Пяст Владимир
ПЯСТ Владимир (наст. Владимир Алексеевич Пестовский) [1.7(19.6).1886, СПб. -11.1940, Голицыно Одинцовского р-на Моск. обл.; похоронен на Новодевичьем кладб. в М.] - поэт, переводчик, лит. критик, теоретик стихосложения.
Родился в семье коллежского советника, энтомолога по образованию. По отцу П. принадлежал к старинному польскому роду, восходившему к королевской фамилии Пястов, что подчеркнуто в избранном им псевдониме. Имя бабушки П., Анны Алексеевны Пестовской, было известно в СПб. 1900-х благодаря ее просветительской деятельности, в частности организованной ею общественной «Читальни Пестовской», располагавшейся в том же доме, где прошло детство и юность П. (Литейный, 24). Высококультурная атмосфера, царившая в семье, и лит. наклонности отца, кот., по воспоминаниям П., «писал до сорока лет плохие русские и отличные латинские стихи, с сорока же лет писал и русские хорошие» (Автобиография . РНБ. Ф. 474), рано раскрыли в П. разносторонние способности. 9-ти лет П. по собств. настоянию был определен в 12-ю СПб. гимназию; учился увлеченно, отдавая предпочтение физике и мат-ке; по окончании гимназии в 1904 был отмечен золотой медалью. В 13-летнем возрасте открыл для себя тв-во Л. Мея (в 1922 опубл. ст. « Л. А. Мей и его поэзия »). Др. кумиром юности был Э. По. Свое 13-летие П. запомнил как своеобразный жизненный рубеж: «Приблизительно в это же время сложил я (и записал) первые свои стихи, кот. <...> считаю и теперь вполне настоящими, так как выражали они подлинные и не слышанные ранее поэтические мысли» (Автобиография).
Знакомство с русским символизмом началось для П. со сб. К. Бальмонта «Горящие здания (Лирика совр. души)»: «С первых же строк Бальмонт завладевает моим существом» (Автобиография). Притягательность тв-ва По и восхищение поэтич. мастерством Бальмонта подтолкнули П. к развитию в себе способностей к искусству декламации, кот. страстно занимался и его отец. Вскоре самостоятельные упражнения в худож. чтении увенчались значительными личными достижениями, позволившими П. констатировать, что уже летом 1903 он стал «одним из первых по времени в России исполнителем стихов Э. По в переводе Бальмонта» «Ворон» и «Улялюм» (Автобиография). В 1904 П. поступил на математическое отд. физико-математического фак-та СПб. ун-та. На выбор специальности оказала влияние прочитанная им статья изв. математика Н. Бугаева, отца поэта Андрея Белого («О свободе Воли»). Этот шаг во многом показателен для формировавшейся личности П., которому и впоследствии была присуща эмоц. впечатлительность, сочетающаяся со склонностью к логич. рассуждению, философии и приверженностью культу человеческой воли. Осенью того же года П. знакомится с З. Гиппиус, кот. приглашает его бывать в ее доме, где тогда собирался весь лит.-худож. «свет» СПб. Поэтич. дебют П. состоялся в шестой книге ж. «Вопросы жизни» за 1905. К этому вр. он уже знаком с А. Блоком, бывает на знаменитых «средах» Вяч. Иванова, каждую встречу с кот. он на протяжении мн. лет воспринимал как «событие во внутреннем мире» (Автобиография); посещает вечера у Ф. Сологуба и В. Розанова. Весной 1906 П. слушает курс лекций в Мюнхенском ун-те. Несмотря на то что с этой поездкой в Германию была связана одна из первых вспышек психического заболевания, обострение кот. неск. раз приводило его к суицидным попыткам, из Мюнхена П. вернулся страстным поклонником западноевропейской культуры, восторженно откликался об этом периоде своей жизни, запечатлев его в стихах.
Осенью 1906 переводится на историко-филологич. фак-т (романо-германское отд.), кот. оканчивает в 1910. С 1906 до окончания ун-та П. принимает актив. участие в «Кружке молодых» (объединение молодого поколения символистов - при ун-те). В 1906 (совм. с В. Лачиновым) подготовил русский перевод «Электры» Г. Гофмансталя. В 1907 «Электра» поставлена в театре В.Ф . Комиссаржевской. Весной 1909 П. посещает кружок под назв. «Проакадемия стиха», собиравшийся на «Башне» Вяч. Иванова; с этого вр. серьезно занимается теорией стихосложения.
Сосредоточенность на идеалистич. философии Платона, образах философско-мистич. поэзии Вл. Соловьева; противопоставление идеального мира, выраженного в мистич. образах «Души Мира», «Вечной женственности», хаосу и демонизму реальной земной жизни; построение лирич. циклов по принципу единого текста - все это нашло отражение в перв. поэтич. сб. П. «Ограда» (1909). А. Белый писал о поэтич. кредо и образе П.: «Очень чопорный, нервный и бледный; „несет караул перед лозунгами символизма”» (Белый А. Начало века. М., 1990). В это же вр. П. публ. статьи о В. Брюсове, А. Белом, Вяч. Иванове в «Книге о русских поэтах последнего десятилетия», вышедшей под ред. М. Гофмана (СПб.-М., 1909).
В нач. 1910 П. сделал перевод комедии Тирсо де Молина «Дон Хиль Зеленые штаны», кот. появился в печ. только в 1923 в Берлине. Период 1910–12 для П. был отмечен дружеским и творч. общением с Блоком, под влиянием кот. в воззрениях П. происходят явные сдвиги; взгляды П. были изложены в ст. « Нечто о каноне » (Труды и дни. 1912. № 1).
В 1910-х сложился круг интересов П., связанный с изучением стихосложения, декламацией, увлечением шахматами, плаванием и исследованием оккультизма.
В 1911 в моск. изд-ве «Пегас» выходит его автобиогр. « Поэма в нонах », напис. в 1908. П., недовольный кн., кот. была напеч. без согласования с ним, сжег почти весь тираж (др. изд.: Сирин. Сб. 2. 1913; Заветы. 1913. IX, с цензурными сокращ.).
В 1911–13 находится под сильным впечатлением от произведений А. Стриндберга. Преклонение перед талантом и личностью шведского писателя побудило его к поездке в Стокгольм в 1912, когда пришли тревожные вести о тяжелой смертельной болезни Стриндберга. П., не допущенный к умирающему Стриндбергу, передал ему «привет от Блока» и свою «Поэму в нонах» с запиской: «Августу Стриндбергу, единственному, но больше не одинокому - от молодых русских поэтов». 14 июля 1912 в Териокском театре «Товарищества актеров, художников, писателей и музыкантов» на вечере памяти Стриндберга П. прочел д-д о тв-ве этого писателя.
С весны 1913 по 1914 принимал участие в собраниях «Об-ва поэтов», организованных Н. Недоброво. Вместе с ним в это об-во входили А. Блок, Вяч. Иванов, Ю. Верховский, А. Скалдин, Б. Садовской, А. Кондратьев и др. Кон. 1913 П. считал «эрой своей жизни»: к этому вр. относится его перв. концертное выступление с чтением стихов Лермонтова. Декламация становится одной из осн. форм выражения его тв-ва. В этой сфере он не только предпринимает попытку создать студию худож. чтения (1919), но и занимается поиском новаторских приемов декламирования (организация в 1920 вечеров «стихотворения», т.е. «„нового творения” стихов в процессе их исполнения» (Автобиография), и перв. вечеров «дуэтной» декламации в 1922).
В 1914 П. как историк лит-ры проявляет интерес к эгофутуризму, читает д-ды об элементах футуризма в поэзии символистов и др.
В период с 1909 по 1917 П. пишет стихи, впоследствии составившие вторую кн. его лирики « Львиная пасть » (Берлин-Пг.-М., 1922). Почти все стихи этого сб. предварительно были напеч. в различных периодич. изд. и альм. («День», «Любовь к трем апельсинам», «Год войны», «Бельгийский сб.» и др.).
В 1915 П. призван на фронт ратником 1-го разряда, но из-за вспышки психич. заболевания вскоре был признан негодным к воен. службе. Свой кратковременный опыт казарменной жизни он описал в стих. « В казарме (Начало войны) » (Россия в Слове. Лит. приложение к газ. «Воля народа». 1917. № 1). Тогда же работает над поэмой « Грозою дышащий июль », три отрывка из кот. напеч. в «Альм. Муз» (Пг., 1916); в своем полном объеме поэма так и не была изд.
В 1915–18 внимание П. заострено на политич. событиях того вр.; для него были характерны оборонческие настроения и союзнический пафос в годы Первой мировой войны (см. стих. « Бельгия » // Бельгийский сб. Пг., 1915; «Cui prodest». [1917–?]. РНБ. Ф. 622); некот. время поддерживал полит. программу меньшевиков; в Февральскую революцию разделял взгляды кадетов; в Октябрьскую революцию сотрудничал в газ. правых эсеров «Воля народа». К этому же периоду относится работа П. над прозаич. произведениями - романами «Круглый год» (др. название «Чин моей жизни»), «Агнесса Кроль», «Тайные силы», «Эпилог», «Рукопись Хлябина» - все они остались неопубл.
Октябрьскую революцию П. воспринял категорически отрицательно. Так же непримиримо относился к литераторам, так или иначе поддержавшим большевистский переворот, поэтому после выхода в свет поэмы «Двенадцать» порвал отношения с Блоком до весны 1921, когда им удается восстановить дружеский контакт.
В годы Гражданской войны П. живет в одной из комнат петерб. Дома искусств. После Октября сотрудничает в Ин-те живого слова, в изд-ве «Всемирная лит-ра», где редактирует соч. Стриндберга.
В 1920-е работает как журналист и переводчик (член секции переводчиков ВСП); в 1922 выходит его « Третья книга лирики » (Берлин-Пг.-М.); в 1926 издана хрестоматия «Совр. декламатор», составленная П. совм. с Н. Омельянович (М.-Л.); продолжает заниматься стиховедением и в кон. 1920-х пишет кн. « Совр. стиховедение. Ритмика » (Л., 1931). Этот труд представляет собой подробный свод и анализ практически всех форм русского стиха, обзор теоретич. работ по стиховедению и полемику с их авторами (А. Белым, В. Жирмунским, Б. Томашевским, Г. Шенгели), а также содержит практич. курс для начинающих поэтов. В 1926 П. переехал жить в М. В 1929 выходят в свет его мемуары - « Встречи » (М.) где П. подробно описывает свой путь в лит-ре.
В февр. 1930 П. репрессирован и сослан сначала в Архангельск, а затем в г. Кадников Вологодской обл. сроком на 3 года. По воспоминаниям О. Синакевич, познакомившейся с ним в Кадникове, П. «на вопрос, как он попал в ссылку <...> отвечал обычно: Был у приятеля на именинах, во время чаепития пришли чекисты, произвели обыск и забрали - и именинника, и гостей: „неразрешенное собрание”...» (РНБ. Ф. 163). В 1933 сослан в Одессу; здесь он женился на К. Стояновой. В 1936 вернулся в М.
П., в теч. всей жизни считавшийся «последним воинствующим символистом», перед смертью, наступившей от заболевания раком, напис.: «К символистам я не принадлежу, а я без направления модернист, считающий себя импрессионистом, а следовательно, реалистом» (Фоогд-Стоянова Т. Восемнадцать писем В. А. Пяста. Studi in onore di Ettore Lo Gatto e Giovanni Maver. Roma, 1962).
В 1920-х проживал: пр. Маклина, д. 21, кв. 39.
Архив: РГАЛИ . Ф. 405. 38 ед. хр. 1893–1938; ИМЛИ. Ф. 289. 4 ед. хр. 1918–29; РНБ . Ф. 622. 10 ед. хр. 1906–33.
Соч.: Лев Петрович. Л., 1926; Плавание (под псевд. Рустикус). М., 1927; Шашки. [Л.], 1928; Кузнечик цикада и птица карморан. Л., 1929; Моя первая шах-книга. Л., 1930; Переписка с А. Блоком, письма В. Брюсову, В. Гиппиусу и др. // Александр Блок. Новые мат-лы и иссл. ЛН. М., 1981. Т. 92. Кн. 2; М., 1982. Т. 92. Кн. 3; Встречи с Есениным // С. А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т. / Вст. ст., сост. и комм. А. Козловского. М., 1986. Т. 2.
Лит.: Иванов-Разумник (Иванов Р. В.). В заколдованном кругу: Стихи Вл. Пяста // Заветы. 1913. Т. 9; Шульговский Н. Занимательное стихосложение. Л., 1926; В. В. Пяст: [некролог] // ЛГ. 1940. № 58 (909). 24 нояб.; Рождественский Вс. Страницы жизни. Из лит. воспоминаний. Л., 1962; Фоогд-Стоянова Т. Неопубликованная статья В. Пяста о не вошедшей в печ. редакцию сцене «Бориса Годунова» // Dutch contribution to the 5-th Intern. Congress of Slavicists. Sofia, 1963; Воспоминания об Ал. Блоке Н. А. Павлович / Вст. заметка З. Минц // Блоковский сб. [1]. Тарту, 1964; Эрберг Коист (Сюннерберг К. А.). Воспоминания / Публ. С. Гречишкина и А. Лаврова // Ежегодник РО ПД на
Е. Обатнина