Радлов Николай Эрнестович
РÁДЛОВ Николай Эрнестович [22(10).3.1889, СПб. - 29.12.1942, М., похоронен на Новодевичьем кладб.] - живописец, книжный график, карикатурист, искусствовед, худож. критик, педагог.
Сын Э. Л. Радлова, старший брат Сергея Р. Его дед - Леопольд Р. - был ученым-филологом, отец - философ, член-корр. АН, директор ГПБ (ныне РНБ). Мать Р. приходилась двоюродной сестрой М. Врубелю.
Интерес к гуманитарным наукам, унаследованном от предков, по оконч. гимназии привел Р. на ист.-филол. фак-т СПб. ун-та, кот. он закончил в 1911. Однако, не прерывая учебу в ун-те, Р. поступил в Академию художеств, где его учителями стали Д. Н. Кардовский и Е. Е. Лансере. Рисовать начал еще в гимназич. годы, первой учительницей стала тетушка - художница А. Стеффан. В годы студенчества страсть Р. к рисованию стала непреодолимой.
Но во времена учебы Р. начал предпринимать попытки освоить еще одну профессию - писательство. В 1910 опубл. первую статью об археологич. находках на о. Березани. В 1912 начал сотрудничать с ж. «Аполлон», где поначалу, владея неск. языками, освещал события худож. жизни Франции, Англии, Италии, Германии и Австрии, потом перешел к обзорам столичных выставок и проблемам совр. искусства. В 1914 в ж. «Аполлон» напеч. его большая искусствоведческая статья о Валентине Серове. И в том же году вышла монография Р. о художнике, а также « Пути к картине. О последних работах Кустодиева » и кн. об учителе Р. - Е. Е. Лансере (обе - 1915). Одновременно, с 1913, как карикатурист Р. становится сотрудником ж. «Сатирикон». В 1916 изд. богато иллюстр. кн. « Совр. русская графика » (в следующем году вышла 2-м изд.).
В 1917 Р. вместе с Д. Кардовским, А. Яковлевым и В. Шухаевым организовал объединение «Цех живописцев св. Луки». В 1919 коллегией под предс. акад. С. Ф. Ольденбурга Р. был избран проф. Ин-та истории искусств. В течение неск. лет был проректором, ученым секретарем ин-та, председателем секции общей теории и методологии искусства, читал лекции и выступал с д-дами по западноевропейскому искусству ХIХ в. «Моим учителем, - вспоминала б. студентка Ида Наппельбаум, - был художник-график Ник. Эрн. Радлов. Все его ученицы, конечно, были в него влюблены. Но он был недоступен, замкнут, холодноват. <…> Он вел занятия по новейшей западной живописи. Именно этот факультет и привлек меня. М.б. сыграла роль и сама личность педагога. Он был необыкновенно светский, изысканный человек. И очень отличался от окружающих манерой говорить, держаться, рассуждать. Он подавал материал легко, свободно, увлекательно, красиво, естественно». В 1921 Р. стал преподавать рисование в Акад. художеств, и в должности проф. работал там до 1937. С 1923 Р. был членом правления изд. «Академия». И несмотря на загруженность, писал портреты, пейзажи, натюрморты, участвовал в выставках, иллюстрировал книги, печатался в сатирических ж-лах, в газ. «Лит. Ленинград», еженедельнике «Рабочий и театр», заведовал худ. частью ж. «Бегемот» и ЛО изд-ва «Художественная лит-ра».
Самым привлекательным для Р. делом стало исследование графич. искусства России, результаты кот. он изложил в статьях « Русская книжная графика и рисунок » (1919), « Совр. русская графика » (1913), развитая до одноименной монографии (1916), и в кн. « Графика » (1926). Р. считал, что графика «есть мысль по поводу явления», и потому искусство отвлеченное и требующее отвлеченного языка. График может добиться только «урезанной реальности» и не должен «убеждать нас в действительном ее существовании». Книжную графику, отталкиваясь от принципов оформления книг мирискуссниками, Р. относил к области декоративно-прикладного искусства. Считал, что «горе иллюстрации в том, что она вклеена в книгу» и что в «деле иллюстрирования… темперамент художника должен сжаться». Поэтому рисунок в кн. «должен избегать реалистически трактованных тональных отношений, потому что, только подчеркивая двумерность листа, может он исполнить свое предназначение». При этом сам Р. не всегда придерживался сказанного. Иллюстр. книг вышло на первое место его тв-ва. Он оформил более 40 книг самого разного объема и тематики, для взрослых и детей. Среди них кн. «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова (1939), «Стихи» А. Барто (1940), «Остров пингвинов» А. Франса (1938), «Радищев» О. Форш (1939). «Сказки» К. Чуковского (1951) и проч. Пробой в этой обл. стала обложка трагедии И. Анненского «Фамира-кифарэд» (1919).
Первые иллюстрации «полным комплектом» появились для «Приключений Тома Сойера» Марка Твена (1923), позже - к «Рассказам» А. Н. Толстого (1926), «Бездельнику Эдуарду» В. Каверина (1928), «Чепушинке» К. Чуковского (1928) и др.
Особенно интересно было сотрудничество Р. с М. Зощенко. Вначале Р. оформил сб. рассказов Зощенко «Лишние люди» (1930) и «Личная жизнь» (1934). Потом они придумали новый жанр кн.: картинки с надписями. В 1928 выпустили « Веселые проекты ». В «предисловии» сообщали: «Эта книга - плод нашего двухлетнего научного труда. Здесь собраны наиболее счастливые идеи, осенившие наши головы. Не открывая новых несбыточных горизонтов и идя так сказать, вровень с нашей скромной действительностью, мы предлагаем вниманию покупателя тридцать шесть проектов, связанных с последними достижениями техники». Еще через три года сочинили в этом жанре книжку с картинками « Счастливые идеи ». Вероятно, вскоре Зощенко надоело «мелочиться», но Р. продолжил работу в этом направлении и создал целую серию « Рассказы в картинках » для детей. Он рисовал картинки, а детские писатели Д. Хармс, Н. Гернет и Н. Дилакторская придумывали для них подписи. Книжки издавались громадными тиражами, печатались в альбомных форматах и как книжки-малютки. Спрос на них был невероятный. «Рассказы в картинках», изданные в Америке под назв. «Осторожный карп», в 1938 получили вторую премию на Междунар. конкурсе детской книги в Нью-Йорке. В 1960 по кн. «Рассказы в картинках» был создан мультфильм «Светлячок № 1».
Еще одной значительной областью радловских увлечений стала карикатура. Сотрудничая в юмористических и детских ж-лах обеих столиц («Бутозер», «Бегемот», «Смехач», «Крокодил», «Еж», «Чиж», «Рабочий и театр»), Р. стал одним из ведущих карикатуристов страны. Карикатуру воспринимал как «искусство чистого представления». «Метод карикатуры сродни декоративному египетскому искусству, детскому рисунку и искусству классических академий», - писал он. Р. видел причину долгой жизни карикатур О. Домье и художников «Симплициссимуса» в том, что их «малое» искусство строилось так же, как искусство «большой формы». «Его шаржи вызывают у меня восхищение, - записал в «Дневнике» 21 янв. 1926 К. И. Чуковский. - Он отличается огромной зрительной памятью и чрезвычайно остро ощущает квинтэссенцию данного лица. Глаз у него лучше, чем рука. Поэтому его шаржи… незабываемо хороши - по психологической хватке, по синтезу». В 1934 Р. выпустил альбом шаржей на писателей Л-да « Воображаемые портреты ».
В 1937 по приглашению Союза советских художников Р. переехал в М. и получил назначение проф. моск. Художественного ин-та им. В. И. Сурикова.
С началом войны стал сотрудником «Окон ТАСС», где выполнил около 40 плакатов, за что был удостоен Сталинской премии (1942). В дек. 1942 в дом, где жил Р. попала бомба. Р. получил сильную контузию и ранения, от которых вскоре скончался.
Соч.: Два черепка с о. Березани // Известия археологической комиссии. Вып. 37. СПб., 1910; Выставка карикатур и рисунков ж. «Новый Сатирикон». Каталог. СПб., 1913; Каталог Отчетной выставки Высш. Худож. уч-ща при Имп. АХ. Пг., 1914; Трагедия Серовского творчества (Опыт анализа методов) // Аполлон. 1914. Вып. 6–7; Серов. СПб.-М., 1914; Е. Е. Лансере; Пути к картине. О последних работах Кустодиева // Аполлон. 1915. Вып. 6–10; Совр. русская графика. Пг., 1916 (2-е изд. 1917); Каталог Первой летней выставки «Тов-ва Независимых» [май - июль]. Пг., 1916; Совр. русская графика [Проект]. Вып. 2. Пг., 1916 (отд. изд. - 1917); Отчетная выставка Имп. АХ. Каталог. Пг., 1916; Десятая выставка Нового об-ва художников. Пг. 1917; Новое искусство и его теория // Дом искусств. 1921. № 1; О беспредметном тв-ве // Там же. № 2; От Репина до Григорьева. Статьи о русских художниках. Пг., 1923; О футуризме. Пг. 1923; Марцинский Г. Метод экспрессионизма в живлписи. Под ред. и вступ. статьей Н.Р. Пг., 1923; Выставка картин «Шестнадцати». Пг., 1923; Макс Фридлендер. Литография / Ред. и вст. ст. Н. Радлова. Пг., 1925; Графика. Л.: «Благо», 1926; М. Зощенко. Н. Радлов. Веселые проекты. Л., 1928; В. Воинов, Э. Голлербах, В. Гросс, Н. Радлов. И. И. Бродский. [Творчество]. Сб. ст. Л., 1929; [Альбом карикатур]. Вып.
Лит.: Демосфенова Г. Сов. графика. 1917–57. М., 1957; Вишняк Е. А. Выставка произведений Ник. Эрн. Радлова. Каталог. М., 1961; Иоффе М. Л. Ник. Эрн. Радлов (Творч. путь) // Радлов Н. Э. Избр. статьи. М., 1964: Иоффе М. Десять очерков о художниках-сатириках. М., 1971; Ефимов Б. Н. Э. Радлов. М., 1977; Ельшевская Г. Ник. Эрн. Радлов // Сто памятных дат. Худож. календарь. М., 1988; Спасский С. Радлов // Крокодил. 1989. № 9; Радлов Ник. Эрн. // Русские художники. Энц. словарь. СПб., 1998; Наппельбаум И. Угол отражения. Краткие встречи долгой жизни. Изд. 2-е. СПб., 1999; Ник. Эрн. Радлов - живописец, график, художник книги, карикатурист, худож. критик, искусствовед // Живопись. Первая пол. ХХ в. Русский музей. Т. 12. СПб., 2013.
Евг. Биневич