Попов Валерий Георгиевич


ПОПО́В Валерий Георгиевич [8.12.1939, Казань] - прозаик.

Родился в семье биолога. В 1963 окончил Лен. электротехнический ин-т им. В. И. Ульянова-Ленина. По ут­верждению самого писателя, с точки зрения литературной ЛЭТИ был «вуз блистательный, знаменитый капустником „Весна в ЛЭТИ”». Студенты отличались стремлением к остро­умию, игре со словом, вдохновенно шутили и устраивали розыгрыши. Поэтому, несмотря на технич. образование, П. с юности от­личался необыкновенным чувством слова, пис. стихи. Участвовал в ЛИТО при изд-ве «Сов. писатель», его перв. лит. опыты одобрил М. Слонимский. После окончания ин-та работал в НИИ инжене­ром. В одном из инт. П. рассказывал, каким образом он начинал писать рассказы: «Как-то я сидел в лаборатории и читал детек­тив под столом. Там была фраза: „Раздался выстрел - Сергеев взмахнул руками и упал замертво. Андреев насторожился...” Этот глагол меня потряс - друга убили, а герой всего лишь насторожился. И я написал рас­сказ „Случай на молочном заводе”, ког­да шпиона ловят в твороге, этот творог съеда­ют, а потом он убегает в масло - и приходит­ся есть масло. Рассказ выплеснулся - и я оп­ределился» (Общая газ. 2001. № 12).

Перв. рассказ « Я и автомат » опубл. в сб. «Испытание» в 1963. В 1970. П. закончил сценарный фак-т ВГИКа (заочно), что существенным обр. повлияло на поэтику его рассказов (кинема­тографич. соотношение ближнего и дальнего плана, особый монтаж, усиленная роль детали, «разорванная стилистика» про­изведения, цветовые доминанты). В 1969 вышел перв. сб. рассказов П. « Юж­нее, чем прежде », в 1970 он стал членом СП СССР, в 1980-е возглавлял секцию прозы, был зам. председателя ЛО СП, до 1999 рук. СПб. отд. ПЕН-центра.

Становление П. как писателя происходи­ло в лит. компании лен. литерато­ров Е. Рейна, А. Наймана, И. Бродского, А. Битова, В. Аксенова. Однако «ленинград­ская школа» дала молодому автору лишь чувство свободы, верности своему творч. мироощущению, особый «питерский стиль», отдаленный от идеологич. и соц. веяний эпохи. Его худож. мир уни­кален и неповторим. Если попытаться его сравнить с близкими ему художниками, то лишь на дальней периферии можно обна­ружить нечто сближающее его С. Довлатовым - лаконичность худож. осмысления ми­ра, афористичность, иронию, фрагментар­ность текста и вместе с тем опр. близость всех произведений, составляющих особую «гротесковую» эпопею совр. жизни.

Гротеск, по утверждению П., «блеск лите­ратуры», «создать гротеск - значит войти в вечность. Гротеск - самое легкое разреше­ние ужаса». Гротеск - гл. худож. принцип прозы П. Однако он служит не толь­ко сатирич. осмеянию действительнос­ти и пошлости соц. бытия, он выявляет и преувеличивает красоту и необыкновен­ность мира, кот. мерцает на грани пре­красного и безобразного, светлого и мрачно­го, веселого и трагического. По мнению П., лит-ра должна быть «взъерошенной, рваной, напряженной и взвинченной» (Вопросы лит-ры. 2001. № 6). И вследствие этого ав­тор останавливается лишь на отдельных мо­ментах человеч. жизни (кот. выбира­ет совершенно произвольно): то грустно-ли­рических, то гротесково-ироничных, то раз­вивающихся в русле оптимистич. траге­дии. П. Вайль и А. Генис считают, что П. пи­шет «квантами»: «„Зернистость” прозы По­пова совершенно объяснима: она составлена из тех зерен истины, кот. он усмотрел и выхватил из хаотического потока бытия» (Звезда. 1989. № 9).

Хотя Б. Стругацкий в предисл. к сб. « Праздник ахинеи » (1991) утверждал, что «Валерий Попов - это Зощенко сего­дня», сам автор относится к классич. традициям осторожно, считая, что совр. жизнь развивается в иных пределах и масштабах, «вне идеи, дис­циплинирующей и поучающей», что, по его мнению, свойственно классике.

Перв. рассказы писателя « Рыба-гвоздь », « Случай на молочном заводе », « Фаныч » и др. вошли в сб. « Все мы не красавцы » (1970), кот. появился в изд-ве «Детская лит-ра». Особого внимания за­служивает рассказ «Фаныч». «Фановый че­ловек» П. произошел от фановой трубы и яв­лялся мрачным символом российской дейст­вительности того вр. Где бы он ни рабо­тал, он делает все наоборот, вопреки логике, профес. этике и простому чувству здравого смысла. Тип «Фаныча» - своеоб­разное открытие П., сравнимое с открытием В. Маканиным типа «среднего человека», «антилидера». Ранние рассказы П. построе­ны на гротесковых сюжетах, в более поздних сб. « Нормальный ход » (1976), « Жизнь удалась » (1981), « Две поездки в Моск­ву » (1985), « Новая Шехерезада » (1988) происходит насыщение гротесковых ситуа­ций чувственностью, лирикой, тонкостью пси­хол. наблюдений и характеристик.

Наиболее известна и популярна повесть П. «Жизнь удалась», посвящ. при­ключениям трех неразлучных друзей, окон­чивших один технич. вуз. Они взросле­ют, их приключения теряют былой роман­тизм, шутки теряют свою первозданность и, как говорил писатель, «блеск, данный нам от природы, начинает тускнеть». Друзья лишь в редкие мгновения обретают почти потерянное чувство счастливого общения. Повесть заканчивается отъездом одного из приятелей за границу (в одном из инт. (Вопросы лит-ры. 2001. № 6) П. говорил, что прототипом был изв. литературовед И. Смирнов).

В произведениях 1990-х (сб. « Любовь тигра », 1993; « В городе Ю .», 1997; « Грибники ходят с ножами », 1998) ис­следователи тв-ва П. обнаруживают некот. самоповторение писателя, обра­щение к фельетонному стилю. В это вр. П. обращается впервые к жанру романа - « Будни гарема » (1993), « Разбойница » (1996). По его словам, это был «тройной прыжок через пропасть», поиск новых форм и «новых пружин». Писатель считает это время переломным. «С тех пор я пишу формы покрупнее - и что-то потерял, это ясно. Но что-то нашел». В 2000 опубл. повесть « Ужас победы », герой кот. в знак протеста против хамства привокзаль­ного начальства запускает камнем в здание вокзала и попадает в лозунг «Слава КПСС!». Этот факт расценили как полит. пре­ступление, а в годы перестройки героя объя­вили героич. борцом с тоталитаризмом. Он всячески открещивается от этого звания, понимая, что все произошло случайно из-за пост. присутствия в жизни бестолков­щины, белиберды, хамства. А. Мелихов счи­тает, что «Попов не верит, что можно так пе­репланировать бестолковщину жизни, чтобы из нее исчезли ужас и страдание. Зато он ве­рит, что ужасу можно противопоставить ост­роумие, переводящее ужас в гротеск, наблю­дательность, умеющую отыскать забавно ос­тупившуюся букву в грозном документе, ну, и, конечно, мужество, готовое улыбнуться на краю пропасти» (Знамя. 2001. № 9).

В 2000 выходит сб. избр. произве­дений П. « Чернильный ангел », куда во­шли лучшие произведения писателя. Крити­ки говорили о том, что П. удалось воплотить в рассказах своеобразную философию жизни, основан­ную на принятии действительности как тв-ва, кот. гармонизирует отношения личности с миром, позволяя выстоять в труд­нейших условиях путем перевода трагичес­кого в смешное через остроумие и словесную изобретательность. Сам П. считает, что «лю­ди чрезвычайно увлечены словом и им живут»: «Они фразами живут. Все люди живут расска­зами - оправдывают ими свою жизнь. И ни­когда это не кончится. Люди (даже в анекдо­тах и сплетнях) не становятся с тысячелетиями ни глупее, ни бездарнее. Все дело в писате­лях: они бы не поглупели...» (Вопросы лит-ры. 2001. № 6). После романа « Евангелие от Маг­далины » (2001) выходит повесть « Третье дыхание » (2003) о горьком трагизме семейной жизни, соеди­няющая и любимый писателем гротеск, и тон­кую печальную иронию, и нежную лирич. интонацию.

В посл. годы творч. активность писателя возрастает. Он по-прежнему пишет рассказы: « Сны на верхней полке » (2003), « Единственное, что утешало » (2003), « Чужая жизнь и моя » (2005), повести: « Комар живет пока поет » (2006), « Нарисуем » (2009), очерки « Возвращение » (2005), романы « Горящий рукав » (2007), « Без Толстогонельзя » (2009) и др. В 2010 выходит кн. П. о С. Довлатове (серия «ЖЗЛ»), построенная на личных воспоминаниях, архив. письмах, воспоминаниях друзей. Это не просто биография, но наблюдения над человеческим и миросозерцательным обликом Довлатова, выполненная мастером. В 2012 вышла кн. « Все мы не красавцы ». В 2018 - « За грибами в Лондон ».

Лауреат премий им. С. Довлатова, им. А. Володина, им. И. Белкина, Новой Пушкинской премии, Премии Правительства РФ, Правительства СПб., различных ж-лов и мн. др. Награжден медалями - «В память 300-летия СПб.», Орденом Дружбы, Знаком отличия за заслуги перед СПб., медалью Пушкина (и др.).

В наст. время ― председатель СП СПб.

Соч .: Поиски корня // Молодой Л-д. М.; Л., 1968; Южнее, чем прежде. Л., 1969; Все мы не красавцы. 1970; Нормальный ход. Л., 1976; Кубик, кот. чуть не потеряли. Л., 1980; Жизнь удалась. Л., 1981; Нас ждут. Л., 1984; Две поездки в Москву. Л., 1985; Новая Шехерезада. Л., 1988; Праздник ахинеи. М., 1991; Сон, похожий на смерть // Петрополь. СПб., 1992. Вып. 4; Любовь тигра. СПб., 1993; Осень, переходящая в лето // Знамя. 1995. № 5; В городе Ю. М., 1997; Грибники ходят с ножами. СПб., 1998; Ужас победы // Новый мир. 2000. № 11; Чернильный ангел: избр. М., 2000; Век такой, какой напишешь // Ок­тябрь. 2002. № 6; «Я свои гротески из пальца не высасы­вал» / Беседу вела Т. Бек // Вопр. лит-ры. 2001. № 6; Сны на верхней полке. Единственное, что утешало // Проза новой России: в 4 т. Т. 3. М., 2003; Горящий рукав: проза жизни. М.: Вагриус, 2008; Довлатов. М., 2010; [Стихи] // Русские стихи 1950–2000 гг.: антол.: в 2 т. / сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М., 2010. Т. 2; Плясать до смерти. М.: Астрель, 2012; Все мы не красавцы. М.: Самокат, 2013; Дмитрий Лихачёв. М.: Молодая гвардия, 2014; Мой Петербург. СПб., 2014; Довлатов. М.: Молодая гвардия, 2015; Зощенко. М.: Молодая гвардия, 2015; За грибами в Лондон. М.: Эксмо, 2018.

Лит.: Смирнов И. От видения - к веданию // Авро­ра. 1969. № 2; Новикова О., Новиков В. Поиски опти­мизма // Лит. обозрение. 1980. № 7; Аннинский Л. В гости к Фанычу // ЛГ. 1982. 3 нояб.; Новиков В. Испытание счастьем // Там же; Крыщук Н. Ода жизни // Нева. 1987. № 4; Вайль П., Генис А. Кванты истины. Проза Вал. Попова // Звезда. 1989. № 9; Нови­ков В. Остается - человек // Знамя. 1989. № 3; Немзер А. Праздник однолюба // Сегодня. 1994. 12 мая; Быков Д. Сны Попова // Новый мир. 1994. № 5; Совр. проза: пейзаж после битвы // Вопр. лит-ры. 1995. № 4; Быков Д. Вот придет Букер // Октябрь. 1995. № 1; Кузнецова О. Тридцатая любовь Алены: О романе В. Попова. «Разбойница» // Новый мир. 1996. № 11; Мелихов А. Победа над ужасом // Знамя. 2001. № 9; Ермакова А. Веселый сосуд для страдания // Октябрь. 2003. № 6; Генис А. Лен. словесность и моск. лит-ра // Октябрь. 2003. № 8; Елисеев Н. Тайная свобода Вал. Попова // Звезда. 2009. № 12; Мазурова С. Сны писателя на верхней полке // Российская газ. 2014. 7 дек.; Секретов С. Гуд-бай, Америка! // СПб. ведомости. 2018. 6 марта.

Т. Вахитова

  • Попов Валерий Георгиевич