Потёмкин Петр Петрович
ПОТЁМКИН Петр Петрович [2.5(20.4).1886, Орел ― 21.10.1926, Париж; похоронен в склепе Тургеневского об-ва на Пер-Лашез] - поэт, прозаик, драматург, переводчик.
Родился в семье чиновника Службы сборов. Юность прошла в СПб. Учился в СПб. ун-те на отд. словесности. Дебютировал как поэт в сатирич. ж. К. Чуковского «Сигнал» - « Диалог Хилкова с Грибоедовым » (1905. № 2); затем печ. в переименованном ж. «Сигналы» (псевдонимы: Пикуб, Андрей Леонидов), помещая в них сатирич. стихи на злободневные темы - призывы к освобождению народа, обличение черносотенцев и царских министров. В очерке « Как я сделался знаменитым писателем » П. так охарактеризовал свое раннее тв-во: «Я рифмовал баррикады семнадцать раз на протяжении 16 строк» (Комета. 1906. № 1). После запрещения «Сигнала» (1906) поэт публ. стихи в сатирич. сб. «Рапира», «Маски», «Комета», «Ночь», «Еж», «Водолаз» и др. К этому периоду относится сближение П. с символистами (Ф. Сологуб, Вяч. Иванов, Г. Чулков, М. Кузмин, А. Блок, Тэффи, А. Ремизов и др.), влияние кот. присутствует в тв-ве П. этих лет. Однако наибольшее воздействие на него оказала романтич. поэзия Блока (« Я бродил по улицам крикливым», «Дьявол», «Гаданье »), что позднейшими исследователями расценивалось как эпигонство. Сам Блок, почувствовав интонационный диссонанс, писал о стихах П. в символистской «Антологии» (1911): «Это уже какая-то нестроевая рота» (А. Блок и А. Белый. Переписка. М., 1940). Поэт публ. в илл. приложении к газ. «Русь» (рядом с блоковскими произведениями), в модернистском сб. «Остров» (1909). В этот период П. близок скорее не к «Весам», а к изд-ву «Оры» (Вяч. Иванов) и альм. «Факелы» - органу второй волны русских модернистов, декларировавших «мистический анархизм»: бунт во имя утверждения личности (см.: Чулков Г. О мистическом анархизме. СПб., 1906). Однако перв. поэтич. сб. П. « Смешная любовь » (1908) показал отличие поэта от символистов. В кн. содержались тонкие пародии на стихи Блока, Кузмина, Сологуба, К. Бальмонта. Гл. мысль сб., объединяющая разностилевые стихи, - имитация и подделка «прекрасной любви»; П. рисует различные уродливые типы «смешной любви» - салонная любовь-игра (цикл « Парикмахерская кукла »), эстетская любовь-мечта (цикл « Петербург » - пародии на блоковские стихи о Прекрасной Даме), кукольная любовь-подделка (« Жестяные любовники »), уличная продажная любовь (« Ночью »), любовь - пошлая забава и т.д. По мысли поэта, предрассудки делают людей уродливыми духовными горбунами, не способными в мире корысти и расчета на наст. чувство (« Жили-были два горбуна »). Кн. произвела фурор. П. становится популярным поэтом. По словам В. Брюсова, он «сразу сделался маленьким „мэтром”, создателем своего стиля и чуть ли не своей школы» (Весы. 1908. № 3).
В 1908 П. стал пост. сотрудником «Сатирикона» и вскоре после того, как Саша Черный «эмансипировался» от ж.,- его поэтич. (юмористич., но не сатирич.) лидером. Сатириконская поэзия П. разнообразна по тематике и жанрам: злободневная полит. сатира, бытовая сатира, лубочная стилизация, жеманная стилизация поэзии рококо XVIII в., восточные газеллы, переводы с немецкого («Песни таверны» Р. Шредера). Весной 1909 участвовал в создании «Поэтической академии» Вяч. Иванова, члены кот. собирались на «Башне» и занимались теорией стихосложения (см.: Валерий Брюсов и его корреспонденты // ЛН. Т. 92. Кн.
Начиная с 1913 постепенно отходит от «Сатирикона»; в эти годы им напис. ряд скетчей и коротких пьес для кабаре «Летучая мышь» (« Китайский болванчик »), «Бродячая собака», театра миниатюр «Кривое зеркало» (пьесы « Барометр», « Современники »), «Дома интермедий» (« Блэк энд уайт », постановка В. Мейерхольда). По воспоминаниям Н. Оцупа, П. был артистич. душой «Бродячей собаки», где ставил собств. остроумные скетчи, «нередко играя в них главную роль». В Александринском театре в постановке Мейерхольда идет пьеса Э. Хардта «Шут Тантрис» в переводе П. Его «можно было часто видеть в фойе маленьких театров. Ставились его вещички, имевшие заслуж. успех», но он «знал, что занимается поэтическими пустяками, что талант его все уходит глубже в него, и нет ему выхода» (В. Талин). Под псевд. «Вестрис» и «П. П. П.» поэт пишет театр. рецензии для газ. «Русская молва» (1912–13), «День» (1913–15), «Русское слово» (1913–16), прозу - рассказы « Влюбленные», «Записки фланера», «В царстве голых » (День. 1913–14). В годы Первой мировой войны занимается переводами с немецкого и чешского (см. его «Антологию чешской поэзии». Прага, 1925), пишет детские стихи, публ. в ж. «Галчонок» - своеобразном центре детской сатиры, - издание кот. осуществлялось сатириконцами (см. его сб. «Зеленая шляпа». Берлин, 1924).
После Октябрьской революции, оставаясь «чистым поэтом», эмигрировал в Румынию (1920), затем в Прагу (до 1923); здесь подготовил к печ. антологию чешских поэтов (в своих переводах), печ. в пражской «Воле России», организовал устный альм., в кот. выступали литераторы объединений «Скит» (Прага) и «Таверна поэтов» (Варшава); жил в Берлине, где в 1923 вышел третий сб. П. « Отцветшая герань (То, чего не будет) », составленный в основном из дорев. стихов и пронизанный ностальгической тоской по потерянной России («...сердцу мило то, чего не будет, / То, что было - русская герань»). Жизнь П. в эмиграции сложилась трудно: много работал, бедствовал, тосковал по родине, «бился, маялся, никогда не жаловался, а все изведал, что полагается служителю муз в благоустроенных республиках, сумрачному скитальцу в старомодном плаще» (Дон-Аминадо). Из Берлина П. переехал в Рим, а в 1924 окончательно поселился в Париже. Напис. полит. комедию « Дон-Жуан - Супруг Смерти » (1924; совм. с С. Поляковым-Литовцевым), поставленную в римском «Театре независимых» (1925) и парижской «Летучей мыши». В Париже с успехом шли пьесы П. « Любовь и иерархия», «Факир», «Шашлычники», «Кафе-крем ». Начал пис. роман из жизни шахматистов, оставшийся незавершенным. Снимался в фильме «Казанова» (Флоренция, 1926). Умер от сердечного приступа.
Соч.: Избр. страницы. Париж, 1928; Поэты «Сатирикона» / Биографич. справка Л. Евстигнеевой; вст. ст. Саши Черного «Путь поэта». М.-Л., 1966; Доктор Дапертутто (Из театр. воспоминаний) // Посл. новости. 1926. № 1908. 13 июн.; Герань: Кн. стихов. СПб., 2005.
Лит.: Талин В. Смерть в изгнании: некролог // Посл. новости. 1926. 22 окт. № 2039; Дон-Аминадо. Памяти Потемкина: некролог // Посл. новости. 1926. 23 окт. № 2040; Горянский В. П. Потемкин: некролог // Возрождение. 1926. 28 окт. № 513; Черный А. Русский Палисадник // Посл. новости. 1926. 25 нояб. № 2073; Харджиев К, Тренин В. Поэтич. культура Маяковского. М., 1970; Любимов Л. На чужбине. Ташкент, 1965; Евстигнеева Л. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. М., 1968; Спиридонова (Евстигнеева) Л. Русская сатирич. лит-ра нач. XX в. М., 1977; Иванов А. Питерский трубадур // Поэзия 1984: альм. Вып.
С. Ипатова