Поселянин Евгений
ПОСЕЛЯ́НИН Евгений (наст. имя Евгений Николаевич Погожев) [3.5(21.4).1870, М. - 13.2.1931, Л-д] - прозаик, публицист.
Родился в семье врача, личного дворянина. Окончил в М. Лицей им. цесаревича Николая и юридический фак-т ун-та (1892). Писать и публ. начал в студенч. годы. Летом 1888 побывал в Оптиной пустыни и стал духовным сыном старца Амвросия (Гренкова), кот. благословил его писать «в защиту веры, Церкви и народности». Был знаком с др. изв. старцем - Варсонофием (Плиханковым), ценившим его талант и говорившим: «Погожее - художник в душе, и это отражается в его литературных произведениях» (Беседы старца Варсонофия Оптинского с духовными детьми. М.-Рига, 1995). Оптиной пустыни и ее подвижникам П. посв. задушевные страницы (« Праведник нашего времени Оптинский старец Амвросий », 1907; « Русская Церковь и русские подвижники ХIХ в. », 1901; « Леонтьев в Оптиной », 1911).
П. был высокообразованным человеком, дружил и переписывался с философами П. Астафьевым, К. Леонтьевым и В. Розановым (тот называл П. «замечательной личностью»), глубоко интересовался изящной словесностью (написал уже на 1 курсе статью о поэте А. Майкове) и искусством (очень ценил В. Васнецова), владел неск. иностранными яз., встречался со мн. выдающимися современниками. Вместе с проф. А. Введенским, епископом Никоном (Рождественским), М. Новоселовым участвовал в религиозных собраниях у Л. Тихомирова, редактора «Моск. ведомостей» и изв. теоретика монархизма.
С кон. XIX в. П. трудился в СПб., активно сотрудничая в духовных ж. «Русский паломник», «Странник», «Миссионерское обозрение», «Церковные ведомости», в светских газ.: «Новое время», «Моск. ведомости» и др. Собирая мат-л, П. мн. ездил по святым местам России и расспрашивал о местных преданиях и праведниках.
Старец Варсонофий советовал П. поступить в монастырь, но тот остался в миру. Брак П. в 1904 с дочерью филолога Я. Грота Наталией был неудачным, через полгода семья распалась. Вторым браком писатель был женат на Анне Владимировне Симанской, сестре будущего Патриарха Алексия I, кот. после гибели П. и окончания Великой Отеч. войны постриглась в монашество в киевском Покровском монастыре.
Как православный христианин П. с горечью пис. о состоянии преобладающего большинства тогдашней русской интеллигенции: «Сколько книг, сколько органов печати, где все из области религии широко подводится под презренную кличку „суеверий”... сплошной почти пример безверия „интеллигенции”». Несмотря на симпатии к христианскому социализму писатель всегда держался не только традиционного православия, но и охранительно-монархических взглядов, кот. проявились уже в ранние студенч. годы (« Перед годовщиной 17 октября в Москве », 1889).
П. был одаренным популяризатором-апологетом, старавшимся познакомить современников с житиями знаменитых подвижников (он обработал и переложил « Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского »), святых отроков (« Святая юность », 1915) и святых воинов (« Сказание о святых вождях Земли Русской », 1900), прежде всего изображая их «не со стороны историко-общественного значения, а со стороны их нравственной крепости...». Хорошо владея «церковным» стилем, писатель умел доступно излагать сложные богословские понятия, красочно живописать стародавние события и создавать в импрессионистической манере запоминающиеся портреты своих героев. Но в спешке не всегда отделывал свои произведения, отчего в них заметны велеречивость и сентиментальность.
Немало страниц П. посв. чтимым на Руси иконам, отеч. церковной истории, православным святыням (« Святыни Земли Русской », 1899; « Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон », 1903; « Герои и подвижники лихолетья XVII в. », 1912). Много и охотно пис. для юношества в житийном, ист. и катехизическом жанре, опираясь на воспитательные традиции русской детской лит-ры и увиденные в жизни примеры (« Иосаф-царевич », 1904; « Повесть о том, как чудом Божиим строилась Русская Земля », 1904; « Задушевные беседы », 1915). Лучшие произведения П. посвящ. размышлениям об истинах веры и опыте жизни в церкви, наблюдениям над религиозными идеалами народа и их претворением в истории, а также нрав.-психол. обоснованию православия. Эти сочинения отличаются тонкими и выразительными наблюдениями.
Во вр. Первой мировой войны П. служил в канцелярии воен. министра и писал репортажи о подвигах русских солдат (« Из жизни наших героев-воинов », 1916), продолжая печ. в православной периодике. После 1917 популярнейший автор был обречен на полное молчание до конца дней (если не считать работы о Пушкине « Отравленный Пушкин »). На жизнь, начиная с 1922, писатель зарабатывал частными уроками. В ночь на 12 апр. 1924 его с группой «бывших» арестовали в Л-де и, обвинив в «организации монархической группировки», на 2 года выслали в Ангарский край (Богучаны, Гольтявино, Канск).
Вернувшись из ссылки, П. оставался на свободе 5 лет и в дек. 1930 был снова арестован по «делу Преображенского собора» в Л-де, кот. заключалось в обращении прихожан (в их числе П.) к эмигрантам, служившим в Преображенском полку, с просьбой о помощи в ремонте храма. П. держался на допросах очень мужественно. Как показывают мат-лы следственного дела, палачам не удалось заставить П. отказаться от православия и монархических убеждений. Приговор П. к расстрелу был приведен в исполнение в подвале здания ОГПУ на Шпалерной ул. Место, где похоронен П., остается неизв. Из вынужденного забвения имя П. начало выходить с 1990, сегодня книги даровитого духовного писателя возвращены читающей России.
Соч .: Слава Богоматери. Сведения о чудотворных и местночтимых иконах Божией Матери. М., 1991 (1995); Русская Церковь и русские подвижники XVIII в. Сергиев Посад, 1991; Святая юность: Рассказы о святых детях и о детстве и отрочестве святых. М., 1994; Сказание о святых вождях Земли Русской // Роман-газ. 1994. № 13–14; Повесть о том, как чудом Божиим строилась Русская Земля. СПб., 1994; Под благодатным небом; Один за всех (о преп. Сергии Радонежском). СПб., 1994; Идеалы христианской жизни. СПб., 1994; 2005; На молитве. М., 1996; Душа перед Богом. СПб., 1996; Судьбы царевы. СПб., 2001; Русские подвижники XIX в. М., 2004.
Лит.: Антонов В. Его знала вся Россия // Роман-газ. 1994. № 13–14; Стрижев А. Свидетель благочестия: Духовный писатель Евгений Поселянин // Москва. 2001. № 1.
В. Антонов