Поселянин Евгений


ПОСЕЛЯ́НИН Евгений (наст. имя Евге­ний Николаевич Погожев) [3.5(21.4).1870, М. - 13.2.1931, Л-д] - прозаик, публицист.

Родился в семье врача, личного дворяни­на. Окончил в М. Лицей им. цесаревича Николая и юридический фак-т ун-та (1892). Пи­сать и публ. начал в студенч. годы. Летом 1888 побывал в Оптиной пусты­ни и стал духовным сыном старца Амвросия (Гренкова), кот. благословил его писать «в защиту веры, Церкви и народ­ности». Был знаком с др. изв. старцем - Варсонофием (Плиханковым), це­нившим его талант и говорившим: «Пого­жее - художник в душе, и это отражается в его литературных произведениях» (Беседы старца Варсонофия Оптинского с духовными детьми. М.-Рига, 1995). Оптиной пус­тыни и ее подвижникам П. посв. задушев­ные страницы (« Праведник нашего вре­мени Оптинский старец Амвросий », 1907; « Русская Церковь и русские по­движники ХIХ в. », 1901; « Леонть­ев в Оптиной », 1911).

П. был высокообразованным человеком, дружил и переписывался с философами П. Астафьевым, К. Леонтьевым и В. Ро­зановым (тот называл П. «замечательной лич­ностью»), глубоко интересовался изящной словесностью (написал уже на 1 курсе ста­тью о поэте А. Майкове) и искусством (очень ценил В. Васнецова), владел неск. иностранными яз., встречался со мн. выда­ющимися современниками. Вместе с проф. А. Введенским, епископом Никоном (Рождественским), М. Новоселовым уча­ствовал в религиозных собраниях у Л. Ти­хомирова, редактора «Моск. ведомос­тей» и изв. теоретика монархизма.

С кон. XIX в. П. трудился в СПб., активно сотрудничая в духовных ж. «Русский паломник», «Странник», «Мис­сионерское обозрение», «Церковные ведо­мости», в светских газ.: «Новое время», «Моск. ведомости» и др. Собирая мат-л, П. мн. ездил по святым местам России и расспра­шивал о местных преданиях и праведниках.

Старец Варсонофий советовал П. посту­пить в монастырь, но тот остался в миру. Брак П. в 1904 с дочерью филолога Я. Грота Наталией был неудачным, через полгода се­мья распалась. Вторым браком писатель был женат на Анне Владимировне Симанской, се­стре будущего Патриарха Алексия I, кот. после гибели П. и окончания Великой Отеч. войны постриглась в монашество в киевском Покровском монастыре.

Как православный христианин П. с горе­чью пис. о состоянии преобладающего большинства тогдашней русской интеллиген­ции: «Сколько книг, сколько органов печати, где все из области религии широко подводит­ся под презренную кличку „суеверий”... сплошной почти пример безверия „интелли­генции”». Несмотря на симпатии к хри­стианскому социализму писатель всегда дер­жался не только традиционного православия, но и охранительно-монархических взглядов, кот. проявились уже в ранние студенч. годы (« Перед годовщиной 17 октяб­ря в Москве », 1889).

П. был одаренным популя­ризатором-апологетом, старавшимся позна­комить современников с житиями знаменитых подвижников (он обработал и переложил « Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовско­го »), святых отроков (« Святая юность », 1915) и святых воинов (« Сказание о свя­тых вождях Земли Русской », 1900), прежде всего изображая их «не со стороны историко-общественного значения, а со сто­роны их нравственной крепости...». Хорошо владея «церковным» стилем, писатель умел доступно излагать сложные богословские понятия, красочно живописать стародавние события и создавать в импрессионистичес­кой манере запоминающиеся портреты сво­их героев. Но в спешке не всегда от­делывал свои произведения, отчего в них заметны велеречивость и сентимен­тальность.

Немало страниц П. посв. чтимым на Руси иконам, отеч. церковной исто­рии, православным святыням (« Святыни Земли Русской », 1899; « Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон », 1903; « Ге­рои и подвижники лихолетья XVII в. », 1912). Много и охотно пис. для юношества в житийном, ист. и катехизическом жанре, опираясь на воспи­тательные традиции русской детской лит-ры и увиденные в жизни примеры (« Иосаф-царевич », 1904; « Повесть о том, как чудом Божиим строилась Русская Зем­ля », 1904; « Задушевные беседы », 1915). Лучшие произведения П. посвящ. размышлениям об истинах веры и опыте жиз­ни в церкви, наблюдениям над религиозными идеалами народа и их претворением в истории, а также нрав.-психол. обоснованию православия. Эти сочи­нения отличаются тонкими и выразительными наблюдениями.

Во вр. Первой мировой войны П. слу­жил в канцелярии воен. министра и пи­сал репортажи о подвигах русских солдат (« Из жизни наших героев-воинов », 1916), продолжая печ. в православ­ной периодике. После 1917 популярнейший автор был обречен на полное молчание до конца дней (если не считать работы о Пуш­кине « Отравленный Пушкин »). На жизнь, начиная с 1922, писатель зарабаты­вал частными уроками. В ночь на 12 апр. 1924 его с группой «бывших» арестовали в Л-де и, обвинив в «организации мо­нархической группировки», на 2 года высла­ли в Ангарский край (Богучаны, Гольтявино, Канск).

Вернувшись из ссылки, П. оставался на свободе 5 лет и в дек. 1930 был снова арес­тован по «делу Преображенского собора» в Л-де, кот. заключалось в обра­щении прихожан (в их числе П.) к эмигран­там, служившим в Преображенском полку, с просьбой о помощи в ремонте храма. П. держался на допросах очень мужественно. Как показывают мат-лы следственного дела, палачам не удалось заставить П. отка­заться от православия и монархических убеждений. Приговор П. к расстрелу был приведен в исполнение в подвале здания ОГПУ на Шпалерной ул. Место, где похоро­нен П., остается неизв. Из вы­нужденного забвения имя П. начало выхо­дить с 1990, сегодня книги дарови­того духовного писателя возвращены читаю­щей России.

Соч .: Слава Богоматери. Сведения о чудотворных и местночтимых иконах Божией Матери. М., 1991 (1995); Русская Церковь и русские подвижники XVIII в. Сергиев Посад, 1991; Святая юность: Рассказы о святых детях и о детстве и отрочестве святых. М., 1994; Сказа­ние о святых вождях Земли Русской // Роман-газ. 1994. № 13–14; Повесть о том, как чудом Божиим строилась Русская Земля. СПб., 1994; Под благодатным небом; Один за всех (о преп. Сергии Радонежском). СПб., 1994; Идеалы христианской жизни. СПб., 1994; 2005; На молитве. М., 1996; Душа перед Богом. СПб., 1996; Судьбы царевы. СПб., 2001; Русские подвижники XIX в. М., 2004.

Лит.: Антонов В. Его знала вся Россия // Роман-газ. 1994. № 13–14; Стрижев А. Свидетель благоче­стия: Духовный писатель Евгений Поселянин // Москва. 2001. № 1.

В. Антонов

  • Поселянин Евгений