Пудовкина Елена Олеговна


ПУДÓВКИНА Елена Олеговна [10.4.1950, Л-д] - поэт.

Отец - Олег Петрович П. Мать - Нина Михайловна (урожд. Тубянская) - дочь репрессированных востоковедов (Михаила Израилевича Тубянского и Нины Аркадьевны Тубянской-Черняк). С рождения жизнь П. связана с районом петерб. Коломны, с «блоковским» домом на углу р. Пряжки и ул. Декабристов, детство прошло в коммунальной квартире, кот. ранее принадлежала семье прадеда, Аркадия Ивановича Бухарина («В разбойничьи 1917–19-е годы прадед вместе с Блоком дежурил по ночам в воротах, охраняя дом от лихих людей». Из автобиографии). Прадед и прабабушка, Софья Петровна Бухарина, сыграли важную роль в воспитании и духовном становлении поэта.

Стихи начала пис. в дошкольном возрасте. В 1964–67 занималась в лит. клубе «Дерзание» лен. Дворца пионеров (рук. А. Адмиральский), в кружке поэтов, сначала у Н. Князевой, затем у И. Маляровой (в одной группе с Г. Григорьевым, Е. Дунаевской, Т. Калининой, П. Чейгиным). Здесь царила атмосфера «высокого служения литературе, требовательности к себе, внутренней независимости» («Время и Слово»). Среди ярких впечатлений клубной жизни - «творч. экспедиция» по средней полосе России (1964), во время кот. студийцы побывали в доме К. Паустовского, встречались с дочерью М. Цветаевой (в Тарусе), посетили В. Шульгина (во Владимире). Этому периоду посвящ. мемуарный очерк «Клуб «Дерзание»» (полн. вариант - ж. «Пчела». 2000. № 26–27; сокращ. - «Время и Слово»). Перв. публ. стихов П. состоялась в газ. «Смена», затем в колл. сб. кружковцев «Тропинка на Парнас» (М., 1969).

После окончания средней школы училась на геологических курсах. Как техник-геолог участвовала в экспедициях под Воркутой, в Печоре, в Казахстане. В нач. 1970-х поступила библиотекарем в ГПБ. Там познакомилась с малодоступной тогда религиозно-философской лит-рой Серебряного века. Затем работала ред. (в рекламном отд. «Ленкниги»), экскурсоводом (методистом) в Бюро путешествий и экскурсий. К этому вр. относится знакомство П. с поэтами «второй лит. действительности» (Ю. Вознесенской, Б. Куприяновым, В. Ширали, О. Охапкиным, С. Стратановским). Участвует в вечерах поэзии и музыки, организованных И. Маляровой в СП, в поэтич. чтениях в домашнем лит. «салоне» Ю. Вознесенской. В 1974 шесть стихотворений П. опубл. в лит.-худож. альм. «Молодой Л-д ». Участвует в конф. молодых писателей Северо-Запада. В кон. 1970-х становится лит. секретарем Н. Грудининой, пробует силы в переводе поэтов Севера (с эвенского, ненецкого, якутского). С 1980 работает оператором газовой котельной, присоединившись к кругу «котельных» авторов, - О. Охапкину, Вл. Эрлю, Е. Звягину, Б. Иванову, в кот. затем вошли В. Ханан, Ю. Колкер, В. Долинин и др. Тогда же ее стихи начали публ. в самиздате (ж. «Часы», «Обводный канал» и др.) и за рубежом («Вестник русского христианского движения», «Грани»). Пять ее стих. (в т.ч. « Анне Ахматовой и Николаю Гумилеву (К фотографии ») опубл. в мат-лах Гумилевских чтений (Wiener Slawistischer Almanach. 1984. Bd. 15). Наряду с Буковской, Эрлем и некот. др. неофиц. поэтами Л-да, П. отказалась вступить в «Клуб–81», считая его организацию формой идеологич. контроля.

Перв. машинописный сб. стихов собран автором в нач. 1980-х. В него вошли стихи с 1967 по 1982, объединенные тематически в рубрики: «Мечты о деревне», «Обращение к любимому», «Просторы Родины», «Ленинград, дом Блока», «Гости из разных мест», «Комната, вещи», «Праздники». Общего лирич. сюжета кн. не содержала, но в ней различим поэтич. почерк П., кот. в дальнейшем Д. Бобышев определит как «пристальное вглядывание за поверхность предмета (лица, пейзажа, события...), в его сущность». Открывался сб. стих. « Где-то в дальнем краю, во владенье Бориса и Глеба... » (1975), выполнявшим роль своеобразного эстетич. «камертона», настраивающего на встречу с поэтом, наследником русской духовной поэзии: «И когда я умру, а вернее - когда я отчаюсь, / Я приду посмотреть, как деревья на ветках качают / То гнездо, то звезду. Я приду посмотреть и послушать, / Что земля говорит и трава для имеющих уши».

В 1981 десять стих. П. опубл. в ж. «Le Messager. Вестник русского христианского движения» (Париж; Н-Й; М. № 134). Лейтмотив, возникающий в стих. «Вещи» , - нарушение богоданного пространства неведающими своего пути людьми - заставляет вспомнить поэму Н. Клюева «Погорельщина»: «Но молчащие вещи похожи на спящих судей, / коим так надоела невнятица наших путей, / Что трельяж небеса отражает тремя зеркалами». С традицией новокрестьянских поэтов тв-во П. роднит тема духовного оскудения, стих. «Субботник. Спешка. Искровский проспект». Теме времени посвящ. стих. «До тех лишь пор, пока полет секунд...». Его с южет строится на материализации метафоры «полет секунд», сохранившей память о «секундах» как неких мифологич. небесных существах. Прием метаморфозы как смены ракурса характеризует и стих. «Пыль»: бытовое, бесцельное, бесполезное, оборачивается частью Божьего замысла. Сюжет строится на постеп. раскрытии, обнаружении сокровенной тайны мира.

В 1989 по приглашению К. Черновой из братства «Православное дело» П. побывала в Австралии («Добиралась туда морем - на грузовом судне, груженом контейнерами. Во время стоянок бродила по портовым городам Европы»; Автобиография). Здесь вышла перв. и единственная кн. П. « Стихи» (Данденонг, 1990), состоящая из 50 стих., напис. в 1970–80-е. Кн. образована 4 частями, связанными единым лирич. субъектом - «мы», кот. фокусирует в себе поэтич. позицию автора, идею общей судьбы своего поколения («гибнущий народ»), попавшего в «щель истории». Лейтмотив кн. - покаяние от лица всех тех, кто очнулся от духовного обморока; устремление к горнему миру и сомнение в собств. силах. Рождественские мотивы соединены с мотивами покаянных псалмов. В заключительном стих. «Поблёскивает воздух Рождества...» рождественские мотивы взаимосвязаны с мотивом осознания своей дальнейшей судьбы. Модель хронотопа П., характеризующаяся совмещением «здесь и сейчас», переживаемого момента и мифологич. времени, типична для большинства стих. кн.

Ключевыми для лирич. сюжета кн. являются стих. «Когда кончался день...»,«Читая Фрезера», «Тысячеглазый ангел нелюбви...» . Тема первого из них, идущая от поэзии символизма, - мир как врученный человеку текст; предметы и явления - суть выражающие его единицы, говорящие о его Творце. Трагедия героев в том, что они не могут прочесть явленное им Слово и видят в окружающем лишь «туман» и «тоску». В плане выражения, простота звучания близка поздней поэзии Пастернака. Мотив «потери духовного зрения» неотделим у П. от темы ближайшего исторического прошлого, повинного в трагедии ее поколения, выросшего на «брошенной земле» («Но мы живем на брошенной земле. / И наши судьбы выросли во зле»; стих. « Сегодня тучи, молча, без чудачеств...» ).

Для поэзии П. не характерны образцы чистой лирики. Сюжетность, а порой и повествовательность ее стихов обусловлены авторской установкой на притчевость, с чем связано и использование приемов парадокса и метаморфозы (« Неграмотная печь легко читает нас...», «На даче »). Притчевый характер носит и стих. «Тысячеглазый ангел нелюбви...», представляющее один из значимых этапов в развитии лирич. сюжета кн. По П., вернуть искаженному миру его первоначальную красоту и гармонию можно только вернувшись к первоначалу, которое есть любовь.

П. - одна из немногих петерб. поэтов, кто начиная с сер. 1970-х обращается к жанру переложения псалмов (перв. публ. - антол. «Острова» (Л., 1982), ж. «Обводный канал»). В ст. «Религиозные мотивы в совр. русской поэзии» С. Стратановский так характеризует ее подход: «Пудовкину привлекает в псалмах не только их высокие поэтические достоинства, но прежде всего выраженное с исключительной силой личное, духовно-напряженное отношение человека к Богу. Она не следует тексту псалмов буквально, а берет у ветхозаветного псалмопевца то, что близко нашему времени и ей самой... Здесь ...мысль о владении словом как “страшной наукой”, наукой, знатоками которой в равной степени могут быть как лжец-идеолог, так и поэт». Из жанров религиозной лирики П. обращается и к поэтич. форме молитвы (« Как черные, обугленные пни ...», 1979).

Среди тем, проходящих через все тв-во П., одна из наиболее значимых - тема веры как духовного подвига. Ее зарождение поэт относит к 1968–69, когда во время геологич. экспедиции в Коми, под Салихардом, она увидела кладбище заключенных. Эта тема продолжена в стих. « О новомучениках » (1988) («Были и те, чей единственный след - это свет / Над мерзлотою, над тундрой, где мощи хранятся. / На деревянных табличках ни даты, ни имени нет - / Будут теперь номера вписаны в святцы») и в стихах, посвященных псковскому священнику Павлу Адельгейму, с которым она познакомилась в нач. 1980-х. «Отец Павел из актерской семьи. Вырос в Караганде, где отбывала ссылку его мать. Воспитывался ссыльными священнослужителями. Был репрессирован в 60-е за «клевету на советскую власть» (Автобиография). Стих. « Каменистая почва, в которую сеют зерно ...» (П. Адельгейму) получило хождение в православных кругах Русского зарубежья (Серов С. [Вступл. к публ.] // Истина и жизнь. 2004. № 1).

Среди публ. П. кон. 1980 - нач. 90-х внимания заслуживают стихи в ж. «Нева» (1989. № 9) и «Звезда» (1991. № 6), посвящ. «второй лит. действительности», и подборка из 18 стих. в ж. «Звезда» (1992. № 1).

В нач. 1990-х обращается к переводу английских сказок Э. Несбит «Заколдованный замок» (СПб., 1996; М., 2006) и «Принцесса Мелисанда» (Калининград, 2005). Сотрудничает с ж. «Пчела», газ. «Час Пик», «Профессия». В 2008–09 участвует в проекте Фонда им. Д. Лихачева по созданию «Энциклопедии благотворительности СПб.».

Член Союза журналистов (с 1999). Стихи переводились на немецкий, сербский яз.

Соч.: Стихи. Данденонг, 1990; [Стихи] // Le Messager. Вестник русского христианского движения. Париж; Нью-Йорк; Москва, 1981. № 134; [Стихи] // Часы. 1981. № 29; [Стихи] // Обводный канал. 1981. № 1; [Стихи] // Обводный канал. 1982. № 3; [Стихи] // Гумилевские чтения: Wiener Slawistischer Almanach. 1984. Bd. 15; [Стихи] // Le Messager. Вестник русского христианского движения. Париж; Нью-Йорк; Москва, 1986. № 148; [Стихи] // Обводный канал. 1986. № 8; [Стихи] // Грани. 1987. № 144; [Стихи] // День поэзии. Л., 1989; [Стихи] // Нева. 1989. № 9; [Стихи] // Звезда. 1991. № 6; [Стихи] // Звезда.1992. № 1; [Стихи] // Постскриптум: Лит. ж. 1995. № 2; По рекам мазута: Стихи // Знамя. 1997. № 1; [Стихи] // Знамя плюс. 1997–98. [Рекламный вып.];[Стихи] // Звезда. 1998. № 8; Клуб «Дерзание»: Очерк // Пчела. 2000. № 26–27; Собрание вод: [стихи] // Новый мир. 2002. № 4; [Стихи] // Православный летописец С.-Петербурга. 2003. № 14; «Безнадежное дело, которое Богом дано...»[стихи] // Истина и жизнь. 2004. № 1; [Стихи] // Зинзивер. 2007. № 1–2; Взгляд из Коломны [воспоминания] // Сумерки «Сайгона» / Сост. и общ. ред. Ю. Валиева. СПб., 2009; [Стихи] // Русские стихи 1950–2000 гг.: Антология (первое приближение): В 2 т. / Сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М., 2010. Т. 2; Стихи // Петербург. 20 лет: Юбил. выставка произведений петерб. художников 12–26 янв. 2013. СПб., 2012.

Лит.: Мартынов И. [Рец.] // The New Review. Новый ж. Нью-Йорк, 1990. Кн. 179; Бобышев Д. Котельны юноши // Звезда. 1991. № 6; Стратановский С. Религиозные мотивы в совр. русской поэзии. Статья третья // Волга. 1993. № 6; Лица Петерб. поэзии: 1950–90-е гг. Автобиографии. Авторское чтение: Мат-лы к энц / Сост. Ю. Валиева. СПб., 2011.

Ю. Валиева

  • Пудовкина Елена Олеговна