Полякова Надежда Михайловна
ПОЛЯКО́ВА Надежда Михайловна [15.12.1923, д. Семенцы Новгородской обл. - 29.9.2007, СПб.] - поэт, прозаик.
Отец - рабочий, мастер по дереву; мать из крестьян. Родившись на лесном хуторе, П. прочувствовала прелесть русской природы, но всю дальнейшую жизнь, начиная со школьных лет, прожила в Л-де. 10-й класс окончила в июне 1941. С учебой в лен. школе исключительно повезло: она училась в Доме лит. воспитания школьников, где были первоклассные преподаватели. Там давали хорошее, многостороннее лит. образование и прививалось серьезное отношение к лит. труду. Перв. публ. (стих. « Весеннее ») появилась уже в 1940 в ж. «Смена» (№ 8).
В нач. войны была на оборонных работах, рыла противотанковые рвы, с 1943 - в армии. «Все, что было на войне, - вспоминала она, - выпало и на мою долю. До сих пор снится война. Снится окружение...». Война, по выражению Л. Толстого, противна самой природе человеческой. Тем более противоестественно участие в ней женщины - носительницы и продолжательницы рода. Для П. это выношенное и твердое убеждение. «Я считаю, - писала она, - женщинам не место в воинской части, не место на войне». Скорее всего, по этой причине у нее немного стих., напис. о войне впрямую. Долгое вр. о войне вообще не писала, и позже, решившись, каждый раз подходила к этой теме с осторожностью.
Память о войне корректирует все написанное П. Это может сказываться по-разному, напр., в удесятеренном внимании к живой подробности - к травинке, к листку ольхи, к чашечке цветка, к оледеневшей лыжне, напоминающей шрам или рубец. Богатство предметного мира, его непрестанная пульсация, красочность и достоверная живая шероховатость, как и вообще обилие земной плоти, звучащей, трепетной и бессмертной, - все это шло у нее от великого чувства сопричастности жизни.
С годами нарастает и проявляется в стихах П. душевная сосредоточенность, когда глаз стиха фокусируется на самой сердцевине духовного бытия. Стих заметно замедляет свой полет, он не торопится за впечатлениями, внимательно вглядывается в то, что находится вблизи и кажется будничным. Как написано в одном стих., «слова идут, не торопясь» и предпочитают рождаться не на бегу, а в ночной тиши. Городские, порою ничем не примечательные дома, улицы, блеск оконных стекол, отражающих закат, обрывок смеха, лоскуток чьего-то разговора, дрожащий бок автобуса, ленинградские-петербургские горбатые мостики, чугунные решетки, потерявшие свой вес из-за снежной бахромы, круговерть толпы в час пик - так из городских зарисовок, взятых с «натуры», как бы ненароком рождается поэзия. В изв. степени эти особенности сказались уже в перв. маленькой кн. « Право на счастье » (1950).
В дальнейшем, в кн. « Журавли над Метою » (1957), « Друзья зовут меня в дорогу » (1959), « Середина пути » (1979), « Мосты памяти » (1981), медитативное начало в ее произведениях усиливается, они проникаются не только большей зоркостью, но и печалью, а в последующих кн. « Мгновения » (1982), « Срез яшмы » (1985) принимают социально-рефлексирующий оттенок - особенно в кн. « Черный жемчуг » (1996).
Начиная с кн. «Срез яшмы» в сб. П. отчетливо проявляется своеобразная дневниковость, что придает ее стих. и кн. в целом дополнительный эффект достоверности. В стих. нередко чувствуются слезы, удержанные лишь последним - на пределе сил - напряжением. П. открывает перед читателем свою боль, незащищенность, женскую слабость и ― великолепное мужество. Стихи, составляющие ее книги « Монолог», «Все остаетсяв нас » и особенно «Черный жемчуг», становятся монологичными, раздумчивыми и как бы впрямь замедленными. Напряженная работа души требует тишины и той особой сосредоточенности, когда поэт остается с миром один на один. «По земным, по нелегким дорогам / Длинный путь протянулся за мной»,- пишет она и все чаще оглядывается - не только в стихах, но и в прозе - на оставшуюся «за спиною» жизнь, благодаря ее за бесценный опыт, за все уроки - добрые и жестокие, но равно необходимые, а больше всего за то, что ее личная биография оказалась прочно вплетенной в многоцветную ткань времени. «В большой беде не стороною, / Со всеми вместе я прошла...»
Упомянутая лирич. дневниковость ее произведений, придающая им достоверность и почти житейскую хроникальность, закономерно включила в себя и элемент повествовательности, нечто ценное, идущее от прозы. Она любит рассказать житейскую историю, ввести в стих, характерную, а иногда даже и прямую речь, воссоздать диалог, передать психологич. нюансы: опыт реалистической прозы хорошо знаком П. Ее лирич. произведения, не поступаясь поэзией, несут в себе растворенную соль того поэтич. реализма, кот. так характерен для русской высокой прозы. Неудивительно, что временами она обращалась и к прозе как таковой. Ей принадлежат кн. « Город у залива » (1993), « Искра вечного огня » (1995), « Дорога » (1990), « Беда царя Давида » (1999) и др. Она - автор неск. статей о произведениях русской классики (Пушкине, Гоголе). П. пис. и для детей: « Заколдованная девочка » (1961), « Снежки», «Стихи и картинки про Диму Половинкина » (1964), «Детский сад для зверят » (1966) и мн. др. Большие работы есть среди ее переводов: она перевела с чувашского сб. стихов В. Тимакова «Юманзар» (1979), с удмуртского сб. стихов А. Белоногова «Таволга» (1981).
Член СП СССР.
Соч.: Право на счастье. Л., 1955, Журавли над Метою. Л., 1957; Друзья зовут меня в дорогу. Л., 1959; Наша Нева. Л., 1961; Июль. Л., 1962; Доброе лето. Л, 1962; Что тебе подарено? Л., 1963; Признание в любви. Л., 1963; Стих. Л., 1966; Полдень: Стихи. Л., 1969; Стих. Л., 1961. Не поле перейти: Рассказы и очерки. 1971; Земные плоды. Л., 1973; Речитатив. Л., 1976; Середина пути. Л., 1979; Земное притяжение. Л., 1980; Мосты памяти. М., 1981; Мгновения. Л., 1982; Приближение. Л., 1983; Срез яшмы. Л., 1985; Все остается в нас. М., 1985; Искра вечного огня. Л., 1985; Живое дерево. Л., 1987; Избр. Л., 1996. Черный жемчуг. Л., 1996. Беды царя Давида. Библейские истории, рассказанные Надеждой Поляковой. Л., 1999; Звездный песок. СПб., 2003; Осенний дневник: Рассказы. Повести. Дневники. СПб., 2003; Эхо: Новые стихи 2001–04. СПб., 2004; Крик тишины: Кн. новых стихов. СПб., 2005; «Поэзию любят красивые люди…» / Сост. А. Г. Раков. СПб., 2013.
Лит.: Соловьев Г. Ответственность перед народом. М., 1963; Хренков Дм. Мысль поэта // День поэзии. Л., 1968; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Михайлов А. Сила и тайна слова. М., 1984; Павловский А. [Предисл.] // Полякова Н. Избр. Л., 1996; Акимов В. Надежда Полякова: «И если дал ты жизнь, / Дай силы для нее» // Нева. 2003. № 12; Астафьев Н. Поэт своих не знает лет // Небесный всадник. 2007. № 5–6.
А. Павловский