Пропп Владимир Яковлевич


ПРОПП Владимир (Герман Вольдемар) Яковлевич [16(28).4. 1895 , СПб. - 22.8. 1970 , Л-д , похоронен на Северном кладб.] - филолог - фольклорист .

Выдающийся ученый, основоположник сравнительно-типологич. метода в фольклористике, один из основоположников совр. теории текста. Обл. науч. интересов: теория фольклора, поэтика фольк­лора, история русского фольклора, история фольклори­стики, классич. филология, этнография. В отеч. фольк­лористике сложилась т.н. «школа Проппа».

Родился в семье поволжских немцев . Отец - Яков Филиппович П. (1858–1919), зажиточный поволжский крестьянин, родившийся в с. Гуссенбах (ныне с. Линёво Волгоградской обл.).

В 1914–18 изучал русскую и германскую филологию на филологич. фак-те Пг. ун-та. Впоследствии преподавал немецкий яз. в вузах Л-да, одновременно сотрудничая в ряде научно-исслед. учреждений (РГО, ГИИС и др.). В годы Первой мировой войны добровольно работал в лазарете санитаром, затем братом милосердия.

В послерев. годы (с 1917 по 1929 ) семейство П. проживало в своём доме на хуторе Рrорр. П. навещал больного отца, в марте 1919 приехал на его похороны , после чего на некот. время остался здесь и работал, устроился школьным учителем в д. Голый Карамыш . Затем вернулся в Пг. В дек. 1929 в немецкой колонии Гуссенбах Медведицкого кантона происходило раскулачивание. По акту, составленному ударной бригадой при Гуссенбахском сельском Совете, имущество Анны Фридриховны Пропп было передано в колхоз им. Сталина.

С 22 авг. 1930 по 16 апр. 1931 находился в Доме предварительного за­ключения по обвинению в контррев. деятельности (членство в «Национально-шовинистской организа­ции „Новая Невания”»). Реабилитирован 28 окт. 2002.

С 1932 П. преподавал и вёл науч. работу в ЛГУ. С 1937 - доц. ЛГУ. В 1938 присвоено звание проф. и степень канд. филол. наук без защиты дис. за кн. «Морфология сказки» (Л, 1928). В 1939 в ЛГУ за­щитил докт. дис. «Исторические корни волшебной сказки». Работал последовательно на кафедрах романо-германской филологии, фольклора и истории русской лит-ры (вплоть до 1969), в 1963 –64 занимал должность и.о. зав. кафедрой русской лит-ры. С 1949 по 1952 преподавал на кафедре этнографии и антропологии историч. фак-та ЛГУ. По совместительству служил в ИРЛИ (ПД) АН СССР с 1945 по 1949 и с окт.1955 по апр. 1958. Совм. с Б. Путиловым выпустил двухтомное собрание «Былины» (М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1958).

Cамая изв. работа - « Морфология сказки ». П. выделяет повторяющиеся пост. элементы - функции действующего лица (всего 31), положив начало структурно-типологич. изучению нарратива . Работы П. оказали значительное влияние на развитие структуралистских исследований мифологических, фольклорных, лит. текстов.

В кн. « Исторические корни волшебной сказки » (Л., 1946 ) П. развивает гипотезу, разработанную Пьерром Сентивом (псевд. Эмиля Нурри). П. видит в народных сказках напоминание о тотемических ритуалах инициации . Очевидно, что структура сказок имеет характер инициации. Но проблема в том, чтобы выяснить, описывает ли сказка систему обрядов, относящихся к какой-либо опр. стадии культуры, или её сценарий инициации оказывается «воображаемым», в том смысле, что он не связан с каким-то историко-культурным контекстом, но выражает скорее внеисторич. архетипич. поведение психики. В кач-ве примера П. обращается к тотемическим инициациям. Он был категорически недоступен для женщин, но осн. персонажем славянских сказок оказывается как раз женщина: старая ведьма, Баба-Яга . Впрочем, Баба-Яга выступает в роли посвящающего старшего с точки зрения гипотезы об обрядовом происхождении сказки. А посвящающий, хотя всегда являлся мужчиной, имел символич. признаки обоих полов, или даже только женские. Иначе говоря, по П., в сказках нет точного напоминания о какой-либо опр. стадии культуры: здесь смешиваются и сталкиваются друг с другом различные ист. циклы и культурные стили. В ней сохранились образцы поведения, кот. могли существовать во мн. культурных циклах и в разные ист. моменты.

Подтверждением предположения о происхождении сказок из устных преданий, рассказываемых при инициации, служит сходство мотивов и функций персонажей в сказках разных народов. Кроме того, П. приводит этнографич. данные, показывающие процесс разложения древней тотемич. религии и превращения сакральных некогда устных преданий в сказки. Рассматривая этносы, ещё не расставшиеся с тотемизмом (и не имеющие сказок как таковых), находящие в процессе его разложения, и современные сказки «культурных» народов, П. приходит к выводу о единстве происхождения волшебной сказки.

Яркой работой П. стала монография « Русские аграрные праздники », где на основании огромного фольклорного мат-ла П. делает вывод о земледельческом характере мн. славянских праздников и верований, таких как Масленица , Семик и др.

Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отеч. войне 1941–45 гг.».

Архив: ИРЛИ, ф. 721.

Соч. : Проблемы комизма и смеха. Л, 1976; Фольклор и действительность. Избр. статьи / Сост., ред., предисл. и прим. Б. Путилова. М., 1975; Русская сказка. Л., 1984; Историч. корни волшебной сказки . Л., 1986; Фольклор и действительность. М., 1989; Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографич. исследования . СПб., 1995; Поэтика фольклора / Сост., предисл. и комм. А. Мартыновой. М., 1998; Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне). М., 1999; Неиз­вестный В. Я. Пропп / Предисл, сост. А. Марты­новой; подгот. текста, коммент. А. Мартыновой и Н. Прозоровой. СПб., 2002; Русский героический эпос. М., 2006.

Лит.: Reinhard Breymayer: Vladimir Jakovlevič Propp (1895–1970) - Leben, Wirken und Bedeutsamkeit. Linguistica Biblica . 1972. 15/16; Путилов Б. Библиография трудов В. Я. Проп­па // Типологические исследования по фольклору. М., 1975; Serena Grazzini. Der strukturalistische Zirkel. Theorien über Mythos und Märchen bei Propp, Lévi-Strauss, Meletinskij. Wiesbaden 1999; Неизвестный В. Я. Пропп. СПб., 2002; Vilmos Voigt: Propp, Vladimir Jakovlevič // Enzyklopädie des Märchens. 2002. Т. 10; Уорнер Э. Владимир Яковлевич Пропп и русская фольклористика. СПб., 2005; Пушкинский Дом: Мат-лы к истории: 1905–2005. СПб., 2005; Филологический фак-т СПбГУ: Мат-лы к истории фак-та. СПб., 2008; Бочкарёва Л. Владимир Яковлевич Пропп и его любимое Линёво // Стрежень. Волгоград, 2009. Т. 7; Неизв. В. Я. Пропп: Древо жизни. Дневник старости. Переписка / Сост. А. Мартынова, колл. авторов. СПб.: Алетейя, 2002.

  • Пропп Владимир Яковлевич