Пяст Владимир


ПЯСТ Владимир (наст. Владимир Алексеевич Пестовский) [1.7(19.6).1886, СПб. -11.1940, Голицыно Одинцовского р-на Моск. обл.; похоронен на Новодевичьем кладб. в М.] - поэт, переводчик, лит. критик, теоретик стихосложения.

Родился в семье коллежского советника, энтомолога по образованию. По отцу П. при­надлежал к старинному польскому роду, вос­ходившему к королевской фамилии Пястов, что подчеркнуто в избранном им псевдониме. Имя бабушки П., Анны Алексеевны Пестов­ской, было известно в СПб. 1900-х благодаря ее просветительской деятельнос­ти, в частности организованной ею общест­венной «Читальни Пестовской», располагав­шейся в том же доме, где прошло детство и юность П. (Литейный, 24). Высококультур­ная атмосфера, царившая в семье, и лит. на­клонности отца, кот., по воспоминаниям П., «писал до сорока лет плохие русские и от­личные латинские стихи, с сорока же лет пи­сал и русские хорошие» (Автобиография . РНБ. Ф. 474), рано раскрыли в П. разносто­ронние способности. 9-ти лет П. по собств. настоянию был определен в 12-ю СПб. гимназию; учился ув­леченно, отдавая предпочтение физике и мат-ке; по окончании гимназии в 1904 был отмечен золотой медалью. В 13-летнем воз­расте открыл для себя тв-во Л. Мея (в 1922 опубл. ст. « Л. А. Мей и его поэзия »). Др. кумиром юности был Э. По. Свое 13-летие П. запомнил как своеобразный жизненный рубеж: «Прибли­зительно в это же время сложил я (и записал) первые свои стихи, кот. <...> считаю и те­перь вполне настоящими, так как выражали они подлинные и не слышанные ранее поэти­ческие мысли» (Автобиография).

Знакомство с русским символизмом нача­лось для П. со сб. К. Бальмонта «Горящие зда­ния (Лирика совр. души)»: «С первых же строк Бальмонт завладевает моим сущест­вом» (Автобиография). Притягательность тв-ва По и восхищение поэтич. ма­стерством Бальмонта подтолкнули П. к разви­тию в себе способностей к искусству декла­мации, кот. страстно занимался и его отец. Вскоре самостоятельные упражнения в худож. чтении увенчались значительными личными достижениями, позволившими П. констатировать, что уже летом 1903 он стал «одним из первых по времени в России ис­полнителем стихов Э. По в переводе Баль­монта» «Ворон» и «Улялюм» (Автобиогра­фия). В 1904 П. поступил на математическое отд. физико-математического фак-та СПб. ун-та. На выбор специальности оказала влияние прочитанная им статья изв. математика Н. Бугаева, отца поэта Андрея Белого («О свободе Воли»). Этот шаг во многом показателен для формировавшей­ся личности П., которому и впоследствии бы­ла присуща эмоц. впечатлитель­ность, сочетающаяся со склонностью к логич. рассуждению, философии и привер­женностью культу человеческой воли. Осе­нью того же года П. знакомится с З. Гиппи­ус, кот. приглашает его бывать в ее доме, где тогда собирался весь лит.-худож. «свет» СПб. Поэтич. дебют П. состоялся в шестой книге ж. «Вопросы жизни» за 1905. К этому вр. он уже знаком с А. Блоком, бывает на знаменитых «средах» Вяч. Ивано­ва, каждую встречу с кот. он на протяже­нии мн. лет воспринимал как «событие во внутреннем мире» (Автобиография); посе­щает вечера у Ф. Сологуба и В. Розано­ва. Весной 1906 П. слушает курс лекций в Мюнхенском ун-те. Несмотря на то что с этой поездкой в Германию была связана од­на из первых вспышек психического заболе­вания, обострение кот. неск. раз приводило его к суицидным попыт­кам, из Мюнхена П. вернулся страстным по­клонником западноевропейской культуры, восторженно откликался об этом периоде своей жизни, запечатлев его в стихах.

Осенью 1906 переводится на историко-филологич. фак-т (романо-германское отд.), кот. оканчивает в 1910. С 1906 до окончания ун-та П. принимает актив. участие в «Кружке молодых» (объединение молодого поколения символистов - при ун-те). В 1906 (совм. с В. Лачиновым) подго­товил русский перевод «Электры» Г. Гофмансталя. В 1907 «Электра» поставлена в театре В.Ф . Комиссаржевской. Весной 1909 П. посещает кружок под назв. «Проакадемия стиха», собиравшийся на «Башне» Вяч. Иванова; с этого вр. серь­езно занимается теорией стихосложения.

Сосредоточенность на идеалистич. философии Платона, образах философско-мистич. поэзии Вл. Соловьева; противо­поставление идеального мира, выраженного в мистич. образах «Души Мира», «Веч­ной женственности», хаосу и демонизму ре­альной земной жизни; построение лирич. циклов по принципу единого текста - все это нашло отражение в перв. поэтич. сб. П. «Ограда» (1909). А. Белый писал о поэтич. кредо и образе П.: «Очень чопорный, нервный и бледный; „несет караул перед лозунгами символизма”» (Белый А. На­чало века. М., 1990). В это же вр. П. публ. статьи о В. Брюсове, А. Белом, Вяч. Иванове в «Книге о русских поэтах последнего десятилетия», вышедшей под ред. М. Гофмана (СПб.-М., 1909).

В нач. 1910 П. сделал перевод коме­дии Тирсо де Молина «Дон Хиль Зеленые штаны», кот. появился в печ. только в 1923 в Берлине. Период 1910–12 для П. был отмечен дружеским и творч. обще­нием с Блоком, под влиянием кот. в воззрениях П. происходят явные сдвиги; взгляды П. были изложены в ст. « Нечто о каноне » (Труды и дни. 1912. № 1).

В 1910-х сложился круг интересов П., свя­занный с изучением стихосложения, декла­мацией, увлечением шахматами, плаванием и исследованием оккультизма.

В 1911 в моск. изд-ве «Пегас» вы­ходит его автобиогр. « Поэма в нонах », напис. в 1908. П., недоволь­ный кн., кот. была напеч. без со­гласования с ним, сжег почти весь тираж (др. изд.: Сирин. Сб. 2. 1913; Заветы. 1913. IX, с цензурными сокращ.).

В 1911–13 находится под сильным впе­чатлением от произведений А. Стриндберга. Преклонение перед талантом и личностью шведского писателя побудило его к поездке в Стокгольм в 1912, когда пришли тревожные вести о тяжелой смертельной болезни Стринд­берга. П., не допущенный к умирающему Стриндбергу, передал ему «привет от Блока» и свою «Поэму в нонах» с запиской: «Августу Стриндбергу, единственному, но больше не одинокому - от молодых русских поэтов». 14 июля 1912 в Териокском театре «Товари­щества актеров, художников, писателей и музыкантов» на вечере памяти Стриндберга П. прочел д-д о тв-ве этого писателя.

С весны 1913 по 1914 принимал участие в собраниях «Об-ва поэтов», организованных Н. Недоброво. Вместе с ним в это об-во входили А. Блок, Вяч. Иванов, Ю. Верховский, А. Скалдин, Б. Садовской, А. Кондратьев и др. Кон. 1913 П. считал «эрой своей жизни»: к этому вр. отно­сится его перв. концертное выступление с чтением стихов Лермонтова. Декламация становится одной из осн. форм выраже­ния его тв-ва. В этой сфере он не только предпринимает попытку создать студию худож. чтения (1919), но и занимается поиском новаторских приемов декламирования (орга­низация в 1920 вечеров «стихотворения», т.е. «„нового творения” стихов в процессе их исполнения» (Автобиография), и перв. ве­черов «дуэтной» декламации в 1922).

В 1914 П. как историк лит-ры проявляет интерес к эгофутуризму, читает д-ды об элементах футуризма в поэзии символистов и др.

В период с 1909 по 1917 П. пишет стихи, впоследствии составившие вторую кн. его лирики « Львиная пасть » (Берлин-Пг.-М., 1922). Почти все сти­хи этого сб. предварительно были напеч. в различных периодич. изд. и альм. («День», «Любовь к трем апельсинам», «Год войны», «Бельгийский сб.» и др.).

В 1915 П. призван на фронт ратни­ком 1-го разряда, но из-за вспышки психич. заболевания вскоре был признан не­годным к воен. службе. Свой кратковре­менный опыт казарменной жизни он описал в стих. « В казарме (Начало войны) » (Россия в Слове. Лит. приложение к газ. «Во­ля народа». 1917. № 1). Тогда же работает над поэмой « Грозою дышащий июль », три отрывка из кот. напеч. в «Альм. Муз» (Пг., 1916); в своем пол­ном объеме поэма так и не была изд.

В 1915–18 внимание П. заострено на по­литич. событиях того вр.; для него были характерны оборонческие настроения и союзнический пафос в годы Первой миро­вой войны (см. стих. « Бельгия » // Бельгий­ский сб. Пг., 1915; «Cui prodest». [1917–?]. РНБ. Ф. 622); некот. время поддерживал полит. программу меньшевиков; в Фе­вральскую революцию разделял взгляды ка­детов; в Октябрьскую революцию сотрудни­чал в газ. правых эсеров «Воля народа». К этому же периоду относится работа П. над прозаич. произведениями - рома­нами «Круглый год» (др. название «Чин моей жизни»), «Агнесса Кроль», «Тай­ные силы», «Эпилог», «Рукопись Хлябина» - все они остались неопубл.

Октябрьскую революцию П. воспринял категорически отрицательно. Так же непри­миримо относился к литераторам, так или иначе поддержавшим большевистский пере­ворот, поэтому после выхода в свет поэмы «Двенадцать» порвал отношения с Блоком до весны 1921, когда им удается восстановить дружеский контакт.

В годы Гражданской войны П. живет в од­ной из комнат петерб. Дома искусств. После Октября сотрудничает в Ин-те живого слова, в изд-ве «Всемирная лит-ра», где ре­дактирует соч. Стриндберга.

В 1920-е работает как журналист и пе­реводчик (член секции переводчиков ВСП); в 1922 выходит его « Третья книга лирики » (Берлин-Пг.-М.); в 1926 издана хрестоматия «Совр. деклама­тор», составленная П. совм. с Н. Омельянович (М.-Л.); продолжает заниматься сти­ховедением и в кон. 1920-х пишет кн. « Совр. стиховедение. Ритми­ка » (Л., 1931). Этот труд представляет собой подробный свод и анализ практически всех форм русского стиха, обзор теоретич. работ по стиховедению и полемику с их авто­рами (А. Белым, В. Жирмунским, Б. Томашевским, Г. Шенгели), а также содержит практич. курс для начинающих поэтов. В 1926 П. переехал жить в М. В 1929 выходят в свет его мемуары - « Встречи » (М.) где П. подробно описывает свой путь в лит-ре.

В февр. 1930 П. репрессирован и со­слан сначала в Архангельск, а затем в г. Кадников Вологодской обл. сроком на 3 года. По воспоминаниям О. Синакевич, познако­мившейся с ним в Кадникове, П. «на вопрос, как он попал в ссылку <...> отвечал обычно: Был у приятеля на именинах, во время чаепи­тия пришли чекисты, произвели обыск и за­брали - и именинника, и гостей: „неразре­шенное собрание”...» (РНБ. Ф. 163). В 1933 сослан в Одессу; здесь он женился на К. Стояновой. В 1936 вернулся в М.

П., в теч. всей жизни считавшийся «по­следним воинствующим символистом», перед смертью, наступившей от заболевания раком, напис.: «К символистам я не принадлежу, а я без направления модернист, считающий себя импрессионистом, а следовательно, реалис­том» (Фоогд-Стоянова Т. Восемнадцать писем В. А. Пяста. Studi in onore di Ettore Lo Gatto e Giovanni Maver. Roma, 1962).

В 1920-х проживал: пр. Маклина, д. 21, кв. 39.

Архив: РГАЛИ . Ф. 405. 38 ед. хр. 1893–1938; ИМЛИ. Ф. 289. 4 ед. хр. 1918–29; РНБ . Ф. 622. 10 ед. хр. 1906–33.

Соч.: Лев Петрович. Л., 1926; Плавание (под псевд. Рустикус). М., 1927; Шашки. [Л.], 1928; Куз­нечик цикада и птица карморан. Л., 1929; Моя первая шах-книга. Л., 1930; Переписка с А. Блоком, письма В. Брюсову, В. Гиппиусу и др. // Александр Блок. Новые мат-лы и иссл. ЛН. М., 1981. Т. 92. Кн. 2; М., 1982. Т. 92. Кн. 3; Встречи с Есениным // С. А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т. / Вст. ст., сост. и комм. А. Козловского. М., 1986. Т. 2.

Лит.: Иванов-Разумник (Иванов Р. В.). В заколдо­ванном кругу: Стихи Вл. Пяста // Заветы. 1913. Т. 9; Шульговский Н. Занимательное стихо­сложение. Л., 1926; В. В. Пяст: [некролог] // ЛГ. 1940. № 58 (909). 24 нояб.; Рождест­венский Вс. Страницы жизни. Из лит. воспоминаний. Л., 1962; Фоогд-Стоянова Т. Неопубликован­ная статья В. Пяста о не вошедшей в печ. редакцию сцене «Бориса Годунова» // Dutch contribution to the 5-th Intern. Congress of Slavicists. Sofia, 1963; Воспоминания об Ал. Блоке Н. А. Павлович / Вст. за­метка З. Минц // Блоковский сб. [1]. Тарту, 1964; Эрберг Коист (Сюннерберг К. А.). Воспоминания / Публ. С. Гречишкина и А. Лаврова // Ежегодник РО ПД на 1977. Л ., 1979 (Глава «В. Ф. Комиссаржевская»); Переписка с В. Пястом / Вст. статья, публ. и комм. З. Минц // Александр Блок. Новые мат-лы и иссл. ЛН. М., 1981. Т. 92. Кн. 2; Крейд В. Вл. Пяст // Стрелец. Н-Й.-Па­риж, 1986. № 6; Гумилев Н. Письма о русской поэзии. М., 1990; Письма Н. В. Недоброво к Пясту // Шестые тыняновские чтения. Рига; М., 1992; Гаспа­ров М. Русские стихи 1890-х - 1925-го гг. в ком­ментариях. M., 1993; Магомедова Д. Владимир Пяст // Русская поэзия Се­ребряного века. 1890–1917: Антол. M., 1993; Из воспоминаний дочери А. Стриндберга Карин Смирновой / Предисл., публ. и прим. А. Парниса и М. Юнгренна // Александр Блок. Новые мат-лы и иссл. ЛН. М., 1993. Т. 92. Кн. 5; Немировский А., Уколова В. Свет звезд, или По­следний русский розенкрейцер. М., 1994; Тименчик Р. Рыцарь-несчастье // Пяст Вл. Встречи. М., 1997; Гришунин А. Спутник Блока - Владимир Пяст // Славянская лит-ра. Культура и фольклор славянских на­родов. М., 1998; Дойков Ю. Борис Зубакин и Владимир Пяст. Письма из ссылки в ссылку // Не­вельский сб. СПб., 1998. Вып. 3.

Е. Обатнина

  • Пяст Владимир