Путилов Борис Николаевич


ПУТИЛОВ Борис Николаевич [14.9.1919, станица Солдатская Терской обл.- 16.10.1997, СПб.] - фольклорист, этнограф, эпосовед.

В автобиографии П. писал: «Я родился 14 сентября 1919 г . в станице Солдатской: ныне она входит в состав Кабардино-Балкарской АССР, а в прежние времена была в составе Области войска Донского. Родители мои тогда были сельскими учителями, интеллигентами в первом поколении. Отец < Николай Федорович > - выходец из семьи каспийских рыбаков. Девятилетним мальчиком я единственный раз побывал в его родном селе Черный Рынок, выходил с рыбаками в море, видел, как при мне поймали огромного осетра и извлекли из него икру, слушал песни, и все это запомнил на всю жизнь». Мать Анастасия Дмитриевна (урожд. Сыпченко) - терская казачка. «И тоже - воспоминания о казачьих песнях, которые я слышал и в станице и которые прекрасно пели моя мама и тетя». П.: «Мне очень повезло на родителей: никогда не ощущал я насилия, давления с их стороны, они предоставили полную свободу моей духовной жизни, как могли - способствовали моему самоопределению и сами давали мне пример нравственной нормы в поведении, честного отношения к делу, верности слову, полного отсутствия суетности» (Автобиография // Живая старина. 1998. № 4).

После неск. переездов из одной станицы в другую (ст. Прохладная, Слепцовская, чеченский аул Асланбековский) семья в 1932 перебралась в Грозный, где в 1936 П. закончил школу.

После окончания школы П. уехал в Л-д, поступил в ЛГПИ им. А.И. Герцена (1936). В пединститут привело желание получить лит. образование: мечтал стать писателем. Постепенно увлекся лит-рой как предметом науч. изучения. В ЛГПИ в то вр. преподавали И. И. Толстой, С. С. Мокульский, И. П. Еремин, А. И. Гвоздев. Вузовским педагогом П. стал С. А. Адрианов, кот. в предоктябрьские годы актив. сотрудничал с «Русским биографич. словарем» и «Русской энциклопедии» (1911–15). Под рук. Адрианова на втором курсе П. написал работу о ж-лах М. Д. Чулкова «И то и се» и «Парнасский щепетильник», кот. была высоко оценена в рамках конкурса студ. работ (в т.ч. П. Н. Берковым) и в 1940 напеч. в «Ученых записках» ин-та.

К фольклору П., с детства погруженный в стихию казачьей песни, пришел закономерно и одновременно случайно. В цитируемой автобиографии П. отмечал: «Уже на IV курсе наш деканат вспомнил, что нам не прочитали курс русского фольклора. Пробел этот было суждено заполнить проф. Николаю Петровичу Андрееву. С первых же лекций он покорил меня и предмет его лекций захватил меня полностью. До этого фольклор я любил и воспринимал чисто эстетически - Н. П. открыл мне научные горизонты, с ним связанные. Я понял, что именно фольклор - моя область, сюда я должен направить свои силы».

После окончания ЛГПИ (1940) П. был направлен на работу преподавателем в Лен. воен. училище НКВД, расположенное в г. Сортавала Карело-Финской ССР. В июне 1941, с началом Великой Отеч. войны, был уволен. В армию не попал по состоянию здоровья. В июле-августе 1941 жил в Волхове, где находилась семья его первой жены, работал в районной газ. «Сталинский путь». При приближении фронта к Волхову в сент. 1941 П. пришлось эвакуироваться в Ивановскую обл., где до июня 1942 учительствовал в школе с. Ратислово. Затем выехал в родной для него Грозный. Там с авг. 1942 работал в обл. радиокомитете, участвовал в строительстве оборонительных рубежей Грозного.

В февр. 1943, после разгрома гитлеровцев под Сталинградом, из эвакуации в Грозный был возвращен местный пед. ин-т. Преподавательских кадров не хватало, П. был приглашен, как сам пишет, «довольно-таки случайно» на кафедру лит-ры. Среди прочих курсов П. было поручено читать лекции по русскому фольклору. «Здесь-то мне и пригодилась школа Н. П. Андреева, - писал П. в автобиографии, - и, собственно, только тогда я осознал значение его в фольклористике. Н. П. Андреев был горячим сторонником исторического изучения фольклора, он первым разработал периодизацию истории русского фольклора, соотнес с выделенными периодами историю жанров. Можно сказать, что идею историзма я усвоил именно от него, в его трактовке…»

В «Ученых записках» Грозненского пед. ин-та во вт. пол. 1940-х появилась целая серия трудов молодого П. Первой была ст. « О роли национально-государственного фактора в развитии древней русской литературы » (1945). Обращаясь к истории, П. писал: «В течение шести столетий выкристаллизовывались в русской литературе ее лучшие, характернейшие качества: героико-патриотическое звучание, вдумчивый интерес к истории, яркая публицистичность, связь с поэзией народных масс. Одушевленные пафосом национально-государственного служения, писатели наши постоянно ощущали неразрывную связь своей деятельности с нуждами Русской земли, вне этой связи они не видели цели своего творчества» (Учен. зап. Грознен. гос. пед. ин-та. Грозный, 1945. № 1. Вып. 1).

Летом 1945 П. организовал сорокадневную фольклорную экспедицию в станицы гребенских казаков - в Старощедринскую, Старогладковскую и Червлёную. Это событие стало решающим в становлении П. как фольклориста. Ему и студентам удалось записать около 250 песен разных жанров (былевые, исторические, походные, лирические и пр.). Собранный мат-л лег в основу научного осмысления: ряд статей под общим загл. « Гребенские казаки и их песни » был опубл. в газ. «Грозненский рабочий» (Грозненский рабочий. 1945. 18 сент., № 185; 23 сент., № 189; 27 окт., № 213), объемная статья « Песни гребенского казачества » вышла в институтских «Ученых записках» (Учен. зап. Грознен. гос. пед. ин-та. Грозный, 1946. № 2. Вып. 2). Очень скоро, уже в 1946, был подг. к печ. сб. текстов « Песни гребенских казаков » (Грозный, 1946).

В статьях, сопровождавших появление сборника, П. точно сумел наметить осн. проблемы, связ. с изучением песенной культуры местного казачества. Он остановился на вопросе о происхождении гребенских казаков, поставил вопрос о соотношении песенной традиции гребенского казачества с традициями др. групп казаков (терские, донские, уральские и др.), а также с общерусской традицией в целом. В описании ист. песен П. пытался проследить развитие жанра от XVI в. до конца XIX в. и отмечал, что ист. песня идет по пути явной ассимиляции с др. поэтич. жанрами. В вопросе о лирич. песнях фольклорист ставил проблему их классификации, давал хар-ку осн. песенных тем, анализ некот. поэтич. особенностей песен, в частности, рифмы.

В 1947 в «Ученых записках» Грозненского пединститута была опубл. статья П. по истории собирания фольклора, и в частности былин на Тереке - « Русская былина на Тереке (собирание и изучение терской казачьей поэзии, особенно эпической) » (Учен. зап. Грознен. гос. пед. ин-та. Грозный, 1947. № 3. Вып. 3). Ст. поражает библиографич. грамотностью и источниковедч. подкованностью автора, работавшего в провинциальном Грозном. Ученый пишет о кавказских этнографич. реминисценциях в худож. тв-ве А. Полежаева, М. Лермонтова, Л. Толстого, дает обзор публикаций в дореволюционных газ. «Кавказ» и «Терские ведомости», анализирует работы лидера «исторической школы» В. Миллера, в кот. тот касается южно-русских былин; специально останавливается на трудах местных краеведов и др. Библиографич. разыскания по терской былине в конце работы сведены в емкую и информативную таблицу, где называются сюжет, место и время записи, собиратель, перв. публикация и перепечатки текста.

В 1948 в Грозном публикуется еще одна статья П., посвящ. местной фольклорной традиции - « Осн. задачи собирания и изучения фольклора Грозненской области » (Изв. Грознен. обл. ин-та и Музея краеведения. Грозный, 1948. Вып. 1). Относительно разных групп русского населения П. соответственно ставит разные задачи в обл. собирания и изучения фольклора. П. касается вопросов включения в поле внимания фольклористов станиц, в кот. собиратели еще не работали, в организации экспедиций по следам предшественников, в фиксации поздних жанров (частушки, песни сов. времени), в поиске выдающихся певцов, в особом внимании к календарной и свадебной поэзии. В завершение статьи П. дает фундаментальный библиографич. список трудов, посвящ. терскому казачьему фольклору.

В 1948 П. вып. вторую кн. - « Исторические песни на Тереке » (подг. текстов, статья и прим. П. Грозный, 1948). В ее основу легли дореволюц. записи собирателей, работавших на Сев. Кавказе (Ф. Панкратова, М. Карпинского и др.). Антология посвящ. традиции не только гребенского казачества, но всех терских казаков. Во вст. ст. П. предлагает грамотную характеристику репертуара ист. песен терского казачества, специально подчеркивая, что особую популярность в регионе имели песни, непосредственно связанные с историей казаков. В комментариях он дает ссылки на варианты того или иного сюжета, опубл. в др. сборниках; приводит ист. пояснения, делается акцент на типич. схемах, лежащих в основе той или иной песни. П. поднимает принципиально значимые для ист. песни в целом проблемы и предлагает решения, кот. будут более глубоко и масштабно осмыслены им в поздних работах. Особо П. останавливается на разграничении былин и ист. песен. Для П. основополагающим явл. тезис о разном способе отображения действительности былиной и ист. песней. «В эпосе, - пишет исследователь, - история предстает не в своем действительном виде, но как бы в формах идеальных. В исторической песне история выступает уже как реальность, вполне конкретная и осознанная народом. Главным определяющим моментом в исторической песне является стремление к осмыслению живого исторического процесса, к уяснению смысла и значения происходивших событий, к оценке участвовавших в этих событиях общественных сил и отдельных лиц». В статье и комм. П. делает указания на некот. схемы и мотивы, заимствованные ист. песней от былин (напр., мотив пира) или созданные самой ист. песней и повторенные ею во множестве сюжетов разного времени (мотив казачьего круга, на котором герой держит речь; мотив с описанием армии, уходящей в поход; и др.).

Грозненские сб. П., не оцененные моск. специалистами, нашли отклик среди фольклористов Л-да. В хронике работы кафедры лит-ры Грозненского пед. ин-та, опубликованной в «Ученых записках» (Хроника работы кафедр // Учен. зап. Грознен. гос. пед. ин-та. Грозный, 1947. № 3. Вып. 3), сообщалось, что в дек. 1946 П. побывал в Л-де и выступил в ПД с д-дом « Место гребенского песенного фольклора в общерусском народном тв-ве ». Д-д вызвал оживленные прения, в кот. приняли участие М. К. Азадовский, А. М. Астахова и др. Одновременно обсуждался перв. сборник П. В хронике говорится: «Выступавшие отметили несомненную общую культуру сборника, высокое качество публикуемых текстов, содержательность комментария и глубину вступительной статьи».

В 1946–48 П. работал над канд. дис. на тему « Русские исторические песни XI–XIX вв. на Тереке » (проф.-консультант А. М. Астахова). Дис. состояла из пяти глав: 1) Ист. песня как жанр (осн. проблемы); 2) Собирание и изучение ист. песни на Тереке; 3) Ист. песни XVI–XIX вв. на Тереке. Обзор мат-ла и проблематика; 4) Вопросы стиля казачьей ист. песни; 5) Судьба жанра ист. песен XVI–XIX вв. на Тереке.

В окт. 1948 в ПД состоялась защита дис. (опп. М. К. Азадовский и А. Н. Лозанова). Офиц. отзыв Азадовского содержал высокую оценку: «Этот труд значительно выделяется среди обычных работ типа кандидатской диссертации. Он выделяется своей широтой размаха, глубиной постановки многих вопросов, начиненных эрудицией автора и большим исследовательским остроумием. Что особенно хотелось бы мне отметить - это, если позволено будет мне сказать - филологическая безупречность и филологическая тщательность этой работы. Она, прежде всего, необычно тщательная в смысле эрудиции. Я, по крайней мере, не знаю ни одной какой-нибудь работы, посвященной исторической песне, которая автору осталась бы неизвестной». В результате диспута ученый совет ПД (председатель - тогдашний директор ИРЛИ Л. А. Плоткин) единогласно (17 голосов) присвоил П. ученую степень канд. филол. наук. Тогда же был поднят вопрос о приглашении молодого ученого в ПД, однако этой инициативе Азадовского воспрепятствовали ист. обстоятельства. «Защита моя была последним „мирным“ событием в Пушкинском доме, - писал П. в автобиографии, - вскоре последовала кампания борьбы с космполитизмом, жертвой кот. явился и М. К. <Азадовский>». П. остался среди тех, кто не отвернулся от старейшины отеч. фольклористики: «Я наезжал в Ленинград только летом, в отпуск, бывал у М. К., изгнанного из университета и из Пушкинского дома, больного физически, но крепкого духом».

До 1954 работал в Грозненском пед. ин-те - ст. преп., доц., зав. каф. лит-ры, зам. директора по науч. и уч. работе.

В 1954, когда, по словам П., «повеяло оттепелью», он все-таки был приглашен в ПД, где вскоре началась работа над четырехтомным академ. изданием ист. песен. 1 сент. 1954 П. был принят ст. науч. сотрудником в Сектор фольклора ИРЛИ (Пушкинский Дом) АН СССР; с 1958 по 1967 - зав. Сектором народного тв-ва. В 1961 защитил докт. дис. « Русский историко-песенный фольклор XIII–XVI вв .».

Область науч. интересов: древнерусская лит-ра, русские народные ист. песни, этнография, взаимосвязи лит-ры и фольклора, типологич. отношения и связи русского фольклора и фольклора др. славянских народов, теория фольклора, этнография. Помимо большой научно-исслед. работы выступал как ред. и рецензент мн. колл. трудов.

Был чл. редкол. «Свода русского фольклора», гл. ред. сер. «Былины». В ИРЛИ совм. с В. Проппом подг. изд. в 2-х т. «Былины» (М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1958). Наиболее полное изд. - «Былины» (М.: Сов. писатель, 1986. БС БП; подг. текстов, послесл. и прим. П.; последующие изд. - СПб.: Инапресс, 1999; СПб.: Вита Нова, 2010).

В сент. 1967 перешел в Ин-т этнографии и антропологии (ИАЭ) АН СССР им. Н. Миклухо-Маклая, до 1986 был руководитель Группы общих проблем ин-та.

Был увлеченным собирателем, неизменно полагая, что знание живого мат-ла, непосредственное знакомство с различными этнич. традициями необходимы совр. фольклористу. География его поездок обширна: от казачьего юга и Кавказа до Русского Севера. Он слушал среднеазиатских сказителей и дружил с народными певцами Черногории, Сербии, Македонии. В 1971 в составе этнографич. экспедиции побывал в Океании, где записал фольклор жителей Новой Гвинеи, Полинезии. Итогом поездки явилась серия книг и статей о фольклоре и быте островитян.

Крупнейший знаток жизни и деятельности Миклухо-Маклая, подготовил, составил и вып. неск. книг о великом исследователе и путешественнике - « Николай Николаевич Миклухо-Маклай » (Л.: Наука, 1981), « Человек с Луны: Дневники, статьи, письма Н. Н. Миклухо-Маклая » (М.: Молодая гвардия, 1982), « NikolaiMiklouho-Maklay.Traveller,Scientest,andHumanist » (M., 1982), « Н. Н. Миклухо-Маклай: Путешественник, ученый, гуманист» (М.: Прогресс, 1985), « Човек от Луната. Дневници, статии, писма на Н. Н. Миклухо-Маклай » (София, 1986), « Человек с Луны (жизнь и тв-во Н. Н. Миклухо-Маклая) » (М., 1996). Подготовил отд. том шеститомного собр. соч. «Миклухо-Маклай. Путешествия 1870–74 гг. Дневники, путевые заметки, отчеты» (Л.: Наука, 1990).

В теч. последних 10 лет жизни - гл. науч. сотрудник Отдела европеистики и общей этнографии МАЭ РАН. Подгот. изд. « Этнография, история, культура стран южных морей » (в соавт. СПб.: МАЭ РАН, 1997), « Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса » (СПб.: Петербургское востоковедение, 1999; под ред. А. Байбурина), « Фольклор и народная культура » (СПб.: Петербургское востоковедение, 2003) и мн. др.

Труды П. глубоко концептуальны. Теоретические и методологические проблемы фольклористики обсуждаются в монографиях « Методология сравнительно-исторического изучения фольклора » (1976), « Фольклор и народная культура » (1994). В монографии «Фольклор и народная культура» П. обобщил более чем полувековой опыт работы в сфере народной культуры, подверг концептуальному пересмотру многие из тех позиций, кот. ранее защищались им самим и продолжают разделяться его коллегами. В работе исследуются природа и специфика фольклора как органической части культуры этноса и отдельных его групп, характер отношений фольклора с этнографич. действительностью, типология фольклорных функций, контекстные связи, закономерности и механизм фольклорного процесса, явление вариативности. Высказанные в ней утверждения подкрепляются фольклорно этнографич. мат-лами народов б. СССР, а также Европы, Сев. Америки и Океании. Значительное место уделено концепциям фольклора в совр. зарубежной науке, в первую очередь американской.

Ученый убежденно отстаивал концепцию изучения фольклора в контексте этнографической действительности с учетом приоритета внутренних законов традиц. словесности. Будучи противником любых догм, горячо откликался на все новые идеи в мировой фольклористике, призывал «наверстывать упущенное и сделать достижения зарубежной науки достоянием науки отечественной». Пропагандировал идеи крупных западных ученых Б. Малиновского, А. Лорда и др. Выступил в кач-ве ред. кн. «Альберт Б. Лорд. Сказитель» (М.: ИФ «Восточная лит-ра», 1994; перев. Ю. Клейнер, Г. Левингтон). Один из осн. организаторов Международных Лордовских чтений по фольклористике.

Ведущий мировой специалист в обл. фольклора и эпоса восточноевропейских и балканских славян. Особая его заслуга - в расширении границ понятия «фольклор», крайне суженного и заидеологизированного в сов. период.

Специалист по мировому эпическому наследию. Сравнительное изучение народных эпических традиций на десятилетия заняло основное место среди направлений научного поиска П. Этой теме посвящены монографии « Русский и южнославянский героический эпос » (1971), « Героический эпос черногорцев » (1982), « Героический эпос и действительность » (1988). Развивая идеи В. Проппа и В. Жирмунского, П. вскрыл и обосновал на широком сравнительном мат-ле универсальные законы эпического тв-ва, рассмотрел механизмы формирования и функционирования эпического текста, способы сюжетосложения, компоненты «эпического мира».

В 1997 в М. в рамках издат. деятельности РАН в серии «Исследования по фольклору и мифологии Востока» вып. монографию « Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика ». Издание представляет собой обобщающее теоретич. исследование комплекса проблем, связанных с искусством мастеров устного эпоса. В кн., основанной на мат-лах эпоса народов Европы, Азии, Океании, Африки, на наблюдениях многочисленных отеч. и зарубеж. исследователей и на полевых мат-лах П., рассказывается о сказителях, о проблемах их обучения, наследования и расширения репертуара, об освоении ими эпич. мира и овладении «эпическим знанием». Рассматриваются легенды о получении певцами эпоса «чудесного дара» сказительства, подробно описывается искусство исполнения эпических сказаний, его ритуальный характер, взаимоотношения певца со слушателями. Значительный раздел книги посвящен проблеме «Сказитель и эпический текст»: на многочисленных примерах П. подтверждает теорию Пэрри-Лорда, согласно кот. эпические певцы не держали в памяти заученные тексты, но всякий раз воссоздавали их как бы заново, опираясь на специфич. технику поэтики эпоса. Кн. включает типологич. характеристику искусства варьирования текстов при сохранении традиции и опоре на нее, в т.ч. на фактах тв-ва былинных сказителей.

П. «был ученый, материалам и выводам которого можно верить и сегодня. Им не только охвачен грандиозный круг тем и проблем - как ставших уже классическими, так и выходящих за рамки традиционной науки, но и виртуозно обоснован наиболее эффективный методологический арсенал мысли о фольклоре. Это был ученый, счастливо совмещающий теорию с практикой, - неутомимый собиратель и публикатор художественных текстов устной традиции, их глубокий и тонкий исследователь и, в то же самое время, блистательный популяризатор науки <…> Книги Б. Н. Путилова интересно читать не только потому, что его методология увлекает и убеждает, анализы завораживают и восхищают, теория побуждает к собственному творчеству, а язык и стиль просто великолепны, но и потому, что ему самому многое захватывающе интересно. Путилов всегда был чуток к вопросам, которые фольклор не перестает задавать фольклористике. Он обладал исключительным исследовательским даром, позволяющим ему распознавать те чреватые открытиями преграды, которые скрыты в фольклорном объекте и не видны поверхностному взгляду <…> Секрет феномена Б. Н. Путилова - в сочетании таких качеств, как его огромный врожденный талант, страстная любовь к народному творчеству, крупный писательский дар плюс нечто редчайшее - то глубинное душевное родство с фольклором, которое привело его однажды к осознанию самого главного и всеопределяющего: “я ощутил всем существом, что мир этот - мой, а я - его”. <…> каждого знакомящегося с работами Б. Н. Путилова не оставляет это чувство подлинности, исходящее от классически прекрасных литературных зданий, выстроенных им с неподдельной любовью и мастерством» (И. Земцовский).

Выступал в печати как популяризатор науки. Рассказал детям о Миклухо-Маклае (Он выбрал Новую Гвинею // Хочу все знать: Сб. Л., 1984). Обработал для детей русские былины: « Застава богатырская » (Л.: Детская лит-ра, 1990). Участвовал в подг. изд. «Сказки народов мира. Тысяча и одна ночь» (М.: Детская лит-ра, 1985, 1987) - раздел «Сказки и мифы народов Австралии и Океании» (сост. и прим.). Подготовил изд. «Петр Великий в преданиях, легендах, анекдотах, сказках» (Академ. проект, 2000), 2-е изд. - «Петр Великий: Предания. Легенды. Анекдоты. Сказки» (СПб.: Азбука-классика, 2008; 2009). Вместе с В. Бахтиным подгот. и сост. сб. «Фольклор ГУЛАГа» (М.: Края Москвы, 1994).

Награжден медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в Великой Отеч. войне 1941–45 гг.».

Чл. СП (с 1990).

Наследие П. составляют около 500 науч. работ, в т.ч. полтора десятка монографий.

Архив: ИРЛИ, ф. 848 (свыше 2000 е.хр.).

Соч.: О ж-лах Чулкова («И то и се» и «Парнасский щепетильник») // Учен. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л., 1940. Т. 29; Песни гребенских казаков / Публ. текстов, вст. статья и комм. Б. Путилова. Грозный, 1946; Текстологические заметки к песням Разинского цикла // Русская народная поэзия: Фольклористические заметки. Горький, 1961. Вып. 1; К вопросу о составе песенного Разинского цикла (Былина о Соколе-корабле) // Русский фольклор: Мат-лы и иссл. М.-Л., 1961. Т. 6; Славянская историч. баллада. М., 1965; Русский и южнославянский героич. эпос: Сравнительно-типологич. исследование. М.: Наука, 1971; Методология сравнительно-ист. изучения фольклора. Л., 1976; Песни южных морей. Л.: Наука, 1978 (Серия «Из истории мировой культуры»); Место фольклора в комплексных славянских и балканских исследованиях // Комплексные проблемы истории и культуры народов Централ. и Юго-Восточной Европы: Итоги и перспективы исследований. М., 1979; Contemporary Music of the Maclay Coast // The Performing Arts. Music and Dance. The Hague ;Paris ;New York , 1979; Вст. статья и прим. // Героический эпос народов СССР / Сост. Л. Плотникова. Л., 1979; Земледельческий труд - обряды, мифология, фольклор (по мат-лам Новой Гвинеи) // Ранние земледельцы: Этнографич. очерки. Л., 1980; Ленин и фольклористика // Сов. этнография. 1980. № 3; Миф - обряд - песня Новой Гвинеи. М.: Наука, 1980; О процессе жанрообразования в фольклоре // Актуальные проблемы совр. фольклористики: Сб. Л., 1980; По следам музыкально-этнографических работ Н. Н. Миклухо-Маклая // Музыка народов Азии и Африки. М., 1980. Вып. 3; Н. Н. Миклухо-Маклай: Страницы биографии. Л.: Наука, 1981 (М.: Прогресс, 1985); Предисл. // Мифы и предания папуасов маринд-аним. М., 1981; Metodologicke a teoreticke aspecty studia zbojnickeho a hajduckeho folkloru // Slovensky Narodopis. 1981. № 2–3; Contemporary Folklore and Forms of its Existence: Generally Theoretical Aspects of the Problem // Problems of the European Ethnography and Folklore. Summaries by the Congress Participants. M, 1982; Героический эпос черногорцев. Л., 1982; Человек с Луны: Дневники, статьи, письма Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Молодая гвардия, 1982; Nikolai Miklouho-Maklay. Traveller, Scientest, and Humanist. M., 1982; История эпическая, история реальная // Фолклор и история. София. 1982; Меланезийская мифология. Папуасская мифология // Мифы народов мира. Энц. М., 1982. Т. 2; В Бонгу звучат окамы // Глазами этнографов. М., 1982; К изучению типологии поздних форм народного эпоса // Литературознание и фолклор истина. София, 1983; Русская народная поэзия. Эпическая поэзия / Сост. Б. Путилов. Л.: Худож. лит-ра, 1984; Поздний героич. эпос на Балканах: проблемы типологии и истории // Балканские исследования. Вып. 9. М ., 1984; Героич. эпос как компонент черногорского самосознания // У истоков формирования наций в Централ. к Юго-Восточной Европе: Общ.-культурное развитие и генезис нац. самосознания. М., 1984; Jуначки епос Црногораца. Титоград, 1985; Былины / Сост., подг. текстов, прим., вст. ст. П. М.: Сов. писатель, 1986 (БС БП); Човек от Луната. Дневници, статии, писма на Н. Н. Миклухо-Маклай. София, 1986; Устойчивост и вариантност в българския героичен епос // Български фолклор. 1986. Кн. 4; Сказки народов мира. Тысяча и одна ночь / Сост. В. Аникин, А. Никулин, П., Р. Кушнерович. М.: Детская лит-ра, 1987; Эпос // Этнография восточных славян: Очерки традиц. культуры. М., 1987; Героический эпос и действительность. Л., 1988; Застава богатырская. Л.: Детская лит-ра, 1990; Фольклор ГУЛАГа / Сост. В. Бахтин и П. М.: Края Москвы, 1994; Человек с Луны (жизнь и тв-во Н. Н. Миклухо-Маклая). М., 1996; Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика. М.: ИФ «Восточная лит-ра» РАН, 1997; Этнография, история, культура стран южных морей / В соавт. СПб.: МАЭ РАН, 1997; Автобиография / Подг. текста Е. Путиловой, А. Анфертьева, Е. Белоусовой // Живая старина. 1998. № 4; Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999; Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. СПб.: Азбука, 1999 (2001, 2008); Петр Великий в преданиях, легендах, анекдотах, сказках. СПб., 2000 (2-е изд. 2008); Неизв. В. Я. Пропп: Древо жизни. Дневник старости. Переписка / Сост. А. Мартынова, колл. авторов, в т.ч. П. СПб.: Алетейя, 2002; Фольклор и народная культура. СПб.: Петербургское востоковедение, 2003; Славянский мир в лицах: Боги, герои, люди. СПб.: Азбука-классика, 2008; Петр Великий: Предания. Легенды. Анекдоты. Сказки. Песни / Сост. Б. Путилов. СПб.: Азбука-классика, 2008 (2009); Былины / Подг. текстов, послесл. и прим. Б. Путилова. СПб.: Вита Нова, 2010; Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. СПб., 2012.

Лит. : Гофман-Померанцева Э. [Рец. на кн.: Песни гребенских казаков / Вст. статья и комм. Б. Путилова. Грозный, 1946] // Сов. этнография. 1947. № 2; Соколова В. [Рец. на кн.: Ист. песни на Тереке / Подг. текста, статья и комм. Б. Путилова. Грозный, 1948] // Сов. этнография. 1949. № 1; Борис Николаевич Путилов. Библиография (1940–87) / Отв. ред. Е. Шастина. Иркутск, 1987; Список осн. трудов по фольклористике и этнографии д.ф.н. Б. Н. Путилова. Кон. 1978 - 1988 (к 70-летию со дня рождения) // Сов. этнография. 1989. № 6; Борис Николаевич Путилов: К 75-летию со дня рождения / Вст. ст., отв. ред. А. Мыльников, Ч. Таксами. СПб., 1995; Земцовский И. И. Героический эпос жизни и тв-ва Б. Н. Путилова. СПб.: Европейский дом, 2005; Пушкинский Дом: Мат-лы к истории. 1905–2005. СПб., 2005; Иванова Т. Г. Борис Николаевич Путилов: Начало пути // Антропологический форум. 2007. № 7; Иванова Т. Г. М. К. Азадовский и Б. Н. Путилов (преемственность науч. традиций в фольклористике) // Русская лит-ра. 2008. № 4; Борис Николаевич Путилов. Библиография (1940–2008) / Сост. Т. Г. Иванова. СПб.: РИИИ, 2009; Иванова Т. Г. Борис Николаевич Путилов - выдающийся фольклорист, славист, друг Сербии // Српско-руски круг: Књжевно-уметнички алм. Сербско-русский круг: Лит.-худож. альм. М.: Вахиазар, Београд: ИГАМ, 2012.

Т. Иванова

  • Путилов Борис Николаевич