Раскин Абрам Григорьевич


РÁСКИН Абрам Григорьевич [22.1.1924, Бобруйск Могилевской обл.] - искусствовед, историк искусства, музейный работник, арт-критик, сценарист, поэт.

В Ленинграде проживает с 1926 г. С первого класса до начала войны обучался в 34-й, затем в 249-й средней школе Октябрьского (Адмиралтейского) района. В эвакуации находился с 1942 по декабрь1945. В 1942 в Кирове был призван на службу, но по состоянию здоровья зачислен в запас.

В 1946 поступил на исторический факультет Ленинградского гос. университета им. А. А. Жданова по специальности «История искусства» (экстернат). В 1947 был переведен на III курс очного отделения университета. Формирование профессионального кредо Р. началось под воздействием общения с преподавателями Н. Д. Флитнер, С. К. Исаковым, И. И. Иоффе, М. С. Коганом. Но основная роль в обретении навыков художественного анализа принадлежит Н. Н. Пунину, выдающемуся искусствоведу и историку искусства.

С 1950 годом связано несколько событий в жизни Р.: вступление в брак с сокурсницей В. И. Александровой (1931–1982), окончание университета «с отличием» (дипломная работа на тему « Проблема эстетического канона в изобразительном искусстве Древнего Египта периода Древнего царства »), рождение сына Александра. В том же году был принят в качестве старшего научного сотрудника в Дирекцию Дворцов и музеев Петродворца (Петергофа), где проработал до 1957 года до перевода в ЦПКиО им. С. М. Кирова, где руководил на завершающем этапе реставрационными работами Елагина дворца. С мая 1965 по июнь 1988 (до выхода на пенсию) Р. занимал должности старшего научного сотрудника и руководителя отдела в Государственной инспекции по охране памятников (КГИОП). В последующие годы активно сотрудничал с Санкт-Петербургским Союзом художников и другими творческими организациями.

Обязательной составляющей любого вида деятельности Р. является литературный труд. Мастерское владение словом нашло выражение как в работах ученого-исследователя, так и популяризатора достижений отечественной художественной культуры, лектора, оратора, лирического поэта. Литературное наследие Р. огромно. Оно включает отдельные издания и публикации, созданные как в соавторстве, так и индивидуально.

С первых лет профессиональной деятельности главной темой творчества стала история русской художественной культуры XVIII–XIX вв. Петербурга (Ленинграда) и пригородов. Особое место среди них принадлежит Петергофу (Петродворцу), которому посвящено значительное число работ. С выхода в 1952 году путеводителя-справочника « Петродворец. Нижний парк » (в соавт. с Н. Федоровой) до 2000-х было издано более 30 названий отдельной печатной продукции (книги, альбомы, буклеты, наборы открыток), общий тираж которых составил более двух миллионов экземпляров. Среди них выделяется монографический альбом « Петродворец » (1961, в соавт. с Н. И. Архиповым), сразу ставший библиографической редкостью, не утративший своего значения до нашего времени (2-е изд., 2015), и книга « Душа Петергофа: фонтаны и каскады » (1999), посвященная особому виду ландшафтного искусства - фонтанному.

Тесное общение с Н. И. Архиповым (1887–1967), директором Петергофского музейного комплекса с 1924 по 1936 годы, непревзойденным знатоком его истории, совместная работа над научными справками и книгами об этом сложнейшем памятнике, включающим архитектуру, ландшафтное и все виды изобразительного и прикладного искусства, обогатило молодого искусствоведа глубокими знаниями, что позволило в дальнейшем успешно обращаться к истории всех пригородных дворцово-парковых ансамблей.

Одна из тем периода работы в ГИОПе была связана с изучением послевоенного восстановления памятников Ленинграда и пригородов. Популяризации уникального опыта реставраторов способствовали как выставки (включая международные), так и книги. Созданные в соавторстве с профессиональными архитекторами-реставраторами А. А. Кедринским, М. Г. Колотовым, Л. А. Медерским, Б. Н. Ометовым, основанные на богатом документальном материале, они являются летописью возрождения.

В дальнейшем Р. постоянно обращается к истории Ленинграда-Петербурга. Во множестве статей, очерков, эссе для художественных альбомов (отдельные переведены на восемь языков мира), выделяется « Документальная хроника Санкт-Петербурга. 1703–1725 », составлению которой отдано более 10 лет. «Хроника» посвящена первоначальной истории Северной столицы с дней основания до кончины Петра Великого - главного действующего лица всех событий первой четверти XVIII века. Усилиями соавтора-составителя С. А. Веснина в 2015 и 2018 годах издано два первых капитальных тома. Работы этого ряда стали значительным вкладом как в искусствоведческую науку, так и в литературу по петербурговедению. Их отличительная особенность - сочетание профессиональной подачи материала, его документальной точности, что относит тексты к разряду научных, с художественным стилем изложения, который придает им одухотворенность и позволяет поэтически тонко и вместе с тем исключительно точно раскрывать бессмертие красоты, воплощенной в произведениях искусства. Подобный стилистический подход выводит произведения из ряда сугубо специальной литературы и позволяет значительно увеличить читательскую аудиторию. Востребованность работ подтверждается многочисленными ссылками и цитированием, об их популярности свидетельствуют как высокие тиражи, так и неоднократные переиздания.

Вкладом в историю изобразительного искусства стала монография « Бартоломео Карло Растрелли » (1964, в соавт. с Н. И. Архиповым), которая до недавнего времени служила основным, наиболее полным источником сведений о скульпторе, а также получившая широкое читательское признание книга « Шаляпин и русские художники » (1963); обращение к теме взаимоотношений великого оперного артиста и художников, жанра театрального портрета на примере творчества художников разных эпох. Р. был создан цикл очерков под названием « Актеры и художники. Этюды театрального портрета ».

Понимание и близость автору особенностей сценического искусства подтверждается и большим числом сценариев праздников и массовых представлений, документальных фильмов, а также балетных либретто, два из которых легли в основу балетных спектаклей. Балет «Аэлита» по одноименному роману А. Н. Толстого был поставлен в 1957 году Донецким русским театром оперы и балета (соавт. В. И. Александрова, композитор Д. А. Толстой) и ставший последней балетной премьерой XX века «Шаман и Венера» по одноименной поэме В. Хлебникова в 1994 году (композитор Г. И. Банщиков, постановщик О. В. Игнатьева).

Вступление Р. в 1983 году в Санкт-Петербургский Союз художников России дало новый импульс для проявления творческой активности. Его деятельность в Правлении Союза художников и Бюро секции «Критики и искусствоведения», Международной ассоциации искусствоведов и СПб. обществе акварелистов заключена в разнообразной общественной работе и решении организационных вопросов. Авторитет Р. сыграл положительную роль в 1990–2000-е гг., когда СПб. Союз художников испытывал трудности реформирования, но наиболее интересной для искусствоведа всегда была живая связь с живописцами, скульпторами, графиками. Погружение в процесс их творчества запечатлен в большом числе публикаций, которые помогают глубже понять искания художников и духовную суть произведений. Обобщающий смысл носят монографические очерки о творчестве В. А. Леднева, Н. В. Дьяковой, С. С. Бицираева, И. Л. и Ю. С. Грецких, Г. К. Малыша, И. М. Бирули, А. А. Корольчука и др.

Важным достижением в деятельности Санкт-Петербургского отделения Международной Ассоциации искусствоведов (АИС), бессменным председателем Правления которого с момента его основания в 1991 году является Р., стало издание сборников « Петербургские искусствоведческие тетради », что позволяет публиковать работы членов объединения. К настоящему времени вышли 57 номеров. В 1998 году Р. поддержал инициативу художницы Н. В. Дьяковой о создании Санкт-Петербургского общества акварелистов, которое продолжило традиции Императорского. За 20 лет существования возрожденного Общества проведено множество выставок, что благоприятно сказывается на уровне и культуре акварельной живописи. Это подтверждают дипломы различных выставок и Международных акварельных биеннале.

Широта восприятия бытия, мира, искусства проявилась и в поэтическом творчестве Р. «От строгой ритмики, порою эпического охвата явлений, от детали бытия до понятий сущего в образах города, природы, явлений и всепобеждающей любви», - таков, по мнению искусствоведа А. Ф. Дмитренко, диапазон поэтических настроений Р. По признанию автора, потребность сочинять стихи возникла рано, в школьные годы. Этому способствовали хорошие учителя по литературе, участие школы в различных городских конкурсах. Первое стихотворение, в духе времени, довольно неуклюжее и пафосное о войне в Испании, было опубликовано в 1930-е гг. в газете кондитерской фабрики им. К. Самойловой (ранее Ж. Бормана), которая наряду с Мариинским театром шефствовала над школой. Уже после 1945 года по совету М. Дудина, Р. поступил в студию начинающих поэтов, прозаиков и критиков, которая существовала при Союзе писателей. Студийные встречи стимулировали желание заниматься поэзией. Руководитель студии предложил сделать Р. подборку стихов для публикации в журнале «Звезда», которая не состоялась по причине начавшихся гонений на журнал по известному постановлению 1946 г. ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград».

Долгое время поэтический дар Р. проявлялся в дружеских посвящениях, стихотворениях «на случай», в сценариях праздников, в единичных газетных публикациях. Стихи серьезного содержания не очень тщательно собирались в ящике письменного стола. Лишь когда появилась возможность свободного издания книг, автор решился обнародовать свои поэтические опыты. С 1996 по 2008 год вышли 10 сборников по 36 стихотворений, имевших успех у друзей и коллег. Позже при поддержке петербургского художника и коллекционера Б. Л. Ошкукова были изданы два тома - « Исповедное » (2012) и « Души биенье » (2014), куда вошло около тысячи стихотворений, созданных Р. с 1947 по 2010 годы. Художественное оформление сборников исполнил А. А. Корольчук.

Р. - поэт-лирик, мастер экспромта. Наряду с произведениями, сюжеты которых продиктованы событиями личной жизни (циклы « Единственная », « Молитва о сыне », « Вся жизнь у этих берегов » и др.), выделяются циклы социально-философского содержания (« Зазноба », « Коломна », « Аве Август », « Тупики », « НЛО », « Прикосновение ») и посвящения. Характерно многократное поэтическое обращение к одной и той же теме, событию (циклы « Ревность », « Прикосновение », « Мери », « Петербургские мосты » и др.) Р. - автор многочисленных инскриптов (дарственных надписей на книгах), создающихся мгновенно, в момент общения и за небольшим исключением существующих в единственном варианте. Некоторое время Р. состоял в Российском Межрегиональном союзе писателей (РМСП), являлся почетным член Академии русской словесности и изящных искусств им. Г. Р. Державина, удостоен золотых юбилейных медалей им. А. С. Пушкина и С. А. Есенина «За сохранение традиций в русской литературе».

Не имея педагогической практики в обычном понимании, Р. способствовал становлению многих творчески одаренных людей, часто оказывал поддержку начинающим или непризнанным художникам, писателям, искусствоведам. Благодаря богатому личному жизненному опыту, высокому профессионализму, тонкой интуиции, Р. стремился способствовать осознанию и глубокому пониманию их творческого предназначения («запечатлеть дыхание своего сердца»), сообщить импульс уверенности и ответственности за свой талант вне зависимости от неуспехов или признания.

Всю свою долгую творческую жизнь Р. сохранял независимость взглядов, преданно служа искусству, родному городу, Отечеству.

На открытии торжественного заседания в СПб Союзе художников, посвященном 90-летию искусствоведа, скульптор, народный художник РФ, академик РАХ А. С. Чаркин отметил: «…Абрам Григорьевич - человек необыкновенный. Его душа созвучна миру, созвучна той вечной мелодии мудрости, гармонии и красоты, которую сложил Господь Бог. Это человек века, человек библейско-эпического склада, живое явление духовной мелодии, что позволяет ему быть с миром вместе».

Заслуженный деятель искусств РФ, член Правления Санкт-Петербургского Союза художников, председатель Правления Санкт-Петербургского отделения Творческого союза историков искусства и художественных критиков международной ассоциации искусствоведов (АИС), вице-президент Общества акварелистов Санкт-Петербурга.

Награды и звания Р.: 1957 - медаль «В память 250-летия Ленинграда»; 1983 - медаль «Ветеран труда»; 1984, ноябрь - золотая медаль ВДНХа СССР за охрану и реставрацию памятников архитектуры г. Ленинграда; 1989, ноябрь - знак «Жителю блокадного Ленинграда»; 1999, июль - присвоение почетного звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации»; 1999 - серебряная медаль Фонда памяти Светлейшего князя А. Д. Меншикова за цикл монографий и исследований, посвященных историческому прошлому Санкт-Петербурга и окрестностей; 2000 - лауреат Международного фестиваля искусств «Мастер-класс-2000», присвоение звания «Мастер», награждение медалью; 2001 - памятная серебряная медаль Свято-Троицкой Александро-Невской лавры за участие в работе по созданию памятного знака «2000-летие от Рождества Христова»; 2004 - медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга. 1703–2003»; 2004 - медаль «В честь 60-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»; 2005 - юбилейная медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945»; 2009 - памятная медаль «В честь 65-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»; 2010 - юбилейная медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне»; 2014 - памятный знак Санкт-Петербурга «В честь 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»; 2017 Золотая медаль Союза Художников России: «Духовность. Традиции. Мастерство»; 2019 - памятный знак Санкт-Петербурга «В честь 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»; 2013 и 2019 - памятные знаки «95 лет КГИОП» и «100 лет КГИОП».

Соч.: Петродворец. Л.: Искусство, 1961; Петергоф. 2-е изд. СПб.: Абрис, 2012 (в соавт. с. Н. И. Архиповым); Шаляпин и русские художники. Л.-М.: Искусство, 1964; Бартоломео Карло Растрелли. 1675–1744. Л.-М.: Искусство, 1964 (в соавт. с Н. И. Архиповым); Летопись возрождения. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда и пригородов / под ред. И. А. Бартенева. Л.: Стройиздат, 1971 (в соавт. с А. А. Кедринским и др.); Триумфальные арки Ленинграда. Л.: Лениздат, 1977; Город Ломоносов. Дворцово-парковые ансамбли XVIII в. Л.: Искусство, 1979 (2-е изд. - 1981); Декоративная скульптура садов и парков Ленинграда и пригородов XVIII–XIX вв. [Альбом]. Л.: Художник РСФСР, 1981; Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. Л.: Стройиздат, 1983 (в соавт. с А. А. Кедринским и др.; 2-е изд.-1987); Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны. Л.: Лениздат, 1984 (2-е изд.- 1988); Триумфальные арки Ленинграда [Альбом]. Л.: Лениздат, 1985; Гатчина: Художественные памятники. Л.: Ленииздат, 1990 (в соавт. с Д. А. Кючарианц; То же -2001, 2005); Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда [Альбом]. Л.: Искусство, 1991; Душа Петергофа: Фонтаны и каскады. СПб.: Лениздат, 1999; Санкт-Петербург. Петергоф. Царское Село. Павловск [Альбом]. СПб.: П-2, 1999 (текст на русск., англ., фр., нем., исп., итал., финск., яп., кит. яз.); Петергоф. Царское Село. Павловск. Ораниенбаум. Гатчина [Альбом]. СПб.: П-2, 2000 (текст на русск., англ., фр., нем., исп., итал., финск., яп., кит. яз.); Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов. СПб.: Паритет, 2003 (То же - 2009; в соавт. с Д. А. Кючарианц); Испанская рапсодия Саида Бицираева [Альбом]. СПб.: «Геза Ком», 2004; Вся жизнь у этих берегов: Стихи. СПб.: «Роза мира», 2008; Нина Дьякова. Корни и ветви. СПб., 2008; Архитектурное созвездие Царское Село. М.: «Ключ-С», 2010; Петербургские мосты: стихи. СПб: «Роза Мира», 2010; Абрам Раскин. Саид Бицираев. Живопись. Поэзия [сб. стихов]. СПб., 2011; Исповедное: стихи. СПб.: «Сборка», 2012; Русский театральный портрет/АИС. СПб.: Спектр, 2012; Души биенье: стихи. СПб.: «Сборка», 2014; Документальные хроники Санкт-Петербурга Петра Великого. Годы 1702–1703–1704: Вып. 1 / авт. идеи и сост. А.Г. Раскин А. Г., С.А. Веснин. СПб.: «Пропилеи», 2015; «С волной рифмуется гранит»: стихи. СПб.: Реноме, 2018.

Лит.: Раскин Абрам Григорьевич: биобилиогр. указ. / сост. Уварова Т.В., Митрохина Л.Н. СПб.: «Роза мира», 2003; А. Г. Раскин // Доценко Д.В. и др. Замечательные люди Санкт-Петербурга. Биографический словарь. Т. 7. СПб., 2007; А. Г. Раскин // Охрана памятников Санкт-Петербурга: К 90-летию ГИОП СПб. СПб., 2008; Толстая Н. Мифопоэтическая раскининана // Петербургские искусствоведческие тетради. СПб., 2006. Вып. 7; Из архива искусствоведа. Материалы к биографии // Петербургские искусствоведческие тетради. 2014. Вып. 32; «Поэт - это всегда загадка». Инт. // Петербургские искусствоведческие тетради. 2016. Вып. 42; Григорьянц Е. И. Поэт и город // Раскин А. Г. С волной рифмуется гранит: Стихи. СПб,. 2018; Митрохина Л. Н. Гипноз русской Терпсихоры. Абрам Раскин. Либретто и сценарии // Петербургские искусствоведческие тетради. 2018. Вып. 49; «Я не замечал своей отваги» . Несколько историй из жизни искусствоведа А. Г. Раскина в воспоминаниях, документах, письмах, публикациях. К 95-летию со дня рождения // Петербургские искусствоведческие тетради. 2019. Вып. 56.

Т. Уварова

  • Раскин Абрам Григорьевич