Разумовский Александр Владимирович


РАЗУМÓВСКИЙ Александр Владимирович [7.8.1907, СПб. - 4.1.1980, Л-д] - драматург, сценарист, прозаик.

Отец - Владимир Александрович Р., коллежский секретарь, юрист; мать - Мария Наумовна (урожд. Белинская), врач.

Важную роль в его становлении сыграла его тётя Прасковья Наумовна Ариан, в квартире кот. (пр. Володарского (Литейный), д. 59) Р. жил в юности, здесь в кон. 1920-х собирались сокурсники Р. по Ин-ту истории искусств, проходили репетиции выступлений обэриутов.

Р. учился в 21-й сов. школе I и II ступ. В старших классах увлекся кинематографом, посещал студию экранного искусства «Киносевер» (здесь читал лекции по искусству Н. Н. Евреинов, преподавали А. С. Вознесенский ― «Искусство экрана и сценарий», Я. Попов ― «Техника экрана» и др.). В 1924 Р. поступил в ЛГУ на физич. отд. физико-матем. фак-та, вскоре перевелся на химическое отд. того же фак-та.

В 1926 Р. оставил ун-т и перешел на отд. кино Высших курсов искусствознания при Гос. ин-те истории искусств (ВКИ ГИИИ). Учился на одном курсе с К. Минцем, Д. Рафаловичем, Я. Ривошем, Н. Чуковским, Г. Ягдфельдом, Д. Хармсом. В ин-те сблизился с И. Бахтеревым (в будущем пост. соавтором) и Дойвбером Левиным, студентами театрального отд., в то вр. поглощенными замыслом создания своего театра «Радикс». В период учебы Р. работал киномехаником в пригороде Л-да, пробовал себя как сценарист. Вместе с сокурсником по киноотделению К. Минцем, присоединился к обновленной группе «Левый фланг» (Хармс, Введенский, Заболоцкий, Бахтерев) на этапе ее вхождения в Дом печати. После преобразования «Левого фланга» в ОБЭРИУ Р. и Минц представляли киносекцию группы. На обэриутском вечере «Три левых часа» 25 янв. 1928 в Лен. Доме печати (фамилия Р. на афише была выделена графически) и затем в Центр. доме работников искусств (ЦДРИ) и на неск. закрытых просмотрах был показан снятый ими «Фильм № 1» («Мясорубка»), по свидетельству очевидцев, смонтированный из фрагментов кинохроники (не сохр.). Объяснение худож. принципов режиссеров было дано в разделе «На путях к новому кино» в декларации ОБЭРИУ. Позиция авторов заключалась в отрицании диктата тематики и сюжетности в кино: «Нам не важен сюжет, нам важна “атмосфера” взятого нами матерьяла - темы. Отдельные элементы фильма могут быть никак не связаны между собой в сюжетно-смысловом отношении, они могут быть антиподами по своему характеру» (Ванна Архимеда: Сб. Л., 1991). По воспоминанию И. Бахтерева, на премьере «Разумовский в отцовском халате в специально сшитом ночном колпаке сидел в кресле и при неярком свете керасиновой лампы беседовал о путях развития современного кинематографа» (Бахтерев И. Воспоминания. Домашний архив).

По словам Р., в нач. 1927 он «читал свои авангардные киносценарии на заседаниях “Союза поэтов”». Бахтерев писал, что «Разумовский пришел в Объединение кинематографистом, но вскоре обнаружилось, что его киносценарии законченные литературные произведения, близкие нам по духу» (Бахтерев И. «Дом против сквера». ОР РНБ. Ф. 1521. Ед. хр. 32. Л. 6). О снятых Р. фильмах периода ОБЭРИУ, помимо «Мясорубки», сведений нет.

Одна из тем, привлекавших Р. с юности, - комическое кино. Именно она, по словам Бахтерева, сразу же расположила обэриутов к новому участнику, заявившему во вступит. анкете о своей высокой оценке тв-ва Козьмы Пруткова и мастера эксцентрич. комедии Мака Сеннета. Позднее Р. так сформулировал свой интерес к тв-ву американского режиссера: «В картинах Сеннета, можно найти элементы цирковой пантомимы, классических клоунских “антре”. <...> Он создал экранный мир, живущий особой логикой. <...> Сеннет не только дает самые невероятные вещи как обычные, в системе бытового ряда, но всей логикой своих картин утверждает, что так оно и есть на самом деле» (Разумовский А. Воспоминания об обэриутах. ОР РНБ. Ф. 1254. Ед. хр. 20. Л. 13). По словам Р., свое увлечение комическим кино он передал всем обэриутам: «В больших кинозалах, принадлежавших гос. предприятиям, во время сеанса играл струнный оркестр, а в киношках <...> картину “сопровождал” пианист- аккомпаниатр, а то и просто баянист. Именно в таких кинотеатриках можно было посмотреть “комическую”, одно или двух частную ленту. <...> С моей легкой руки к погоням за комическими пристрастились все участники нашего содружества...» (Разумовский А. Там же). В дальнейшем Р. посвятил неск. статей анализу актерского искусства Чарли Чаплина (Чарли Чаплин // Резец. 1936. № 10; Утраченные иллюзии // Звезда. 1937. № 5; Чужое счастье // Резец. 1938. № 3).

Отметим, что, несмотря на сложную ситуацию 1930-х (репрессии в отношении членов ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Бахтерева по делу «Детиздата», 1932, Н. Олейникова по «делу редакторов», 1937), Р. не только не скрывал свое участие в Объединении реального искусства, но и указал в офиц. автобиографии 1940–41 при вступлении в ССП. В 1964 в альм. «День поэзии» были опубл. его совм. с Бахтеревым воспоминания о Н. Олейникове, положившие начало возвращению тв-ва писателей обэриутского круга. В 1968–78 Р. собирал мат-л для своих «Воспоминаний об «обэриутах» (А. Введенском, Д. Хармсе, Ю. Владимирове, И. Бахтереве, Д. Левине)», но эта работа осталась не заверш.

В 1927 Р. начал работать в «Киногазете», в 1928 - пост. рецензентом в ж. «Жизнь искусства». В том же году вышла перв. книжка Р. - об американском актере Уоллесе Бири (Изд-во «Теакинопечать»). О многоплановости творч. интересов Р. в то вр. говорит факт, что заполняя всевозможные офиц. анкеты, он определяет себя то журналистом (что соответствовало полученной им в 1930 квалификации на ВКИ ГИИИ), то драматургом и литератором.

В кон. 1920-х Р. занимается газ. и журн. работой. Очерки и статьи публ. в лен. и моск. периодических изд. (иногда за подписью «А. Раз-ский», «А. Р.»): газ. («Лен. правда», «Смена», «Красная газ.» (веч. вып.), «Бытовая газ.» (где публикует рец. в рубрике «Фильмы текущей недели», анонсы, в т.ч. о неделе японского кино ― 1929. № 42), ж. («Рабочий и театр», «Искусство и жизнь», «Стройка», «Культура и быт», «Резец», «Звезда», «Вокруг света» и др.). Мн. статьи напис. совм. с Бахтеревым, в т.ч. под псевд. «Владимировичи», «Влад. Гранат».

Осенью 1929 Р. приглашен на работу в «Туркменкино» (Ашхабад) для создания докум. фильма о Туркмении. Напис. сценарий « Кочевье» (не был поставлен из-за отсутствия пленки).

Вернувшись в Л-д продолжил журналистскую деятельность, написал совм. с Бахтеревым ряд очерковых книжек (« Рождение коммуны » ― Л., 1930; « Культурно-бытовое товарищество » ― М.-Л., 1930).

С 1931 по приглашению С. Маршака начал работать в детской лит-ре, сотрудничал с детскими ж-лами (напр., «Костер», где опубл. ист. рассказ « Василий Блаженный ») и газ. (« Юные ударники » - очерки о первых аэростатах и автомобилях; «Ленинские искры» - очерки о сов. и американском кинематографе, статья «Чарли Чаплин» и др.); выпустил неск. книжек для детей (повести « Ревком в пустыне», «Келифский узбой», «Бибармейцы » ― посл. две в соавт. с Бахтеревым). В 1936 вместе с Бахтеревым, Введенским, Левиным, Олейниковым, Шварцем, К. Чуковским в составе бригады детских писателей и редакторов участвовал в лит. консультациях на конкурсе юных дарований.

Во втор. пол. 1930-х Р. пишет сценарии для короткометражных детских фильмов. Его подход отличает установка на обновление языка научно-популярного учебного фильма. Так, в заявке на сценарий звукового учебного фильма для детей « Как птицы дома себе построили » (1937, Лентехфильм. Первонач. « Птицы - строители »). Р. предлагает решить его в жанре «познавательной сказки», для этого «предельно беллетризовать» дикторский текст, преобразовать его из «сухого дикторства» в живую «игровую» речь - «бытовую, сказовую», кот. будет содержать в себе, «все необходимые поясняющие и «познавательные» моменты...» (ЦГАЛИ. Ф. 243. Оп. 2. Ед. хр. 71. Л. 63 об.). Р. сотрудничает с детским отделом радиовещания, для кот. совм. с Бахтеревым написал радио-пьесу « Измаил ».

С кон. 1930-х по сер. 1950-х Р. вместе с Бахтеревым обращается к драматургии, разрабатывая жанр ист. пьесы. В 1938 ими написана пьеса « Полководец Суворов », премьерный показ состоялся в Центр. театре Красной Армии и в Лен. академ. театре драме им. Пушкина, в 1940 пьеса изд. в изд. «Искусство»; в 1947 ЛАТД им. Пушкина предложил драматургам переработать пьесу для новой постановки, в новой постановке шла с 1949 по 1956.

В 1941 по рекомендации Маршака, Шварца и Голичникова Р. был принят в члены СП СССР.

В годы Великой Отеч. войны Р. совм. с Бахтеревым написал пьесу « Русский генерал » (о генерале Брусилове), в 1944 пьеса была поставлена Харьковским драм. театром им. Пушкина. Работал в лит.-агитац. бригаде ССП Узбекистана; в Совинфорбюро в отделе Латинской Америки. Награжден медалью «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отеч. войны» (1946).

В послевоен. время Р. совм. с Бахтеревым создал пьесы: « Ровно в полночь » (премьера - 1946, Гос. Театр им. К. Станиславского в М.), « Двойная игра » (1951, Витебский драм. театр им. Я. Коласа), « Откровение в бурю » (1962), « Племянник генерала Кестнера » (1967) и др.

Как сценарист Р. в этот период разрабатывает жанр биографич. фильма (об И. Кулибине, акад. И. Павлове, Н. Пржевальском и др.). В 1950 по сценарию Р. поставлена кинокартина « Александр Попов » (киностудия «Ленфильм»), фильм был представлен к Сталинской премии (1951), сценарий изд. в 1951. История изобретения беспроводного телеграфа и личность его создателя привлекали писателя с кон. 1930-х, тогда им был написан сценарий киноочерка « Изобретатель радио » (1939, «Лентехфильм»), а также сценарий биогр. фильма о Попове « Повесть о русском изобретателе » для моск. студии «Союздетфильм» (1939–40). Эта тема была продолжена в 1959, для Лен. киностудии науч.-поп. фильмов к 100-летию со дня рождения Попова Р. создал сценарий, построенный на докум. и архивном мат-ле (« Повесть о русском изобретателе »).

В 1952 Р. избран зам. председателя драмсекции ЛО ССП, являлся членом редсовета ЛО Изд-ва «Искусства».

В 1950-е, продолжая работать в драматургии, Р. стремился выйти за рамки ист. жанра, его привлекал приключенческий, авантюрный сюжет, динамизация действия, в целом развитие той линии русской лит-ры XX в., кот. в драматургии представляли пьесы М. Булгакова, а в прозе западное крыло «Серапионовых братьев», однако попытки исключить из пьес идеологич. компоненту встречали сопротивление ред. советов. Так, в 1957 в ЛО изд-ва «Искусство» обсуждалась пьеса Р. « Парижанка » (драма в 3-х действ.). В отзыве Евг. Мина говорилось: «Странное впечатление оставляет драма А. Разумовского “Парижанка”. Кажется, что это не произведение, написанное советским драматургом, а либо переводная французская пьеса, либо стилизация под “западную” мелодраму. В пьесе несомненно есть сценические достоинства: театральность, умело написанные роли, но в ней отсутствует главное - понимание процессов истории с позиции марксистско-ленинского мировоззрения» (ЦГАЛИ. Ф. 280. Оп. 1. Ед. хр. 205. Л. 13).

1960-е для Р. - период актив. творч. работы в кинематографе. Среди его сценариев: науч.-попул. фильмы « Чехов и Левитан», «Джон Рид », детские науч.-поп. фильмы « Как люди летают», «Прощай, паровая!» , музык. фильм « Сильва » и др. Р. не перестает быть экспериментатором, воплощая идею научно-худож. фильма, построенного на сочетании принципов научно-популярной и хроникальной кинематографии, с использованием элементов игрового кино, мультипликации, привлечении фото- и кино-документального мат-ла, журналистики (инт.-беседы). Такой подход лег в основу сценариев полнометраж. научно-худ. фильмов « Время», «Игорь Ильиский», «Мейерхольд » и др. («Кинохроника того времени. Фрагменты фильмов с участием Мейерхольда. Его портреты. Множество фотографий - в жизни, в ролях, среди актеров, на репетициях. Карикатуры. Рисунки и шаржи. Страницы режиссерских экземпляров пьес. Афиши. Эскизы декораций. Макеты. Зарисовки и фотографии отдельных сцен <...> Все это явится документальной основой фильма» (РНБ. Ф. 1254. Ед. хр. 39. Л. 6.)

Работа над сценарием о Мейерхольде (1965) была для Р. значима по многим причинам, в т.ч. возможностью погрузиться в мат-л той эпохи, кот. питала его собств. первые режиссерские и литер. опыты. Отвечая возможным оппонентам, продолжавшим оценивать тв-во в категориях «реалистичное» ― «нереалистичное» (чуждое, вредное), Р. писал: «Можно ли считать “нереалистичными” русские народные представления, ярморочные шутейные сценки, потешные масляничные игры, с их гротеском, буффонадой, условностью?! А ведь именно элементы таких вот народных театральных празднеств использовались Мейерхольдом в некоторых его спектаклях...» (РНБ. Ф. 1254. Ед. хр. 39. Л. 6).

В целом, за творч. жизнь Р. создал более 60 сценариев.

Соч.: ОБЭРИУ // Афиши Дома печати. 1928. № 2; Уоллес Бири (Wallace Beery). Очерк-характеристика. М.-Л., 1928; Культурно-бытовое товарищество. М.-Л., 1930 (совм. с И. Бахтеревым); Рождение коммуны [при швейной фабрике им. Володарского в Л-де]. Л., 1930 (совм. с И. Бахтеревым); Келифский узбой. М.-Л., 1932 (совм. с И. Бахтеревым); Бибармейцы. Л., 1932 (совм. с Бахтеревым, имя кот. не указ.); Ревком в пустыне. М.-Л., 1932; Полководец Суворов: Пьеса в 4 актах, 8 карт., с прологом и эпилогом. М., 1939 (и др. изд.; совм. с И. Бахтеревым); Русский генерал: Пьеса в 4 д., 7 карт. М., 1944 (совм. с И. Бахтеревым); Повесть о русском изобретателе. М., 1944; Ровно в полночь: Пьеса-приключение в 9 карт. М., 1945 (совм. с И. Бахтеревым и Н. Никитиным, подписано колл. псевд. Брайтон); Ровно в полночь: Повесть. Магадан, 1946. (совм. с И. Бахтеревым); Полководец Суворов: Драма в 5 акт. Л.-М., 1949 (совм. с И. Бахтеревым); Александр Попов: Киносценарий. М., 1951; Сильные характеры, острый сюжет (О сов. приключ. пьесе) // Сов. искусство. 1952. 3 сент. № 71 (совм. с И. Бахтеревым); Полководец Суворов // Пьесы сов. писателей. М., 1954. Т. 5 (совм. с И. Бахтеревым); Наука побеждать // На страже Родины. 1955. 24 нояб. № 277 (совм. с И. Бахтеревым); Под двумя флагами: Драма в 3 д. 5 карт. Л.-М., 1958; О Николае Олейникове // День поэзии. Л., 1964 (совм. с И. Бахтеревым).

Лит.: Жежеленко Л. Пути исторической драмы // Искусство и жизнь. 1939. № 6; Чумандрина М. О языке двух ист. пьес // Звезда. 1952. № 6; Сценаристы сов. худож. кино. 1917–67. Справочник. М., 1972; Бахтерев И. Когда мы были молодыми (Невыдуманный рассказ) // Воспоминания о Заболоцком. М., 1977; Рахтанов И. На широтах времени: Рассказы и очерки. М., 1980; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб., 1995; Российский ин-т истории искусств в мемуарах. СПб., 2003.

Ю. Валиева

  • Разумовский Александр Владимирович