Принцев Юзеф Янушевич


ПРИ́НЦЕВ Юзеф Янушевич (наст. Прицкер Иозеф) [5.1.1922, по одним источникам ― Ташкент, по др. - Елизаветград (ныне - Кировоград, Украина) - 1989, Л-д] - прозаик, драматург, киносценарист.

Родился в семье врача. Отец умер вскоре после рождения сына. В 1934 П. с матерью переезжает в Л-д. Самое сильное воздействие на подростка оказал Л-д театральный. Это и определило выбор профессии. В 1939 сразу после окончания школы П. поступает в Гос. театр. ин-т на актёрский фак-т. В авг. 1941 идёт добровольцем на фронт. Его зачисляют в концертную бригаду и отправляют на Сев. флот. Там П. попадает во фронтовой театр, руководимый В. Плучеком и А. Арбузовым, работает в газ. «Североморец». Боевые награды - орден Красной Звезды, медаль «За оборону Заполярья» и др. После войны, вернувшись в Л-д, завершает прерванную учебу и получает диплом актёра и театр. реж-ра.

В 1948 дебютирует как драматург. Его перв. пьеса «Страна чудес. Сказка о старых и новых волшебниках» (М., 1949), напис. в содружестве с Ю. Хочинским, в том же году была поставлена на сцене лен. ТЮЗа и снискала авторам любовь зрителей. «Страна чудес», наряду с пьесами-сказками современников ― Маляревского, Габбе, Карнауховой, Михалкова, Шварца и др., обращаясь прежде всего к мл. школьникам, сочетала «живую зрелищную форму и острое современное содержание… Пьесы-сказки, прославляющие силу и величие труда, основывались… на прямой борьбе враждебных сил. Образы коварных богачей, угнетающих трудовой народ, …были в них сатирически заострены» (Очерки истории).

Продолжая работать в драматургии для детей, в 1950 П. обращается к биографии А. Гайдара и пишет о нём пьесу «Всадник, скачущий впереди» (М.-Л., 1950), затем пьесу о юных комсомольцах «На улице Счастливой» (М., 1954). Обе пьесы входили в репертуар едва ли не всех детских и молодёжных театров той поры. Энергичная действенность поступков, острота нравств. поединков героев, напористость и категоричность мышления персонажей - всё это не могло не импонировать тюзовской аудитории. Драматург романтич. склада, П. «не отдавал дань романтике… он жил ею, был соприроден ей в силу темперамента и не изменял ни себе, ни ей в периоды очередных переоценок ценностей. Его романтизм не “кричит”, не оглушает пафосом, потому что органически вмещает в свою стихию юмор, подкупающую натуральность и вкус к приключенческой интриге» (В. Фадеев). В этом П. - ученик А. Гайдара, героя мн. своих пьес, повестей и рассказов («Тревожное счастье». Л.-М., 1964; «Командир полка», Л., 1969; «Гори, гори, моя звезда …», Л., 1974 ; «Там вдали, за рекой», Л., 1983).

Двадцатые годы с их романтич. пафосом и героич. образностью, столь притягательными у Гайдара, Пантелеева и др. писателей старшего поколения, во многом повлияли на становление писательского голоса П. Неслучайно его интересуют прежде всего те, кто был первым, зачинатели и первопроходцы. Один из фильмов по сценарию П. так и назв. - « Они были первыми » (1956). Люди неравнодушные, с актив. жизненной позицией (будь то дети или взрослые) - герои киносценариев П. Так, « За облаками небо » (1964) - история о лётчиках-испытателях и конструкторах, кот. в перв. послевоен. годы, рискуя жизнью, осваивали новую реактивную технику. « Его звали Роберт » (в соавт. с Л. Куклиным, 1966) - фантастич. комедия о молодом учёном, руководителе экспериментальной лаборатории, создавшем биохимическую модель человека (фильм по этому сценарию получил приз «Золотой шар» на МКФ фантастич. фильмов в Милане в 1969). Всего по сценариям П. создано 13 фильмов, большинство из кот. относятся к комедийному или приключ. жанрам (« Тамбу-ламбу » (1957), « Попутного ветра, “Синяя птица”! » (в соавт. с Ф. Шкубоней, 1967), « Двадцать седьмой неполный » (1972), « Ветер странствий » (1978), « Сицилианская защита » (1980), « Жизнь и приключения четырёх друзей » (1980) и др.).

Яркой страницей творч. биографии П. стало участие в создании спектаклей для детей не только в кач-ве драматурга. В союзе с композиторами Г. Портновым и А. Черновым он пишет песни к муз. спектаклям и концертам « Всадник, скачущий впереди » (1951), « Взвейтесь кострами » (1960), « Первый день сентября » (1976) и др. Песня П. « Я счастье несу » из спектакля «Первый встречный» (1962) стала лирич. шлягером 1960-х, декларируя позицию поколения, не успевшего родиться к войнам и революциям, но запутавшегося в бедах и ошибках отцов, назначающих слишком высокую плату за счастье. Не поверить автору было трудно - столь чисты и искренни его мотивы и интонации: «Подставляйте ладони. / Я насыплю вам счастья. / Есть источник бездонный / В дождь, в грозу и ненастье. /…Не жалейте улыбок, / Не жалейте участья. / И средь бед и ошибок / Вы получите счастье…»

В кон.1960-х - нач. 70-х П. всё чаще обращается к прозе. Одна за другой выходят его повести и рассказы, в кот. явно даёт о себе знать сценарно-драматург. мастерство автора. Повесть для детей «Скачу за радугой» (Л., 1972) рассказывает о жизни ребят в пионерлагере. Мальчишки играют, представляя себя героями кинофильмов и прочитанных книг. Повествование делится автором на два плана, кот. не просто не пересекаются, но поначалу открыто друг другу противостоят. Завязка определяется чётко и определённо: старого вожатого «увезли в город с острым приступом аппендицита, а нового ещё не прислали. В отряде наступило “смутное время”, и второе звено использовало его с размахом!». Зачинщики «размаха» увлечены игрой, но вот над «вожаком» нависла угроза исключения из лагеря - казалось бы, закономерная кульминация, в разгар кот. автор мастерски смещает акценты, и заданная им двуплановость перемещается на уровень сознания героев, где и происходит действительная развязка. И хотя разрешение конфликта происходит в рамках мотива взросления личности и её соц. самоопределения («Генка…думал о том, что нет ничего дороже дела, кот. нужно людям»), осн. проблемные узлы повести фокусируют внимание читателя на дилемме «быть // казаться», весьма актуальной в эпоху 1970-х.

В 1980 выходит повесть П . «Тревожная наша юность» (Л., 1980), посвящ. перв. комсомольцам Пг. Образно-интонационный ряд, выполненный в традиционных для П. романтически приподнятых над «бытом» истории красках, предлагает читателю яркие, динамичные, наполненные различными ассоциациями, картины прошлого. Сюжетное решение повести не оставляет сомнений в умении П. сочинять интересные, захватывающие правдой факта и глубиной обобщения, истории. Тут схлестнулись город и деревня, голубые знамёна с красными, политика и поэзия, любовь и война. И во всём этом круговороте страстей и событий П. даёт расслышать голос каждого персонажа, признаваясь, что все они «чем-то похожи друг на друга». Свою же задачу автор определяет - в эпиграфе к повести - словами М. Светлова: «И пускай поднялись обелиски / Над людьми, погибшими в пути, ― / Всё далёкое ты сделай близким, / Чтоб опять к далёкому идти!». Реализовать эту задачу помогает композиц. решение повести. Рассказчик наблюдает за посетителем музея, листающим старую тетрадь, что лежит «рядом с простреленным знаменем, залитым кровью комсомольским билетом, наганом, хранящим до сих пор следы сгоревшего пороха». Через шестьдесят лет после описанных событий «седой человек… подолгу простаивает в этом зале… всё стоит и смотрит на пожелтевшую фотографию». Но и это не главное для П. Оно в стремлении понять память и её метаморфозы, в прикованности взгляда писателя к процессу осознания человеком себя как части истории страны. Неслучайно заканчивается повесть не просто описанием задумчивого посетителя музея, но многозначными словами автора: «А я смотрю на него…»

Во втор. пол. 1980-х П. много работает в архивах, исследуя мат-лы, связанные с началом становления сов. государства, с деятельностью органов ВЧК (ОГПУ, КГБ), с уголовными делами, кот. расследовали лен. чекисты в 1980-х. Повести « Кто вы, Джордж Коллинз? » и « Свадьба отменяется » вышли в сб . «Ради безопасности страны» (1985) и «Схватка» (1987) рядом с произведениями современников П. - Ю. Семёнова, С. Родионова, Ю. Слепухина, В. Козлова, Б. Никольского и др. Отдельным изд. детективная проза П. вышла только в 1990, после смерти автора. Это сб. «Особое назначение» (Л., 1990), куда вошли, кроме названных, повести « Объявлен в розыск », « Старший оперуполномоченный », « Особое назначение ». Построенные по непреложным законам детектива, эти повести - правдивые истории человеч. беды, идущей об руку с преступлением. В них «прихотливая нить криминального сюжета прошивает… такую пестроту социальных явлений, судеб, характеров, примет времени, какая не всегда по плечу добросовестному очеркисту» (В. Фадеев). Схватка добра и зла, борьба с насилием и защита от насилия как одно из естественных прав человека, столкновение сил созидания и разрушения - сквозная тема всего тв-ва П. - нашла здесь достойное завершение.

В 1982 П. награждён орденом «Знак Почета».

Соч.: Страна чудес: Сказка о старых и новых волшебниках. М., 1949 (в соавт. с Ю. Хочинским); Всадник, скачущий впереди!: Пьеса. М.-Л., 1950; На улице счастливой: Пьеса. М., 1954; Первый встречный: Пьеса. Л., 1962; Тревожное счастье: Драм. хроника. Л.-М., 1964; Великолепная восьмёрка: Пьеса. М., 1965; Девятая симфония: Пьеса. М., 1967; Командир полка: Рассказы. Л., 1969; Скачу за радугой: Повесть. Л., 1972; Гори, гори, моя звезда…: Рассказы. Л., 1974; Тревожная наша юность: Повесть. Л., 1980; Там вдали, за рекой: Повести. Л., 1983; Особое назначение: Повести. Л., 1990.

Лит.: Пьеса о героизме сов. молодёжи: О тв-ве Ю. Принцева и о его пьесе «Дождливое лето» // Театр. 1957. № 15; Очерки истории русской сов. драматургии. Т. 3: 1945–67. Л., 1968; Принцев Юзеф Янушевич // Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин, А. Лурье. Л., 1982; Иванов Б. Верность славным традициям // Ради безопасности страны: Сб. Л., 1985; Варфоломеев Б., Иванов Б. Продолжение темы // Принцев Ю. Схватка. Л., 1987; Фадеев В. Об авторе этой книги // Принцев Ю. Особое назначение. Л., 1990.

Т. Рябова

  • Принцев Юзеф Янушевич