Прохоров Гелиан Михайлович


ПРО́ХОРОВ Гелиан Михайлович [20.3.1936, Л-д - 1.9.2017, СПб., похоронен на Смоленском кладб.] ― литературовед, культуролог, издатель, переводчик, очеркист.

Отец - микробиолог, мать - химик-фармацевт. Предки жили в древнем Мстиславльском уезде, на границе России и Белоруссии. Сам П. полагал, что его род происходит от татар, пришедших из Золотой Орды, крестившихся и получивших землю в этих краях. Отец матери, церковный староста, «столыпинский» крестьянин, в сов. время арестован как «кулак» и неск. лет провел в ссылке. Родители встретились и поженились в Л-де нач. 1930-х.

В 1941–44 находился в эвакуации в Омске и Новосибирске, вернувшись в Л-д, окончил школу. С 1953 по 1958 обучался на аэродромно-строительном факультете Военно-воздушной инженерной Академии им. А. Можайского. На 6-м курсе был исключен из комсомола и из Академии и отправлен рядовым в стройбат на лесоповал; попытка поступления в другой вуз оказалась невозможной из-за характеристики П.: «политики партии и правительства не понимает». Работал мастером-строителем на Втором колбасном з-де в Л-де(1959–60).

Случайная встреча в поезде с Л. Гумилевым определила дальнейшую судьбу и науч. призвание П., кот. признавался: «Благодаря Льву Николаевичу я нашел действительно серьезное и интересное занятие и христианскую веру». Гумилев стал крестным П., когда тот в 1962 принял св. крещение (с именем в честь преп. Григория Паламы). Историю знакомства и первых бесед с ученым П. описал в рассказе « Как я морально победил собаку » (Мера. 1993. № 2).

В 1960 поступил на историч. фак-т ЛГУ, студентом ездил вместе с Л. Гумилевым в археологич. экспедиции в Дагестан и Чечню, а также в дельту Волги и на Каспий, где осуществлял погружение с аквалангом, исследуя стены дербентской крепости (очерк « Как Лев Николаевич открывал Хазарию » // Мера. 1994. № 4). Зимой 1963 во время студенч. каникул, вдохновленный В.И.Малышевым, отправился в одиночную археографич. экспедицию, открыл новый для археографов район - Удорский и привез в Древлехранилище Пушкинского Дома 23 рукописные кн. Отчет об экспедиции стал перв. печ. работой П. (За рукописями на Мезень и Вашку // ТОДРЛ. 1964. Т. 20).

Окончив с отличием ист. фак-т по каф. истории средних веков в 1965, по приглашению Д.С. Лихачева поступил в аспирантуру в ОДРЛ ИРЛИ. В 1968 защитил канд. дис. « Повесть о Митяе-Михаиле и ее лит. среда » (кн. « Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы ». Л., 1979; СПб., 2000) и в том же году был принят на работу в ИРЛИ, пройдя путь от лаборанта до главного (2000) науч. сотрудника. В 1977 защитил докт. дис. « Памятники лит-ры византийско-русского обществ. движения эпохи Куликовской битвы » (кн. « Памятники переводной и русской лит-рыXIV–XV вв. ». Л., 1987). Автор 18 книг и около 350 публ. Участник колл. трудов: ТОДРЛ, «Памятники лит-ры Древней Руси» (М., 1978–94); «Энциклопедия “Слова о полку Игореве”« (СПб., 1995); «Биб-ка лит-ры Древней Руси» (с 1997) и др.

Работы П. вошли в золотой фонд отеч. медиевистики. Гл. науч. интерес П., объединяющий все темы его иссл. - духовная культура православия. П. первым в России рассмотрел древнерусскую лит-ру в широком контексте византийской культуры и истории, стал крупным знатоком исихазма - духовного движения, охватившего в XIV в. византийскую Церковь и пришедшего на Русь. В получившей широкий обществ. резонанс работе « Культурное своеобразие эпохи Куликовской битвы » (ТОДРЛ. Т. 34: Куликовская битва и подъем нац. самосознания. Л., 1979) П. показал важнейшее значение идей и практики исихазма для развития русской цивилизации. П. полемизирует с мнением об ущербности истории Руси (поскольку в ней, в отличие от Запада, не состоялось Возрождение). Вместо термина «предвозрождение» (используемого Д. Лихачевым) П. предложил определять время культурного и политич. подъема Великой Руси в XIV–XV вв. как «православное возрождение». Оно «дало Руси духовные силы пережить своих поработителей, сбросить их иго, воссоединиться и стать величайшей Россией <…> В критический для страны момент не гуманисты с их холодными рассуждениями, а исихасты с их горячими молитвами оказались близки народу, жаждавшему жить». П. подчеркивает духовную суть эпохи: «речь шла… именно о присутствии действующего Бога во времени и о возможности личных контактов с ним здесь и сейчас. Люди желали не только интеллектуально, но всем своим существом, во плоти, проникать в царствие небесное. В миге вмещать вечность».

Позже эти идеи были систематизированы и изложены в двухтомнике П. « Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы » (СПб., 2000), в кн. « “Так воссияют праведники...” Византийская лит-ра XIV в. в Древней Руси » (СПб., 2008) и др.

Из-под пера П. вышел целый ряд статей, посвящ. исихастской лит-ре как на Руси, так и в Византии. П. ― публикатор славянских и своих собств. переводов с греческого соч. Дионисия Ареопагита с толкованиями Максима Исповедника, «Диоптры» Филиппа Монотропа, сочинений крупнейшего византийского политич. деятеля и писателя, императора Иоанна Кантакузина, гимнов и молитв патриарха Филофея. Им определены автографы Нила Сорского и опубл. его соч. вместе с произведениями его ученика Иннокентия Охлябинина (Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Соч. СПб., 2005). Исследованы келейные книги Кирилла Белозерского, обнаружен его автограф, сделанный им чертеж, опубликовано его Поучение, а также с максимальной полнотой собраны мат-лы, относящиеся к его жизни, деятельности и посмертному почитанию (Преподобный Кирилл Белозерский. СПб., 2011). Изучение рукописной традиции славянского перевода соч. Дионисия Ареопагита привело его к установлению автографа переводчика XIV в. ― серба Исайи.

П. является крупнейшим специалистом в изучении русского летописания, предложил новый метод его исследования. Им создана и обоснована новая концепция возникновения и существования сводного общерусского летописания, начало кот. он относит к XII в. Вступив в полемику с предшественниками, П. убедительно показал, как была создана в 1377 Лаврентьевская летопись. При актив. участии П. как организатора, исследователя и редактора было осуществлено факсимильное иллюстрированное изд. Радзивиловской летописи (СПб., 1994).

П. принадлежит идея о происхождении «арабских» цифр как результате введения ноля в греческую буквенную цифирь (Еще одно мнение о происхождении «арабских» цифр // ТОДРЛ. Л., 1969. Т. 24). Он показал стилистич. родство древнейшей славянской азбуки, «глаголицы», христианским миссионерским алфавитам IV–VI вв. (Глаголица среди миссионерских азбук // ТОДРЛ. СПб., 1992. Т. 45).

П. разработал православную культурологию, кот. дает ключ к пониманию историч. процессов. Важнейшим в истории является событие Боговоплощения, кот. П. трактует как вхождение вечности во время. Историю России, процессы этногенеза и этнораспада П. рассматривает, учитывая духовную ориентацию ее населения: «русский народ родился… благодаря сплавившей его христианской культуре». Исследования Древней Руси как уникального этно-культурного феномена привели П. к построению оригинальной историософской теории, в основе кот. лежит идея «крестообразности времени»: историч. бытие народа определяет крест координат «прошлое ― будущее» и «момент ― вечность»; в зависимости от того, куда направлен суммирующий вектор, выстраивается культурно-мировоззренческое своеобразие нации в ту или иную эпоху. В монографии « Некогда не народ, а ныне народ Божий...» Древняя Русь как историко-культурный феномен » (СПб., 2010) П. прослеживает переориентацию обществ. сознания, начиная с момента христианизации Руси.

Принимая в целом учение Л. Гумилева о пассионарности, П. не разделяет взгляд ученого на природу пассионарных импульсов: согласно П., они порождаются не физическими (космическими), но духовными энергиями; мощной этногенетической силой обладает христианство. Проекция теории крестообразности времени на личное бытие человека позволяет определять разные типы личности по их «духовно-умственно-культурной ориентации». В антропологии П. совесть является вектором, указывающим на Вечность; люди, кот. ориентируются на Вечность, становятся «не сластолюбцами-эгоистами или вялыми обывателями, а спасающимися личностями - спасающимися от погибели вместе со временем, и в совокупности являют религиозную общину, литературой кот. оказываются <…> сочинения, так или иначе являющие Вечное, откуда на них и изливается творческая этногенетическая и способность к вечной жизни души порождающая энергия, Божья благодать» (Лев Николаевич Гумилев как мыслитель // Наследие Л. Н. Гумилева и совр. евразийская интеграция. Астана, 2012).

В 1989 П. читал семестровый курс лекций о древнерусской лит-ре в ун-те «Париж-10» (Нантерр, Франция), а также - для широкой публики - в Ин-те славистических исследований в Париже; в 1990–91 работал в византиноведческом центре Дамбартон Оакс (Вашингтон, США). Один из организаторов и пост. участник ежегодных конф. по истории христианской духовной практики, проводимых католич. коммуной Бозе в Италии с 1993.

В 1992 совм. с В. И. и Д. В. Чернышевыми организовал изд-во «ГлаголЪ », кот. выпустило около 70 кн. по истории и культуре. Здесь начала выходить под ред. П. задуманная им серия «Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях». П. ― один из инициаторов и член редколл. лит. и религиозно-филос. ж-ла «Мера» (1993–97), кот. ставил целью объединить представителей русской интеллигенции и Церкви.

Круг науч. интересов П. распространяется и на эпоху ХХ в.: П. изд. книгу, посвящ. Белозерскому старцу Феодору Соколову, записки старообрядца Прохора Мартюшева о Маньчжурии. Среди многочисл. работ П. ― « Из эпистолярного наследия о. Иоанна Мейендорфа », « Заметки о русском миссионерстве », « Духовность и культура России кон. XIX - нач. XX в. глазами святых Иоанна Кронштадтского и Николая Японского » и др. В память о своем учителе П. подготовил кн. « Лев Николаевич Гумилев. Письма к матери брата, О. Н. Высотской, другу, В. Н. Абросову, и брату, О. Н. Высотскому (1945–91)» (СПб., 2008).

В 1990-е П. опубл. ряд автобиогр. рассказов, вошедших позднее в кн. «Крестообразность времени». Остросюжетная фабула сочетается в них с благодушным юмором. « Желтая папка » ― история о том, как в 1974 П. был заподозрен в антисов. деятельности, поводом послужили знакомство с членами Социал-христианской партии, «хранение идеологически вредных книг» и переписка с А. Солженицыным. П. описывает слежку, прослушку, обыски на квартире и даче, допросы в Большом Доме – вплоть до требования КГБ к дирекции ПД ходатайствовать о лишении П. сов. гражданства. Рассказ является док-том эпохи, характеризует методы позднее-советской репрессивной машины. Агенты, как обнаруживает автор, «боятся, когда их не боятся».

П. ― автор воспоминаний и заметок о коллегах: « О дорогих мне людях » (СПб. ун-т. 2003. 26 мая); « Последняя ночь кабинета Лихачева (первая после похорон Панченко) » (СПб. ун-т. 2003. 16 окт.), где с тонкой иронией прослеживает эволюцию «длиннобородого телестарца».

В 2002 вышел альбом П. « Крестообразность времени, или Пушкинский Дом и около » (СПб., 2002), содержащий воспроизведение его живописных работ и рисунков, а также рассказы и стихи. В альбом вошли 150 портретов деятелей науки и культуры, родных и близких П., пейзажи и иконописные работы (в частности, «Деисис», выполненный на досках темперой). Среди стихов 1977–2000-х встречается творч. кредо П.: «И мне хочется всех их нарисовать, / И я опять удивляюсь / Необыкновенности жизни» (« В метро »). И в живописи, как и в науке, для П. присуще «стремление увидеть прошлое через настоящее и приблизиться так к небесному» (Н. Понырко). Выставки картин П. проходили в ИРЛИ (2000, 2013), Музее-квартире Достоевского, Пушкинских Горах.

Работу в ИРЛИ совмещал с преподаванием в вузах (СПбГУ, СПбДА, СПбХГА); в 2000-е ― ведущий программы на спб. радио «Мария».

Лауреат Гос. премии РФ (1993, в составе коллектива). Засл. деятель науки РФ (2008). Удостоен премии им. С. Ф. Ольденбурга Правительства СПБ «за значительный вклад в изучение древнерусской литературы» (2017).

В интервью и публиц. статьях П. оценивал современную Россию с ее проблемами и перспективами в «координатах пассионарности», говорил о важности для современников святоотеческой лит-ры, кот. «открывает нашему уму пространства непреходящей жизни». По мысли ученого, «спасение России только в возвращении к вере» (Фома. 2006. № 11).

Соч.: Список научных трудов д.ф.н. Гелиана Михайловича Прохорова за 1964–2007 гг. // ТОДРЛ. 2007. Т. 58; Древнерусское летописание. Взгляд в неповторимое. М.; СПб., 2014; Нил Сорский. Устав и послания / сост., пер., коммент., вступ. ст. Г. М. Прохорова. М., 2016; Лаврентьевская летопись: текст. Перевод. Исследования. СПб., 2017. Страница на сайте Богослов.ру http://www.bogoslov.ru/persons/261075/

Лит.: Бадалян Д. Об издательстве «Глаголъ» // Новый мир. 1995 № 11; Мой любимый XIV век / С Г. Прохоровым беседовала Н. Ларина // Истина и жизнь. 2005. № 11; Скрывать православную культуру антинародно / С Г. Прохоровым беседует Н. Ларина // Фома. 2006. № 11; Понырко Н. В. Гелиан Михайлович Прохоров – филолог, историк, культуролог // ТОДРЛ. 2007. Т. 58; Монахова Е. Мир Гелиана Прохорова // Прохоров Г. Крестообразность времени. СПб., 2002; Пушкинский Дом: мат-лы к истории: 1905–2005. СПб., 2005; Другое Возрождение / С Г. Прохоровым беседовал Н. Силаев // Эксперт. 2008. № 1; Любомудров А. Миг и Вечность: К 80-летию Гелиана Михайловича Прохорова // http://www.voskres.ru/articles/lyubomudrov.htm (2016); «…Удивляюсь необыкновенности жизни» / С Г. Прохоровым беседует А. Любомудров // Русский Мiръ. Пространство и время русской культуры. Вып. 10 (2016); То же: Портал «Русская культура» http://russculture.ru; Гелиана Михайловича Прохорова с молитвой проводили в последний путь // http://spbda.ru/news/geliana-mihaylovicha-prohorova-s-molitvoy-provodili-v-posledniy-put/ ; Любомудров А. Стезя Гелиана Прохорова // Портал «Русская культура» http://russculture.ru. (2017).

А. Любомудров

  • Прохоров Гелиан Михайлович