Пушкарева Вера Васильевна


ПУШКАРЁВА Вера Васильевна (по перв. браку - Котляревская, по втор. браку - Пехливанова) [9.3.1871, СПб. - 4.10.1942, Червен бряг, Болгария] - актриса, театр. критик, историк театра, рецензент.

Происходила из дворянской семьи. В 1894 оконч. Высшие женские (Бестужевские) курсы по ист.-филол. отд. Закончила драм. курсы при имп. Александринском театре. В 1898–1918 - актриса Александринского театра (на сцене - Пушкарева). Была у истоков созданного в 1911 Об-ва любителей выразительного чтения при народных ун-тах, где вела занятия по худож. чтению и технике речи.

В перв. браке (с 1894) - жена историка лит-ры акад. Нестора Александровича Котляревского (1863–1925). Н. А. Котляревский состоял начальником репертуара русской драмы Имп. театров (с 1903 был управляющим труппой Александринского театра и позднее - зав. репертуаром), членом ред. «Вестника Европы», акад. по отд. русского яз. и словесности АН, первый директор Пушкинского Дома (ныне ИРЛИ РАН), созд. в 1905 при непосредственном участии и содействии вел. кн. Константин Константиновича.

Хозяйка СПб. лит.-театр. салона по ул. Кирочной (д. 32, кв. 42), где бывали И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, И. Репин, Л. Бакст, вел. кн. Константин Константинович (поэт К. Р.) и мн. др. представители петерб. бомонда. Сами Котляревские посещали т.н. «Павловские субботы» вел. кн. Константина Константиновича в 1909–10, где в любительских спектаклях играла К. Вел. кн. переводил избранные им произведения (напр., «Мессианская невеста» Шиллера), ставил спектакли, проходившие в здании Офицерского собрания, в Китайском театре Александровского парка, в Мраморном дворце, Павловском дворце. Вел. кн. посвятил К. стих. «Когда спадут листы…»

Современники отмечали привлекательную внешность П. - ее высокий рост, представительность и элегантность, прекрасные манеры, глубокий голос и красивые голубые глаза. Не одно стих. посвятил П. поэт К. Бальмонт (П. вела акт. переписку с Бальмонтом в 1929). Портрет П. написал И. Репин. При склонности П. к светскому времяпрепровождению и немалом кол-ве поклонников, брак П. с Котляревским распался.

Среди поклонников актрисы был и болгарин Иордан Георгиевич Пехливанов, с кот. П. познакомилась в 1906 в Сестрорецке. Позже они встречались на минеральных водах за границей в 1909, на юге России - в Ялте и на Кавказе в 1910. Первый муж П. акад. Котляревский даже оказал содействие переходу Пехливанова на русскую службу.

В период Первой Балканской войны и в период Первой Мировой войны П. активно участвовала в деятельности Русско-Болгарского комитета (1912–14), Русского женского взаимно-благотворительного об-ва (1913–15), кружка «Помощь семьям защитников родины» и др. общественно-благотворительных организаций. В т.ч. организовала сбор помощи для болгарских солдат, в Первую Мировую войну открыла приют на ст. Бологое для детей-сирот, а позднее - частный питательно-перевязочный отряд. За благотворит. деятельность была награждена тремя Георгиевскими медалями.

В февр. 1920 через Крым вместе с шестилетней дочерью Кирой (дочь Пехливанова, но родилась в браке с Котляревским, кот. стал ее крестным отцом) и мужем И. Г. Пехливановым, некот. время состоявшим на службе в большевистской армии, переехала в Софию, где продолжила актив. деятельность, г.о. театр.-критическую. Написала множество (более 500) рецензий не только о Народном театре Софии, но и о Варненском, Русенском, Пловдивском театрах. По статьям П. можно восстановить историю болгарского театра 1920–30-х. Выступала с лекциями о худож. речи, орг. курсы худож. чтения «Живое слово» (1924), ставила спектакли, читала лекции в Русском народном ун-те, сама преподавала худож. чтение (1920–42). Написала воспоминания о кружке «Живое слово» (изд. на болг. яз).

К. напис. статьи и воспоминания о К. Станиславском и Художественном театре. Начало знакомства К. и Станиславского началось с того, что К. прислала актеру свою визитную карточку, на кот. под печатным текстом «Вера Васильевна Пушкарева, артистка императорских театров» приписала: «очень маленькая и начинающая, была проездом на “Чайке“ и очень удивлена и восхищена тем, как задуман и исполнен Тригорин, позволяет себе высказать благодарность за „Чайку“ вообще и за Тригорина в частности». В письме от 25 окт. 1899 К. более подробно рассказывает о своих впечатлениях: «Сначала Вы меня озадачили, и я просто растерялась. Кругом хвалили и порицали, а я могла только молчать и ждать, что дальше? Но чем дальше, тем лучше я понимала Вас. Тригорин стал ясен. Вы как настоящий артист ни себя, ни его не жалели и дали такой яркий (к Тригорину, пожалуй, этот эпитет неприменим) образ, что у меня дух захватило - как можно так тонко и законченно дать лицо» (Музей МХАТ, архив К. Станиславского).

Письма К. хранятся в ИРЛИ (ПД) РАН в составе архива Н. А. Котляревского, ф. 135, № 1020–1059. Часть архива хранится в РГИА. Ф. 718.

Лит .: Пехливанова К. И. Верен приятел на българския театър // Театър. 1957. № 2; Енциклопедия България. Т. 5. София, 1986; Станиславский К. С. Собр. соч.: В 9 т. М.: Искусство, 1995. Т. 7. Письма: 1874–1905 / Сост. Г. Ю. Бродской , комм. З. П. Удальцовой , вст. ст. А. М. Смелянского ; Косик В. И. Русские краски на балканской палитре: худож. тв-во русских на Балканах (кон. ХIХ - нач. ХХI вв.). М., 2007; Косик В. И. Софии русский уголок. Очерки со стихами о русских, покинувших Россию после окт. рев. 1917 г. и последовавшей за ней Гражд. войны. М., 2008; Каназирска М. В. В. Пушкарева - Н. А. Котляревский // «Погасло дневное светило…» Руската литературна емиграция в България 1919–44. София, 2010; Ганин А. В. Болгарин, защищавший Россию: судьба Иордана Пехливанова //Русский сб. Исследования по истории России. Т. 11. М., 2012.

  • Пушкарева Вера Васильевна