Полоцкий Семён Анатольевич
ПÓЛОЦКИЙ Семён Анатольевич (наст. Семён Захарович; псевд. В. Алов) [12.5(29.4). 1905 , Варшава - 27.3. 1952 , Л-д, похоронен на Серафимовском кладб.] - поэт , прозаик, сценарист .
В 1906 семья П. переехала в Ригу, в 1914 - в Пг., в 1918 - в Казань. В Казани П. окончил школу и поступил на филол. фак-т Казанского ун-та. Лит. деятельность начал как поэт- имажинист . Печ. в местных газ. с 1919. Возглавил группу молодых казанских имажинистов «Витрина поэтов». Работал лектором, был избран секретарем Казанского союза поэтов. В Казани изд. сб. стихов А. Ланэ, М. Меркушева и П. «Тараном слов» (1921), М. Березина и П. «Заповедь зорь» (1922). Г. Шмерельсон 25 мая 1921 в газ. «Нижегородская коммуна» напеч. рец. на сб. «Тараном слов», в кот. писал: «Лучшими стихами сборника являются стихи Семена Полоцкого - хорошо технически выполненные, строки кот. пропитаны искренностью чувства, хотя и написаны под влиянием Есенина».
Переехав в Пг., П. в 1922 перешел на фак-т общественных наук Пг. ун-та, изучал юриспруденцию - в 1924 окончил правовой фак-т ун-та.
По воспоминаниям А. Палея, П. был «красивый приветливый молодой человек с несколько амбициозной, подчеркнутой речью». Член Пг. «Ордена воинствующих имажинистов» со дня основания (кон. 1922), его актив. участник. «Манифест новаторов» был подписан А. Золотницким, П., Г. Шмерельсоном и В. Королевичем. Впоследствии вместо отошедших Золотницкого и Королевича к пг. имажинистам присоединились И. Афанасьев-Соловьёв и В. Ричиотти, в 1924 - В. Эрлих. 21 нояб. 1922 в Пг. на открытом заседании «Воинствующего ордена имажинистов» П. зачитал декларацию Ордена, вместе с др. имажинистами выступал со стихами. В нач. 1920-х издал сб. « Мерзлое пламя », вместе с Г. Шмерельсоном - сб. « Цокают строками ». Участвовал в сб. «Ордена» « В кибитке вдохновения » ( 1923 ) и « Ровесники » ( 1925 ). Летом 1923 в Пг. с афиши объявлялось, что 21 авг. в Летнем театре «Вождь Петроградского Воинствующего ордена имажинистов поэт Семён Полоцкий даст вечер настоящей поэзии», что предполагается в зале театра и «словопря с участием желающих из публики» (РО ИРЛИ. Ф. 699. Д. 123. Л. 4). Печ. в ж-ле имажинистов «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (№ 4 за 1924 - стих. « Опять у озера… »).
Лит. работа П. развертывалась энергично, только в 1926 он издал не менее 7 кн. - « Магазин», «Потоп», «Бутылочка » и др. О его стихах так писал исследователь его поэзии А. Кудрявицкий: «В стихах Полоцкого чувствуется голос настоящего, большого поэта, кот. есть что сказать» (Октябрь. 1993. № 9). Не закрывал поэт глаза и на трудности жизни в послерев. России: «Хмурый друг, того ли чаял, / Не в иную ль метил даль? / Если не было печали, / Наживем себе печаль!» (РО ИРЛИ. Ф. 699. Д. 167).
П. был одним из лен. друзей С. Есенина. Характерна надпись, кот. Есенин сделал в 1925 на врученной им П. кн.: «Семка! С великой нежностью, С. Есенин» (см.: Русская лит-ра. 1970. № 3). В том же году в письме В. Эрлиху Есенин писал о Полоцком: «Привет Сене и всем, кто не продал шпаги наших клятв и обещаний» (Есенин С. СС: В 5 т. Т. 5. М., 1968).
Много писал для детей: рассказы в стих. « Красные дети на белом свете » ( 1925 ), « Потоп » (1926), « Корабли любого рода - от бревна до парохода » (1926), « Женька-пионер » ( 1926 ), кн. « Наша книжка о том, у кого какой дом » ( 1926 ), « Про шило, клещи и всякие вещи » (1927), « Лушины груши » (1927), « Игрушки » ( 1927 ), « Как вас » ( 1928 , илл. Т. Глебовой) и др. В соавт. с А. Шмульяном напис. сатирич. роман « Черт в Совете непорочных » ( 1928 ), в кот. опис. победа Мировой революции в ближайшем будущем. Обратил на себя внимание и как новеллист, причем в критике отмечалось, что в его рассказах органично соединяются авторский лиризм и сюжетный драматизм повествования
Пост. работал для театра. Двумя изд. вышел очерк « Константин Эггерт » (1927, 1928). В театрах ставились его пьесы: « Большинство голосов », « Аппарат » (отд. изд. в 1930). В 1935 вышла отд. кн. «шутка в одном действии» - « Вечная молодость ». Пис. миниатюры для эстрады. В 1952 в соавт. с Л. Траубергом напис. пьесу « Огоньки », кот. поставил Лен. театр муз. комедии (муз. Г. Свиридова).
Выступал как публицист. В 1935 в ж. «Рабочий и театр» П. опубл. ст. « Неожиданный эстетизм ». Публикация сопровождалась прим. от редакции ж., в кот. было сказано, что ред. не разделяет ряда положений ст. П. Автор резко писал, напр., о том, что раннему периоду сов. драматургии свойственна своеобразная форма «дикарского эстетизма»: «Добыча угля, производство тракторов, современный силос - поставлены были на повестку дня. За каждым из этих явлений стояли идеи огромной важности <...>. Но иллюстрации к роману не могут заменить романа. А драматург думал, что иллюстрация - это и есть роман. Он должен был смотреть на уголь и видеть мир, а он смотрел на мир и видел уголь». Принципиально важно и такое суждение П. в этой ст.: «Рассматривая гиганта в лупу, художник увидит только клетчатку его кожи. А надо бы слушать сердце». В статье было много и более острых формулировок - «штамп усложненных чувств», «эпидемический интерес к темам любви и искусства» (Рабочий и театр. 1935. № 18).
Актив. работал в обл. киноискусства. В творч. союзе с М. Тевелевым сотрудничал со студиями « Ленфильм » и ЦОКС: совм. напис. киносценарии к фильмам « Аринка » ( 1939 ), « Переход » (1940), « Старая гвардия» ( 1941 ), « Боевой киносборник № 12 » (1942; эпизод « Ванька »), « Варежки » (1942) и др. В 1941–42 его очерки и рассказы звучали по лен. радио. В 1942 эвакуирован в Алма-Ату, где работал над сценарием о «Дороге жизни». Неск. лет работал на Алма-Атинской киностудии, где ставились худож. и докум. фильмы по его сценариям.
После войны на студии «Ленкинохроника» по сценариям П. были сняты кинофильмы « Новый Кировский», «Университет» и др.
Творч. путь П. был энергичным и своеобразным. Он обратил на себя внимание и как новеллист.
Имя П., как и др. пг. имажинистов, на долгие годы выпало из истории лит-ры сов. периода. Лишь в 1990-е имя П. вновь появилось на страницах лит. и науч. печати.
Архив хранится в РО ИРЛИ (ПД), разобран частично. Справку о его архиве см. в кн.: Ежегодник РО ПД на 1971 год. Л., 1973.
Соч.: Порт / В соавт. с Э. Криммер. Л., 1926; Женька пионер / В соавт. с Е. Хигер. Л., 1926; Игрушки. Л., 1927; Лушины груши. Л., 1927; Ошибка. Л.-М., 1928; Сапоги. Л., 1928; Аппарат: Комедия в 3 д. Л.-М., 1930; Вечная молодость: Шутка в 1 д. М., 1935; Сами мы кипятили воду... У бродяги - мысли о крове... // Октябрь. 1993. № 9; Снова ветры и метели... Моряк [и др. стихи] // Поэты-имажинисты. СПб., 1997.
Лит.: Распятый Арлекин // Лит. записки. Пг., 1922. № 3. 1 авг.; Эрлих В. Право на песнь. Л., 1930; Ройзман М. Все, что помню о Есенине. М., 1973; Markov V. Russian Imagism. 1919–24. Giessen, 1980; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Петроградские имажинисты И. Афанасьев-Соловьев, С. А. Полоцкий, В. В. Ричиотти, Г. В. Шмерельсон, В. И. Эрлих: Печатные и рукописные мат-лы о тв-ве / Сост. Л. Капралова, ред. Г. Михеева. Л., 1987; Палей А. Встречи на длинном пути: Воспоминания. М., 1990; Кудрявицкий А. «Трубами слав не воспеты...» // Октябрь. 1993. № 9; Шнейдерман Э. Семён Полоцкий // Поэты-имажинисты. СПб., 1997; Шошин В. Петроградский Воинствующий орден имажинистов // Из истории лит. объединений Пг-Л-да 1910–30-х гг.: Иссл. и мат-лы. Кн. 1. СПб., 2002.
В. Шошин