Потёмкин Петр Петрович


ПОТЁМКИН Петр Петрович [2.5(20.4).1886, Орел ― 21.10.1926, Париж; похоронен в склепе Тургеневского об-ва на Пер-Лашез] - поэт, прозаик, дра­матург, переводчик.

Родился в семье чиновника Службы сбо­ров. Юность прошла в СПб. Учился в СПб. ун-те на отд. словес­ности. Дебютировал как поэт в сатирич. ж. К. Чуковского «Сигнал» - « Диалог Хилкова с Грибоедовым » (1905. № 2); затем печ. в переименованном ж. «Сиг­налы» (псевдонимы: Пикуб, Андрей Леони­дов), помещая в них сатирич. стихи на злободневные темы - призывы к освобожде­нию народа, обличение черносотенцев и царских министров. В очерке « Как я сде­лался знаменитым писателем » П. так охарактеризовал свое раннее тв-во: «Я рифмовал баррикады семнадцать раз на протяжении 16 строк» (Комета. 1906. № 1). После запрещения «Сигнала» (1906) поэт публ. стихи в сатирич. сб. «Ра­пира», «Маски», «Комета», «Ночь», «Еж», «Водолаз» и др. К этому периоду относится сближение П. с символистами (Ф. Соло­губ, Вяч. Иванов, Г. Чулков, М. Кузмин, А. Блок, Тэффи, А. Ремизов и др.), влияние кот. присутствует в тв-ве П. этих лет. Однако наибольшее воздействие на него оказала романтич. поэзия Блока (« Я бродил по улицам крикливым», «Дья­вол», «Гаданье »), что позднейшими иссле­дователями расценивалось как эпигонство. Сам Блок, почувствовав интонационный дис­сонанс, писал о стихах П. в символистской «Антологии» (1911): «Это уже какая-то нест­роевая рота» (А. Блок и А. Белый. Перепис­ка. М., 1940). Поэт публ. в илл. приложении к газ. «Русь» (рядом с блоковскими произведениями), в модер­нистском сб. «Остров» (1909). В этот период П. близок скорее не к «Весам», а к изд-ву «Оры» (Вяч. Иванов) и альм. «Факелы» - ор­гану второй волны русских модернистов, дек­ларировавших «мистический анархизм»: бунт во имя утверждения личности (см.: Чул­ков Г. О мистическом анархизме. СПб., 1906). Однако перв. поэтич. сб. П. « Смешная любовь » (1908) показал отли­чие поэта от символистов. В кн. содержа­лись тонкие пародии на стихи Блока, Кузмина, Сологуба, К. Бальмонта. Гл. мысль сб., объединяющая разностилевые стихи, - имитация и подделка «прекрасной любви»; П. рисует различные уродливые типы «смеш­ной любви» - салонная любовь-игра (цикл « Парикмахерская кукла »), эстетская лю­бовь-мечта (цикл « Петербург » - пародии на блоковские стихи о Прекрасной Даме), кукольная любовь-подделка (« Жестяные любовники »), уличная продажная любовь (« Ночью »), любовь - пошлая забава и т.д. По мысли поэта, предрассудки делают людей уродливыми духовными горбунами, не спо­собными в мире корысти и расчета на наст. чувство (« Жили-были два горбу­на »). Кн. произвела фурор. П. становится популярным поэтом. По словам В. Брюсова, он «сразу сделался маленьким „мэтром”, со­здателем своего стиля и чуть ли не своей шко­лы» (Весы. 1908. № 3).

В 1908 П. стал пост. сотрудником «Сатирикона» и вскоре после того, как Саша Черный «эмансипировался» от ж.,- его поэтич. (юмористич., но не са­тирич.) лидером. Сатириконская поэзия П. разнообразна по тематике и жанрам: зло­бодневная полит. сатира, бытовая са­тира, лубочная стилизация, жеманная стили­зация поэзии рококо XVIII в., восточные га­зеллы, переводы с немецкого («Песни та­верны» Р. Шредера). Весной 1909 участво­вал в создании «Поэтической академии» Вяч. Иванова, члены кот. собирались на «Башне» и занимались теорией стихосложе­ния (см.: Валерий Брюсов и его корреспон­денты // ЛН. Т. 92. Кн. 2. М ., 1994). В 1912 вышел следующий сб. П. - «Герань» (посвящ. актрисе Е. Хованской, жене по­эта) - «вторая лирическая ступень, столь да­лекая от „Смешной любви”, словно ее другая рука писала» (Саша Черный). Страдающего автора перв. сб. сменил живописатель на­селения петерб. нижних этажей; П. со­здает «русский палисадник», национально-лирич. цикл из красочной народной жизни городских типов. «Задание скорее жи­вописное, - писал Саша Черный, - почти федотовское, нашло свое разрешение в соч­ной словесной живописи». Герань для поэта не признак мещанства, а скорее символ на­родной эстетики, нац. уклада. Об этой кн. «Сатирикон» писал: «Здесь нет ни орлиного взмаха, ни бездонных про­валов углубленной мысли. В его стихах про­сто <...> день, со всеми его заботами, скукой и интересами» (1912. № 43). Простота об­разов, ясность речи сближала П. с течением «кларизма» (школа М. Кузмина), а стилиза­торство, предметность - с акмеизмом. В 1910 отд. книгой выходит перевод П. «Чу­десной истории Петера Шлемеля» А. Шамиссо. Участвует в ж. «Солнце России» (1911), «Аргус», «Синий ж.», «Новый Сати­рикон» (1913–14).

Начиная с 1913 постепенно отходит от «Сатирикона»; в эти годы им напис. ряд скетчей и коротких пьес для кабаре «Летучая мышь» (« Китайский болванчик »), «Бро­дячая собака», театра миниатюр «Кривое зеркало» (пьесы « Барометр», « Совре­менники »), «Дома интермедий» (« Блэк энд уайт », постановка В. Мейерхольда). По воспоминаниям Н. Оцупа, П. был артистич. душой «Бродячей собаки», где ставил собств. остроумные скетчи, «нередко играя в них главную роль». В Александринском театре в постановке Мейерхольда идет пьеса Э. Хардта «Шут Тантрис» в переводе П. Его «можно было часто видеть в фойе ма­леньких театров. Ставились его вещички, имевшие заслуж. успех», но он «знал, что занимается поэтическими пустяками, что талант его все уходит глубже в него, и нет ему выхода» (В. Талин). Под псевд. «Вестрис» и «П. П. П.» поэт пишет театр. рецензии для газ. «Русская молва» (1912–13), «День» (1913–15), «Русское слово» (1913–16), прозу - рассказы « Влюбленные», «Записки фланера», «В царстве голых » (День. 1913–14). В годы Первой мировой войны занимается пере­водами с немецкого и чешского (см. его «Ан­тологию чешской поэзии». Прага, 1925), пишет детские стихи, публ. в ж. «Галчонок» - своеобразном центре детской сатиры, - издание кот. осуществлялось сатириконцами (см. его сб. «Зеленая шляпа». Берлин, 1924).

После Октябрьской революции, остава­ясь «чистым поэтом», эмигрировал в Румынию (1920), затем в Прагу (до 1923); здесь подго­товил к печ. антологию чешских поэтов (в своих переводах), печ. в пражской «Воле России», организовал устный альм., в кот. выступали литераторы объедине­ний «Скит» (Прага) и «Таверна поэтов» (Вар­шава); жил в Берлине, где в 1923 вышел тре­тий сб. П. « Отцветшая герань (То, чего не будет) », составленный в основном из дорев. стихов и пронизанный нос­тальгической тоской по потерянной России («...сердцу мило то, чего не будет, / То, что было - русская герань»). Жизнь П. в эмигра­ции сложилась трудно: много работал, бедст­вовал, тосковал по родине, «бился, маялся, никогда не жаловался, а все изведал, что по­лагается служителю муз в благоустроенных республиках, сумрачному скитальцу в старо­модном плаще» (Дон-Аминадо). Из Берлина П. переехал в Рим, а в 1924 окончательно по­селился в Париже. Напис. полит. ко­медию « Дон-Жуан - Супруг Смерти » (1924; совм. с С. Поляковым-Литовцевым), поставленную в римском «Театре не­зависимых» (1925) и парижской «Летучей мыши». В Париже с успехом шли пьесы П. « Любовь и иерархия», «Факир», «Ша­шлычники», «Кафе-крем ». Начал пис. роман из жизни шахматистов, оставшийся незавершенным. Снимался в фильме «Казанова» (Флоренция, 1926). Умер от сердечно­го приступа.

Соч.: Избр. страницы. Париж, 1928; Поэты «Сатирикона» / Биографич. справка Л. Евстиг­неевой; вст. ст. Саши Черного «Путь поэта». М.-Л., 1966; Доктор Дапертутто (Из театр. воспоминаний) // Посл. но­вости. 1926. № 1908. 13 июн.; Герань: Кн. стихов. СПб., 2005.

Лит.: Талин В. Смерть в изгнании: некролог // Посл. новости. 1926. 22 окт. № 2039; Дон-Амина­до. Памяти Потемкина: некролог // Посл. новости. 1926. 23 окт. № 2040; Горянский В. П. Потемкин: не­кролог // Возрождение. 1926. 28 окт. № 513; Чер­ный А. Русский Палисадник // Посл. новости. 1926. 25 нояб. № 2073; Харджиев К, Тренин В. По­этич. культура Маяковского. М., 1970; Любимов Л. На чужбине. Ташкент, 1965; Евстигнеева Л. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. М., 1968; Спиридо­нова (Евстигнеева) Л. Русская сатирич. лит-ра нач. XX в. М., 1977; Иванов А. Питерский трубадур // Поэзия 1984: альм. Вып. 40. М ., 1985; Саша Черный о Петре Потемкине // Там же; Оцуп Н. П. П. Потемкин // Оцуп Н. Океан времени. СПб., 1993; Ковалева Т. Поэзия для детей П. П. Потемкина // Центр. Россия и лит-ра русского зарубежья (1917–39). Иссл. и публикации. Орел, 2003.

С. Ипатова

  • Потёмкин Петр Петрович