Пришвин Михаил Михайлович
ПРИ́ШВИН Михаил Михайлович (псевд. Михаил Хрущевский, М. Алпатов и др.) [4.2(23.1).1873, с. Хрущево Елецкого у. Орловской губ.- 16.1.1954, М.] - прозаик.
Происходил из купеческого сословия. Родился в имении Хрущево, купленном у помещика дедом П. С 1883 учился в Елецкой гимназии. После года учебы оставлен повторно в 1-м классе за неуспеваемость, с выводом: «Безнадежен по малоспособности». В 1885 попытался совершить с друзьями-гимназистами романтич. побег в «Азию», кот. рассматривал позже как свое первое, стихийное устремление к мечте. П. запомнилось заступничество от насмешек гимназистов («бежали в Азию, а попали в гимназию») учителя географии В. Розанова, впоследствии изв. публициста и философа: «Это хорошо, это необыкновенно» (« Дневники. 1918–19» ). Однако в 1889 П. был исключен из гимназии без права поступления в др. учебное заведение - за оскорбление того же Розанова. В посл. гимназич. годы увлекался чтением нелегальной лит-ры.
С осени 1889 продолжал учебу в реальном училище в Тюмени, живя у дяди, крупного промышленника. В 1893 сдал экстерном экзамены за 7-й класс и поступил на агрономическое отд. химического фак-та Рижского политехникума. В Риге активно участвовал в деятельности т.н. школы пролетарских вождей: распространял подпольную лит-ру, переводил соч. Бебеля и Меринга, воспринимая марксизм в апокалипсически окрашенном образе «светлого будущего», кот. грядет после неминуемой мировой катастрофы. В 1897 арестован и приговорен к году тюремного заключения; весной 1898 выслан под надзор полиции на родину, в Елец.
При запрете учиться в России в 1900 получил разрешение выехать в Германию, где поступил в Лейпцигский ун-т, посещал лекции в Берлине и Иене. Учился у всемирно изв. проф. В. Оствальда, В. Вундта, Э. Геккеля, К. Бюхера и др. Увлекался музыкой Р. Вагнера (за вр. учебы 37 раз слушал оперу «Тангейзер»), натурфилософией Гете. Особенно много занимался в лаборатории физикохимика и философа В. Оствальда. Науч. интересы и «прозрение в мещанство социал-демократии» привели П. к отходу от рев. деятельности. В 1902, окончив обучение, отправился в Париж, где влюбился в В. Измалкову, студентку Сорбонны, однако вспыхнувшая любовь завершилась трагическим для П. разрывом, наложившим отпечаток на всю его жизнь и тв-во - «ей представляется, что он любит не ее, а мечту свою» («Дневники. 1918–19»).
Возвратившись в Россию, работал агрономом в Тульской губ., в Клинском уездном земстве, в Петровской сельскохозяйственной академии в М. В 1904 переехал с семьей (в Клину П. сошелся с неграмотной крестьянкой с ребенком) в СПб., где стал секретарем редактора сельскохоз. энциклопедии, затем работал на опытной агрономич. станции под Лугой; публиковался в науч. журналах; составлял популярные пособия (« Как удобрять поля и луга », 1905; « Картофель в полевой и огородной культуре» , 1908).
Однако приземленность практич. науки вызывала чувство неудовлетворенности. Зато при близком общении с простыми людьми нарастало увлечение живым, разговорным языком, выразительной силой народной речи. Выход в лит-ру был найден около 1904 при попытке П. записать мучительно переживаемую историю первой любви. Перв. рассказ - « Домик в тумане » (1905; не сохр.). С 1905 подрабатывал в газ., г.о. в «Русских ведомостях», где ред. был его двоюродный брат И. Игнатов.
Летом 1906 по совету этнографа Н. Ончукова отправился для сбора фольклора в Заонежье - не тронутый цивилизацией Выговский край Олонецкой губ. 38 сказок, собранных П., вошли в сб. Ончукова «Сев. сказки» (1908). Впечатления от путешествия составили кн. « В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края » (1907). Этнографич. зарисовки, благодаря присущему П. «родственному вниманию» (слиянию душой с предметом изображения), переросли в целостную картину хоз. деятельности, обычаев и обрядов северян, с большим кол-вом колоритных, художественно выписанных типов сказительниц, воплениц, бурлаков. Увлеченно описывая патриархальные особенности быта северян, П., однако, избегает идеализации, не оставляя без внимания и негативные стороны жизни. На примере Выговской пустыни показана трагич. судьба староверчества. Книга воспринималась как этнографич. исследование, но ее достоинства проистекали не из научности, а из бесспорной оригинальности худож. таланта П.
Во втор. кн. путешествий П. « За волшебным колобком. Из записок на Крайнем Севере России и Норвегии » (1908), повествование кот. стилизовано под народную сказку, намечена сквозная тема тв-ва П.- тема сближения жизни и сказочной мечты, поиска прекрасного в повседневности. Эта кн., в кот. повествовательная манера П. становится более свободной, субъективной, - важный шаг вперед от этнографии к худож. прозе.
Познакомившись в 1907 с А. Ремизовым, близким ему по мировосприятию, худож. принципам и любви к народному языку, прошел у него, как и ряд др. изв. писателей, «школу» лит. мастерства. Ремизов ввел П. в лит. круги СПб. Под влиянием собраний Религиозно-философского об-ва П. совершил летом 1908 путешествие в заволжские леса на Светлое озеро, к легендарному граду Китежу. В живой, импрессионистич. манере П. воссоздал в кн. « У стен града невидимого » (1909) атмосферу паломничества, разнообразные проявления «наивной народной веры», раскрывая народную боль по утраченному религиозному единству. П. обнаруживает сходство духовных исканий неграмотных сектантов-староверов и рафинированных столичных интеллигентов, представителей т.н. нового религиозного сознания. После возвращения из путешествия П. познакомился с кругом символистов Д. Мережковского, с А. Блоком, В. Ивановым, вновь встретился с В. Розановым, уже знаменитым философом и публицистом. Влияние Розанова ощутимо не только в произведениях П. этого периода повышенного интереса к религии; на протяжении всей жизни П. вел в дневниках спор-диалог с этим религиозным мыслителем. Повлиял Розанов и на более позднее обращение П. к форме философской лирич. миниатюры. Несмотря на благосклонное внимание мэтров символизма к кн. «У стен града невидимого» (см., напр.: Мережковский Д. Расколовшийся колокол // Русское слово. 1909. 16 дек.), П. вскоре отходит от «богоискателей»: его, всю жизнь стремившегося к нераздельности жизни и тв-ва («пишу как живу»), разочаровало то, что они «пишут таинственно, говорят и живут обыкновенно».
Результатом новой поездки - в среднеазиатские степи, за Иртыш - стал цикл лирич. произведений « Черный араб » (1910), в кот. окончательно оформилось мастерство П. как художника, особое умение переплавлять реальные наблюдения в поэтич. картину целостной жизни в родстве с природой. «Черный араб» вызвал восторженный отклик Горького, к кот. П. также испытывал опр. тяготение. Вместе с тем позиция П. была подчеркнуто независимой - он стоял особняком между символистами, с кот. его сближало внимание к эстетич. и духовной сторонам тв-ва, и Горьким, кот. был близок ему жизнеутверждением, интересом к простым людям. Предрев. тв-во П. отмечено особенно сильным влиянием стилистики А. Ремизова, иногда приводящим к чрезмерной вычурности, нарочитому смешению грез и реальности (« Иван Осляничек », 1913; « Грезица », 1916).
В 1910-е П. много путешествует, обычно проводя летние месяцы в отдаленных деревнях Псковской и Новгородской губ. В 1910–11 переходит от этнографии к чисто худож. форме, заметно колеблясь между реализмом и модернизмом («Крутоярский зверь», «У горелого пня» и др.). Итогом раннего периода стало 3-томное СС П., выпущенное в 1912–14 руководимым Горьким изд-вом «Знание».
Важная веха в биографии П.- большая ст. « Великий Пан » (1911) влиятельного критика Иванова-Разумника, давшего развернутую характеристику и высокую оценку тв-ву П. как крупного, сформировавшегося художника, поэта космич. чувства (хотя осн. тезис критика о пантеизме П. ныне представляется спорным). Оценки критиков, относивших П. к «неореалистам» за сочетание в его тв-ве реалистич. черт с усложненностью и налетом мистич. стилизации (« Крутоярский зверь », 1911; « Птичье кладбище », 1911; « Никон Староколенный », 1912; и др.), были противоречивыми: с одн. стороны, отмечалось «глубокое и любовное проникновение» писателя в души людей, тонкое понимание природы (В. Львов-Рогачевский), с др. - оценка его как этнографа, «без личности», «с глазами вместо сердца» (З. Гиппиус). В 1912–14 много печ. в ж. «Заветы», продолжая сотрудничать в либеральных газ. «Русские ведомости», «Речь», «Биржевые ведомости». Из газетных очерков П. составил сб. « Заворошка. Отклики жизни » (1913), давший разнообразный срез русской жизни предрев. периода. Особое внимание в очерках, написанных сдержанно, без присущих более позднему П. лиризма и личностной интонации, уделяется взаимоотношениям интеллигенции и народа, отмечается нарастание соц. недовольства. Получив в 1914, после смерти матери, в наследство надел земли в Хрущеве, П. строит дом и намеревается заняться хозяйствованием.
Во время Первой мировой войны П. в осн. выступал как газ. публицист, воссоздавая скупыми репортажными средствами обстановку воен. времени на фронте и в тылу. Дважды ездил корреспондентом на фронт. Худож. произведения в этот период редки. В стилизованном в духе Ремизова рассказе « Цепочка Иисусова » (1915) переплетаются народные поверья, сны, религиозные предания и наблюдения над природой и жизнью волков. В рассказе « Чертова ступа » (« Косыч ») (1916) П. создал образ типичного кулака, думающего в трудное для страны время лишь о личной корысти. В рассказе « Страшный суд » (1917) показано всеобщее изменение отношения к войне накануне революции.
Проведя лето 1917 за обработкой земли в Хрущеве, П. осенью вернулся в Пг., где его застала революция. Приняв Февральскую революцию как ист. неизбежность, к октябрьским событиям П. отнесся резко отрицательно, выступив в правоэсеровской газ. «Воля народа» с большим кол-вом острых заметок, раскрывающих антинародную, разрушительную сущность большевистского переворота. П. рассматривает революцию в апокалипсич. тонах, как приход к власти князя тьмы Аваддона, обнаруживая в лицах и целях революции «обезьяньи» черты, «смердяковщину», дух мещанства и корысти (« Князь тьмы », « Смех обезьян », « Невидимый град », « Убивец » и др.). 2 янв. 1918 П. был арестован ЧК и 2 недели находился в заключении.
С весны 1918 П. жил в Хрущеве, посылая репортажи в моск. газ. «Раннее утро» о разгуле анархии, разграблении помещичьих усадеб, «черном» переделе земли и произволе новой власти в провинции. П. намеревался провести смутное время в деревне, занимаясь обработкой земли наравне с крестьянами. Однако осенью 1918, получив от крестьян «выдворительную», был вынужден покинуть Хрущево. В 1918–20 П., в поисках жизни «свободного человека», работал в различных учреждениях Елецкого у.; преподавал географию в гимназии, откуда прежде был изгнан; едва не подвергся расстрелу мамонтовскими войсками. Занимал принципиально нейтральную позицию, «ни за белых, ни за красных» (Дневники. 1918–19), выдвигая вместо полит. позиции «голубое знамя» христианства. В 1920 П. уехал в глубь России - на родину жены, в Дорогобужский у. Смоленской губ., где стал учителем словесности («шкрабом») и хранителем созданного им музея усадебного быта в Алексине (см. автобиографич. рассказ « Школьная Робинзонада » [1924] // Встречи с прошлым. М., 1976).
В 1922 П. возвращается в Подмосковье и после долгого перерыва возобновляет сотрудничество в ж. «Красная новь», «Новый мир» и др. Посылает автобиографич. повесть « Раб обезьяний » (совр. назв. « Мирская чаша », 1920; полностью опубл. в 1982) на рец. непосредственно Л. Троцкому. В повести послерев. Россия предстает как занесенная снегом дикая «Скифия», где разрушен традиц. уклад жизни и идет драматич. борьба культурных, духовных начал с проснувшимися в человеке «звериными» инстинктами. Троцкий, признав «крупные художественные достоинства» повести, назвал ее, однако, произведением «сплошь контрреволюционным» («Пришвин в воспоминаниях современников»). Переизданием в 1923 книг П. («Колобок», «Черный араб») и публикацией его произведений об охоте и природе, детских рассказов возобновляется участие П. в лит. процессе. По выходе в свет автобиографич. повести о детстве « Курымушка » (1924) П. рассматривается критикой как крупный талантливый писатель-«попутчик», один из лучших художников слова, хотя и избегающий актуальных тем строительства новой жизни и поэтизирующий прошлое.
Придя к важному выводу о «распылении старого мира» (Красная новь. 1924. № 1), П. пытается вписаться в новую действительность, не утратив собств. личности. Одна из первых удачных попыток создания совр. очерка о людях труда - кн. « Башмаки » (1925), в кот. конкретные наблюдения над профес. деятельностью и характерами подмосковных башмачников, полные познавательного интереса, обретают и высокохудожественную, занимательную лит. форму. П. все чаще обращается к теме природы, но это не «бегство в природу», а, наоборот, борьба с торжеством механистических начал через утверждение органической цельности жизни, через раскрытие сущности природы как «зеркала человека».
Как и мн. последующие произведения П. в «малой форме», кн. « Родники Берендея » (отд. изд. 1926) была создана на основе дневников, кот. П. вел на протяжении почти всей жизни (1905–54). Поэтичные «фенологические» наблюдения в «Родниках Берендея» сочетаются с глубокими жизнеутверждающими философскими раздумьями. Но начиная с 1920-х дневники перестали играть роль только «лабораторного» мат-ла для худож. тв-ва, постепенно обретая черты уникального по масштабам и достоверности (П. поверял дневникам самые сокровенные мысли, без оглядки на цензуру) самостоятельного произведения - обращенной к потомкам «летописи» трагической эпохи, с напряженным осмыслением современности в русле традиционных религиозно-философских, этических и эстетич. исканий русской культуры, насильно прерванных революцией.
В 1926 П. поселился в Сергиевом Посаде (с 1930 - Загорск), где жил до 1937. Автобиографич. роман « Кащеева цепь » (отд. изд. 1927) - одно из гл. произведений П., был тепло встречен критикой. Отмечались убедительно показанная история формирования творч. личности, раскрытие мотивов прихода молодежи в рев. движение, запоминающиеся, правдоподобные характеры. Благодаря поддержке Горького, П. удалось издать в 1927–30 СС в 7 т. Выход в 1930 последнего тома («Журавлиная родина»), однако, совпал с началом травли П. в печ. за «биологизм», «наивничанье», «неверие в конечные цели революции» и т.д. в связи с усилением вульгарно-социологич. нападок РАППа на лит. объединение «Перевал» (Григорьев М. Пришвин, алпатовщина и «Перевал» // ЛГ. 1930. 4 дек.; Малютин З. Очерки, становящиеся реакционными записками // На лит. посту. 1930. № 17 и др.). В отчаянии от творч. несвободы, ужасов «раскулачивания» и отрицания личности П. был на грани самоубийства (Дневник 1930 г. // Октябрь. 1990. № 7). Однако после роспуска РАППа и организации СП положение П. в сов. лит-ре стабилизировалось, хотя критикой сознательно создавался зауженный образ «певца природы», автора бытовых очерков, охотничьих рассказов и произведений для детей.
Одно из наиболее совершенных произведений П.- лирич. повесть-поэма « Жень-шень » (1933), в кот. гармонично выразились его «коренное» мироощущение и лучшие стороны его писательского дарования - поэтичные и в то же время точные описания природы, тончайший психологизм, дружеская доверительность интонации, стилистич. разнообразие и выразительность яз. В 1930-е П. много работал для детей, издав кн. рассказов « Лисичкин хлеб » (1939), кн. для юношества « Серая Сова » (1938) о «родственной душе» - канадском индейце, живущем в неразрывной связи с природой, и др.
Для творч. метода П. характерно утверждение радости жизни вопреки страданию, неуклонное стремление, несмотря на знание темных сторон жизни, дело свое вести «в светлую сторону». Однако «геооптимизм» П. (Горький) подвергался упрощенной трактовке в духе идеологич. штампов соц. реализма, П. воспринимал свое жизнеутверждение как «крестную жертву»: «Я, может быть, больше других знаю и чувствую конец на кресте, но крест - моя тайна, моя ночь, для других я виден, как день, как цвет».
С 1937 жил в М. В кон. 1930-х П. пережил духовный переворот: завершился долгий путь П. к «Невидимому Граду» христианства, к Церкви, положивший начало новому этапу тв-ва - воплощению средствами искусства идеи «радостного тв-ва христианского космоса любви» (Н. Дворцова). В 1940 женился на В. Лебедевой (урожденной Лиорко), оказавшей существенное влияние на развитие православных тенденций в его мировоззрении и тв-ве, а позже сыгравшей ведущую роль в разрушении стереотипного восприятия П. только как «певца природы» и раскрытия его подлинного, всестороннего образа художника-мыслителя (см. об их отношениях в совм. книге « Мы стобой. Книга любви ». М., 1996).
В 1940 вышла в свет созданная на основе дневников кн. « Неодетая весна », в кот. П. стремился «изобразить нашу природу с животными, растениями, в живой связи между собой, как великий Дом человека» (Октябрь. 1940. № 1). Тогда же в «Новом мире» (1940. № 9–10) печ. «поэма» о любви « Фацелия » - одно из самых поэтич. соч. П., созданное на основе дневниковых миниатюр. Печатание, однако, было прервано и вместо посл. части появилась резко отриц. статья (Мстиславский С. Мастерство жизни и мастер слова // Новый мир. 1940. № 11–12), обвинявшая П. в аполитичности и т.п.
Годы Великой Отеч. войны П. провел в д. Усолье под Переславлем-Залесским (Ярославская обл.). Вернувшись в 1943 в М., создал на основе воен. впечатлений наполненную светом любви и исканий правды жизни « Повесть нашего времени » (1944; опубл. 1957) - «вещь со славянской душой».
Около 20 лет работал П. над романом-сказкой « Осударева дорога » (1-я ред. законч. в 1948, опубл. в 1956). Действие романа происходит в Заонежье, где П. побывал еще в начале века, собирая сказки, и снова в 1933, когда там строился Беломорско-Балтийский канал. Драматич. столкновение прошлого и нового, природы и человека, несвободного труда и гос. необходимости послужило П. канвой для размышления над глубочайшими религиозно-философскими и социально-этич. проблемами. Тема рождения новой личности через нахождение пути к свободе как «осознанной необходимости», раскрытая в образе Зуйка, решалась П. в духе христианства. Однако чрезмерная привязанность сюжета к конкретным местам, связанным с народным страданием, и невозможность высказаться открыто затруднили правильное восприятие произведения. Глубокий религиозно-философский подтекст его символики становится понятным из опубликованных «лесов» к роману (Наше наследие. 1989. № 1, 2).
Наиболее изв. произведение П.- сказка-быль « Кладовая солнца » (1945), посвящ. теме становления детских характеров, единства человека и природы. Повесть, в кот. блестяще соединились поэзия природы, занимательность сюжета и познавательный интерес, заняла первое место на конкурсе Министерства просвещения РСФСР на лучшую книгу для детей. В 1953 П. закончил работу над повестью-сказкой « Корабельная чаща » (опубл. в 1954, после кончины П.), в кот. действуют те же герои, что и в «Кладовой солнца». Мотив «поиска правды» придает повести с незатейливым сюжетом о путешествии детей к заповедному лесу (в поисках отца) философско-символич. характер. Форма «сказки» характерна для послевоенного П., увидевшего в этом жанре неогранич. возможности сближения мечты и действительности, «творчества небывалого», как единственно допустимое в условиях того вр. средство проведения идеи религиозного преображения мира. Для П. характерны проходящие сквозь все его тв-во, развивающиеся и видоизменяющиеся вместе с духовным развитием самого художника идейно-нравственные «мыслеобразы» - лейтмотивы, охватывающие целые комплексы идей и помогающие глубже проникнуть в целостное мироощущение писателя в процессе его духовного роста: «родственное внимание», «сердечная мысль», «творческое поведение» и т.д.
П. по праву считается классиком русской лит-ры, выдающимся мастером слова, художником-гуманистом, утверждавшим целостность бытия и призывавшим друга-читателя к сотворчеству жизни. С особой остротой звучат в наше время экологич. мотивы тв-ва П.- тема охраны природы, взаимосвязи человека и окружающего мира, единства всего живого. Вместе с тем «Дневники», которые П. считал наиболее важными в своем наследии, опубликованы еще далеко не полностью. Из огромных «потаенных» дневников (около 25 т. среднего объема) П. предстает не только беспримерным «летописцем» целой эпохи в жизни страны, но и глубоким религиозным мыслителем, одним из создателей совр. планетарного мироощущения - представителем русского космизма, чьи идеи перекликаются с соч. Н. Федорова, В. Вернадского, А. Ухтомского, А. Лосева. В контексте «Дневников» П. предстоит еще переосмысление его места как писателя и мыслителя в истории отеч. лит-ры.
Соч. : СС: В 8 т. М., 1982–86; Дневники. 1914–17. М., 1991; Дневники. 1918–19. М., 1994; Дневники. 1920–22. М., 1995; Дневники. 1923–25. М., 1999; Дневники. 1926–27. М., 2003; Дневники. 1928–28. М., 2004 (и далее); Мы с тобой. Книга любви [в соавт. с В. Пришвиной]. М., 1996; Цвет и крест. Неизвестные произведения 1906–24 гг. / Сост., вст. ст., подг. текста и комм. В. Фатеева. СПб., 2004.
Лит. : Хмельницкая Т. Тв-во Михаила Пришвина. Л., 1959; Пришвина В. Д. Наш дом. 2-е изд., доп. М., 1980; Пришвина В. Круг жизни. М., 1981; Пришвин и современность: Ст. и иссл. М., 1978; Пришвина В. Путь к Слову. М., 1984; Курбатов В. Михаил Пришвин. М., 1986; Воспоминания о М. М. Пришвине: Сб. М., 1991; Фатеев В. К Невидимому Граду: М. М. Пришвин и христианство // Сфинкс. СПб., 1995. № 1; Эткинд А. Пришвин // Хлыст. Секты. Лит-ра и революция. М., 1998; Варламов А. Пришвин и Бунин: Лит. этюд // Вопросы лит-ры. 2001. № 2; Варламов А. Обнажение приема: История одной мистификации // Лит. учеба. 2001. Март-апр.; Варламов А. Совр. прочтение Пришвина // Лит. учеба. 2001. Сент.-окт.; Варламов А. Гений пола. «Борьба за любовь» в дневниках М. Пришвина // Вопросы лит-ры. 2001. Нояб.-дек.; Котельников В. Время огненного крещения личности: Дневники М. М. Пришвина 1918–39 гг. // Христианство и русская лит-ра. Сб. 4. СПб., 2002; Пришвина В. Невидимый град. М., 2003; Варламов А. Пришвин. М., 2003 (ЖЗЛ).
В. Фатеев