Пунин Николай Николаевич


ПУ́НИН Николай Николаевич [16(28).11.1888, Гельсингфорс (Хельсинки) - 21.8.1953, пос. Абезь Коми АССР, в заключении] - историк искусства, худож. критик, поэт.

Родился в семье воен. врача. Был старш. сыном. Детство провел в Павловске. Считал Павловский парк «своей детской». С нач. 1900-х семья стала жить зимой в Царском Селе, летом в Павловске.

В 1907 закончил с серебряной медалью царскосельскую Николаевскую гимнази ю (директор И. Анненский). Во вр. обучения в гимназии интересовался различными обл. искусства. Посещал симфонич. концерты, проходившие в здании Павловского вокзала, писал пьесы для домашнего театра, участвовал в оркестре балалаечников, писал рец. на постановки и игру актеров любительского театра, увлекался живописью и философией (штудировал Шопенгауэра и Ницше), изучал биографии великих людей. Много читал, с увлечением писал соч. не только на заданную в гимназии тему, но и на самим выбранную. Участвовал в выпуске рукописных гимназич. ж. «Вестник астрономии и физики», «Муравейник» и «Природа». В февр. номерах лит. школьного ж. «Юный труд» за 1907 опубл. два рассказа на темы русско-японской войны, подпис. псевд. «+++».

После окончания гимназии учился сначала на юридическом, потом на историко-филол. фак-те СПб. ун-та, закончил в 1914 по спец. история искусств у проф. Д. Айналова (зачетное соч. « Черты античности в пейзажах Джотто »). В то время брал профессиональные уроки живописи, изучал и собирал воспроизведения работ художников итальянского Возрождения, углублялся в изучение Византийской культуры и искусства. Среди царскосельских друзей П. был поэт Вас. Комаровский, кот. поняв и оценив способности П., рекомендовал его П. Нерадовскому для службы в Русском музее (зачислен с 1913, еще будучи студентом).

С 1913 по 1916 - сотрудник ж. «Аполлон» , опубл. в ж-ле свою перв. ст. « К проблеме византийского искусства ». С этого вр. началось деятельное участие П. в работе ред. ж. и печатание большого кол-ва ст. по древнерусскому искусству и по проблемам совр. живописи. В 1910-е печатал ст. и рец. на выходившие новые искусствоведческие изд. и текущие выставки в «Сев. записках». Тогда же напис. большую ст. « Японская гравюра » (1915) и монографию « Андрей Рублев » (1916; ст. об А. Рублеве напеч. в «Аполлоне» в 1915). Особое ме¬сто занимала в то время подготовка к изд. кн. «Русская икона», но с началом войны изд. остановилось. Не осуществилась и намеченная на 1914 поездка в Италию, кот. должна была состояться по университетской программе для окончательного завершения образования. Посл. пунинская ст. в ж. «Аполлон» напеч. в № 1 за 1917; тогда произошло охлаждение и затем окончательное отчуждение между ним и ред.

Зимой 1915–16 познакомился с Л. Бруни и стал пост. бывать в его в мастерской, в «Квартире № 5» в зда¬нии Академии художеств. Там собиралась молодежь: художники, поэты, музыканты, обсуждались новые работы, читались ст., встречались с москвичами, делились с ними новостями. В то время П. печ. ст. о рисунках Б. Григорьева, о живописи Н. Сапунова, о русских художниках прошлого: П. Федотове, В. Серове, В. Сурикове, о живописи молодых. Был страстно увлечен нов. течениями в искусстве, особенно тв-вом В. Татлина и К. Малевича. Статьями о них (« Татлин (Против кубизма) », 1921 ) заслужил репутацию «воинствующего футуриста», «идеолога левого искусства».

С 1918, привлеченный А. Луначарским к сотрудничеству, стал одним из организаторов системы худож. образования и музейного дела в СССР. В 1918–21 возглавил Пг. отдел изобразительных искусств Наркомпроса, исполнял обязанности комиссара Русского музея и некот. время - Гос. Эрмитажа и Свободных Гос. мастерских (Академии художеств), оставался апологетом авангардных теч. в живописи. В это вр. окончательно переселился в Пг., получив квартиру в одном из служебных корпусов Русского музея. В 1920 опубл. « Первый цикл лекций, читанных на краткосрочных курсах для учителей рисования ». В 1920 ― « Совр. искусство » (цикл лекций). Участвовал в открытии ряда рисовальных школ (в т.ч. «Таврической», ныне школа № 1). Тогда же опубл. отрывки из воспоминаний « В дни Красного Октября » - о начале работы с Луначарским. В 1923–25 заведовал худож. частью Фарфорового з-да.

В 1927 возглавил отд. и создал экспозицию новейших теч. в искусстве Русского музея. Ред. и автор газ. «Искусство коммуны», принимал участие в осуществлении плана «Монументальной пропаганды», в обсуждении проекта мемориала на Марсовом поле. Тогда же был организатором выставки сов. искусства в Японии (1927) и мн. др. выставок. В 1927 –28 вышла работа « Новейшие течения в русском искусстве ».

Зам. директора лен. Гос. ин-та худож. культуры ( ГИНХУК ), позже - проф. ЛГУ и Ин-та живописи, скульптуры и архитектуры Всерос. Академии художеств . Читал лекционные курсы «Искусство Ренессанса», «Европейское искусство ХIХ в.», «Анализ худож. произведений». Ф. Мельников вспоминал о его послевоен. лекциях в ЛГУ: «Собирались с математического, физического, биологического, экономического – со всех факультетов университета... И он дирижировал такой огромной толпой. И чем больше было людей, тем больше у него было какого-то зажигания. Как он читал Рембрандта! Микелянджело! Леонардо! Профессура приходила со стороны, слушала его. Он умел импровизировать, находить слово, точное абсолютно...». Читал лекции на Высших курсах искусствоведения, в ЛИИКСе - на архитектурном. Был инициатором создания искусствоведческого фак-та в Академии художеств. В 1940 под ред. П. вышел учебник «История западноевропейского искусства», на долгие годы ставший популярным среди студентов, художников и искусствоведов.

Увлечение западноевропейским искусством, независимая позиция П., знакомство с опальными деятелями культуры не могли не привести к конфликтам с сов. властью. Впервые был арестован 2 авг. 1921 одновременно с группой лиц, обвиняемых по делу «Петроградской боевой организации». Находился в заключении в следственной тюрьме на ул. Шпалерной, освобожден благодаря хлопотам жены, А. Аренс , просившей за него у Луначарского. После освобождения он говорил: «Кончился мой роман с революцией». В 1934 уволен из Русского музея.

Второй арест произошел 24 окт. 1935, когда П. и студенты ЛГУ Л. Гумилёв (сын А. Ахматовой), А. Борин, В. Махаев и И. Поляков были обвинены в террористич. деятельности. Причиной послужил донос Борина, бывшего в гостях в Фонтанном доме 25 мая 1935. Через день после встречи он сообщал в лен. НКВД, что в ходе разговора за общим столом П. говорил: «И людей арестовывают, люди гибнут, хотелось бы надеяться, что все это не зря. Однако стоит взглянуть на портрет Сталина, чтобы все надежды исчезли». В постановлении об избрании меры пресечения говорилось: «Пунин Н. Н. является участником и вдохновителем контрреволюционной, террористической группы студентов, в его квартире происходят сборища данной группы, на кот. происходят чтения контрреволюционных произведений». Сразу вслед за арестом Ахматова срочно выехала в М. и с помощью Б. Пастернака сумела передать прошение в Кремль . Благодаря обращению Ахматовой с письмом к Сталину арестованные были освобождены.

В февр. 1942 в числе сотрудников и студентов Академии художеств был эвакуирован из блокированного Л-да в Самарканд, где был назначен деканом искусствоведч. фак-та. Вернулся в Л-д в июле 1944. Начал работу над докторской дис. « Проблема традиций в тв-ве Александра Иванова » (не заверш.).

Ждановское постановление 1946, борьба с «низкопоклонством перед западом», «формализмом в сов. культуре» и конфликт с председателем ЛО Союза художников В. Серовым («Разве это живопись, – это голенище!» – говорил Пунин о картине Серова «Ленин в Смольном») послужили началом кампании травли и дискредитации П. 15 апр. 1949 приказом ректора ЛГУ проф. кафедры истории всеобщего искусства П. был уволен из ун-та, «как не обеспечивший идейно-политическое воспитание студенчества». Через четыре месяца был арестован и осужден на 10 лет лагерей Особым Совещание при МГБ. В постановлении на арест были перечислены все «прегрешения» П. из дела 1935 и добавлены новые обвинения в «преклонении перед буржуазным искусством Запада». Как доказательство вины П. к делу была подшита подборка вырезок из газ., где его именовали «проповедником реакционной идейки искусства для искусства», «буржуазным эстетом», «открытым и злобным врагом реалистического искусства», поклонником Сезанна и Ван Гога. Жизнь П. закончилась в больнице лагеря для нетрудоспособных заключенных заполярного пос. Абезь под Воркутой (Коми АССР). Похоронен в безымянной могиле с номером «Х–11». Посмертно реабилитирован (26 апр. 1957).

Первый брак (с лета 1917) - Аренс Анна Евгеньевна (умерла в эвакуации в Самарканде в 1943), дочь - Ирина.

Второй брак (1923–38) - Ахматова Анна Андреевна , был её третьим гражданским мужем (познакомились в редакции ж. «Аполлон» в 1913; официально брак не был зарегистрирован). В 1923 Ахматова поселилась в квартире П., в садовом флигеле Шереметьевского дворца (Фонтанный дом), деля кров вместе с др. членами семьи П. Даже после разрыва с ним в 1938 Ахматова продолжала жить вместе с его семьей, за искл. периода эвакуации 1941–44. Мн. стихи Ахматовой посвящены П.

В 2000 изд. дневники и письма П. « Мир светел любовью », в кот. нашли отражение гл. события XX в., его размышления об искусстве, история взаимоотношений с Аренс и Ахматовой. Критики отмечали, что дневник является законченным лит. произведением, в кот. ярко проявился талант П.-писателя.

Соч.: Татлин (Против кубизма). Пг., 1921; Искусство и революция. Гл. V («Квартира № 5») // Панорама искусств. М., 1989. № 12; Мир светел любовью: Дневники. Письма / сост. предисл. и комм. Л. Зыкова. М., 2000; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Ю. Арьева. СПб.: Вита Нова, 2016.

Лит.: Русское и сов. искусство. М., 1976; Лавров А., Тименчик Р. Иннокентий Анненский в неизд. воспоминаниях // Памятники культуры: Новые открытия. М., 1983; Федоров А. Иннокентий Анненский: Личность и тв-во. Л., 1984; Об Анне Ахматовой. Л., 1990; Пунина И. Николай Николаевич Пунин (1888–1953) // Тайны ремесла. М., 1992; Зыков Л. Николай Пунин - адресат и герой лирики Анны Ахматовой // Звезда. 1995. № 1; Факультет теории и истории искусств 1937–1997: сб. / сост. и науч. ред. Г. Павлов, Н. Никулин. Ч. I. СПб., 1998; Крыщук Н. «...То, что делается днем - светом, а ночью - темнотою»: Дневники и письма Николая Пунина // 1 сентября. 2000. № 18; Попова Н., Рубинчик О. Анна Ахматова и Фонтанный дом. СПб., 2000; Крыщук Н. «Да» и «нет» Николая Пунина // Звезда. 2002. № 4; Генсировская Г. «И сердце то уже не отзовется» // Вести (Лен. обл.). 2006. 15 авг.; Шенталинский В. Преступление без наказания. М., 2007; Финкельштейн К. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Ученики . СПб., 2009.

  • Пунин Николай Николаевич