Пумпянский Лев Васильевич


ПУМПЯ́НСКИЙ Лев Васильевич (до перехода в православие (1911) - Пумпян Лейб Меерович) [5(17).2. 1894 (по др. данным – 1896), Вильнюс - 6.8. 1940 , Л-д] - литературовед , критик , музыковед , философ .

Закончил 1-ю СПб. гимназию . В 1912 –16 учился на романо-германском отд. историко-филологич. фак-та СПб. ун-та . Не закончив ун-та, поступил на воен. службу. В 1918 –19 жил в Невеле , преподавал в Невельской единой трудовой сов. школе и совм. с М. Бахтиным и М. Каганом участвовал в деятельности невельского философского кружка . На характер обсуждения философских проблем в Невельской школе оказало большое воздействие неокантианство, хотя каждый из представителей этой школы имел свою оригинальную концепцию. Участников семинара объединяла общность в постановке и обсуждении филос. и эстетич. проблем. Стремясь к созданию нового метода исследования словесного тв-ва, участники семинара полемизировали с представителями формального метода в литературоведении и выступали против попыток метафизич. толкования искусства (последнее получило отражение в ст. П. « Поэзия Ф. И. Тютчева »). На взгляды П. существенно повлиял Бахтин, особенно его понятие «ответственность» в сугубо нравств. смысле («М. М. Бахтин как философ». М., 1992). После Невеля некот. время жил в Витебске , участвовал в работе кружка философов, к кот. примыкали В. Волошинов, И. Соллертинский и др. Здесь же в Витебске с 1920 преподавал в Пед. ин-те и Консерватории Бахтин. Осенью 1920 П. возвратился в Пг. Изучал теологию, осн. труды З. Фрейда, парапсихологию. Продолжил участие в заседаниях Невельской школы философов, возобновившей свою деятельность (1924–26).

В Пг. преподавал в Тенишевском училище ( 1921 –24), читал курс русской лит-ры, на основании кот. подготовил работу « Из истории русской классич. лит-ры ». [Отрывки из этой, впоследствии переработ. кн., получившей назв. « К истории русского классицизма », опубл. только в 1983 (Контекст–1982. М., 1983).]

В 1921 стал членом Вольной философской ассоциации (Вольфила), кот. была создана в 1919 по инициативе Р. Иванова-Разумника, А. Белого и др. членов редколл. сб. «Скифы» и в кот. ставилось целью исследование и пропаганда философских вопросов культуры, связь философии с жизнью, свободное творч. общение. Среди членов-учредителей были А. Штейнберг, А. Блок, К. Эрберг, К. Петров-Водкин, Д. Пинес, С. Мстиславский, В. Мейерхольд, Н. Лосский, Л. Карсавин, А. Чебышев-Дмитриев и др. Вплоть до начала апр. 1922 П. пост. выступал здесь с д-дами и вел занятия по курсу «нравственная философия» почти до закрытия кружка (1923). Участвовал в работе сектора по изучению русской лит-ры ХVIII в. в ИРЛИ АН СССР (ПД).

В нояб. 1928 подвергнут непродолжительному аресту по делу религиозного кружка А. Мейера «Воскресенье» .

В кон. 1920 – нач. 30-х продолжал заниматься литературоведением. В 1934 - проф. Лен. консерватории (П. исследовал проблемы эстетики, в т.ч. философии музыки), с 1936 - проф. кафедры истории русской лит-ры филологич. фак-та ЛГУ .

Автор трудов по различным периодам русской лит-ры: ХVIII век («К истории русского классицизма», 1923 –24; « Очерки по лит-ре XVIII в. », 1935 ; « Тредиаковский и немецкая школа разума », 1937 ; « Кантемир. Тредиаковский », 1939; « Кантемир и итальянская культура », 1940; « Тредиаковский », 1941; « Ломоносов и немецкая школа разума », кон. 1930-х; « Ломоносов », 1940; « Ломоносов и Малерб », 1941); сентиментализм (« Сентиментализм », 1947); А. Пушкин (« Смысл поэзии Пушкина », 1919 ; « Об исчерпывающем делении, одном из принципов стиля Пушкина », 1923 ; « О “Медном всаднике”, о Петербурге, о его символе », 1925 ; «” Медный всадник” и поэтич. традиция XVIII в. », 1939 ; « Об оде А. Пушкина “Памятник ”», 1939); М. Лермонтов (« Стихотворная речь Лермонтова », 1941); Н. Гоголь (« Опыт построения релятивистической действительности по “Ревизору” », 1919 ; « Гоголь », 1922–25 ;«Вечера на хуторе близ Диканьки»; «О “Записках сумасшедшего” Н. В. Гоголя». 1940); И. Тургенев (« Романы Тургенева и роман “Накануне”: Историко-лит. очерк », 1929 ;«”Отцы и дети”: Историко-лит. очерк », 1929 ; « Тургенев-новеллист », 1929 ; « Тургенев и Флобер », 1930 ; «” Дым”: Историко-лит. очерк », 1930 ; « Тургенев и Запад », 1940 ); Ф. Тютчев («Поэзия Ф. И. Тютчева», 1928 ); Ф. Достоевский (« Достоевский как трагический поэт », 1919 ; « Краткий доклад на диспуте о Достоевском », 1919 ; « Достоевский и античность », 1922 ); Серебряный век (« О поэзии В. Иванова: мотив гарантий », 1925 ; « О “Незнакомке” Блока », 1925 ; « Русская история 1905–17 гг. в поэзии А. Блока », 1925 ) и мн. др.

П. разрабатывал проблемы историософии. В перв. период деятельности (1910–20) исследование топики русской лит-ры неразрывно связано у П. с оригинальными историософскими построениями. В отрывке из неопубл. «Истории русской классической лит-ры» - « О XVIII веке » - рассматривает просветительские истоки русской государственности, русского классицизма, русской революции. Отсюда и «русская идея», кот. П. расценивает как просвет в будущую историю мира - «идея общественной воплотимости правды».

В ходе анализа поэзии А. Блока П. выделяет очертания времени. Рассуждая в категориях философии истории, он говорит не о фатальной предопределенности ист. процесса, а предполагает варианты иного развития России, рассматривая происшедшее как цепь нереализованных возможностей и ошибок, приведших к неизбежности разрешения сложившейся ситуации в революции 1917 и воспринятой Блоком как предвестие грядущего исполнения «русской идеи», т.е. соц. правды.

Как пишет Б. Долгий, взгляды П. достаточно характерны для Невельской школы. Ощутимо влияние на него символич. мысли. П. противопоставляет философию метафизике. Философия для него - исследование мира, метафизика - попытка интерпретации мира, воспроизведения его целиком в какой-либо мыслительной конструкции. Метафизика имеет эстетич. происхождение, поэтому нередко выступает в поэтич. форме. У П. можно разглядеть зачатки своеобразного семиотич. подхода, формулируемого иногда на околосимволистском языке (выяснение «механизма знаменования» в «Достоевском и античности», выявление оппозиций у Тютчева и т.д.). Особое внимание П. уделял описанию и исследованию классицизма, определяемого как отнесенность к не своей абсолютной ценности. Рассматривая психоаналитич. теорию З. Фрейда (см. « К критике Ранка и психоанализа »), П. видит стремление подменить задачи исследований универсальным объяснительным принципом, приводящим к обеднению содержания культуры. В кн. « Лит-ра современного Запада и Америки » П. говорит: «…потому и нужен фрейдизм современной буржуазии, что он видимостью внеисторического обоснования избавляет от необходимости понимать человека как конкретный отрезок всемирной истории». Поиски «чистой историчности» определяли философские и лит. концепции П. (См.: Н. Николаев. Оригинальный мыслитель // Философские науки. 1995. № 1).

Для П. характерен интерес к изучению поэтич. традиций (одическая традиция ХVIII в., «онегинский» тип романа) и стилевых явлений, к сравнительному изучению русской и западно-европейской лит-ры. В ст. о Тургеневе исследует проблемы типологии русского реалистич. романа.

Автор комм. к 6–10 т. СС Тургенева (М.-Л., 1929–30). Принимал участие в создании 10-томной «Истории русской лит-ры». Им напис. неск. статей по истории немецкой лит-ры ХVII в. (История немецкой лит-ры. М.-Л., 1962. Т. 1). П. отчасти предвосхитил принципы сравнит.-ист. литературоведения, разработанные впоследствии В. Жирмунским. Работы П., отличающиеся внимательным отношением к фактам и сочетанием общетеоретич. и историко-лит. аспектов, до сих пор сохраняют свою науч. и метод. актуальность. Мн. из них не опубл. Собр. трудов по истории русской лит-ры и языка русской культуры под назв. « Классическая традиция » вышло в М. в 2000.

Был женат (1930) на Евгении Марковне Иссерлин. Отд. черты П. запечатлены в образе Тептелкина в романе К. Вагинова «Козлиная песнь» и в романе философа А. Лосева «Женщина-мыслитель» в персонаже Пупочки.

Соч.: Классич. традиция: Собр. трудов по истории русской лит-ры и языка русской культуры. М., 2000.

Лит.: Николаев Н. О теоретич. наследии Л. В. Пумпянского // Контекст. 1982: Лит.-теоретич. иссл. М., 1983; Николаев Н. Невельская школа философии (М. Бахтин, М. Каган, Л. Пумпянский) в 1918–25 гг.: По мат-лам архива Пумпянского// М. Бахтин и философская культура XX в. Вып. 1. Ч. 2. СПб., 1991; Николаев Н. Лекции и выступления М. М. Бахтина 1924–25 гг. в записях Л. В. Пумпянского // М. М. Бахтин как философ. М., 1992; Белоус В. «На перекрестке»: Л. В. Пумпянский и Вольфила // Вопросы философии. 1994. № 12; Николаев Н. Оригинальный мыслитель // Философские науки. 1995. № 1; Махлин В. Третий ренессанс // Проблемы бахтинологии. Бахтинология. Исследования. Переводы. СПб., 1995; Юдина М. Автобиография // Невельский сб. Вып. 2. 1997; Николаев Н. Л. В. Пумпянский. Невельские доклады 1919 года // Лит. обозрение. 1997. № 2; Юдина М. Лучи Божественной любви. Университетская книга. М., 1999; Николаев Н. Энциклопедия гипотез // Пумпянский Л. Классич. традиция: Собр. трудов. М., 2000; Николаев Н. М. М. Бахтин. Невельская школа философии и культурная история 1920-х годов // Бахтинский сб. Вып. 5. М., 2004; Белоус В. Вольфила: В 2 т. СПб., 2005; Николаев Н. Идея Третьего Возрождения и Вяч. Иванов периода Башни // Башня Вячеслава Иванова и культура Серебряного века. СПб., 2006; Белоус В. Л. В. Пумпянский // Вольфила, или Кризис культуры в зеркале общ. самосознания. СПб., 2007; Ларокка Дж. Очерк Л. В. Пумпянского «К истории русского классицизма» // Русская филология. 2010. № 21; Ларокка Дж. Л. В. Пумпянский - тургеневед // И. С. Тургенев. Новые исследования и мат-лы. Вып. II. 2011; Ларокка Дж. Вопросы биографии и науч. тв-ва Л. В. Пумпянского // Хронотоп и окрестности: Сб. Уфа, 2011.

  • Пумпянский Лев Васильевич