Попов Валерий Георгиевич
ПОПО́В Валерий Георгиевич [8.12.1939, Казань] - прозаик.
Родился в семье биолога. В 1963 окончил Лен. электротехнический ин-т им. В. И. Ульянова-Ленина. По утверждению самого писателя, с точки зрения литературной ЛЭТИ был «вуз блистательный, знаменитый капустником „Весна в ЛЭТИ”». Студенты отличались стремлением к остроумию, игре со словом, вдохновенно шутили и устраивали розыгрыши. Поэтому, несмотря на технич. образование, П. с юности отличался необыкновенным чувством слова, пис. стихи. Участвовал в ЛИТО при изд-ве «Сов. писатель», его перв. лит. опыты одобрил М. Слонимский. После окончания ин-та работал в НИИ инженером. В одном из инт. П. рассказывал, каким образом он начинал писать рассказы: «Как-то я сидел в лаборатории и читал детектив под столом. Там была фраза: „Раздался выстрел - Сергеев взмахнул руками и упал замертво. Андреев насторожился...” Этот глагол меня потряс - друга убили, а герой всего лишь насторожился. И я написал рассказ „Случай на молочном заводе”, когда шпиона ловят в твороге, этот творог съедают, а потом он убегает в масло - и приходится есть масло. Рассказ выплеснулся - и я определился» (Общая газ. 2001. № 12).
Перв. рассказ « Я и автомат » опубл. в сб. «Испытание» в 1963. В 1970. П. закончил сценарный фак-т ВГИКа (заочно), что существенным обр. повлияло на поэтику его рассказов (кинематографич. соотношение ближнего и дальнего плана, особый монтаж, усиленная роль детали, «разорванная стилистика» произведения, цветовые доминанты). В 1969 вышел перв. сб. рассказов П. « Южнее, чем прежде », в 1970 он стал членом СП СССР, в 1980-е возглавлял секцию прозы, был зам. председателя ЛО СП, до 1999 рук. СПб. отд. ПЕН-центра.
Становление П. как писателя происходило в лит. компании лен. литераторов Е. Рейна, А. Наймана, И. Бродского, А. Битова, В. Аксенова. Однако «ленинградская школа» дала молодому автору лишь чувство свободы, верности своему творч. мироощущению, особый «питерский стиль», отдаленный от идеологич. и соц. веяний эпохи. Его худож. мир уникален и неповторим. Если попытаться его сравнить с близкими ему художниками, то лишь на дальней периферии можно обнаружить нечто сближающее его С. Довлатовым - лаконичность худож. осмысления мира, афористичность, иронию, фрагментарность текста и вместе с тем опр. близость всех произведений, составляющих особую «гротесковую» эпопею совр. жизни.
Гротеск, по утверждению П., «блеск литературы», «создать гротеск - значит войти в вечность. Гротеск - самое легкое разрешение ужаса». Гротеск - гл. худож. принцип прозы П. Однако он служит не только сатирич. осмеянию действительности и пошлости соц. бытия, он выявляет и преувеличивает красоту и необыкновенность мира, кот. мерцает на грани прекрасного и безобразного, светлого и мрачного, веселого и трагического. По мнению П., лит-ра должна быть «взъерошенной, рваной, напряженной и взвинченной» (Вопросы лит-ры. 2001. № 6). И вследствие этого автор останавливается лишь на отдельных моментах человеч. жизни (кот. выбирает совершенно произвольно): то грустно-лирических, то гротесково-ироничных, то развивающихся в русле оптимистич. трагедии. П. Вайль и А. Генис считают, что П. пишет «квантами»: «„Зернистость” прозы Попова совершенно объяснима: она составлена из тех зерен истины, кот. он усмотрел и выхватил из хаотического потока бытия» (Звезда. 1989. № 9).
Хотя Б. Стругацкий в предисл. к сб. « Праздник ахинеи » (1991) утверждал, что «Валерий Попов - это Зощенко сегодня», сам автор относится к классич. традициям осторожно, считая, что совр. жизнь развивается в иных пределах и масштабах, «вне идеи, дисциплинирующей и поучающей», что, по его мнению, свойственно классике.
Перв. рассказы писателя « Рыба-гвоздь », « Случай на молочном заводе », « Фаныч » и др. вошли в сб. « Все мы не красавцы » (1970), кот. появился в изд-ве «Детская лит-ра». Особого внимания заслуживает рассказ «Фаныч». «Фановый человек» П. произошел от фановой трубы и являлся мрачным символом российской действительности того вр. Где бы он ни работал, он делает все наоборот, вопреки логике, профес. этике и простому чувству здравого смысла. Тип «Фаныча» - своеобразное открытие П., сравнимое с открытием В. Маканиным типа «среднего человека», «антилидера». Ранние рассказы П. построены на гротесковых сюжетах, в более поздних сб. « Нормальный ход » (1976), « Жизнь удалась » (1981), « Две поездки в Москву » (1985), « Новая Шехерезада » (1988) происходит насыщение гротесковых ситуаций чувственностью, лирикой, тонкостью психол. наблюдений и характеристик.
Наиболее известна и популярна повесть П. «Жизнь удалась», посвящ. приключениям трех неразлучных друзей, окончивших один технич. вуз. Они взрослеют, их приключения теряют былой романтизм, шутки теряют свою первозданность и, как говорил писатель, «блеск, данный нам от природы, начинает тускнеть». Друзья лишь в редкие мгновения обретают почти потерянное чувство счастливого общения. Повесть заканчивается отъездом одного из приятелей за границу (в одном из инт. (Вопросы лит-ры. 2001. № 6) П. говорил, что прототипом был изв. литературовед И. Смирнов).
В произведениях 1990-х (сб. « Любовь тигра », 1993; « В городе Ю .», 1997; « Грибники ходят с ножами », 1998) исследователи тв-ва П. обнаруживают некот. самоповторение писателя, обращение к фельетонному стилю. В это вр. П. обращается впервые к жанру романа - « Будни гарема » (1993), « Разбойница » (1996). По его словам, это был «тройной прыжок через пропасть», поиск новых форм и «новых пружин». Писатель считает это время переломным. «С тех пор я пишу формы покрупнее - и что-то потерял, это ясно. Но что-то нашел». В 2000 опубл. повесть « Ужас победы », герой кот. в знак протеста против хамства привокзального начальства запускает камнем в здание вокзала и попадает в лозунг «Слава КПСС!». Этот факт расценили как полит. преступление, а в годы перестройки героя объявили героич. борцом с тоталитаризмом. Он всячески открещивается от этого звания, понимая, что все произошло случайно из-за пост. присутствия в жизни бестолковщины, белиберды, хамства. А. Мелихов считает, что «Попов не верит, что можно так перепланировать бестолковщину жизни, чтобы из нее исчезли ужас и страдание. Зато он верит, что ужасу можно противопоставить остроумие, переводящее ужас в гротеск, наблюдательность, умеющую отыскать забавно оступившуюся букву в грозном документе, ну, и, конечно, мужество, готовое улыбнуться на краю пропасти» (Знамя. 2001. № 9).
В 2000 выходит сб. избр. произведений П. « Чернильный ангел », куда вошли лучшие произведения писателя. Критики говорили о том, что П. удалось воплотить в рассказах своеобразную философию жизни, основанную на принятии действительности как тв-ва, кот. гармонизирует отношения личности с миром, позволяя выстоять в труднейших условиях путем перевода трагического в смешное через остроумие и словесную изобретательность. Сам П. считает, что «люди чрезвычайно увлечены словом и им живут»: «Они фразами живут. Все люди живут рассказами - оправдывают ими свою жизнь. И никогда это не кончится. Люди (даже в анекдотах и сплетнях) не становятся с тысячелетиями ни глупее, ни бездарнее. Все дело в писателях: они бы не поглупели...» (Вопросы лит-ры. 2001. № 6). После романа « Евангелие от Магдалины » (2001) выходит повесть « Третье дыхание » (2003) о горьком трагизме семейной жизни, соединяющая и любимый писателем гротеск, и тонкую печальную иронию, и нежную лирич. интонацию.
В посл. годы творч. активность писателя возрастает. Он по-прежнему пишет рассказы: « Сны на верхней полке » (2003), « Единственное, что утешало » (2003), « Чужая жизнь и моя » (2005), повести: « Комар живет пока поет » (2006), « Нарисуем » (2009), очерки « Возвращение » (2005), романы « Горящий рукав » (2007), « Без Толстогонельзя » (2009) и др. В 2010 выходит кн. П. о С. Довлатове (серия «ЖЗЛ»), построенная на личных воспоминаниях, архив. письмах, воспоминаниях друзей. Это не просто биография, но наблюдения над человеческим и миросозерцательным обликом Довлатова, выполненная мастером. В 2012 вышла кн. « Все мы не красавцы ». В 2018 - « За грибами в Лондон ».
Лауреат премий им. С. Довлатова, им. А. Володина, им. И. Белкина, Новой Пушкинской премии, Премии Правительства РФ, Правительства СПб., различных ж-лов и мн. др. Награжден медалями - «В память 300-летия СПб.», Орденом Дружбы, Знаком отличия за заслуги перед СПб., медалью Пушкина (и др.).
В наст. время ― председатель СП СПб.
Соч .: Поиски корня // Молодой Л-д. М.; Л., 1968; Южнее, чем прежде. Л., 1969; Все мы не красавцы. 1970; Нормальный ход. Л., 1976; Кубик, кот. чуть не потеряли. Л., 1980; Жизнь удалась. Л., 1981; Нас ждут. Л., 1984; Две поездки в Москву. Л., 1985; Новая Шехерезада. Л., 1988; Праздник ахинеи. М., 1991; Сон, похожий на смерть // Петрополь. СПб., 1992. Вып. 4; Любовь тигра. СПб., 1993; Осень, переходящая в лето // Знамя. 1995. № 5; В городе Ю. М., 1997; Грибники ходят с ножами. СПб., 1998; Ужас победы // Новый мир. 2000. № 11; Чернильный ангел: избр. М., 2000; Век такой, какой напишешь // Октябрь. 2002. № 6; «Я свои гротески из пальца не высасывал» / Беседу вела Т. Бек // Вопр. лит-ры. 2001. № 6; Сны на верхней полке. Единственное, что утешало // Проза новой России: в 4 т. Т. 3. М., 2003; Горящий рукав: проза жизни. М.: Вагриус, 2008; Довлатов. М., 2010; [Стихи] // Русские стихи 1950–2000 гг.: антол.: в 2 т. / сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М., 2010. Т. 2; Плясать до смерти. М.: Астрель, 2012; Все мы не красавцы. М.: Самокат, 2013; Дмитрий Лихачёв. М.: Молодая гвардия, 2014; Мой Петербург. СПб., 2014; Довлатов. М.: Молодая гвардия, 2015; Зощенко. М.: Молодая гвардия, 2015; За грибами в Лондон. М.: Эксмо, 2018.
Лит.: Смирнов И. От видения - к веданию // Аврора. 1969. № 2; Новикова О., Новиков В. Поиски оптимизма // Лит. обозрение. 1980. № 7; Аннинский Л. В гости к Фанычу // ЛГ. 1982. 3 нояб.; Новиков В. Испытание счастьем // Там же; Крыщук Н. Ода жизни // Нева. 1987. № 4; Вайль П., Генис А. Кванты истины. Проза Вал. Попова // Звезда. 1989. № 9; Новиков В. Остается - человек // Знамя. 1989. № 3; Немзер А. Праздник однолюба // Сегодня. 1994. 12 мая; Быков Д. Сны Попова // Новый мир. 1994. № 5; Совр. проза: пейзаж после битвы // Вопр. лит-ры. 1995. № 4; Быков Д. Вот придет Букер // Октябрь. 1995. № 1; Кузнецова О. Тридцатая любовь Алены: О романе В. Попова. «Разбойница» // Новый мир. 1996. № 11; Мелихов А. Победа над ужасом // Знамя. 2001. № 9; Ермакова А. Веселый сосуд для страдания // Октябрь. 2003. № 6; Генис А. Лен. словесность и моск. лит-ра // Октябрь. 2003. № 8; Елисеев Н. Тайная свобода Вал. Попова // Звезда. 2009. № 12; Мазурова С. Сны писателя на верхней полке // Российская газ. 2014. 7 дек.; Секретов С. Гуд-бай, Америка! // СПб. ведомости. 2018. 6 марта.
Т. Вахитова