льский Наль Лазаревич [25.3.1935, Л-д - 30.4.2014, СПб.] - прозаик, эссеист, критик.

По образованию математик, выпускник Лен. кораблестроительного ин-та (1958). По окончании вуза работает науч. сотрудником в ЦНИИ им. Крылова, успешно сдает экзамены на степень канд. технич. наук, с 1963 по 1974 - доц. каф. высшей математики ЛКИ. В 1970 дополнительно заканчивает фак-т повышения квалификации при математико-механич. фак-те ЛГУ. В это же вр. принимает актив. участие в археологич. раскопках в Красноярском и Алтайском краях, организует экспедиции в Ср. Азию, работает в Ин-те археологии АН СССР, в Ин-те истории Молдавской ССР. В период своего преподавания напис. неск. десятков науч. трудов в обл. прикладной мат-ки и механики, а также археологии и этнографии, что позволило П. стать членом Русского Географического об-ва. В разное вр. работал науч. сотрудником в обл. технич. кибернетики в фирме Ленэлектронмаш, инспектором Речного Регистра РСФСР, топографом, мелиоратором и оператором котельной.

С 1975 пишет худож. прозу, с 1976 публ. в самиздате и тамиздате. В 1981 впервые выступает в офиц. печ. со сказкой « Старый трамвай », включенной в сб. «Сказки без подсказки». В этом же году становится членом «Клуба–81», заведует в нем отделом прозы. Здесь общается с писателями В. Кривулиным, С. Хреновым, фотографом Б. Кудряковым, воспоминания о кот. впоследствии войдут в кн. « Беспокойники города Питера » (2005). Второй офиц. публ. П. стала повесть « Замерзшие корабли », вышедшая в 1985 в альм. «Круг». С нач. 1990 повести, новеллы, критич. заметки и ст. П. появляются в газ. «Пятница», «Смена», «Независимая газ.», в лит. ж. «Петерб. чтения».

В 1991 в СПб. был создан Арт-центр «Борей», кот. стал местом проведения философских семинаров и поэтич. чтений. Здесь начинает формироваться круг писателей, кот. впоследствии будет назван «петерб. фундаментализмом». Основатели объединения - П., А. Секацкий, П. Крусанов, С. Коровин, В. Рекшан, С. Носов. Позже к движению присоединилась Т. Москвина. Группа, сложившаяся к 1998, офиц. заявила о себе 24 янв. 2001 на выступлении в моск. клубе «О.Г.И.». В дальнейшем деятельность объединения выходит за лит. рамки.

Эстетич. платформа деятельности «петерб. фундаменталистов» определена в сб. «Незримая империя» (2005), в кот. вошли повести П., А. Секацкого и В. Рекшана, предлагающие ориг. версии ближайшего будущего. В романе П. « Время культурного бешенства » (2010) осн. сюжетной коллизией становится всевластие классич. искусства и возможные его последствия. Произведение нельзя назвать классич. антиутопией, еще меньше в нём от постмодернистской игры. Роман соткан из иронич. заметок о культурном процессе, в кот. всё большую роль играет престиж.

Ранние кн. П. отличает мастерское владение каноном приключ. жанра. Перв. роман « Возмущение праха » (1996) и сб. повестей « Сон разума » (1997) напис. в форме остросюжетного детектива. Подобная модель повествования может рассматриваться не только как несущая конструкция, но как метафора движения человеч. сознания в сторону раскрытия тайны жизни. Неслучайно в основу романа П. положено одно из учений русской философии, а именно проект «Общего дела» Н. Федорова, нацеленный на бессмертие.

Сходный способ организации текста использован П. в романе « Книга легиона » (2004). Построенный в жанре психологич. триллера, он повествует о потребности человека в интеллектуальном божестве, о готовности к самопожертвованию во имя кумира. Выверенная сюжетная структура, в кот. элементы мистики чередуются с естественнонаучным объяснением, оказывается лишь тактикой для введения идей религиозно-философского учения Д. Андреева «Роза мира».

Местом действия всех произведений П. является сев. столица. Город мифов и легенд, центр правления именитых и нечиновных бесов, локус, в кот. человек осознает свою беспомощность перед потусторонними силами и уступает им ― это СПб. повестей из кн. « Повелитель теней » (1998), куда входит и « Кошачья история », удостоенная французской лит. премии им. В. Даля.

Эссеистика П. затрагивает разные обл. искусства, от лит-ры до фотографии (« За объективом », 2008), и отличается насыщенностью биографич. деталями. Выбирая объекты искусства и анализируя их роль в совр. культурном процессе, П. неизбежно ставит вопрос «о влиянии жизненных обстоятельств на формирование индивидуального творческого почерка и стиля жизни» (А. Китаев) героев его статей. В этом смысле немаловажным оказывается тот факт, что персонажами эссеистики П. являются исключительно петербуржцы.

Член Российского союза проф. литераторов (1982).

Пис. либретто для пантомимы, сценарии диафильмов и мультфильмов.

Соч.: Возмущение праха: Роман. СПб., 1996; Сон разума: Повести. СПб., 1997; Повелитель теней: Повести и рассказы. М., 1998; Книга Легиона: Роман. СПб., 2004; Кошачья история: Повесть. СПб., 2005; Незримая Империя / Совм. с А. Секацким и В. Рекшаном: Повести. СПб., 2005; Беспокойники города Питера / Совм. с П. Крусановым, А. Хлобыстиным и С. Коровиным: Антология. СПб., 2006; За объективом: Эссе. СПб., 2008; Время культурного бешенства: Роман. СПб., 2010.

Лит.: Секацкий А. Послесл. // П. Возмущение праха. СПб., 1996; Шевченко Л. Наль Подольский. Книга Легиона // Знамя. 2002. № 1; Крусанов П. Легионеры незримой империи // П. Незримая империя. СПб., 2005; Латынина А. Трикстер как спаситель России // Новый мир. 2006. № 2.

А. Рябчикова

  • Подольский Наль Лазаревич