Радлов Сергей Эрнестович


РÁДЛОВ Сергей Эрнестович (псевд. С. Р-ов) [4.9(23.8).1892, СПб. - 27.10.1958, Рига, похоронен на кладб. Яна Райниса] - театр. режиссёр, драматург, переводчик, теоретик и историк театра, педагог.

Родился в семье философа, директора Имп. Публичной биб-ки Э. Л. Радлова.

По семейной традиции поступил на ист.-филол. фак-т, кот. окончил в 1916. Ученик Ф. Ф. Зелинского. Но его гл. увлечением той поры была поэзия. В 1911 Р. как переводчик участвовал в публикации в «Аполлоне» стихотворений немецкого поэта Стефана Георга Ковера. Свои оригинальные стих. печатал в петерб. газ. В февр. 1913, еще будучи студентом, был принят в Цех поэтов. 23 марта 1917 в рукописном альбоме А. Ахматовой записал стихи: «Ты вошла молчаливой, гибкой. / Пред тобой я стоял немой. / Но с привычной своей улыбкой / Ты сказала: и этот мой...» Поэтич. призвание соединило Р. с начинающей поэтессой Анной Дармолатовой, в 1914 ставшей его женой.

Другая страсть, владевшая Р. в студенч. годы, - любовь к античному театру. Как заметил биограф Д. Золотницкий: «Получив университетское филологическое образование, Сергей Радлов усвоил почтительный интерес к античности и Возрождения». Сильное влияние к культуре античности унаследовал от отца. Статьи об античном театре и его особенностях печатал в мейерхольдовском ж. «Любовь к трем апельсинам»: « Еврипид в русском переводе », « О трагедии Софокла в пер. Ф. Ф. Зелинского ».

Первым театром, кот. использовал стихотв. и импровизационные способности Р., стал «Наш театр», открывшийся на Обводном канале в феврале 1913 и руководимый реж. А. Зоновым и Ж. Питоевым, комп. Мих. Гнесин. Из спектаклей театра особо выделился «Слуга двух господ» К. Гольдони, в кот. Р. ввел интермедии, где директор театра разговаривал с залом и где певец и певица исполняли муз. номера на слова Р. с музыкой М. Гнесина. Один из критиков вспоминал «написанный для спектакля пролог, исполнявшийся чтецом, и интермедии» (Жизнь искусства. 1921. 26 марта). А 25 марта 1913 А. Блок записал в «Дневнике»: «Вечером по приглашению - в “Нашем театре”: вечер Гольдони - “Слуга двух господ”. <…> Многое было хорошо, хотя и недостатков много. Главное - во всем какой-то задорный и молодой дух…»

Знакомство Р. с гл. ред. «Трех апельсинов» доктором Дапертуто - Вс. Мейерхольдом - определило дальнейшую судьбу Радлова. С 1913 по 1917 они сотрудничали в Студии на Бородинской. Р. пришел туда в кач-ве поэта. Перв. публ. Р. в «Трех апельсинах» - подборка стихов (1914. № 3). В том же номере опубл. его статья о новых переводах комедий Менандра Г. Церетели. В след. номере появился перевод самого Р. др. античного комедианта Плавта «Близнецы», вскоре выпущ. редакцией ж-ла отд. изданием. «Состав студийцев был разнородный, - вспоминала А. Смирнова-Искондер, - студенты высших учебных заведений, ученики театральных школ, молодые актеры, служившие в театрах, актеры, когда-то работавшие с Мейерхольдом. <…> В качестве гостя посещал студию и филолог С. Э. Радлов, ставший впоследствии крупным режиссером. Запомнилось, что он всегда наблюдал за нашими занятиями стоя, прислонившись к дверному косяку и элегантно заложив ногу за ногу».

В 1918 Р. вошел в репертуарную секцию Театр. отдела Наркомпроса под рук. А. Блока. Стал преподавать филол. дисциплины на Курсах мастерства сценических постановок (Курмасцен), тогда же организованных Мейерхольдом. А уезжая в М., Мейерхольд передал управление Курсами своему ученику Р. В том же 1918 в первом собств. спектакле - «Близнецах» Плавта - Р. пытался воплотить идеи статьи « О технике античного актера », нарядив артистов в античные костюмы и научая их технике игры древнеримского актера. Позднее поставил «Сбитенщика» Я. Б. Княжнина, кот. дал ему возможность создать спектакль в формах старинного русского театра-балагана. Первым своим спектаклем Р. считал пародию «Кофейня разбитых сердец, или Савонарола в Тавриде», поставленную в 1917 в Алуште.

Интерес Р. к площадному театру, к комедии дель арте, обретенный в Студии Мейерхольда, привел его к идее создать «всенародный театр». В то же время Театральный отдел предложил ему и В. Н. Соловьеву создать Театр худож. дивертисмента, под кот. им отдавался Железный зал Народного дома, вскоре ставший Театром народной комедии. Труппу собрали из драм. и цирковых артистов. В спектаклях использовались приемы клоунады, эксцентрики и даже акробатики, кот. применялись как в постановках классики, созданной в разное время и в разных странах, так и в комедиях и мелодрамах самого Р. - «Невеста мертвеца», «Любовь и золото», «Пленник», «Обезьяна-доносчица», «Дочь банкира», «Султан и черт», «Версальские благодетели» и др. Здесь Р. впервые стал единым творцом спектаклей, соединив в себе режиссера и драматурга. Задачу этого театра Р. видел «в живейшем общении между аудиторией и группой актеров, играющих в технике импровизации», т.е. со зрителями, посещавшими их театр, и которых он «несколько отвлеченно и ошибочно трактовал как подлинно народную аудиторию. Театр существовал с янв. 1920 по янв. 1922.

Одновременно Р. были поручены постановки массовых представлений под открытым небом. «Нужен был политический, агитационный, - вспоминала Валентина Ходасевич, - но вместе с тем доходчивый и веселый спектакль, а приемы, выработанные Радловым и мной в театре “Народная комедия”, и состав его труппы вполне соответствовали таким задачам. Радлов быстро сочинил сценарий на тему “Блокада России”. Разработанные сцены сразу же давались в работу актерам…» Первое зрелище состоялось 20 июня 1920 на Каменном острове. Через месяц, 19 июля, на портале Фондовой биржи была показана инсценировка «К мировой коммуне». На этот раз Р. был одним из режиссеров постановки. Позже (1927) была постановка «10 лет Октябрю», предпринятая Р. совм. с Н. Петровым и В. Соловьевым. На этот раз сценой стала Нева, а зрительным залом - набережная от Троицкого до Дворцового моста и сами мосты, на кот. находились зрители. В грандиозном спектакле были задействованы движущиеся суда и баржи, ставшие сценическими площадками, на кот. шло действие.

Наряду с занятиями театром Р. не порывал с лит-рой. В 1919 вместе с А. Пиотровским Р. написал пьесу « Саламинский бой » по мотивам Геродота, Фукидида и Эсхила, кот. ставилась в его студии.

В 1922 вокруг М. Кузмина образовался кружок молодых писателей, в кот. вошли Ю. Юркун, К. Вагинов, С. и А. Радловы, А. Пиотровский, художник В. Дмитриев и др. Они разработали теорию эмоционализма, и в своей «Декларации», подписанной Кузминым, Радловыми и Юркуном, утверждали, что «сущность искусства - производить единственное, неповторимое эмоциональное действие через передачу в единственной, неповторимой форме единственного, успешного творчества...» Выпускали альм. «Абраксас» (вышли 3 кн.) всего три книги, в кот. печатались и «сторонние» поэты (напр., Б. Пастернак и А. Ахматова). Р. напеч. в альм. «пьесу в 10 актах» « Убийство Арчи Брейтона » и две статьи - « Слов творец, или Кормчий человеков » (о проблемах совр. драматургии, № 1) и « Советы драматургу » (№ 3). Неск. статей Р., посвящ. совр. драматургии, были опубл. в сб. « Десять лет в театре » (1929) - среди них « Драматург, подтянись! », « В двести первый и последний раз о кризисе театра », « В чем беда нашей драматургии? »

В янв. 1922 Р. открыл Театрально-исследовательскую мастерскую, где продолжал решать проблемы «театральной науки» - сценического пространства, движения, словесной импровизации. Обобщая опыт этих экспериментов, Р. поставил «Саламейского алькальда» Кальдерона и опубл. статью « О чистой стихии актерского искусства ». Вскоре был приглашен руководить актерской мастерской Ин-та сценических искусств (ИСИ), где он к тому же основал и возглавил режиссерское отд. (преподавал с осени1922 до весны 1935). Ставил студ. спектакли: «Деревенский судья» Г. Клейста, «Электра» Софокла, «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега, «Женитьба Бальзаминова» А. Островского и др.

После работы на небольших площадках экспериментальных театров был приглашен на постановку в Акдраму. Поставил драму Э. Толлера «Эуген Несчастный», а потом «Лисистрату» Аристофана (1924) в обработке Р. и А. Пиотровского. В сезоне 1924/25 к ним добавились постановки «Волчьи души» по Дж. Лондону и «Общество воздушных фонарей» Е. Замятина. Перед следующим сезоном Р. принят в штат театра.

Одновременно Р. поставил неск. оперетт - «Девушка-сыщик» Л. Иесселя в собств. переработке на сцене «Палас-театра» с участием Л. Утесова (1924), «Соня» Лео Ашера в Муз. комедии (1926), «Женихи на колесах» В. Ранцатто и К. Ломбардо, переименовав оперетту и написав собств. текст, в Малом оперном театре и др. Поставил оперы в Акад. опере: «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева, «Войцек» А. Берга (обе - 1926); «Риголетто» Дж. Верди в Студии консерватории (1927) и проч.

В 1931–34 Р. был худож. рук. в Акад. театре оперы и балета; в 1936–38 - в Акад. театре драмы; а также с 1928 возглавлял созданный им театр, работавший поначалу под именем Молодой театр, с 1934 - Театр-студия под рук. Р., в 1939–42 - Театр имени Ленинградского Совета, где ставил преимущественно пьесы В. Шекспира: «Отелло» (1932, 1935), «Ромео и Джульетта» (1934, 1939), «Гамлет» (1938). В 1935 поставил «Отелло» в моск. Малом театре и «Короля Лира» в ГОСЕТе. Вел занятия в техникуме искусств и продолжал пед. работу в организованном им Молодом театре (1929–35). В 1933 Р. было присвоено звание засл. артиста РСФСР, в 1940 - засл. деятеля искусств РСФСР.

Когда началась война, большинство театров Л-да было эвакуировано. Среди оставшихся - Театр им. Ленсовета. К концу года в театре был отключено электроснабжение, от истощения умерли неск. актеров. В марте 1942 было принято решение вывезти театр в Пятигорск. Там 6 авг. театр показал премьеру «Гамлета», а 8 авг. в Пятигорск вошли немцы. Р. как этническому немцу было приказано возобновить работу театра. В янв. 1943 р-н Минеральных Вод был освобожден, но Р. и артисты в эшелонах под конвоем были вывезены на Украину. Доставили в Запорожье, но в окт. было освобождено и Запорожье. Оставшихся актеров отправили в Берлин, где театр окончательно распался. Радловым с небольшой группой актёров удалось перебраться на юг Франции, в местечко Ла Фоссет под Тулоном. Там выступали в лагерях для сов. военнопленных. А после освобождения южного побережья Франции союзниками, признавая заслуги режиссера, его с женой поселили на Лазурном берегу.

После войны по предложению сов. правительства радловская «группа» вернулась в СССР, надеясь на возрождения театра. Однако были обвинены в измене Родине. За них безрезультатно выступали Н. Черкасов и Б. Бабочкин. Были отправлены под Рыбинск, в «Волголаг». Здесь Р. создал самодеятельный театр, жена занималась сценической речью с актёрами. Радлова не дожила до окончания срока заключения, умерла от инсульта 23 февр. 1949. Р. был освобожден в 1953 без реабилитации и права проживания в М. и Л-де. Реабилитирован в 1957. Был приглашен в Даугавпилс. Премьера «Гамлета», сыгранная 26 мая 1954 , вызвала восторг. Был приглашен Рижским драм. театром в кач-ве реж., где осуществил давнюю мечту - «большую шекспириаду» (ставил «Короля Лира», «Макбета», «Ромео и Джульетту»).

На надгробном памятнике Р. выгравированы последние слова Гамлета в переводе Анны Радловой: «Пусть будет так… Горацио я мертв. А ты живешь - так расскажи правдиво все обо мне и о моих делах всем, кто захочет знать».

Соч.: Г. С. Ковер. Сегодня мы не выйдем в сад безмолвный… К тебе с благим пришел я заклинаньем… / Перев. С. Радлова // Аполлон. 1911. № 3; О трагедиях Софокла в пер. Ф. Ф. Зелинского // Любовь к трем апельсинам. 1914. № 2; Стихи // Любовь к трем апельсинам. 1914. № 3; Плавт Т. М. Близнецы // Любовь к трем апельсинам. 1915. № 4–7 (отд. изд. - Пг., 1916); Угроза кинематографа // Аполлон. 1917. № 8–10; О комическом театре и публике // Новые ведомости. Веч. вып. 1918. 4 апр.; Саламинский бой. Ист. драма (в соавт. с А. И. Пиоторовским). Пг., 1919; Указания к пост. «Короля Лира». Пг., 1919; Театр народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 27–29 март.; Театры Возрождения и возрождение театра // Жизнь искусства. 1920. 12 нояб.; Слов творец, или Кормчий человеков // Абраксас. 1922. № 1; Убийство Арчи Брайтона // Абраксас. 1922. № 2; Советы драматургу // Абраксас. 1923. № 3; Олива мира. Между новаторством и академизмом // Театр. 1923. № 6; К пятилетию гос. театров Пг. // Жизнь искусства. 1923. № 8; В поисках Шекспира // Театр. 1923. № 10; Статьи о театре: 1918–22. Пг., 1923; Утерянный левый фронт // Жизнь искусства. 1924. № 15; О чистой стихии актерского искусства // Арена: Театр. альм. Пг., 1924; Сказка нелепая и чудная // Рабочий и театр. 1926. № 7; К постановке «Отелло» в Акдраме // Рабочий и театр. 1927. № 16; Воспитание актера // Жизнь искусства. 1929. 13 янв.; Десять лет в театре. Л., 1929; Воспоминания о Б. Г. Казарозе // Казароза. М. ,1930; Маяковский в цирке // Рабочий и театр. 1930. № 22; Уроки и выводы // Рабочий и театр. 1933. № 25: Молодой театр // Веч. Красная газ. 1933. 10 сент.; Юность театра // Театр и драматургия. 1935. № 6; Моя встреча с Госетом // Рабочий и театр. 1935. № 8; В боях за «Лира» // Сов. искусство. 1935. № 8; Шекспир и проблемы режиссуры // Театр и драматургия. 1936. № 2; Пушкин на драматической сцене // Лит. Л-д. 1936. № 10; Как я ставлю Шекспира // Наша работа над классиками. Л., 1936; Замыслы // Искусство и жизнь. 1936. 2 нояб.; Наша работа над «Гамлетом» // Красная газ. 1938. 7 февр.; Ромео и Джульетта. Балет в 3 д. Либретто. Л., 1939 (М., 1940); Наша работа над Шекспиром // Отелло. Ромео и Джульетта. Гамлет. Л.-М., 1939; Как прочесть «Бесприданницу» // Сов. искусство. 1940. 4 март.; Письма С. Э. Радлова к В. Я. Чобуру // Театр. 1992. № 10; Воспоминания о театре Народной комедии // Минувшее: Ист. альм. Вып. 16. М .-СПб., 1994: Бравый солдат Швейк в гостях у католиков // Невыдуманная история похождений Йозефа Швейка в России: Кн. 1. 1926–40. М., 2012; [Стихи]. Новые комедии Менандра. Кн. Г. Ф. Церетели. О трагедиях Софокла в пер. Ф. Ф. Зелинского. Тит Макк Плавт. «Близнецы» в пер. С. Радлова. Еврипид в русском переводе // «Любовь к трем апельсинам» (1914–16): В 2 т. Научно-иссл. проект по творч. наследию В. Э. Мейерхольда. СПб., 2014.

Лит.: Радлов С. Э. // Театр. энц. Т. 4. М ., 1964; Михоэлс. Статьи, беседы, речи. М., 1965 (1981); Ходасевич В. Массовые действа, зрелища и праздники // Театр. 1967. № 4; Пиотровский А. Театр. Кино. Жизнь. Л., 1969; Глебова Л. Когда я снова буду. М., 1970; Золотницкий Д. Акад. театры на путях Октября. Л., 1982; Золотницкий Д. Пробы. Наставничество. Риск. Студийная режиссура С. Радлова // Студийные течения в сов. режиссуре 1920–30-х гг. Л., 1983; Минчковский Арк. Повести о моем Ленинграде. Л., 1987; Гайдебура В. Они остались патриотами // Веч. Одесса. 1988. 22 окт.; Золотницкий Д. Радлов в Молодом театре // Режиссер и время. Л., 1990; Тименчик. Об одном письме Анны Ахматовой // Звезда. 1991. № 9; Золотницкий Д. Сергей Радлов. Режиссура судьбы. СПб., 1999; Зингерман Б. Спектакли двадцатого века. М., 2004; Сергеев А. В. Циркизация театра: От традиционализма к футуризму (1918–23). СПб., 2008; Тименчик Р. Кофейня разбитых сердец, или Саванарола в Тавриде. М.: Мосты культуры, 2008; Марков П. Сергей Радлов и его книга «Десять лет в театре» // Статьи о театре ХХ в.: В 2 т. М., 2013. Т. 1.

Евг. Биневич

  • Радлов Сергей Эрнестович