Подопригора Борис Александрович


ПОДОПРИГОРА́ Борис Александрович [27.2.1955, Л-д] – прозаик, сценарист, публицист, поэт, полковник запаса.

Родители – преподаватели. П. окончил школу № 157 Академии педагогических наук РСФСР (ныне гимназия им. Принцессы Ольденбургской). Окончил полный курс ВИИЯ (Военный институт иностр. языков, переименован в Военный Краснознамённый институт) по специальности «переводчик-референт по китайскому и английскому языкам». Позже окончил ускоренный курс того же института как переводчик языка дари. Также на курсах министерства образования СССР и РФ получил квалификацию переводчика французского и шведского языков. Второе высшее образование получил на факультете психологии СПбГУ по специальности «социальный психолог». Длительное время специализировался на проблематике международной конфликтологии с присвоением соответствующих дипломов и лицензий.

П. совмещал творческую и научную деятельность с военной, а после увольнения в запас - с государственной службой и активной лит. деятельностью. Участник событий в семи горячих точках. В качестве офицера взаимодействия с военными наблюдателями ООН покинул Афганистан после выхода последней советской колонны. В должности заместителя командующего федеральными силами на Северном Кавказе возглавлял «информационный фронт» во второй Чеченской кампании. В Абхазии в 2004 принимал участие в урегулировании внутриполитического конфликта, вызванного противостоянием кандидатов на президентской пост.

П. находился во многих ответственных зарубежных командировках по линии МО РФ и Государственной Думы ФС РФ. Около пяти лет возглавлял международные или равные им по статусу пресс-службы. До увольнения с действительной военной службы в 2005 – зам. начальника отдела внешних сношений Лен. воен. округа. После завершения службы – был советником (по информационной политике) Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; преподавателем кафедры конфликтологии факультета философии СПбГУ; членом Экспертно-аналитического совета при Комитете по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками ГД ФС РФ; советником Главы Респ. Карелия (действительный государственный советник 1 класса Республики Карелия). С 2017 – советник Председателя Законодательного Собрания СПб (по спецпроектам).

Автор более 700 работ по специальной и научно-практической тематике, а также профильных публикаций. Член Союза журналистов с 2001. Член Союза писателей России с 2007. Действительный член Петровской академии наук и искусств, член Президиума ПАНИ (от секции литературы и искусства). Заслуженный военный специалист РФ (по специальности «информационная работа» 1998), Лучший конфликтолог-посредник России 2002 по сертификации Центра переговорных технологий СПбГУ и международной общественной организации «Конфликтологический форум».

Первые публикации относятся к началу 1980-х годов – в военной печати. Первые художественные работы (стихи, очерки, сценарии) – к концу 80-х, в период службы в Афганистане. Тогда же получил приглашение на режиссёрское отделение ВГИК, но отклонил его, как несовместимое со службой. Имеет значительный опыт руководства СМИ и информационной политикой в мирное время и в зоне военных конфликтов. Длительное время выступал в роли колумниста в СМИ РФ (СПб.), автора телеочерков, а также телеведущего авторской программы «Восточный экспресс» на канале «Ваше общественное телевидение», СПб.

Книги П. посвящены войне во всех ее проявлениях – горячей, холодной, духовной, нравственной. Его лирические герои стоят на защите Родины, мировой истории, лучших человеческих качеств, хотя очевидно, что П. – полковник, орденоносец, участник современных боевых действий, отрицательно относится к военному способу разрешения конфликтов. Природа противоречивого отношения человека к войне заложена в двойственном характере личности. Человек является существом этическим и одновременно гражданином, носителем политического сознания. С точки зрения убийства людей - война претит человеческой морали, с точки зрения защиты государства от внешнего врага война - дело святое.

В своих произведениях П. рассматривает различные обстоятельства: когда участие в боевых действиях может называться подвигом, когда – трагедией. Критерии этих обстоятельств, а именно, воинской службы и участия в боевых действиях в рамках этики и политики, нравственности и социальной необходимости, П. исследует во многих своих книгах. В них представлен не просто рассказ участника о войнах конца XX века, констатация исторических фактов офицером, которому за время службы «посчастливилось» побывать в семи горячих точках - Африке и Афганистане, Таджикистане и на Балканах, Чечне и Абхазии. Это реквием по погибшим воинам, это объективная картина российских побед, поражений и предательств в войнах, произошедших на рубеже тысячелетий, это гимн героям, лирическая песнь об ушедших временах и сожаление об упущенных Россией возможностях.

Создание (в соавторстве с А. Константиновым) такого многопланового, органичного полотна, как знаменитый роман « Если кто меня слышит. Легенда крепости Бадабер », потребовала от автора не критичного подхода к воспроизводимым событиям, но осознанной и созидательной любви. Только пронизанная этим чувством художественная работа может стать близкой и интересной читателю, достичь уровня подлинности повествования. Свидетельство об истории, об истине произошедшего события определяется во многом мировоззренческой позицией самого художника, степенью познания им смысла жизни, отношением к смерти. В идеале это познание должно выходить на метафизический уровень. Иначе документальность вместо свидетельства об истине может приобрести физиологически отталкивающий, разрушительный характер. Несмотря на то, что в романе «Если кто меня слышит…» много драматических сцен, трагических смертей, реальных картин нечеловеческого унижения личности, произведение не оставляет ощущения безысходности. Наоборот, в романе звучит тема одоления смерти, переходящая в жизнеутверждающий апофеоз победоносного Подвига-Примера, который должен оставить «надежду на то, что ему последуют».

Героя романа мы видим в нравственном развитии, в духовном совершенствовании. На протяжении повествования он всё более проникается чувством ответственности и за свои поступки, и за судьбы мира. В романе используется художественный прием «нагнетания» действия, напряжённости, сгущения драматизма, концентрации любви, находящей своё разрешение в Подвиге, являющемся следствием настоящей «святой любви» главного героя к единственной возлюбленной - к его России. О любви к Родине рассказывается и в других произведениях П.

Большой интерес вызвала книга « Запомните нас живыми », изданная в популярной серии «Писатели на войне, писатели о войне». Нельзя однозначно определить жанр этой книги, состоящей из отредактированных записей из творческих блокнотов переводчика, его философских рассуждений, лирических отступлений, документальных портретов современников писателя, а также авторских стихов. Взаимопроникновение жанров и соседство языков прозы, публицистики и поэзии в максимальной степени приближает повествование к реальности, к современной действительности.

Основным художественным достоинством произведения является его документальность. Будучи офицером-переводчиком, П. и в своей книге как будто использует скупой, официальный язык перевода - перевода с языка истории на язык современности. Когда что-то надо высветить особо - переходит на язык поэзии.

Нашедший для своих исторических и нравственно-психологических исследований форму документального портрета, П., рассказывая о героических современниках, призывает их в советники. Создавая литературные портреты исторических личностей, таких как генерал Трошев, генерал Романов, полковник Буданов, командир рижского ОМОНа Чеслав Млинник, политик Слободан Милошевич и др., П. воспроизводит полноценную, убедительную картину трагического периода русской истории не в двух цветах - черном и белом, но в многоцветной живописной палитре. Спорит с идейными и боевыми противниками, показывая примитивность их воззрений и желаний, чтобы установить правду. Чтобы внукам было легче понять дедов, сыновьям - отцов, ведь, как говорит автор, «оценки нам всем поставят внуки. Чтобы ни там (в Чечне), ни в остальной России беженцев не было вообще» и рабов тоже, чтобы в будущем не сгорали в танках восемнадцатилетние российские солдатики, чтобы варвары не отрезали им головы из-за религиозной неприязни и национальной ненависти. Наречие «вообще» - свидетельствует о том, что писатель обладает видением целостной картины мира и воссоздает ее таковой «в мгновеньях посвященности». Это образ взят из стихотворения П. «Эсэмэски Господу», утверждающего, что основное свойство бытия - любовь. И в другом стихотворении поэт тоже говорить о любви: «Нам предстояло уцелеть / вместо некрещённых мальчиков Афгана, / теперь - Чечни. / Война учит любви. / Помнишь мою мольбу? / Любая кончится дорога, / дорогой вечною не став.../ На посошок мне, ради Бога, / глоток земной любви оставь...»

Военная проза-публицистика П. умягчает сердца, учит любви, без которой нет памяти, воскрешает прошедшее, укореняет историю в настоящем, защищает правду и жизнь.

Награды: Орден «Красной Звезды» (1989), орден «За военные заслуги» (2003), более 20 медалей СССР, РФ, иностранных государств; Почётный знак Союза журналистов России «За заслуги перед профессиональным сообществом» (2006), медаль «За заслуги перед отечественной культурой» (2008).

Лауреат журналистского конкурса «Золотое перо» (2001), удостоен премий РФ «ТЭФИ» и «Золотой орел» как соавтор сценария телесериала «Честь имею».

Соч.: Афганский постскриптум. Стих. СПб., 1999; Рота. Дожить до весны. Роман.СПб., 2004 (в соавт. с А. Константиновым и Р. Цеповым); Судьба офицера: от Кабула до Сараево. Сб. публиц., прозы, поэзии. СПб., 2008; Уверенность в автомате Калашникова // Родная Ладога 2008 №1; Правда как мать: она – одна // Родная Ладога. 2010. № 1; Уроки Победы // Родная Ладога. 2011. № 1; Если кто меня слышит. Легенда крепости Бадабер. Роман. М., СПб., 2013 (в соавт. с А. Константиновым); Запомните нас живыми. Сб. публицистики. СПб., 2015; Как нам помнить ту войну. Заметки о генерале Владимире Молтенском // Родная Ладога. 2017. № 1.

Соавтор киносценариев: Честь имею. Киностудия Центр Партнершип 2-Б-2, СПб., 2004; Рождён в СССР. Киностудия Центр Партнершип 2-Б-2, СПб., 2006; Последнее путешествие Синдбада. Киностудия «Панорама». СПб., 2008.

Лит.: Личности Петербурга. СПб., 1999; Книга рекордов. СПб., 2003, 2005; Кто есть кто в Санкт-Петербурге. СПб., 2011–17; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. Белинский А. И. СПб., 2011; Ефимовская В. Закон сохранения любви. К 25-летию вывода советских войск из Афганистана // Родная Ладога. 2014. № 2; Ефимовская В. Первый и последний, или Факт иного значения. О книге Бориса Подопригоры «Запомните нас живыми» // Родная Ладога. 2016. № 4; Ефимовская В. Закон сохранения любви. О романе Андрея Константинова и Бориса Подопригоры «Если кто меня слышит. Легенда крепости Бадабер» // Ефимовская В. Резонанс жизни. СПб., 2015.

В. Ефимовская

  • Подопригора Борис Александрович